Урок для 7 класса по теме "Причастие".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Мурзагалиева Гульнара Махсатовна

Групповая работа для 7 класса, проверяет орфографические, пунктуационные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistematizaciya_i_obobshcheniy_znaniy_po_teme.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизация и обобщений знаний по теме «Причастие» в 7 классе

Урок начинается с того, что учитель читает наизусть строки

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

                       (П. Чесноков.)

-О чем эта загадка? (О причастии)

Сегодня у нас обобщающе-повторительный урок по теме «Причастие» и работать вы будете в группах.

Цель: уметь  находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот, обратить внимание на нормы употребления в речи причастных форм и конструкций.

  1.  Реализация домашнего задания.

Причастие-это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

                           (В. Даль.)

- Как понять смысл этого высказывания?

-Что значит «Причастный»? (Имеющий непосредственное отношение, к чему-нибудь).

-Давайте с вами вспомним общее - грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий.

Работа у доски, раздаются карточки. Разные категории: вид, число, лицо, время, склонение, спряжение, род, возвратность.

  1. Задание - отобрать карточки, категории которых свойственны причастию.
  2. Выборочный диктант: выписать ССЧ «причастие +существительное).

Шумный поток, вспаханное поле, четвертый этаж, поющие птицы, деревянный стол, другой человек, золотое кольцо, видимый след, жареный картофель, строящий дом, белый снег, белеющий цветок.

- Как можно доказать, что записанные вами ССЧ включают причастие?

Каждой группе было задано домашнее задание. Давайте посмотрим, как у нас поработала 1 группа. Инсценировка грамматической сказки «Как причастия появились». (« Я познаю мир», русский язык. Издательство АСТ, 1997 г.)

Выступление 2 группы.

Ребята самостоятельно подготовили задание для 1 группы «Работа с сигнальными карточками».

Пишущий человек, пенящийся поток, колющийся предмет, борющиеся спортсмены, шепчущиеся соседки, строящийся стадион, скачущие кони, лечащий врач, служащий чиновник.

II. Проверка знаний.

  1. Задание для 1 команды. Сжато описать комнату неряхи, использовав краткие и полные причастия с НЕ.
  2. 2 команде. Раскрыть скобки, расставить знаки препинания при причастных оборотах.

(Не) вспаханная земля, еще (не) вспаханная земля, земля (не) вспахана; (не) отправленное письмо, письмо (не)отправленное вовремя; (ни) кем (не)собранные ягоды, тетради (не) собраны.

В данных заданиях объяснить НЕ с причастиями, Н-НН в причастиях.

  1. Задание для соседа.

Найти в литературе отрывки из произведений, в которых употреблялись бы причастия или причастный оборот.

Например. И вот уже движется навстречу одетый (причастие) для боя Фердиад, в доспехах, в шлеме. (Ирландская сага «Угон быка»).

Пришли дни рождения, и родила она сына, и нарекли имя ему – Варфоломей. И родившийся (причастие) ребенок не брал грудь матери… ( Житие Сергия Радонежского).

- Что вы можете сказать об употреблении причастий в речи?

( Употребление причастий и причастного оборота характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: « Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем  лучше для искусного писателя». (А. С. Пушкин).

-Но бездумно употреблять  причастия нельзя. Давайте, исправим ошибки в употреблении причастий.

1 группа. Упражнение. ( Практика. В. Бабайцева.)

2 группа. Задание из журнала РЯШ №2, 2001г.

  1. Задание по развитию речи. Описание по картинам Айвазовского.

1 группе составить текст по заданному началу. (Картина «Девятый вал»)

Страшны валы воды во время штурма на море, но самый страшный девятый вал, роковой сокрушительный…

2 группе даны слова, нужно составить текст к картине « Георгиевский монастырь».

Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, на, лунный, в, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, берег, море, горизонт, круглый, заливающий. Темный, разделенный, охраняющий, спокойный.

  1. Классификационный диктант. Распределить причастия и прилагательные, Н-НН.

Мышиный, каменный, застреленный, конопляный, деревянный, погашенный, длинный, петушиный, посеянный, юный, старинный, замеченный, клюквенный, водяной, подслушанный.

III. Итог урока

Домашнее задание. Составить тест по теме «Причастие».

Литература.

Журнал «Русский язык в школе» № 2, 2001 г.

Уроки русского языка в 7 классе. Г. А. Богданова.

Русский язык (практика) 7 класс по программе В. В. Бабайцевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...