Статья "Визуализация учебного процесса как необходимый фактор повышения качества образования"
статья

Шмелева Инна Витальевна

В начале учебного года  школьным психолого-координационным центром проводилось тестирование, по результатам которого определялось отношение учащихся к учебным предметам. К моему сожалению и удивлению, литература не всегда входила в число любимых предметов школьников. Почему? Что нужно сделать учителю, чтобы изменить ситуацию?

Работая совместно со школьным психологом, анализируя методическую литературу, я пришла к выводу, что решить эту проблему может личностно ориентированный подход к обучающимся и переход к современным технологиям преподавания предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualizatsiya_uchebnogo_protsessa.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Визуализация учебного процесса

 как необходимый  фактор повышения качества образования

В начале учебного года  школьным психолого-координационным центром проводилось тестирование, по результатам которого определялось отношение учащихся к учебным предметам. К моему сожалению и удивлению, литература не всегда входила в число любимых предметов школьников. Почему? Что нужно сделать учителю, чтобы изменить ситуацию?

Работая совместно со школьным психологом, анализируя методическую литературу, я пришла к выводу, что решить эту проблему может личностно ориентированный подход к обучающимся и переход к современным технологиям преподавания предмета.

Наблюдения ведущих психологов и методистов позволяют сделать вывод, что как минимум у 70% детей, испытывающих трудности в обучении, они связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа предлагаемым методам обучения.

Все обучающиеся делятся на 3 основных психотипа:

  • АУДИАЛЫ – 9 %
  • ВИЗУАЛЫ – 84-87 %
  • КИНЕСТЕТИКИ – 5 %

Каждый модальный тип по-своему воспринимает необходимую информацию. Соответственно методы и приемы, используемые учителем, эффективно действуя на одну группу обучающихся, не совсем подходят для качественного восприятия материала другой группой.

В настоящее время значительно увеличилось число детей «крайнего» визуального типа, что во многом связано с обилием всевозможных компьютерных игр, игровых приставок, увлечением телевидением, видеофильмами. Все реже и реже родители читают детям книги, рассказывают сказки. Это приводит к тому, что к началу учебы в школе слуховой канал восприятия информации развит слабо, что, в свою очередь, компенсируется развитием зрительного канала.

Итак, число детей визуального типа сейчас резко возрастает, а методы обучения  в школе во многом остаются прежними, основанными в большей степени на речеслуховой подаче материала. Анализируя данные следующей таблицы, я делаю вывод: чтобы повысить познавательную активность школьников,  прочность усвоения ими полученных знаний, заинтересовать их литературой, нужно применять новые методы и приемы, способы предоставления необходимой информации.

объясняют кому-либо сами                                                                      95 %

проговаривают в то время, как делают                                    90 %

основываются на личном опыте                                80 %

обсуждают с другими                               70 %

видят и слышат                          50%

видят                         30 %

слышат        26 %

читают 10%

Отсюда я определила следующие противоречия:

  • между традиционной методикой преподавания литературы, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими прочному усвоению знаний;
  • между традиционным подходом, предусматривающим одинаковые конечные учебные цели для всех обучающихся и современным подходом, где ученик получает право и возможность углубить знания по темам с помощью современных способов предоставления информации.

Исходя из данных противоречий, опираясь на опыт таких методистов, как Якиманская Ираида Сергеевна,  Ильин Евгений Николаевич, определила для себя тему и цель работы.

Тема: «Индивидуализация обучения как важный фактор интенсификации процесса обучения на уроках литературы»

Цель:

Формирование прочных знаний, умений и навыков через повышение познавательной активности обучающихся на уроках литературы.

Для чего нужно работать над повышением познавательной активности обучающихся? Нам, учителям, необходимо создать на уроках ситуацию, в которой ученик сам захочет чему-то научиться, привлечь его внимание, заинтересовать. Только тогда ребенок будет готов к приему информации, к творческой и исследовательской работе.

Мной были поставлены следующие методические задачи:

  • развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  • в процессе необходимого обучения закладывать нравственные основы личности;
  • формировать мировоззрение обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Решить эти задачи помогает личная концепция:

  • включение каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей;
  • творческий подход учителя к организации учебного процесса;
  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие сознания успешности на уроке.

Желание активно задействовать в учебном процессе больший процент  школьников, испытывающих трудности в обучении,  привести в соответствие  модальный тип ребенка с  предлагаемыми методами обучения  -  вот что привело меня к определению средств достижения поставленной мной цели. Визуализация материала, включение ребенка в разные сферы деятельности на уроке позволяют повысить познавательную активность, т.е. разбудить в ребенке интерес к учению.

Средствами достижения цели становятся  проектная и исследовательская  деятельность, цифровые образовательные ресурсы и графическая работа на уроках литературы.

Проектная деятельность позволяет развивать креативное мышление школьников, а использование межпредметных связей дает толчок к эстетическому, всестороннему развитию. Ребята учатся правильно работать с информацией.

Исследовательская деятельность развивает синтезирующие умения, т.е. учит анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать знания. Еще А.Дистервег говорил:

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Цифровые образовательные ресурсы  дают большие возможности и учителю, и ученику. Их использование приводит к визуализации учебного процесса, к заинтересованности предметом. Учащимся нравятся уроки, на которых одним из средств обучения является интерактивная доска. Также на уроках и вне их мы используем диски с готовыми уроками, тестовыми заданиями, дополнительной информацией. Огромное количество информации мы можем почерпнуть на образовательных сайтах Интернета.

Графическая работа.   Для оптимального восприятия учебного материала я считаю наиболее удачной формой использование опорных конспектов или схем. Опыт работы показывает, что они способствуют  формированию умения самостоятельно работать с источником информации, развитию памяти, логического мышления, учету индивидуальных особенностей детей. При этом реализуются сразу многие принципы оптимизации обучения, т.к. облегчается усвоение большого объема теоретического материала, концентрируя внимание на  наиболее существенных его частях.

  Опорные схемы-конспекты урока я начала использовать уже давно. Вначале это были наработки О.И.Любимова, учителя Воронежской средней школы. Затем я первой в школе перешла к использованию логико-смысловых моделей на уроках литературы. Логико-смысловые модели – это скелет урока, его краткий конспект. Учащиеся сами заполняют данные схемы по ходу урока, это помогает визуализировать материал, а значит, лучше его усвоить, запомнить.

Активизировать познавательную деятельность учащихся помогает и использование различных форм урока: исследование, экскурсия, диспут, лекция, обобщение. Но какие бы ни были выбраны формы урока, на каждом из них пытаюсь найти место современным образовательным технологиям: личностно ориентированный подход, индивидуализация обучения, здоровьесберегающий подход.

Использование вышеперечисленных приемов и методов на уроках русского языка и литературы обеспечивает положительную динамику качества знаний обучающихся и направлено на формирование ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных компетенций обучающихся.

Все обучающиеся в эти годы прошли итоговую и промежуточную аттестацию успешно и подтвердили свои годовые оценки.

В начале учебного года в 9 классе провела исследование, как же школьники готовятся к уроку, откуда берут информацию. Результаты таковы: читают книги – 45%, слушают аудиокниги – 8%, смотрят видео – 62%. Да, читают литературу сейчас мало, читательский интерес низкий. Привлечь ученика к книге, заинтересовать чтением на уроках литературы получается, используя в своей работе перечисленные выше способы, приемы, средства обучения.

Так уже в 10 классе наметилась устойчивая тенденция к повышению читательского интереса школьников. Если в начале года всего 45% учащихся регулярно посещали школьную библиотеку, то к концу года эта цифра увеличилась до 71%.

          Использование современных технологий, средств обучения играет немаловажную роль в процессе обучения. Но я всегда помню, что никакие цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные технологии не смогут заменить живого слова учителя. И для меня одним из приоритетных направлений в работе является синтез учебного и воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования

В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...

«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"

Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга  внутришкольного контроля;          2) получение систематической информации о качестве усвое...

Статья:ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

статья посвящена вопросам использования методики нейро-лингвистического программирования в рамках образовательного процесса....

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...