Интегрированный урок по русскому языку и геометрии
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

 Интегрированный урок по русскому языку и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"  проведен в рамках районного фестиваля открытых уроков.

Учащиеся 7-ого класса заинтересованно работали над интегрированными заданиями по русскому языку и геометрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_i_matematike.ppt386 КБ
Microsoft Office document icon konspekt..doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по русскому языку и геометрии. Учителей ГБОУ СОШ №262 Вагуниной Сабины Бахрамовны и Антоновой Ларисы Анваровны

Слайд 2

Тема урока слов без грамматики не математике и учат 42 56 88 90 143 154 171

Слайд 3

Тема урока Без слов и грамматики не учат математике.

Слайд 4

Терминологический диктант 1. Общее начало двух лучей, образующих угол называется... ( вершина ) 2. Прибор, используемый для измерения углов. ( транспортир ) 3. Сумма длин всех сторон некоторой фигуры. ( периметр ) 4. Отрезок, проведённый из данной точки к данной прямой под прямым углом. ( перпендикуляр ) 5. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла. ( биссектриса ) 6. Прибор, используемый для построения углов на местности. ( астролябия ) 7. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. ( медиана ) 8. Как называется треугольник, у которого две стороны равны . ( равнобедренный ) 9. Хорда, проходящая через центр окружности. ( диаметр ) 10. Как называются две прямые на плоскости, если они не пересекаются. ( параллельные )

Слайд 5

на в под до к сквозь с из-под по около у близ за из-за из за над

Слайд 6

Упражнение № 712 Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать годы и оживают, когда появляется читатель. В отличие от вещей они умеют ощущать печаль и радость, потому что в них вложены страсти. Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили чувства, те самые, которые переживаем мы. Мы только размышляем о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. В течение всей жизни книги ждут от нас усилия души. (По Л.Лиходееву)

Слайд 7

Вариант 1: В прямоугольнике А BFE , диагональ В E равна 24 см, а угол AEB равен 60 º . Найти В F . А В С D Е F K M Вариант 2: В прямоугольнике В CKF , диагональ В K равна 18см, сторона ВС равна 9см. Найти угол K В F .

Слайд 8

Работа с текстом в группах Отрывок из повести Д.Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» «Посреди поля возвышался стальной шест, зарытый глубоко в землю. От барабана на верхушке шеста тянулся тонкий трос, прикреплё(н,нн)ый к рулевому механизму маленького трактора. В течени… всего дня возле трактора суетились два механика, по знаку Форреста они включили мотор. - Что(бы) такое рассказать, что(бы) удивить их? –подумал Дик. - Вот здесь крылечко, - сказал Дик. – Представ…те себе, что мы – тот будущий фермер, сидящий в тени и читающий газету. Машина сама двинулась вперёд, описывая окружность вокруг шеста, служившего его центром. – Грехем, вам остаётся превратить окружность, которую она описывает, в квадрат,что(бы) окончательно усовершенств…вать машину. – Да, - согласился Грехем, - при такой системе часть земли на квадратном поле пропада…т. Грэхем, видимо, произвёл в уме какие-то вычисления, потом сказал: – Теряется примерно три акра из каждых десяти. – Не меньше». Так ли это ?

Слайд 9

Группы филологов

Слайд 10

Группы математиков Решение: По словам героя 3 от 10, это 30%, проверим. Пусть а - сторона квадрата, тогда его площадь S =а ² . Диаметр круга, получившегося внутри тоже а, тогда радиус а/2, а площадь соответственно S = π а ² /4. Тогда потери составляют: а ² - π а ² /4= а ² (1- π /4)≈ а ² (1- 3,14:4)≈ а ² (1- 0,785)≈0,215 а ² , это не 30%, а 21,5% ≈ 22%

Слайд 11

Домашнее задание Упражнение № 748, страница 121. На уроках геометрии. Приведите пример теоремы из учебника геометрии, которая сформулирована в виде сложного предложения с подчинительным союзом если . Спишите предложение, выполните его синтаксический разбор. Найдите слова, которые являются терминами.

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по русскому языку и  геометрии

« Без слов и грамматики не учат математике».

Цель интегрированного урока – показать тесную связь  предметов гуманитарного и математического цикла.

Задачи - необычная форма данного занятия помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению данных предметов. Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений, навыков из русского языка в математику и из математики в русский язык;

- формирование УУД, развитие способностей  к применению их в различных областях;

- обобщить знания и умения по теме: «Предлог и союз»

- обобщить знания и умения по теме: «Виды углов и их свойства»

- воспитание коммуникативной культуры учащихся через различные формы работы (в парах, в группах).

- воспитание широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

  1. Вступительное слово учителей.

Урок  русского  языка  и урок  геометрии, спросите: «Что их может объединять?»  Перед началом урока у нас возник спор:

М: Нет ничего важнее той науки,

      Что люди математикой зовут.

       Что людям могут дать пустые звуки?

       Писать стихи…Но разве это труд?

Л: Нет ничего ужасней чисел скучных,

     Каких-то формул, множества нулей.

     А слово нужное? Оно ведь лечит душу

     И в трудный час нас делает сильней.

М: Нет! Миром числа управляют,

     Они в порядок наш приводят ум.

     И истину лишь математики познают,

     Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Л: Есть листьев шум и мир под облаками,

      Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

     Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

     И боль, и страх, любовь и счастье.

Как вы думаете, ребята, кто из нас прав?

Высказывание детей.

  1. Вот мы с вами вплотную подошли к теме нашего урока. А сформулировать её нам поможет устная работа. На экране вы видите разбросанные  слова, а объединим  мы  их в смысловое  единство с помощью устного счета. Я буду читать задание, а вы решаете задачу в уме и поднимаете руку.
  1. Один острый угол прямоугольного треугольника равен 34°, чему равен второй острый угол?   56°
  2. Один из смежных углов равен 37°, чему равен другой смежный угол? 143°
  3. Длина прямоугольника 13 см, а ширина 31см, чему равен периметр прямоугольника?   88см
  4. Один из углов треугольника равен 72°, второй 18°, найти чему равен третий угол ?   90°
  5. Один из вертикальных углов равен 42°, чему равен другой?  42°
  6. Развёрнутый угол разбит лучом на две части, одна из которых в 19 раз больше другой. Найдите величину большего угла.  171°
  7. Угол при основании равнобедренного треугольника равен 13°, чему равен угол, лежащий напротив основания?  154°

Расположите получившиеся числа в порядке возрастания и прочитайте, получившуюся фразу.

Без слов и грамматики не учат математике.

Запишите число и тему урока ( пословицу)  в тетради.  

 Основная задача нашего урока показать  тесную связь геометрии и русского языка.

             -  Согласны ли Вы с  утверждением, что на уроке геометрии важным является умение не только решить задачу, но и грамотно ее записать. Проверим это Ваше умение.

3.Терминологический диктант: я читаю определение некоторого геометрического объекта, вы на листах записываете только само понятие, которому соответствует данное определение.

                  -  Общее начало двух лучей, образующих угол называется...  

                     ( вершина)

                  -   Прибор, используемый для измерения углов( транспортир).

                  -   Сумма длин всех сторон некоторой фигуры (периметр).

                  -   Отрезок, проведённый из данной точки к данной прямой под

                       прямым  углом ( перпендикуляр).

                  -   Луч, исходящий из вершины  угла  и делящий его на два

                        равных угла ( биссектриса).

                  -    Прибор, используемый для построения углов на

                        местности (астролябия).

                  -    Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой

                        противоположной стороны (медиана).

                  -    Как называется треугольник, у которого две стороны равны

                       ( равнобедренный).

                  -    Хорда, проходящая через центр окружности (диаметр).

                  -    Как называются две прямые на плоскости, если они не

                        Пересекаются (параллельные).

Взаимопроверка.

Положите, пожалуйста, ручки и возьмите в руки карандаши, поменяйтесь с соседом листами, карандашом  проверяем правильность написания слов и ставим оценку.

Если нет ошибок – «5»

 1 или   -  «4»

2 или 3 ошибки  - «3», ну,  а если больше,  то «2».  

  1. Русский язык .

1.Запишите  пословицу,  ставшую темой нашего урока, на следующей строке.

2.Над  каждым  словом  в  этом предложении  укажите часть речи.

Беседа по вопросам:

- На какие две группы делятся части речи?

-Назовите служебные части речи и объясните, почему они так называются?

- Какую роль выполняют предлоги?

 Вспомните, по происхождению все предлоги делятся на две группы? Какие?

Непроизводные и производные.

Непроизводные   предлоги составляют небольшую группу , их легко спутать с приставками. Непроизводные предлоги - это слова, которые всегда относились к этой части речи. Непроизводные предлоги образованы от слов самостоятельных частей речи. Эта группа постоянно пополняется.

-Расскажите о союзе?

  1. Давайте посмотрим на экран, перед нами пространственный параллелепипед.

Слова какой части речи мы видим на экране?

- Объясните лингвистический смысл рисунка.

- Предлоги. Какие значения предлогов раскрывает рисунок?

Пространственные значения предлогов.

Пространственные предлоги, не обозначая  ни  движения,  ни места, уточняют направление движения.

6. Самостоятельная работа.  Упражнение из учебника № 712.

1.Выразительно прочитайте текст.

-Какова его основная мысль?  Выпишите все предложные словосочетания.

- Вспомним, какие словосочетания называются предложными?

- Какие  называются беспредложными?

Умная книга позволит найти ответы на все вопросы.

Если мы приложим усилия души, то книги оживут , и как мудрые собеседники поделятся с нами чувствами и размышлениями, пронесенными через многие годы.

Мертвы без собеседника,

Умеют ощущать в отличие от вещей.(пишется раздельно, на конце е)

Вложены в них

Не было на свете

Жили в книгах

Размышляем о жизни

Были проложены в книгах

Ждут в течение жизни.

Ждут от нас.

Назовите  производные   предлоги и объясните их правописание.

  1. Давайте снова посмотрим на наш параллелепипед. Сколько вершин он имеет? Сколько рёбер он имеет? Сколько граней у параллелепипеда? Что за фигуры расположены в гранях? Назовите их.

Проводим в гранях отрезки. Как они называются?  А теперь работаем по вариантам, рисунок выполняем только данного вам  в задании прямоугольника.

Вариант 1: В прямоугольнике АBFE, диагональ ВE равна 24 см, а угол AEB равен 60º. Найти ВF.

Вариант 2: В прямоугольнике ВCKF, диагональ ВK равна 18см, сторона ВС равна 9см. Найти угол KВF.

Проверяем решение, на доске делаем только чертёж и рассказываем решение, кто не успел,  доделывает и проверяет.

8 .Работа в группах. Разбиваемся на 4 группы по 5 человек. Перед вами текст «Отрывок из повести Д.Лондона «Маленькая хозяйка большого дома»

« Посреди поля возвышался стальной  шест, зарытый  глубоко в землю.

От барабана  на верхушке шеста тянулся тонкий трос,  прикрепле(н,нн)ый  к рулевому механизму маленького трактора. 

          В течени… всего дня возле трактора суетились два механика,  по знаку  Форреста они включили мотор. 

     - Что(бы) такое  рассказать, что(бы) удивить их?- подумал Дик.
     - Вот здесь крылечко, - сказал  Дик. – Представ…те  себе, что мы - тот будущий фермер, сидящий в тени и читающий газету.

Машина сама двинулась вперёд, описывая окружность вокруг шеста,

служившего его центром.

    -  Грэхем,  вам остается превратить окружность, которую она описывает, в квадрат, что(бы) окончательно  усовершенств…вать  машину. 
    
- Да, - согласился  Гэлхасс, -  при такой системе часть земли на  квадратном  поле  пропада…т. 
    
Грэхем, видимо, произвел в уме какие-то вычисления, потом  сказал:
     - Теряется примерно три акра  из каждых десяти.

     - Не меньше. Так ли это?

Задание группе №1,2 (русский язык)

1.Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

2. Графически обозначьте непроизводные предлоги:

3. Графически обозначьте  производные предлоги:

4.Графически  обозначьте  союзы:

 5.Подчеркните совпадающее с союзом  в звучании   слово самостоятельной     части  речи как  член предложения.

 О  написании  каких омофонов идет речь.

6.Найдите предложения, соответствующие данным схемам.

Задание группе №3,4

Группа математиков

Завершите диалог

 Группа математиков отвечает на вопрос: Так ли это?,т.е. проверяет расчеты получившегося в рассказе результата – потери 30%.

  1. Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Упражнение № 748, страница 121.   На уроках геометрии. Приведите пример теоремы из учебника геометрии, которая сформулирована в виде сложного предложения с подчинительным союзом если. Спишите предложение, выполните его синтаксический разбор. Найдите слова, которые являются терминами.

            Не используя те, которые сегодня разобрали на уроке.

  1. Подводим итоги урока. Давайте вернёмся к нашему спору. Изменилось ли что-нибудь в ваших суждениях?

Согласны ли Вы с  народной мудростью «Без слов и грамматики не учат математике»?

  1. Вывод по уроку.

Ломоносов-филолог
    Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в., одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория «трех штилей» сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Как ученый, он уделял огромное внимание разработке языка русской науки, создал химическую русскую номенклатуру. В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и высокого гражданского звучания. Свои научные мысли он нередко излагал поэтическим языком. Его философские оды были впоследствии высоко оценены А. С. Пушкиным. Ломоносов также — автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

 Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по информатике – математике (геометрии) для 8 класса

Конспект интегрированного урока по информатике – математике (геометрии) для 8 класса...

Интегрированный урок(русский язык и геометрия) "Грамотная геометрия"

Урок вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность и помогает ответить на вопрос: "Нужна ли грамотность в геометрии?"...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе

Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...

Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация

Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...