Разработка игры "Кошкак одуруг"
методическая разработка

Сценарий внеклассного мероприятия

«Кошкак одуруг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaboe_zveno.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»

Филологический факультет

 

 

 

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия

«Кошкак одуруг»

 

 

 

 

Выполнили:

Натпит-оол Ульяна Валентинвна

Таваажап Чайзат Эресовна

Эрендей Виктория Сояновна

 

Кызыл-2022

Игра: «Кошкак одуруг»

Аналог   телевизионной   игры «Слабое звено»

Цель игры:

 Закрепление и обобщение знаний учащихся по предметам «Родной язык и литература» 

Задачи:
 -Расширять кругозор учащихся;
-Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
-Воспитывать любознательность, любовь к родному языку, истории, краю.

Возраст игроков: 10-11 класс

Длительность игры: 1 час

Количество игроков: 14 человек

Статист: 1 человек

Оборудование: 15 листов бумаги.

Описание игры: 15 игроков становятся полукругом.  В центре полукруга, лицом к игрокам встают ведущие. Ведущий читает вопросы игрокам в порядке их расстановки в полукруге. Принимается первый высказанный ответ. Отвечая на вопросы, участники должны внимательно следить за ответами других игроков. После окончания каждого тура игроки выбирают двух самых слабых участников  и пишут их имя на листочке. Тот, кто набирает наибольшее количество голосов, выбывает из игры. Если игроки набирают одинаковое количество голосов для выбывания, то этим игрокам задаются дополнительные вопросы. Тот, кто правильно отвечает, остаётся в игре.

            В финал выходят 2 игрока. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.

 

 

 

 

1 тур. (14 человек х 1 вопроса = 14 вопросов)

  1. Тыва дыл каш чылда тургустунганыл? (1930 июнь 28)
  2. Тыванын чурттакчыларының саны (300 муң ажыг)
  3. Шөлүнүң хемчээли (170,5)
  4. Кожууннар саннары, аттары.
  5. Тыва Республиканың кожалары (Алтай, Бурят, Моол, Хаказ, Красноярск, Иркутск)
  6. Улуг-Хемниң солагай талазында эң улуг адыры (Хемчик)
  7. Тываның казымал байлактары.
  8. Хову -Аксында казымал байлак (кобальт)
  9. Тывада эң бедик даг (Мөңгүн-Тайга)
  10. Орхон-Енисей бижиин кажан чазып номчааныл (1893)
  11. Хаяда бижик деп чүл?
  12. Тывада саны чежел? (90)  
  13. Буруңгу көжээлерниң саны чежел? (200 ажыг)
  14. Тыва чоннуң алдарлыг удуртукчуларының бирээзи. 1939 ч. март 22 ону боолап, шиидип каан политик. (М. Буян-Бадыргы)

 

2 тур. (12 человек х 1 вопроса = 12 вопросов)

  1.  Кылдыныгның херек кырында боттанган азы боттанмаанынга чугаалап турар кижиниң хамаарылгазын илередир кылыг сөзүнүң хевирлерин чүү деп адаар бис? (наклонениелер)
  2.    Кылыг сөзүнүң кылдыныг боттандырар дугайында дужаал, айтыышкын азы дилег илередир наклонениези? (дужаал)   
  3.  Кылыг сөзүнүң кайы наклонениези херек кырында болган, бооп турар азы болур кылдыныгны илередип турарыл? (болуушкун)     
  4. «Ложка» деп сөстү тыва дылче очулдуруңар? (омааш, шопулак)
  5.  Кылыг сөзүнүң  кайы наклонениези өске кылдыныгның боттанырынга эргежок чугула кылдыныгны азы кылдыныг боттандырар күзелди азы дилегни илередип турарыл? (даар)
  6. Кылыг сөзүнүң кайы наклонениези өске бир кылыг сөзүнүң кылдыныын үе азы хемчээл талазы-биле кызыгаарлаар кылдыныгны илередирил? (кызыгаарлаар)
  7.  Даар наклонение кандыг айтырыгга харыылаттынарыл? (канчалза?)
  8. Бээриниң падежи хөйнүң санынга тургаш кандыг айтырыгларга харыылаттынар ийик? (Кымнарга? Чүлерге?)
  9.  «Меге» деп сөстүң антонимин адаңар? (шын)
  10.  «Бедик» деп сөстүң антонимин адаңар? (чавыс)
  11.   «Чалыы» деп сөстүң синонимин адаңар? (аныяк)
  12. «Арга» деп сөстү хөйнүң санынче салыңар? (аргалар)

 

3 тур. (10 человек х 10 = 10 вопросов)

  1. Кижи бодун кандыг ат орну-биле адаарыл? (мен)
  2.  Үениң аайы-биле ажыглалдан үне берген сөстерни кандыг сөстер дээр бис? (эргижирээн)
  3. «Авамның ынак оглу» деп шүлүкте орус оолдуң ады? (Огонёк)
  4. Мерген хем кайы кожуунда агып чыдарыл? (Тожу)
  5. «Авамның ынак оглу» деп шүлүкте авазының оглунуң ады? (Опай)
  6. «Араттың сөзү» деп чогаалда Албанчының уруун кым деп адааныл? (Сүрүңмаа)
  7. «Араттың сөзү» деп чогаалда Албанчының ашаан кым дээр ийик? (Данила)
  8. «Авамның тону» деп чечен чугааны кым бижээнил? (Михаил Дуюнгар)
  9. «Араттың сөзү» деп чогаалда маадыр каяа, кандыг оран-савага чурттап турган ийик? (тос чадыр)
  10. Ада-чурттуң дайыны каш чылда эгелээнил? (1941)

 

 4 тур. (8 человек х 2 = 8 вопросов)

  1. Үлегер домакты уламчыла: Ие төөгүзү – алдын, ада төөгүзү-… (мөңгүн).
  2. Үлегер домакты уламчыла:  Адалыг оол томаанныг, иелиг кыс … (шевер)
  3. Баштай ушкан эжин… (каттырбас)
  4. Демниг сааскан теве …. (тудуп чиир)
  5. Эжишкилер найыралы…. (эртине даг тургузар)
  6. Эки кижээ эш хөй, эки аътка… (ээ хөй).
  7. Далашкан күске… (сүтке дүжер)  
  8.  Эртем чокта... (эртен база дүн)

5 тур. (4 человек х 1 вопроса = 4 вопроса)

1.     Сарыг аскыр – сайт диди.

Сарыг довурак – бурт диди. (өрге)

2.     Ыракты ырак дивес –

Ылап чоруктуг,

Берт черни берт-межел дивес-

Бедик мербегейлиг. (аът)

3.     Чиңгир-кызыл торгу тоннуг,

Чигир-чимис амданныг. (честек кат)

4.     Ыргак оол ыглай берди. (хүлчүк)

ФИНАЛ. (2 человека 1 вопрос)

Задание.

Правильно написать слово: копее

Дополнительно: назвать самое длинное слова в тувинском языке (кара-бажыннаттырганнарывыстың)

 

Дополнительные вопросы:

  1. Бирги тыва дылдың шинчилекчизи?
  2. Бирги төөгү эртемнериниң доктору (Ю. Аранчын)
  3. Буян талдың буду чүс. (тараа)
  4. Тии чок торгум,
  5. Дизии чок чинчим. (дээр, сылдыстар).
  6. Ак ширтек хову шыпты (хар).
  7. Өттүнчектиң өөгүн чежип чадаштым. (көрүнчүк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...