Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Воронина Ирина Владимировна

Конспект урока содержит материал для закрепления материала и комплексного анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voronina_i.v._tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Предмет

Урок русского  языка

Класс

8

 

Тип урока

Комплексное применение знаний (выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия)

Вид (жанр)

Практикум

Цели урока

  1. развивающая: совершенствование навыков правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи;
  2. обучающая: отработка навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым; конструирование предложений, в которых необходима постановка тире.
  3. воспитывающая:  воспитывать бережное и внимательное отношение к слову, книге,чтению.

Задачи урока
(
учащиеся приобретают умения и навыки анализировать, выделять главное, строить аналогии, сравнивать, обобщать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия)

  1. совершенствовать умение производить комплексный анализ текста;
  2. отрабатывать навыки и умения выполнять мыслительные операции: узнавание, понимание, применение, анализ, оценка;
  3. развивать комплекс ключевых компетентностей школьников: развитие культуры речевого поведения,  строить собственное высказывание;
  4. воспитывать у учащихся культуры чтения, внимание к выбору литературы.

Необходимое оборудование

презентация к уроку по
теме, раздаточный материал,опорные схемы.

Подробный конспект урока

Ход и содержание урока

 

I. Организационный     момент
(мотивация учебной деятельности: сообщение учащимся цели предстоящей работы)

Слайд №1

Учитель.
- Сегодняшний урок русского языка мы посвятим отработке навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым ,работая с текстом, отдельными предложениями, и попытаемся создать собственный текст, используя предложения с составным именным сказуемым.

II Текстоведческий анализ

 

Слайд №2

Слайд № 3

Слайд № 4

 Учитель.

 1.Перед вами текст. Прочитайте его.

Искусство читать искусство чувствовать и мыслить. Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать годы и оживают, когда приходит собеседник. Они умеют ощущать печаль и радость, потому что в них вложены страсти. Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили чувства, те самые, которые переживаем мы. Мы только размышляем о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. В течение всей жизни книги ждут от нас усилия души

Если всю жизнь читать и перечитывать великие и замечательные книги, все равно времени не хватит.

Чтение  это (не) торопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев.  Ра…тянуть время чтения  значит замедлить  ра…тавание с эпохой которая только в книге и есть. Когда  читаеш… быстро и много, душа (не) успевает пропитат…ся.

(По В. Лихоносову. «Записки перед сном»).

Определите его тему/ О воспитании культуры чтения.  Искусство читать/

основную мысль  /надо воспитывать в себе культуру чтения, для этого важно уметь выбирать книгу, чтобы найти главное, необходимо её перечитать./

2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а)   Читать быстро и много – это не всегда полезно.

   б) Перечитывать страницы любимых книг – это огромное   наслаждение!

   в) Чтение – это прежде всего удовлетворение потребности узнавать новости.

   г) Книги ждут от нас усилия души.

 III.  Словарная работа


Слайд № 5 

 

 1.Найдите в тексте слова, правописание которых определяется правилом написания одной буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий.

/ вложены,проложены/

2. Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется наличием звонкого или глухого согласного после приставки.
/Размышляем, растянуть, расставание/

IV .  Актуализация  знаний. Проверка понимания темы

 Слайд № 5 

Слайд № 6 

Слайд № 6 

 

 

  1. Фронтальный опрос
  1. Что называется сказуемым?
  2. На какие группы делятся сказуемые?
  3. Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

2.Работа с текстом

Выпишите предложения,  в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Объясните его постановку.

3.Анализ опорных схем

   V.Работа по нахождению и исправлению ошибок в постановке тире между подлежащим и сказуемым. Построение связного высказывания.

Слайд № 7 

Учитель: Исправьте ошибки, объясните их
 и проверьте себя

1.Услуга в дружбе вещь святая.

2. Степь – словно большой солнечный диск.

3. Плохой товарищ – не подмога.

4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.

5. Солнце – ярко, небо – сине.

6. Властвовать значит доверять.

7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский

  1. Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)
  2. Степь словно большой солнечный диск.
  3. Плохой товарищ не подмога.
  4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.).
  5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)
  6. Властвовать - значит доверять.
  7. Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский.

VI.Конструирование предложений

Слайд № 8

Учитель: Перестройте предложения так, чтобы в нем появилось составное именное сказуемое с нулевым глаголом-связкой. Запишите их,обозначив грамматическую основу.

  1. В историю русской литературы А.С.Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель русского литературного  языка.

  1. Лирическая поэзия Пушкина  была зеркалом  его личности и в то же время  отражала настроение его поколения.

  1. Новый этап творческого пути Пушкина

 отразился в поэме «Руслан и Людмила».

VI I. Подготовка и написание сочинения миниатюры.

Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12

Слайд № 13

1.Чтение высказываний о книге. Объяснение постановки тире между подлежащим и сказуемым. В каком предложении отступление от  правил?

 Книги – лучшие друзья.( Альфонс Доде.)

Хорошая книга – точно беседа с умным человеком

(Л. Толстой)

Книги – это ум в картинках. (Милорад Павич )

Книга – это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола. (Георг Лихтенберг )

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются : и старые, и малые. (В.Г.Белинский )

Книги – духовное завещание  одного поколения другому( А.И. Герцен )

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Френсис Бекон )

Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга. (Вольтер )

2. Знакомство с темой сочинения.«Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга.» Согласны ли вы с этим утверждением философа Вольтера? Свой ответ аргументируйте.

 3. Построение сочинения –рассуждения. Повторение основных составляющих композиции.

  1. Запись тезиса сочинения

Известный французский философ Вольтер писал: «Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга».

  1. Самостоятельная работа над сочинением

VI II. Подведение итогов.

Учитель: А теперь давайте вместе подведем итоги.

  1. Какие знания, умения и навыки вы приобрели сегодня на уроке?
  2. Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
  3. Какие задания выполнять было легко и интересно?

  VI.    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Слайд № 14

Учитель: напишите сочинение-рассуждение, взяв за основу тезис; выразите свое согласие или несогласие с позицией автора; следите, чтобы ваша точка зрения была аргументирована  (текст дается на дом; если остаётся время, учитель может выразительно прочитать текст):

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

г.Вольска и Вольского района

Семинар-практикум

«Разноплановая работа с текстом как основа подготовки к ГИА по русскому языку»

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок русского языка в 8 классе

подготовила учитель русского языка и литературы

 МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3

Г.Вольска Саратовской области»

Воронина Ирина Владимировна

27 октября 2011 г.