Урок - путешествие в страну Крылатых выражений
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Стишилина Татьяна Дмитриевна


Урок "Путешествие в страну Крылатых выражений" является заключительным в изучении раздела русского языка "Фразеология", 6 класс. нетрадиционная форма проведения урока позволяет открыть учащимся новое, обобщить и закрепить полученные знания по теме "Фразеология. Источники фразеологизмов". Предложенные виды работы помогают учителю приобщить учащихся к серьёзной мыслительной деятельности, воспитать внимательных и вдумчивых ценителей слова. Разработка урока содержит вопросы и задания, которые могут быть использованы во внеклассной работе по предмету русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Стишилина Татьяна Дмитриевна, г.Балаково, МОУ «СОШ №4»

Урок – путешествие по русскому языку, 6 класс.

Тема: «Путешествие в страну Крылатых выражений»

Цель: Обобщить знания по теме «Фразеологизмы»

Оборудование: Музыкальное оформление, рисунки, презентация, костюмы героев путешествия.

                                                             Ход занятия.

Звучит музыка

Ведущий:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну «Крылатых выражений». Это будет трудное путешествие, с различными преградами. Но чтобы нам справиться с трудностями, вы должны ответить на вопросы. И после этого мы отправимся в путешествие.

Скажите, что это за крылатые слова?  Назовите  фразеологические обороты. (Дело в шляпе, бить баклуши, заткнуть за пояс и т.д.)

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень умные и грамотные.

Ну, что же, друзья, в путь. Приятных вам приключений. Командир, заводи звездолёт. (Звучит космическая музыка)

Ой, смотрите, да мы уже приближаемся к городу. А какая здесь интересная архитектура. Посмотрите, что это там на башнях? А, да это же флюгеры. Они так заманчиво хлопают своими сказочными крыльями, будто бы приглашают нас в гости.

Командир:

- Внимание! Внимание! Говорит командир команды. Всем хлопнуть в ладоши. Мы приземляемся перед воротами одного из удивительных городов страны Русского языка, города «Крылатых выражений».

Ведущий:

Взгляните, а нас уже встречают. Кажется, это стража. Ребята, я чувствую что-то недоброе. Стража не хочет пускать нас в город.

Ведущий и командир:

- В чём дело?

1 стражник:

- Дело? Дело в шляпе! (Отвечает важным голосом.)

 2 стражник (поясняет):

- Вы сможете пройти в наш город в том случае, если ответите на наш вопрос. Мы просим вас рассказать, откуда произошло выражение «дело в шляпе»?

( Ученик рассказывает о происхождении выражения «Дело в шляпе», задание даётся заранее.

Дело в шляпе

Очень давно, когда почти и железных дорог не было, все важные документы из одного города в другой перевозили специальные люди – гонцы. Помните, в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина:

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят,

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

Иногда гонцы хранили эти письма в сумке, но их, как вы убедились, легко было найти и подложить другие. Гонцы старались спрятать документы так, чтобы они не потерялись, чтобы их нельзя было найти сразу, и в пути их часто хранили в шляпах. Вот отсюда и пошло выражение дело в шляпе.)

Стража:

- Молодцы, ребята! Теперь ворота нашего города открыты для вас.

- Ах… Да не уж-то это король идёт приветствовать вас?

Король:

- Как я рад! Как я рад, что мне выпала честь принимать в своём городе столь замечательных гостей. Вы уже , наверное, догадались, что я король. Меня зовут Водить за нос, а это моя свита: Лопнуть от зависти и Дело в шляпе.

(Король приветствует ребят, кланяясь.)

- Ой, прошу прощения, что я вам здесь зубы заговариваю и не приглашаю в свой замок.

Ведущий:

- Ребята, представьте, что вы находитесь в замке старины. Это красивое здание, с массивными колоннами белого цвета. Вот открывается дверь, и вы попадаете в залу, наполненную солнечным светом. А кто это в углу сидит?

Король:

- А это наш знаменитый Козёл отпущения.

Ученик-зритель:

- А что он умеет делать?

король:

- О, он у нас очень умный. Он учит наши крылатые выражения "бить баклуши, ходить гоголем и заговаривать зубы".

Козёл отпущения:

- Кого я вижу! Это никак олухи царя небесного решили посетить наше царство.

Ученик-зритель:

- Извините, но мы не олухи царя небесного.

Козёл отпущения:

- Ой, ой! Прям уж и  пошутить нельзя. А вот мы сейчас и проверим: олухи вы или нет. Я вам прочитаю вопросы, а затем - рассказ. И посмотрю, какой ответ вы дадите.

Вопросы к рассказу (записать на доске)

1. Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку)

2. Что означает это выражение?

3. Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? Почему?(рисунок к рассказу сделан учениками заранее)

Рассказ.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами ,говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. потом он мне покоя не давал: "пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. пять километров одним духом отмахали. А нашего "приятеля" дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье:

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому - нибудь голову морочит.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, -успокоил нас дед, -со мной пойдёте.

И пошли, и рыбу ловили, и костёр развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

(Учащиеся отвечают на вопросы)

Козёл отпущения:

- Я вижу, что вы умные ребята. Беру свои слова обратно. А в награду, я познакомлю вас с улицами своего города. Эй, Олух царя небесного, пойди сюда и поприветствуй гостей. (выходит Олух) Познакомьтесь. Это наш экскурсовод. Он познакомит вас с улицами города. (На доске - карта с улицами города)

Экскурсовод:

- Вы ещё не устали? Тогда в путь.

1.Вот улица Ремесленников. Здесь проживают выражения: бить баклуши, тянуть канитель, попасть впросак, блоху подковать. А кто из вас знает, что означает выражение "бить баклуши"? (ученик рассказывает о выражении "бить баклуши")

Бить баклуши

Когда кто-то бездельничает, ему нередко говорят: "Перестань бить баклуши!" Что за странное обвинение? Что такое "баклуши" и кто и когда их "бьёт"?

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Что бы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.

2. Следующая улица Музыкантов.  Населена она фразеологизмами «тянуть канитель, играть первую скрипку, плясать под чужую дудку»

Задание: С помощью мимики и жестов изобразить фразеологизм : хлопать глазами, вскружить голову, скалить зубы, найти общий язык, прибрать к рукам, прожужжать все уши, зубы заговаривать.

3. А это улица Занимательная. Здесь живут такие слова, которые любят поиграть. Сейчас с вами Белая ворона поиграет в игру «Восстанови фразеологизм»

Белая ворона:

- Сегодня я выполняю очень важную миссию, мне необходимо провести игру «Восстанови фразеологизм».

Условия игры. В игре принимают участие три команды по четыре человека в каждой команде. По очереди  каждый член команды заканчивает фразеологический оборот. Побеждает команда, которая раньше всех справится с заданием.

Задания для команд:

1 команда.

Делить шкуру неубитого ___________(медведя)

Сесть на любимого ________________(коня)

Купить ________ в мешке (кота)

Пустить __________в огород (козла)

2 команда.

Набито как в бочке _____________(селёдки)

Дуется как ____________на крупу (мышь)

Считать __________(ворон)

Дразнить ___________(слона)

3 команда.

Брать _________за рога (быка)

Смотреть как ____на новые ворота (баран)

Писать как _________лапой (курица)

Прокатить на __________(черепахе)

Игра со зрителями. Соревнование «Кто больше?»

За пять минут каждый из играющих должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, зуб, язык, рука, нога (на выбор)

4. Следующая улица Юмора. Здесь мы сможем узнать, кого можно за пояс заткнуть, почему иногда водят за нос, а иногда остаются с носом. Почему иногда водят за нос? Не знаете?! Тогда смотрите.

Сценка «Водить за нос»

Рассказчик: «поезжайте в Среднюю Азию. Там на дорогах вы увидите странную картину. Идёт крошечный мальчуган и ведёт за собой огромного верблюда. Животное идёт послушно, потому что ребёнок тянет его за верёвку, привязанную к кольцу, продетому в ноздри. Попробуй не подчинись! И не хочешь, а пойдёшь следом, если тебя ведут за нос.

Экскурсовод:

- Но вот и закончились наши улицы. До свидания, ребята! До скорых встреч!

Командир:

- Да, жаль расставаться с весёлыми, остроумными жителями города Крылатых выражений. Но мы ещё  встретимся с нашими друзьями. А сейчас в путь. Звездолёт ждёт нас. (звучит музыка)

Ведущий:

-  Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, что вам оно понравилось, вы узнали много нового и интересного. Всего вам доброго!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну "Чередующие гласные"

Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас....

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"

Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...

Урок по истории в 5 классе на тему:Урок – путешествие в страну египтян.

Тема: Урок – путешествие в страну египтян.Тип урока: урок обобщенияЦель урока: повторить и обобщить полученные знания по теме“Древний Египет”.Задачи:Образовательная– проверить ...