Пальчиковая гимнастика
учебно-методический материал

Е. Косинова Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов*.

Н.А. Бернштейн

  • Для детей от 6 месяцев до 6 лет
  • Подготовка руки к письму
  • Развитие речи

Что же происходит, когда ребёнок
занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее).
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

ФОНАРИКИ

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

ФОНАРИКИ

Вариант 2 (усложнённый).

Исходное положение. Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

Руками имитируем соответствующие действия:

—  Мы капусту рубим! (2 р.)        —  прямыми, напряжёнными ладонями

имитируем движения топора: вверх- вниз.

  • Мы капусту режем! (2 р.)  —  энергичные движения прямыми ладонями вперёд — назад.
  • Мы капусту Солим! (2 р.)        — пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

— Мы капусту жмём! (2 р.)        — энергично сжимаем пальцы в кулаки

то одновременно на двух руках, то поочерёдно.

— Мы морковку трём! (2 р.)        — пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх- вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

МЕСИМ ТЕСТО

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

−  Тесто мнём, мнём, мнём! —  руками совершаем движения, как будто лепим снежки.

  • Тесто жмём, жмём, жмём!
  • Пироги мы испечём! — очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочерёдно).

МОЕМ РУКИ

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

                        Ах, вода, вода, вода!

                   Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

                    Брызги — вправо, брызги — влево!

                    Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

                    Полотенчиком пушистым

                    Вытрем ручки очень быстро.

ПЕЧЁМ БЛИНЫ

Вариант 1.

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

                    Мама нам печёт блины,

                    Очень вкусные они.

                    Встали мы сегодня рано

                    И едим их со сметаной.

Вариант 2.

а)        левая рука касается стола ладонью, правая рука — тыльной стороной;

б)        смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью.

Упражнение можно выполнять на счёт «раз—два» или сопровождая движения стихами (см. вариант 1).

ФЛАЖКИ

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

                    Я в руках флажки держу

                    И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз—два».

«Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз.

«Два»: левая рука — опущена вниз, правая рука — поднята вверх.

ЁЖИК

Исходное положение. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

                    Маленький колючий ёж.

                    До чего же он хорош!

ЛОДОЧКА

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

                    Маленькая лодочка по реке плывёт,

                    На прогулку лодочка малышей везёт.

ПАРОХОД

Исходное положение. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены — это «труба».

                    Пароход плывёт по речке,

                    И труба дымит, как печка.

РЫБКА И РЕЧКА

Речка — волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя».

Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывёт,

Рыбка-малютка хвостиком бьёт.

ДЕРЕВЬЯ

Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

                    В поле дерево стоит,

                    Ветер ветки шевелит.

(Покачивать руками из стороны в сторону.)

                    Дует ветер нам в лицо,

                    Закачалось деревцо!

(Покачивать руками вниз—вверх, не сгибая пальцы.)

КОРНИ

Вариант 1.

Исходное положение. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счёт до пяти—десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

                    Высокие красивые деревья здесь растут,

(показать руками «деревья»)

                    А корни под землёю  для них водичку пьют.

{Показать руками «корни».)

Вариант 2.

Исходное положение. Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

ПТИЧКА ПЬЁТ ВОДИЧКУ

Исходное положение. Пальцы сложить «щепотью» — это «клюв».

Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее — имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощёлкать «клювом».

                    Наклонилась, захватила,

                    Подняла и проглотила.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ

Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

                    Вот птенцы, а вот — гнездо.

                    Всем птенцам в гнезде тепло.

ПТИЧКА  ЛЕТИТ

(усложнённый вариант)

Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими.

                    Птички летели,

                      (помахать «крыльями»)

                    Сели — посидели,

            (прижать ладони к груди)

                    Дальше полетели.

ЦВЕТОК

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

                     

                      Солнце поднимается —

                      Цветочек распускается!

                      Солнышко садится —

                      Цветочек спать ложится.

КОШЕЧКА

Вариант 1.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

                      Кулачок — ладошка.

                      Я иду, как кошка.

Вариант 2 (усложнённый).

При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз—два».

«Раз»: левая рука — кулачок, правая рука — ладошка.

«Два»: левая рука — ладошка, правая рука — кулачок. Повторить несколько раз.

САРАЙ

Пальцы рук соединить под углом — «крыша». Большие пальцы спрятать под «крышу» и прижать к ладоням.

                     

                       Этот домик называется сарай,

                      Кто живёт в сарае?

                      Ну-ка угадай!

ДОМ

1. Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить - это «труба».

                      Посмотри на дом с трубой.

                      В нём мы будем жить с тобой.

2. Руки поднять над головой, пальцы со единить под углом.

                      Вот стоит огромный дом,

                      Дом ужасно важный.

                      Сто окошек в доме том!

                      Он многоэтажный.

ТРУБА

Исходное положение. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри.

Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, — получается длинная «труба».

                      Дом стоит с большой трубой.

                      В нём мы будем жить с тобой.

                      Смотрит ввысь труба на крыше

                      И дымит, как будто дышит.

Список используемых источников:

  1. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика: Учебное издание - Москва: Издательство «Эксмо» , 2003. - 64 с.
  2. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику - Москва: Издательство «Эксмо» , 2009. -64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...

Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.

В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым тв...

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

Представлены пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"), предложенные И. Деннисоном и Г. Деннисоном; пальчиковые игры по лексическим темам.Использованы материалы с сайта http://defe...

Пальчиковая гимнастика для раздела "Спортивные игры"

Вот уже много лет применяю в подготовительной части урока при  прохождении программы по спортивным играм (волейбол, баскетбол) упражне...

Урок пальчиковой гимнастики

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие....

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Представлено пособие-памятка для родителей по проведению пальчиковой гимнастики; при изготовлении пособия использованы материалы с различных сайтов....