урок русского языка в 8 классе по теме "Приложение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

   Страницы истории родного края, многие из которых до сих пор хранят многочисленные тайны, тесно переплетаются с именами великих исторических деятелей, писателей, художников. 

  Данный урок русского языка в 8 классе поможет учащимся не только в усвоении нового материала, но и в расширении своих знаний о легендарном острове Свияжск, построенным еще Иваном Грозным и воспетым А.С.Пушкиным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приложение.

Цели:

  1. дать учащимся понятие о приложении как особом виде определения;

               познакомить со способами выражения приложений;

               формировать правописные умения;

  1. развивать монологическую и диалогическую речь; способствовать овладению выразительными свойствами языка;

  1. способствовать расширению знаний учащихся о культуре родного края, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

  1. учить восьмиклассников находить приложения в предложении, определять, чем выражены приложение и определяемое слово, как они согласуются;
  2. отработать навыки опознавания приложений в тексте и употребления их в устной и письменной речи;
  3. вырабатывать умения пунктуационного оформления приложений.
  4. совершенствовать коммуникативные умения.

Тип:урок усвоения новых знаний.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация (видеоряд),  дидактический материал (распечатка текста для анализа; текста для самостоятельной работы в парах)

Формы и методы: фронтальная и работа в парах; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. «Мозговой штурм»

- прежде чем говорить о разновидности определения, дайте определение этому термину - определение.

- роль определений в предложении.

-особенности выражения (каким членом предложения может быть выражен).

Р..дной край, р..дная земля - понятия очень широкие. Для каждого из нас они включают что-то свое, личное. Желание р..(с,сс)казать о самом сокровенном, поделиться с другими своими тайнами толкает  художников, поэтов, музыкантов на создание (не)забываемых творений.

Это он, пейзаж родного края, лег на холсты И. Шишкина,Б.Урманчи, Васильева.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Мы продолжаем углублять и расширять знания о второстепенных членах предложения. Сегодня мы познакомимся с новым для вас особым видом определения – приложением. Использование приложений обогатит вашу речь, сделает ее более выразительной. Важно также усвоить пунктуационные навыки написания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи вы не допускали ошибок.

IV. Усвоение новых знаний.

Работа с текстом.

Задания:

  1. Выразительно прочитать текст.
  2. Определить главную мысль текста.
  3. Определить тип  и стиль речи. Обосновать свой выбор.
  4. Вставьте  пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.
  5.  Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.  

Остров-град Свияжск.

Остров Свияжск имеет удивительную историю. Есть предположение, что А.С. Пушкин, путешествуя по Поволжью, именно про Свияжск написал знаменитые стихи:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славногоСалтана -

И желанная страна

Вот уж издали видна…

Свияжск   один из старейших русских городов. Он был основан Иваном Грозным в 1551 году. С 1547 года царь предпр..нимал безуспешные попытки пок..рить Казань. И чтобы осуществить свой план по разгрому Казанского ханства, Ивану Грозному необходима была хорошо укрепле(н, нн)ая крепость.

 Царь пов..лел срубить весь город в углических лесах, за 1000 км до предполага..мой крепости. И всего за месяц весь город был собран по бревнышку, как конструктор.

 Первоначально город-крепость был назван Иван-городом.Поз..нее был переименова(н,нн) в Свияжск.

  После революции на территории города в разное время распол..гались: колония для малолетнихпр..ступников,  тюрьма,  психоневрологическая лечебница.Как уникальный целостный историко-культурный территориальный комплекс XVI - начала XX веков в 1990 году Свияжск включе(н,нн) в новый Список исторических городов и населе(н, нн) ых мест Российской Федерации; в 1996 году включе(н,нн) в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный антропогенный ландшафт.

? Что нового узнали о Свияжске?

? Для чего  нам эта информация нужна?

Выделенные слова являются приложениями. Попробуем ответить на вопросы:

- От какой части речи зависит приложение?

- Что обозначает?

- На какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи выражено?

Задание:  попробуйте в группах дать определение приложения.

V. Объяснение нового материала.Презентация.

З а п и с ь п р е д л о ж е н и й:

В газете «Зеленый Дол» была напечатана статья с фотографией, на которой мы узнали наших одноклассников во время лыжного похода на остров Свияжск. Фотограф-любитель снял их в тот момент,  когда  ребята были готовы к старту.

Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.

- Как изменилось содержание текста?

- Так какую же роль играют приложения в тексте?

VI, Закрепление новых знаний.

  1. Прочитайте в группах предложенный текст.
  2. Найдите приложения и выделите их.
  3. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте выбор.

Остров   град Свияжск

Музей  памятник под открытым небом. Единственный в России христианский город  крепость застройки начала XVI века. Cвияжсккак мощная крепость сохранил многочисленные уникальные памятники древнерусской архитектуры, среди которых – деревянная Троицкая церковь с великолепным иконостасом и Успенский собор, построенный при участии Постника Яковлева легендарного создателя московского Храма Василия Блаженного.

                                             Опубликовано на сайте Чудеса России.

Что нового узнали?

VII. Домашнее задание:

Составить текст на тему «Слово о Свияжске» или подобрать из газет примеры по изученной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...