Достоевский на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Дорошенко Татьяна Викторовна
Приведённые упражнения можно использовать на уроках русского языка, а также для подготовки к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoevskiy_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дорошенко Татьяна Викторовна,

первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 20 города  Абакана»

Достоевский на уроках русского языка в 9 классе.

     

Задание: Спишите текст, раскройте скобки, произведите предложенные разборы; укажите одиночные причастия, а также причастные обороты.

      Когда пришла к нему эта мысль, он заметил, что забрел куда(то) очень далеко, в какой(то) уединенный(2) и (не)знакомый ему форштадт Мордасова. Становилось темно. По улицам, обставленным маленькими, враставшими(3) в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводя(-тся,-ться) в ужасающем количестве, именно в тех кварталах, где (не)чего стеречь и (не)чего украсть. Начинал падать  мокрый снег. Изредка встречался какой(нибудь) запоздавший мещанин или баба в тулупе и в сапогах. Все это, (не)извес(?)но почему, начало сердить Павла Александровича. (Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон»)

Задание:  Прочитайте текст, напишите изложение. Выделите в написанном вами тексте дополнения и определения, укажите их вид.

       Я начал всматриваться в этого человека. Даже в наружности его было что-то такое особенное, что невольно заставляло вдруг, как бы вы рассеяны ни были, пристально приковаться к нему взглядом и тотчас же разразиться самым неумолкаемым смехом. Так и случилось со мною. Нужно заметить, что глазки этого маленького господина были так подвижны -- или, наконец, что он сам, весь, до того поддавался магнетизму всякого взгляда, на него устремленного, что почти инстинктом угадывал, что его наблюдают, тотчас же оборачивался к своему наблюдателю и с беспокойством анализировал взгляд его. От вечной подвижности, поворотливости он решительно походил на жируэтку. Странное дело! Он как будто боялся насмешки, тогда как почти добывал тем хлеб, что был всесветным шутом и с покорностию подставлял свою голову под все щелчки, в нравственном смысле и даже в физическом, смотря по тому, в какой находился компании. Добровольные шуты даже не жалки. Но я тотчас заметил, что это странное создание, этот смешной человечек вовсе не был шутом из профессии. В нем оставалось еще кое-что благородного. Его беспокойство, его вечная болезненная боязнь за себя уже свидетельствовали в пользу его. Мне казалось, что всё его желание услужить происходило скорее от доброго сердца, чем от материяльных выгод. (Ф.М. Достоевский «Ползунков»)

Задание: Укажите  цифры, на месте которых стоят запятые, обозначающие обособленные члены предложения.

     Стиль Достоевского - это стиль (1), в котором ясно проступает стремление к стимулирующей мысль читателя законченности. Это стиль (2), рассчитанный на то (3), чтобы провоцировать у читателя свои выводы (4), заключения и размышления. Достоевский недоговаривает (5), намекает (6), выражается как бы неточно и вместе с тем с какой-то поражающей утонченностью. Он заставляет читателя думать и делать свои выводы. (Д.С. Лихачёв "Небрежение словом" у Достоевского» )

Задание:  Спишите предложение, произведите его синтаксический разбор.

                  Когда настала вновь для русского народа

                  Эпоха славных жертв двенадцатого года

                  И матери, отдав царю своих сынов,

                  Благословили их на брань против врагов,

                  И облилась земля их жертвенною кровью,

                  И засияла Русь геройством и любовью,

                  Тогда раздался вдруг твой тихий, скорбный стон,

                  Как острие меча, проник нам в душу он,

                  Бедою прозвучал для русского тот час,

                  Смутился исполин и дрогнул в первый раз.

                                                                                 (Ф.М. Достоевский «На первое июля 1855 года»)

Задание: Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложения.

      Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Ф.М. Достоевский  Из письма к брату в 1833 году)

Задание:

1. Озаглавьте текст.

(Заголовок текста должен содержать указание на философскую проблематику творчества Ф.М.Достоевского. Варианты обсуждаются в классе, выбирается наиболее точный).

2.Определите стиль текста и тип речи.

(научный стиль, тип речи- рассуждение)

3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания).

4. Выпишите из текста слова, соответствующие следующим значениям (слова выписываются в начальной форме):

1) Основанный на мысленном отвлечении, обособлении от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. (абстрактный)

2) Стремление к чему-то новому, поиски новых путей (в науке, искусстве).  (искание)

3) Внезапное просветление мысли. (прозрение)

4) Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные основы жизни общества. (бытие)

5) Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. (ответственность)

6) Реально существующий, вполне точный и вещественно определенный. (конкретный)

7) Круг вопросов, рассматриваемый автором в произведении. (проблематика)

8) Мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. (философ)

5. Выпишите из текста пары антонимов.

Добро-зло; абстрактный- конкретный.

6. Выпишите из второго абзаца пару контекстуальных антонимов.

Истина- правда.

7. В каком значении (прямом или переносном) употребляется в тексте слово СТЕРЖЕНЬ. (в переносном)

8. Даны слова из текста: погружаемся, настойчивыми, коренные, потребность.

В каких из данных слов:

1) Количество букв и звуков совпадает

настойчивыми, коренные

2) Звуков больше, чем букв

погружаемся

3) Букв больше, чем звуков

потребность

9. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание.

Личностных, личностный - личность, личности.

Причастности, причастность - часть, части

Чувствуя, чувствует - словарные слова

Неизвестную - известие.

10. Разберите по составу слово СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Корень - держ

Приставка - со

Суффиксы - а, тель, н

Окончание - ый

Основа - содержательн

11. Каким способом образованы данные слова:

1) болезненно-суффиксальным

2) миросозерцание- сложением основ

3) воспринимать- приставочным

12. Какой частью речи является слово ОДНАКО в первом предложении второго абзаца?

Союз

13. В каком предложении данного текста три вводных слова?

В последнем предложении

14. Выпишите из первого предложения третьего абзаца все словосочетания и определите тип связи в них.

Личностный характер философской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравственной ответственности человека за все, что происходит в мире.

Личностный характер - согласование

философской проблематики - согласование

характер проблематики - управление

первый план - согласование

выдвинул на план - управление

выдвинул вопрос - управление

вопрос о ответственности - управление

нравственной ответственности - согласование

ответственности человека - управление

ответственности за все - управление

происходит в мире - управление

15. Укажите предложение, соответствующее данной характеристике:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первое - главное, простое, двусоставное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами.

Второе - придаточное изъяснительное, простое, двусоставное, полное, неосложненное.

Третье предложение третьего абзаца.

Герои Достоевского, живущие в основном в нравственной атмосфере складывающегося в России буржуазного общества, крайне остро и болезненно воспринимают чужое горе и страдание, постоянно чувствуя, что боль других имеет к ним самое непосредственное отношение.

      Ф.М.Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель(философ). Практически в каждом произведени_ Достоевского мы погружаемся в мир "последних вопросов" сталкиваемся с настойч_выми попытками разрешить корен_ые загадки человеческого бытия с напр_ж_н_ыми идейно(нравствен_ыми) поисками. В силу особен_остей мирос_зерцания филосо_ская проблематика всегда была в центре вн_мания писателя сост_вляя содержательный стержень его романов.

     Однако Достоевского инт_ресовала (н_)абстрактная филосо_ская истина а та идейно(нравствен_ая) правда которая пережита и лично выстр_дан_а человеком правда обр_тен_ая им в итоге (не)ле_кого пути проб и ошибок заблуждений сомнений пр_зрений. Ис_кание и пост_жение ун_версальной филосо_ской истин_ы в процес_е лич_нос_ных идейно(нравствен_ых) поисков основная проблематика произведений Достоевского в том числе и его романа "Преступление и наказание".

      Лич_нос_ный характер филосо_ской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравствен_ой ответствен_ости человека за все что происходит в мире. Проблема добра и зла центральная в романах Достоевского решает_ся писателем (н_)отвлеч_н_о а пр_м_нительно к конкретному человеку в плане его лич_ной пр_час_ност_ к тому и другому. Герои Достоевского живущие (в)основном в нравствен_ой атм_сфере склад_вающ_гося в России буржуазного общества крайне остро и болезнен_о воспр_н_мают чужое горе и стр_дание постоян_о чу_ствуя что боль других имеет к ним самое (н_)посре_ствен_ое отношение. Так Раскольников ощущает лич_ную ответствен_ость (н_)только за судьбу матери и сестры но и за стр_дания сем_и М_рмеладовых и за (н_)извес_ную девочку и за те сотни жиз_ней которые "поп_дают в пр_цент" и "уходят куда(то)... к черту должно быть" герой наконец чу_ствует нравствен_ую пр_час_ность ко всем людям потребность найти корень зла и унич_тожить его. (А.Б. Есин Психологизм русской классической литературы)

Литература:

  1. Лясковская О.Л. В.Г. Перов. «Особенности творческого пути художника». – М.: Искусство, 1979. С. 108.
  2. Реброва Н.В. «Работа с текстами литературоведческого характера на уроках русского языка»
  3. Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников «Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка», Москва, «Просвещение»,1997 г.
  4. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0680.shtml

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достоевский на уроках русского языка

С именем этого великого человека школьники впервые встречаются в старших классах, к сожалению, только на уроках литературы. А как же  русский язык?  А как же обучающиеся 5 – 8 классов?...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

«Использование фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах»

Доклад об использовании фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах...