Достоевский на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Котельникова Елена Валериевна

С именем этого великого человека школьники впервые встречаются в старших классах, к сожалению, только на уроках литературы. А как же  русский язык?  А как же обучающиеся 5 – 8 классов?  Неужели  они должны быть обделены знакомством  с Ф.М. Достоевским и его произведениями?  Попробуем исправить сложившееся положение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dostoevskiy.docx97.57 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Котельникова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»

 г. Новокузнецк

Достоевский на уроках русского языка.

Читайте Достоевского, любите Достоевского -   если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его.
И. Анненcкий

      Имя Ф.М. Достоевского давно и прочно заняло одно из  первых мест в ряду выдающихся писателей не только русской, но и мировой литературы. Достоевский - писатель во многих отношениях необычный, своеобразный, порой «трудный» для прочтения, восприятия и понимания. Но тем он и интересен читателю, которого смог увлечь своими произведениями, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров и острых психологических столкновений.

Читая Достоевского, обогащаешь себя, становишься на ступеньку выше и еще более приближаешься к писателю.

      С именем этого великого человека школьники впервые встречаются в старших классах, к сожалению, только на уроках литературы. А как же  русский язык?  А как же обучающиеся 5 – 8 классов?  Неужели  они должны быть обделены знакомством  с Ф.М. Достоевским и его произведениями?  Попробуем исправить сложившееся положение. (Справедливости ради, стоит заметить, что новокузнецким школьникам повезло несколько больше: Достоевский 22 дня провел в нашем городе, точнее уездном городишке Кузнецк, где обвенчался с М.Д. Исаевой. Описание городка, а именно форштадта,  встречается в его произведении, написанном в Семипалатинске, «Дядюшкин сон».  И, что очень важно, сегодня в Новокузнецке действует литературно - мемориальный музей Ф.М. Достоевского).

      Внимательно изучив подбор материалов в пяти  дидактических пособиях, предназначенных для уроков русского языка в 5 – 9 классах, сделала следующий вывод: из 1254 упражнений лишь в двух из них встречается имя Ф.М. Достоевского (Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников «Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка», Москва, «Просвещение»,1997 г. Упражнение № 22, отрывок из произведения «Хозяйка»; упражнение №115, выдержки из текста, представленного на страницах   альманаха «Круг чтения», о духовной связи художника-иллюстратора М.В. Добужинского и Ф.М. Достоевского).

       Итак, предлагаю вниманию учителей русского языка серию упражнений, в которую вошли отрывки из произведений Достоевского.

5 класс

Задание: Спишите текст, укажите все известные вам части речи.

      Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»)

Задание: Прочитайте текст, укажите спряжение глаголов.

      У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё-такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо… (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»)

6 класс

Задание: Спишите текст, подчеркните грамматические основы. Какие предложения являются по структуре простыми, какие сложными?

      Мне стало легче, и я вздохнул свободнее... Но вся душа моя как-то глухо и сладко томилась, будто прозрением чего-то, будто каким-то предчувствием. Что-то робко и радостно отгадывалось испуганным сердцем моим слегка трепетавшим от ожидания... И вдруг грудь моя заколебалась, заныла, словно от чего-то пронзившего ее, и слезы, сладкие слезы брызнули из глаз моих. Я закрыл руками лицо… (Ф.М. Достоевский «Маленький герой»)

Задание:  Прочитайте текст. По аналогии с данным текстом напишите сочинение – описание внешности и черт характера своих ровесников (друзей, одноклассников, знакомых и т. д.). Постарайтесь в нём выразить ваше личное отношение к этим людям.  

   Дети все были до невероятности милы и решительно не хотели походить на больших, несмотря на все увещания гувернанток и маменек. Они разобрали всю елку вмиг, до последней конфетки, и успели уже переломать половину игрушек, прежде чем узнали, кому какая назначена. Особенно хорош был один мальчик, черноглазый, в кудряшках, который всё хотел меня застрелить из своего деревянного ружья. Но всех более обратила на себя внимание его сестра, девочка лет одиннадцати, прелестная, как амурчик, тихонькая, задумчивая, бледная, с большими задумчивыми глазами навыкате. Ее как-то обидели дети, и потому она ушла в ту самую гостиную, где сидел я, и занялась в уголку - своей куклой. Наконец, последний ребенок, мальчик лет десяти, худенький, маленький, весноватенький, рыженький, получил только одну книжку повестей, толковавших о величии природы, о слезах умиления и прочее, без картинок и даже без виньетки. Он был сын гувернантки хозяйских детей, одной бедной вдовы, мальчик крайне забитый и запуганный. Одет он был в курточку из убогой нанки. Получив свою книжку, он долгое время ходил около других игрушек; ему ужасно хотелось поиграть с другим детьми, но он не смел; видно было, что он уже чувствовал и понимал свое положение. Я очень люблю наблюдать за детьми. Чрезвычайно любопытно в них первое, самостоятельное проявление в жизни. (Ф.М. Достоевский  «Ёлка и свадьба»)

Задание:  Спишите текст, подчеркните имена существительные как члены предложения. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

      Войдя в Пассаж, он [Иван Матвеич] немедленно стал восхищаться великолепием здания, а подойдя к магазину, в котором показывалось вновь привезенное в столицу чудовище, сам пожелал заплатить за меня четвертак крокодильщику, чего прежде с ним никогда не случалось Вступив в небольшую комнату, мы заметили, что в ней кроме крокодила заключаются еще попугаи из иностранной породы какаду и, сверх того, группа обезьян в особом шкафу в углублений. У самого же входа, у левой стены, стоял большой жестяной ящик в виде как бы ванны, на крытый крепкою железною сеткой, а на дне его было на вершок воды. В этой-то мелководной луже сохранялся огромнейший крокодил, лежавший, как бревно, совершенно без движения и, видимо, лишившийся всех своих способностей от нашего сырого и негостеприимного для иностранцев климата. Сие чудовище ни в ком из нас сначала не возбудило особого любопытства.  (Ф.М. Достоевский «Крокодил»)

Задание:  Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, произведите предложенные разборы. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

      Господи, какой город! Никогда еще он (не)видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой ч…рный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные (3) низенькие домишки (2) зап…раются (1) ставнями; на улице, чуть смеркне(-тся,-ться) — никого, все затворяю(-тся,-ться) по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ноч…. И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег зв…нят об камни по…ковы, и все так толкаю(-тся,-ться) и, господи, так хоче(-тся,-ться) поесть, хоть бы кусочек какой(нибудь), и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке)

7 класс

Задание: Спишите текст, раскройте скобки, произведите предложенные разборы; укажите одиночные причастия, а также причастные обороты.

      Когда пришла к нему эта мысль, он заметил, что забрел куда(то) очень далеко, в какой(то) уединенный(2) и (не)знакомый ему форштадт Мордасова. Становилось темно. По улицам, обставленным маленькими, враставшими(3) в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводя(-тся,-ться) в ужасающем количестве, именно в тех кварталах, где (не)чего стеречь и (не)чего украсть. Начинал падать  мокрый снег. Изредка встречался какой(нибудь) запоздавший мещанин или баба в тулупе и в сапогах. Все это, (не)извес(?)но почему, начало сердить Павла Александровича. (Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон»)

Задание:  Спишите текст, произведите синтаксический разбор выделенного предложения. Укажи предложение, которому соответствует данная характеристика: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

   Я вышел к самовару. Самовар подавался у нас всегда в первой комнате, и чай разливала всегда она. Я сел к столу молча и принял от нее стакан чая. Минут через пять я на нее взглянул. Она была страшно бледна, еще бледнее вчерашнего, и смотрела на меня. Видя, что я смотрю на нее, она бледно усмехнулась бледными губами, с робким вопросом в глазах. Я равнодушно отвел глаза. (Ф.М. Достоевский «Кроткая»)

Задание: Спишите текст, произведите синтаксический разбор  предложений.

        1. Прости, прости меня, прости мои желанья;

                     Прости, что смею я с гобою говорить.

                     Прости, что смел питать безумное мечтанье

                     Утешить грусть твою, страданье облегчить.

                     Прости, что смею я, отверженец унылой,

                     Возвысить голос свой над сей святой могилой.

                 

                 2.  Но, думал, подожду, теперь напомнить рано,

                      Еще в груди ее болит и ноет рана...

(Ф.М. Достоевский «На европейские события в 1854 году»)

8 класс

Задание:  Прочитайте диалог. Как нужно читать реплики разных собеседников? Укажите реплики вопросительные, ответные, продолжающие.

   Однажды утром, когда я уже совсем собрался идти в должность, вошла ко мне Аграфена, моя кухарка, прачка и домоводка, и, к удивлению моему, вступила со мной в разговор.

   До сих пор это была такая молчаливая, простая баба, что, кроме ежедневных двух слов о том, чего приготовить к обеду, не сказала лет в шесть почти ни слова. По крайней мере я более ничего не слыхал от нее.

   -- Вот я, сударь, к вам, -- начала она вдруг, -- вы бы отдали внаем каморку.

   -- Какую каморку?

   -- Да вот что подле кухни. Известно какую.

   -- Зачем?

   -- Зачем! затем, что пускают же люди жильцов. Известно зачем.

   -- Да кто ее наймет?

   -- Кто наймет! Жилец наймет. Известно кто.

   -- Да там, мать моя, и кровати поставить нельзя; тесно будет. Кому ж там жить?

   -- Зачем там жить! Только бы спать где было; а он на окне будет жить.

   -- На каком окне?

   -- Известно на каком, будто не знаете! На том, что в передней. Он там будет сидеть, шить или что-нибудь делать. Пожалуй, и на стуле сядет. У него есть стул; да и стол есть; всё есть.

   -- Кто ж он такой?

   -- Да хороший, бывалый человек. Я ему буду кушанье готовить. И за квартиру, за стол буду всего три рубля серебром в месяц брать... (Ф.М. Достоевский «Честный вор»)

Задание:  Прочитайте текст, напишите изложение. Выделите в написанном вами тексте дополнения и определения, укажите их вид.

       Я начал всматриваться в этого человека. Даже в наружности его было что-то такое особенное, что невольно заставляло вдруг, как бы вы рассеяны ни были, пристально приковаться к нему взглядом и тотчас же разразиться самым неумолкаемым смехом. Так и случилось со мною. Нужно заметить, что глазки этого маленького господина были так подвижны -- или, наконец, что он сам, весь, до того поддавался магнетизму всякого взгляда, на него устремленного, что почти инстинктом угадывал, что его наблюдают, тотчас же оборачивался к своему наблюдателю и с беспокойством анализировал взгляд его. От вечной подвижности, поворотливости он решительно походил на жируэтку. Странное дело! Он как будто боялся насмешки, тогда как почти добывал тем хлеб, что был всесветным шутом и с покорностию подставлял свою голову под все щелчки, в нравственном смысле и даже в физическом, смотря по тому, в какой находился компании. Добровольные шуты даже не жалки. Но я тотчас заметил, что это странное создание, этот смешной человечек вовсе не был шутом из профессии. В нем оставалось еще кое-что благородного. Его беспокойство, его вечная болезненная боязнь за себя уже свидетельствовали в пользу его. Мне казалось, что всё его желание услужить происходило скорее от доброго сердца, чем от материяльных выгод. (Ф.М. Достоевский «Ползунков»)

Задание: Выпишите синтаксически неделимые словосочетания. Определите их значение, морфологический состав, вид подчинительной связи. Каким членом предложения выступает каждое такое словосочетание?

      Вся квартира состояла из одной довольно обширной комнаты, разделённой двумя перегородками на три части; из сеней прямо входили в узенькую, тёмную прихожую; прямо была дверь за перегородку, очевидно, в спальню хозяев. Направо, через прихожую, проходили в комнату, которая отдавалась внаймы. Она была узенькая и тесная, приплюснутая перегородкою к двум низеньким окнам. Всё было загромождено и заставлено необходимыми во всяком житье предметами; было бедно, тесно, но по возможности чисто. Мебель состояла из простого белого стола, двух простых стульев и залавка по обеим сторонам стен. Большой старинный образ с позолоченным венчиком стоял над полкой в углу, и перед ним горела лампада. В отдаваемой комнате, и частию в прихожей, помещалась огромная, неуклюжая русская печь. (Ф.М. Достоевский «Хозяйка»)

Задание: Укажите  цифры, на месте которых стоят запятые, обозначающие обособленные члены предложения.

     Стиль Достоевского - это стиль (1), в котором ясно проступает стремление к стимулирующей мысль читателя законченности. Это стиль (2), рассчитанный на то (3), чтобы провоцировать у читателя свои выводы (4), заключения и размышления. Достоевский недоговаривает (5), намекает (6), выражается как бы неточно и вместе с тем с какой-то поражающей утонченностью. Он заставляет читателя думать и делать свои выводы. (Д.С. Лихачёв "Небрежение словом" у Достоевского» )

Задание: Спишите текст, объясните пунктуацию, начертите схемы предложений с обособленными членами, укажите предложение с приложением.

В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского.

«Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок.  И художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.

В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.

Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. (Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника.) 

Задание:  Спишите предложение, произведите его синтаксический разбор.

                  Когда настала вновь для русского народа

                  Эпоха славных жертв двенадцатого года

                  И матери, отдав царю своих сынов,

                  Благословили их на брань против врагов,

                  И облилась земля их жертвенною кровью,

                  И засияла Русь геройством и любовью,

                  Тогда раздался вдруг твой тихий, скорбный стон,

                  Как острие меча, проник нам в душу он,

                  Бедою прозвучал для русского тот час,

                  Смутился исполин и дрогнул в первый раз.

                                                                                 (Ф.М. Достоевский «На первое июля 1855 года»)

9 класс

Задание: Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложения.

      Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Ф.М. Достоевский  Из письма к брату в 1833 году)

Задание:

1. Озаглавьте текст.

(Заголовок текста должен содержать указание на философскую проблематику творчества Ф.М.Достоевского. Варианты обсуждаются в классе, выбирается наиболее точный).

2.Определите стиль текста и тип речи.

(научный стиль, тип речи- рассуждение)

3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания).

4. Выпишите из текста слова, соответствующие следующим значениям (слова выписываются в начальной форме):

1) Основанный на мысленном отвлечении, обособлении от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. (абстрактный)

2) Стремление к чему-то новому, поиски новых путей (в науке, искусстве).  (искание)

3) Внезапное просветление мысли. (прозрение)

4) Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные основы жизни общества. (бытие)

5) Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. (ответственность)

6) Реально существующий, вполне точный и вещественно определенный. (конкретный)

7) Круг вопросов, рассматриваемый автором в произведении. (проблематика)

8) Мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. (философ)

5. Выпишите из текста пары антонимов.

Добро-зло; абстрактный- конкретный.

6. Выпишите из второго абзаца пару контекстуальных антонимов.

Истина- правда.

7. В каком значении (прямом или переносном) употребляется в тексте слово СТЕРЖЕНЬ. (в переносном)

8. Даны слова из текста: погружаемся, настойчивыми, коренные, потребность.

В каких из данных слов:

1) Количество букв и звуков совпадает

настойчивыми, коренные

2) Звуков больше, чем букв

погружаемся

3) Букв больше, чем звуков

потребность

9. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание.

Личностных, личностный - личность, личности.

Причастности, причастность - часть, части

Чувствуя, чувствует - словарные слова

Неизвестную - известие.

10. Разберите по составу слово СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Корень - держ

Приставка - со

Суффиксы - а, тель, н

Окончание - ый

Основа - содержательн

11. Каким способом образованы данные слова:

1) болезненно-суффиксальным

2) миросозерцание- сложением основ

3) воспринимать- приставочным

12. Какой частью речи является слово ОДНАКО в первом предложении второго абзаца?

Союз

13. В каком предложении данного текста три вводных слова?

В последнем предложении

14. Выпишите из первого предложения третьего абзаца все словосочетания и определите тип связи в них.

Личностный характер философской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравственной ответственности человека за все, что происходит в мире.

Личностный характер - согласование

философской проблематики - согласование

характер проблематики - управление

первый план - согласование

выдвинул на план - управление

выдвинул вопрос - управление

вопрос о ответственности - управление

нравственной ответственности - согласование

ответственности человека - управление

ответственности за все - управление

происходит в мире - управление

15. Укажите предложение, соответствующее данной характеристике:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первое - главное, простое, двусоставное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами.

Второе - придаточное изъяснительное, простое, двусоставное, полное, неосложненное.

Третье предложение третьего абзаца.

Герои Достоевского, живущие в основном в нравственной атмосфере складывающегося в России буржуазного общества, крайне остро и болезненно воспринимают чужое горе и страдание, постоянно чувствуя, что боль других имеет к ним самое непосредственное отношение.

      Ф.М.Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель(философ). Практически в каждом произведени_ Достоевского мы погружаемся в мир "последних вопросов" сталкиваемся с настойч_выми попытками разрешить корен_ые загадки человеческого бытия с напр_ж_н_ыми идейно(нравствен_ыми) поисками. В силу особен_остей мирос_зерцания филосо_ская проблематика всегда была в центре вн_мания писателя сост_вляя содержательный стержень его романов.

     Однако Достоевского инт_ресовала (н_)абстрактная филосо_ская истина а та идейно(нравствен_ая) правда которая пережита и лично выстр_дан_а человеком правда обр_тен_ая им в итоге (не)ле_кого пути проб и ошибок заблуждений сомнений пр_зрений. Ис_кание и пост_жение ун_версальной филосо_ской истин_ы в процес_е лич_нос_ных идейно(нравствен_ых) поисков основная проблематика произведений Достоевского в том числе и его романа "Преступление и наказание".

      Лич_нос_ный характер филосо_ской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравствен_ой ответствен_ости человека за все что происходит в мире. Проблема добра и зла центральная в романах Достоевского решает_ся писателем (н_)отвлеч_н_о а пр_м_нительно к конкретному человеку в плане его лич_ной пр_час_ност_ к тому и другому. Герои Достоевского живущие (в)основном в нравствен_ой атм_сфере склад_вающ_гося в России буржуазного общества крайне остро и болезнен_о воспр_н_мают чужое горе и стр_дание постоян_о чу_ствуя что боль других имеет к ним самое (н_)посре_ствен_ое отношение. Так Раскольников ощущает лич_ную ответствен_ость (н_)только за судьбу матери и сестры но и за стр_дания сем_и М_рмеладовых и за (н_)извес_ную девочку и за те сотни жиз_ней которые "поп_дают в пр_цент" и "уходят куда(то)... к черту должно быть" герой наконец чу_ствует нравствен_ую пр_час_ность ко всем людям потребность найти корень зла и унич_тожить его. (А.Б. Есин Психологизм русской классической литературы)

Задание:   Объясните постановку знаков препинания. Укажите приложения.

      Из жильцов особенно замечательны были: Марк Иванович, умный и начитанный человек; потом еще Оплеваниев-жилец; потом еще Преполовенко-жилец, тоже скромный и хороший человек; потом еще был один Зиновий Прокофьевич, имевший непременною целью попасть в высшее общество; наконец, писарь Океанов, в свое время едва не отбивший пальму первенства и фаворитства у Семена Ивановича; потом еще другой писарь Судьбин; Кантарев-разночинец; были еще и другие. Но всем этим людям Семен Иванович был как будто не товарищ. Зла ему, конечно, никто не желал, тем более что все еще в самом начале умели отдать Прохарчину справедливость и решили, словами Марка Ивановича, что он, Прохарчин, человек хороший и смирный, хотя и не светский, верен, не льстец, имеет, конечно, свои недостатки, но если пострадает когда, то не от чего иного, как от недостатка собственного своего воображения. (Ф.М. Достоевский «Господин Прохарчин»)

Литература:

  1. Реброва Н.В. «Работа с текстами литературоведческого характера на уроках русского языка»
  2. Д.С. Лихачёв "Небрежение словом" у Достоевского»
  3. Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников «Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка», Москва, «Просвещение»,1997 г.
  4. Лясковская О.Л. В.Г. Перов. «Особенности творческого пути художника». – М.: Искусство, 1979. С. 108.
  5. http://nsportal.ru/obshcheobrazovatelnaya-tematika/stil-dostoevskogo
  6. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0680.shtml

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

«Использование фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах»

Доклад об использовании фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах...

Достоевский на уроках русского языка

Приведённые упражнения можно использовать на уроках русского языка, а также для подготовки к экзаменам. ...