открытый урок по литературе
план-конспект урока (8 класс)

Екатерина Владимировна Мартемьянова

открытый урок по литературе на тему:«А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_lit.8kl.24.10.2019.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат

основного общего образования

г. о. Жуковский

Конспект открытого урока по предмету  литература

в 8 коррекционном классе  по теме

«А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы».

Учитель русского языка и литературы

Мартемьянова Е.В.

24.10.2019

Конспект открытого урока.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

Тип урока. Урок изучения нового учебного материала.

Цели урока:

  1. Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
  2. Знакомство с историей создания произведения «Капитанская дочка»;
  3. Показать жанрового своеобразия повести «Капитанская дочка»;
  4. Знакомство с героями повести и их историческими прототипами.

Задачи:

Обучающие:

     1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;

     2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

      3. Способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ;

Развивающие:

  1. Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;
  2. Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
  3. Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;
  4. Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

Воспитательные:

  1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

 2.Побуждать к активной положительной деятельности;

3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

 4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство";

 5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

Ход урока.

I. Орг. Момент. 

Слово учителя

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин». «Пушкин — наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин принадлежит всей России, всему миру. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», — сказал поэт Ф.И. Тютчев.

Лекция.

Мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России. С историей России связаны многие произведения поэта: «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник» и «Капитанская дочка».

Для того чтобы понять роман «Капитанская дочка», нужна знать об эпохе, которая тогда существовала. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Но на протяжении своего царствования  «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение.   Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

     Двор императрицы отличался  невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревнию Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию. Стр. 94 (учебник).

Презентация. История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

https://cloud.mail.ru/home/

Беседа  по дом.заданию( с.99-102).

1).Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к эпохе  Екатерины II ?

2)Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты, волнения в екатерининскую эпоху?

3)Что взволновало, встревожило министра народного просвещения Сергея  Семеновича Уварова? Что возмутительного нашел он в «Истории Пугачевского бунта»?

4) В чем значение исторического труда Великого Поэта России?

Вывод.

Учитель: какой предстал перед нами Пугачев в работе Пушкина «История Пугачевского бунта»?

Итог: Как историк Пушкин показал Пугачева, человека жестокого и бессердечного. А каким его он показал в художественном произведении мы посмотрим с вами на следующих уроках.

Домашнее задание: Составить характеристику Гринева. Главы с 1-8.

1. Кто были родители Гринева?

2. Какое воспитание получил Петруша Гринев?

3. Каких взглядов на военную службу придерживался его отец?

4. Как Гринев относится к своим родителям?

5. Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношениях к Савельичу и крепостным крестьянам?

6. В чем проявляются и на что направлены мужество Гринева, его вреность долгу, чести?

7. Какие черты характера обнаруживает Гринев в своих отношениях к Марье Ивановне.

8. Как относится Гринев к Пугачеву и его товарищам?

9. Как смотрит Гринев на современный ему государственный строй и как объясняет крестьянское восстание?

10. Что в Гриневе вызывает наши симпатии и чем он далек от нас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...