Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Первый урок по теме "Однородные члены предложения" по программе Разумовской. Введено понятие "Градация", использованное для словарно-орфографической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

                 

              Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Однородные члены предложения»

Цели урока:

1)образовательная: познакомить учащихся с понятием «однородные члены предложения» и постановкой знаков препинания при них;

2)развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

3)воспитательная: учить детей быть доброжелательными, внимательными друг к другу и своим близким;

4) здоровьесберегающая: создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизических особенностей.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное оборудование, тест, новогодние открытки.

Ход  урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, ребята.

Прозвенел звонок веселый: начинается урок!
На гостей все посмотрели, поздоровались и сели.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

2.Словарно-орфографическая работа.

Градация- – (лат. Gradatio, ступенчатое повышение), постепенность в переходе одного к другому уровней, оттенков краски, звука. 

Словарь литературных терминов.

Рассмотрим это на примере. Выходя ранней осенью утром в школу, вы чувствовали, что на улице прохладно.Поздней осенью на улице стало? (холдно) А как стало с приходом зимы?(морозно).Мы расположили эти слова в порядке усиления признака: прохладно, холодно, морозно. Такой прием и называется ГРАДАЦИЕЙ.

Ребята, а какими по отношению друг к другу будут эти слова, если мы их включим в предложение? (однородными) .

Слова есть в русской речи,

Не очень-то внешне похожие,

Но полномочия на них

Поровну возложены.

И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,

И между ними правильно

Должны расставит знаки мы.

Шагают вереницею они за словом главным,

Оно ими командует и за собой их тянет.

Наверное, вы поняли,

Слова те благородные

Все называют в языке

Конечно…

3. Запишем в тетрадях тему урока: Однородные члены предложения. Ребята, я заметила, что вы очень многое уже знаете, так что же вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке? Зачем нам нужно изучать такую тему урока, как  однородные члены предложения? Для чего нам нужны однородные члены предложения?(мотивация)

4. А сейчас мы с вами немного повторим то, что уже вам знакомо по данной теме. Перед вами  на экране вопросы. Давайте попробуем ответить на них.

  1. Какие члены предложения называются однородными?
  2. Какие члены предложения могут быть однородными?
  3. Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
  4. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

 5.Молодцы, ребята! Да, действительно,

  1.    Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Относятся к одному и тому же члену предложения.
  3.    Однородные члены не зависят друг от друга.
  4.    Они произносятся с интонацией перечисления.
  5.    Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

  6. Пришло время поговорить о знаках препинания при однородных членах предложения более подробно. Рассмотрим схемы на экране.

  1. О, О.
  2. О и О.
  3. О, а О.  (могут употребляться союзы  но, да)
  4. и О, и О, и О, и О.

7. Ребята, какой зимний праздник вам нравится больше всего?

У зелёной ели ветки поседели,

Значит, на дворе зима: вьюги да метели.

Значит, скоро Новый год

Обязательно придет.

Ребята, у вас на партах лежат поздравительные телеграммы, но вот беда- часть текста пропала. Давайте выполним задание и восстановим текст, используя ОЧП.

    Поздравляем всех О, О и О.

Приглашаем на праздник О, и

О, и О. Здесь вас ждут О, О.

                                  Ваши О и О.

Прочитаем полученный текст. Молодцы, вы замечательно справились с заданием, хорошо поработали. А теперь давайте отдохнем.

8.Физминутка.На улице зима. В такое время очень быстро и просто подхватить простуду. Давайте проведем физминутку, которая нам поможет оставаться здоровыми!

Раз –рука, два рука

Лепим мы снеговика

Три-четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире

Пять- найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз,

Шесть- наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь- мы плясать его попросим.

Вытянуть поочередно руки вперед.

Лепим снежки.

Поглаживаем шею с обеих сторон

Рукой полукруг

Кулачками растираем крылья носа

Приставляем ладони ко лбу козырьком и растираем лоб.

Поглаживаем колени ладошками.

Топают.

Молодцы, присаживайтесь потихоньку, продолжаем работать.

9.    Работа с учебником.

страница 157, упражнение 467.(Комментированное письмо)

  1. Прочитайте текст.
  2. Спишите первый абзац, вставляя в нем пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

10. Запишем домашнее задание.

  1. Всем: § 60, правило.

               Упражнение 466, стр.157

                            (по заданию учебника)

  1. Для удовольствия:

        Напишите стихотворение о зиме используя слова:

                    … снежинки

                    … на тропинке

                    … у реки

                    … уголки

                    … дома

                    … зима.

11.Ребята, а сейчас я попрошу вас закончить предложения: Сегодня на уроке

Я узнал …..

Я научился….

Мне было легко….

Мне было сложно ….

12.Ну, и самое последнее наше задание включает в себя тест. Выполнять вы его будете по вариантам.

Рефлексия(Эмоциональная).

(Ребята, если вам понравился урок, поднимите правую руку, положите ее себе на голову, погладьте себя по головке и скажите: «Какие мы молодцы!»)

 Всем спасибо за урок.

Вариант 1

1 Укажите правильную формулировку.  Однородные члены  отвечают…

    А. на разные вопросы

    В. на один и тот же вопрос

    С. на какие хотят

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …

    А. относятся к одному и тому же члену предложения

    В. читаются без перечислительной интонации

    С. относятся к разным членам предложения

3. Найдите предложение с однородными членами

  1. Хохот  и песни слышались повсюду.
  2. На весенней лужайке расцвели колокольчики.
  3. Мы любим свою Родину.

4. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Ослепительное солнце заглянуло в окно.
  2. В лесу живут разные звери.
  3. В лесу весело поют соловьи и кукушки.

5. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

  1. Захотел медведь меду, и полез на дерево.
  2. Травка зеленеет  и  солнышко блестит.
  3. Мы любим зимой кататься на лыжах.

Вариант 2.

1. Укажите правильный ответ. Если  2 однородных члена соединены одиночным союзом   И, то между ними…

    А.  ставитcя  запятая

    В.  не ставится запятая

    С.  ставится точка с запятой

2. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

  1.  Я помню лес, палатку у костра
  2. Ученье , и труд к славе ведут.
  3. Нам не видать былых сражений

3. Укажите правильный ответ. Если  2 однородных члена соединены союзом   А, то между ними

    А.  ставитcя  запятая

    В.  не ставится запятая

    С.  ставиться точка с запятой

4.  В предложении (Чаще всего ворона таскала сахар, печенье, колбасу.)    однородными   членами являются:

  1. сказуемые
  2. подлежащие
  3. дополнения

5    .Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Наступила долгожданная весна, и побежали ручейки.
  2. Свежесть утра, роса, ветерок и пение птиц наполняли сердце Лизы.
  3. Вкрадчиво пронеслись первые звуки симфонии.                                                        

Самоанализ урока в 5 В классе

по теме «Однородные члены предложения».

Считаю, что дети были активно включены в работу урока, мобилизационное начало урока необычное со стихотворения.

Формирование мотивации проходило через вопрос: для чего нужны в речи однородные члены предложения? Триединая дидактическая цель предполагает наличие трех аспектов: образовательного. В начале урока был четко определен объем и уровень знаний, уровень формирования знаний, умений и навыков. Воспитательного: определение нравственных и эстетических качеств личности. И Развивающего :в начале урока проведена словарная работа, которая способствовала овладению всеми видами памяти. Считаю, что во время урока происходило развитие познавательных интересов и развитие самостоятельности учащихся. Пятиклассникам было предложено заполнить текст телеграммы, тем самым были реализованы возможности по развитию речи каждого ученика.

Перед этой темой были изучены главные и второстепенные члены предложения, которыми теперь учащиеся могут распространять и осложнять простое предложение. далее предстоит закрепить полученные  на сегодняшнем уроке знания и рассмотреть тему «Обобщающие слова при ОЧП».

Структурные элементы урока сохранены и выполнены: организовано начало занятия, учащимися получены новые знания по теме урока, систематизированы. Проведена первичная проверка изученного при восстановлении деформированного текста. При выполнении упражнения учебника ребята закрепили знания по теме урока. Знания, полученные на уроке проверены выполнением теста с самопроверкой. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению на уроке даны. Для каждого этапа урока есть свои дидактические задачи: знакомство с новым словом и его непосредственной связью с темой урока, развитие речи учащихся, повторение ранее изученных орфограмм,  изучение нового материала.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Содержание учебного материала соответствует государственному стандарту, через дидактический материал реализована связь с действительностью.

Считаю, что объем материала на уроке был оптимальным.

Выбор методов обучения осуществлен исходя из цели урока и его содержания. Использованы метод формирования интереса к учению , метод поощрения, словесные методы, наглядные, сочетание словесных и наглядных методов, инструктаж, метод контроля и самоконтроля.

На уроке использованы различные формы работы: фронтальная, парная, сочетание различных форм работы.

Во время урока происходило формирование интеллектуальных навыков, навыков работы с учебником, коммуникативные навыки, навык самоконтроля при проверке теста.

На уроке использованы такие средства обучения, как ТСО.

Работоспособность детей на уроке достигалась за счет смены деятельности и использования новых средств обучения.

Считаю, что в ходе урока поставленные цели были достигнуты, а задачи решены.

Приложение

НОВОГОДНЯЯ ТЕЛЕГРАММА

    Поздравляем всех ______, ________ и _______________.

Приглашаем на праздник _______ и________, и___________.

Здесь вас ждут _________, _______________

                                  Ваши __________и _______________

  1. вольствия:

        Напишите стихотворение о зиме используя слова:

                    … снежинки

                    … на тропинке

                    … у реки

                    … уголки

                    … дома

                    … зима.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

                                         Зима.

Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разм…тала их по дорог… . Собрались птицы покр…чали и пол…тели за высокие горы в теплые края.

Остались только воробьи в…роны галки   чижи  и с…нички. Накинулась зима на зв…рей  запор…шила снегом п…ля  зав…лила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко б…гут  сердито молотками постукивают по озерам, прудам рекам и морям.                                                              (К. Ушинский)

Физминутка

Раз –рука, два рука

Лепим мы снеговика

Три-четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире

Пять- найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз,

Шесть- наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь- мы плясать его попросим.

Вытянуть поочередно руки вперед.

Лепим снежки.

Поглаживаем шею с обеих сторон

Рукой полукруг

Кулачками растираем крылья носа

Приставляем ладони ко лбу козырьком и растираем лоб.

Поглаживаем колени ладошками.

Топают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....