Урок развития речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Самарева Ольга Викторовна

Данный урок хорошо использовать при изучении темы "Словообразование" в 6 классе. Подобранный материал позволяет научить детей "попробовать" себя в роли создателей новых слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Slovotvorchestvo.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Урок развития речи.

Словотворчество

Цель урока:  1) Дать понятие о составлении новых слов;

                   2) Показать принцип «придумывания» новых слов;

                       3) Познакомить обучающихся с правилами «создания» новых слов в           соответствии с нормами русской морфологии, грамматики и орфографии.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сообщение темы урока, постановка задач.

  1. Речевая разминка.

Стихотворение записано на доске или выведено на интерактивную доску:

Сережа хвастал Тане,

Что в зоопарк ходил,

Что льва кормил с ладони,

Катался на питоне,

Слона за хвост водил.

Еще сказал он Тане,

Что гладил в клетке рысь,

Что пончики у пони

В субботу родились.

- Прочитайте стихотворение про себя.

- С какой интонацией его следует читать? Какое слово подсказывает нужную интонацию?

- Прочитайте стихотворение вслух, соблюдая нужную интонацию.

- Какое слово обратило на себя внимание и чем?

- Как образовал это название детенышей пони Сережа?

- А как же нужно называть детенышей пони ?

  1. Работа по теме.

- Где чаще всего мы можем встретить непривычно составленные слова? (В детской речи, т.к. ребенок составляет новые слова, еще не зная законов языка.)

1. -  Прочитайте маленькие монологи и диалоги детей из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти».

- Как вы думаете, почему именно этот возраст так интересен автору?

Текст №1.

- Почему ручей? Надо же журчей, ведь он не ручит, а журчит…

Текст №2.

- Мама, утки утьком идут.

- Гуськом.

- Нет, гуськом- гуси, а утки- утьком.

Текст №3.

- Почему ты говоришь: «Ногти»? Ногти у нас на ногах. А которые на руках- рукти.

- Как образованы детьми новые слова?

- Удачны ли эти новообразования? Почему?

2. - Объясните значение каждого «детского» слова и покажите, как оно образовано:

        Шолкий, грозительный (палец), червячее (яблоко), низота, колоток, жукашечка, пианинщик.

3. –Прочитайте тексты. Определите, для чего и как создали новые слова поэты:

Текст №1.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Текст №2.

Долг наш-

                     реветь медногорлой сиреной

В тумане мещанья,

                                   у бурь в кипенье.

Поэт

           всегда  

                        должник вселенной.

4. – Спишите текст. Разберите каждое слово по составу. Попробуйте определить, какой частью речи является каждое слово, свой ответ аргументируйте. На основе этого сделайте «перевод» стихотворения Л. Кэрролла.

Червело. Ужные мрави

Кузали на снову.

За нисом прали курави,

Склюняя пелаву.

5. – Сравните свой перевод с текстом:

- «Червело» означает, что уже пять часов. Еще только вечереет, но уже немного чернеет.

- Ясно,- сказала Алиса,- а теперь слово «ужные».

- Так. «Ужные»- это, конечно, похоже на ужей и чаще всего выползающих к ужину. Ты понимаешь, что тогда червело, то есть вечерело.

- Здорово!- обрадовалась Алиса.- А «мрави»?

- «Мрави» почти муравьи. Но появляются они только во мраке.

- Теперь я понимаю,- раздумчиво сказала Алиса,- а что такое «кузали»?

- Это совсем просто. Мрави скакали и стрекотали кузнечиками. А на «снову»- значит на сонном, вечернем лугу снова и снова без передышки.

- А за «нисом»- это, наверное, за низким лесом!- догадалась Алиса.

- Молодец,- похвалил ее Желток- Белток. «Прали», естественно, одновременно парили и орали.

- Кто орал и парил?- спросила Алиса.

- Конечно же, «курави»!- воскликнул Желток- Белток.- Они похожи сразу на журавлей и куриц. Но слишком уж курчавые и любят покуражиться над кем-нибудь.

- «Склюняя», наверное, склевывая?- начала Алиса.

- Верно!- воскликнул Желток- Белток, но эти курави не только клюют, но и одновременно линяют. Шерсть так и летит клочьями. Труднее всего, пожалуй, объяснить последнее слово- «пелаву». Тут что-то про траву. Но трава уж очень странная. Пела она, что ли, когда ее склюняли? Ну, это уже неважно. Все понятно?

- Все! Спасибо!- поблагодарила Алиса.

6. – Придумайте новые названия привычным для нас предметам:

Учебник, ручка, язык, стол, ложка, чашка.

- Запишите их, объясните, как они образованы. Помните, что нужно как можно точнее назвать предмет.

  1. Итог урока.
  2. Задание на дом:
  1. Поинтересуйтесь у родных, какие слова вы придумывали, когда были маленькими. Разберите эти слова по составу и объясните, как они образованы.
  2. Нарисуйте несуществующих животных, назовите их, объясните эти слова по составу и объясните, как образовали это название


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...