разработки уроков
методическая разработка (русский язык) по теме

разработки уроков по русскому языку и литературе в 5 - 9 классах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе по теме

«Фонетика. Графика. Орфография. Тема и

основная мысль текста»

Цель урока:

повторить теоретический материал о теме и основной мысли текста.

Задачи урока:

  1. Отработка умения находить в тексте тему, основную мысль;
  2. Развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
  3. Развитие связной речи и логического мышления учащихся;
  4. Воспитание патриотизма, благодарности за спасённый мир.

Оборудование:

Учебник «Русский язык. 9 класс.» под ред. С.Г.Бархударова, рабочие тетради, раздаточный материал, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы повторим с вами, что такое тема текста и основная мысль, чем они отличаются, как правильно их сформулировать. Не забываем также и об орфографии и пунктуации при работе с текстом. Вспомним о некоторых фонетических явлениях.

  1. Лингвистическая разминка.

Запишем небольшой текст.

(1человек у доски, остальные в тетрадях записывают под диктовку).

Прошло шестьдесят пять лет с того дня, когда отгремели праздничные салюты в честь Победы, однако память о далёких годах Великой Отечественной войны жива в нашем народе. Мало осталось участников тех сражений, но в семьях хранятся их письма, воспоминания.

  1. Проверьте, нет ли на доске орфографических ошибок, все ли знаки препинания на месте.

  1. Дайте синтаксическую характеристику первому предложению.                                      
  2. Уточните виды связи, количество основ. (сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, 3 основы)

  1. Найдите в тексте слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. ( далёких, войны, хранятся)                                                                        
  2. Найдите слова с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением. (салюты, Победы)
  3.  Найдите орфограммы в приставках. (прошло, прозвучали, воспоминания)   
  4. Найдите слово, в котором правописание окончания зависит от спряжения. (хранятся)    
  5. Найдите в тексте числительное, объясните написание Ь в середине слова ШЕСТЬДЕСЯТ. (в Им. и Вин. падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 после первого корня пишется мягкий знак)  

  1. Найдите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объясните причину.
  2. Найдите в данном тексте слова, в которых правописание расходится с произношением.
  1. Повторение по теме «Тема и основная мысль текста»
  1. Слово учителя.

Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную в нём автором, мы прежде всего должны определить тему текста и его основную мысль, так как именно это определяет основное содержание текста.

  1. Что такое тема текста? (это то, о чём говорится в тексте)
  2. Часто тема текста выносится в заглавие.
  3. Что такое основная мысль текста? (это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак)

СЛАЙД 1

  1. Если тему текста определить несложно, задав вопрос «О чём этот текст?», то с формулировкой основной мысли возникают иногда проблемы. Как же определить основную мысль текса? Вот несколько рекомендаций:
  1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому она часто формулируется как простое двусоставное предложение. Подлежащее здесь – тема текста, а сказуемое – то, что по этой теме будет говориться.

СЛАЙД 2

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

  1. В текстах-рассуждениях основная мысль часто предъявляется в начале текста и звучит потом ещё раз в заключении.

СЛАЙД 3

Но кроме этого в таких текстах ещё как правило есть формулировка широкой нравственной проблемы.

  1. В текстах научно-популярного или научно-учебного подстиля для привлечения внимания основная мысль может предъявляться в метафорической форме. Обычно она представлена в основной части текста. Вы должны увидеть её в «прямом», конкретном оформлении и факты, с помощью которых она раскрывается.

СЛАЙД 4

Вы должны понять, ради какой информации весь текст создан.

  1. Практическая работа.
  1. Прочитайте фрагмент текста, который мы записали в начале урока.
  2. Определите его тему. О чём этот текст?( память о Великой Отечественной войне). Запишите
  3. Определим основную мысль данного фрагмента текста. Что конкретно говорится о памяти о ВОВ? (память о ВОВ жива и сегодня, спустя много лет) Запишите.
  1. А) Индивидуальная работа по карточкам.

(3 варианта, по каждому варианту работают 2 человека, независимо друг от друга)

  Б) Коллективная работа с текстом.

  1. Прочитайте выразительно текст упражнения 207.
  2. Определим тему данного текста. (любовь к Родине) Запишите.
  3. Определите основную мысль текста. Что именно говорится о любви к родине? (Любовь к Родине сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими её красоту)
  4. Запишите это предложение.
  1. Анализ индивидуальных заданий и коллективное обсуждение.
  1. Давайте посмотрим, как поработали ученики индивидуально.

        Отвечает 1 ученик, работавший по карточке №1

              СЛАЙД 5

      Чтение текста, определение его темы и основной мысли.

  1. По этому тексту работал ещё один ученик. Прочитай, что получилось у тебя.

    Сравнение ответов двух учеников – совпали ли формулировки темы и основной мысли текста, если нет, то почему, какие ошибки допущены.

   (запись в тетрадь)

Русский солдат

Русские солдаты спасли мир.

По карточке №2 работа строится подобно предыдущей.

                  СЛАЙД 6

(запись в тетрадь)

Блокадный Ленинград

Осаждённый Ленинград в тяжелейших условиях держал круговую оборону.

По карточке №3 работа строится подобно предыдущей.    

     СЛАЙД 7

(запись в тетрадь)

Героизм женщин на войне

Героизм женщин на войне равен подвигу мужчин.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.

(используется раздаточный материал – тексты)

Ученики определяют тему и основную мысль текстов.

(запись в тетрадь)

Вариант

Тема

Основная мысль

Сбор тетрадей с работами учащихся.

  1. Подведение итогов урока.
  1. Сегодня мы учились находить тему и основную мысль текста.
  2. Как же правильно сделать это?
  3. Вспомните все тексты, которые мы проанализировали сегодня на уроке. Какой общей мыслью они объединены? (о войне)
  4. Как вы думаете, почему я выбрала эти тексты для работы сегодня?
  1. Домашнее задание.

Упр. 392 – определить тему и основную мысль текста.

Повторить правописание наречий, составить словарную диктовку по этой теме (30 слов)



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь.

Произведения М.Шолохова обычно строятся на противопоставлении: тихое семейное счастье, полезный труд – и разрушительная война; человечность, доброта – и изуверство; преданность Родине – и предательство. В целом же это – противостояние двух сил: жизни, природы, нравственности, любви – и разрушения всех основ цивилизации, гуманизма. Свет и мрак. Совесть и цинизм. Таков контраст нашего века. Если Андрей Соколов олицетворяет стремление к добру и справедливости, то Мюллер – злое порождение той системы, которая держится на милитаризме1 и расизме2. Таким объёмным смыслом наполнен этот контраст.

Милитаризм1 – политика вооружения и подготовки к войне.

Расизм2 – реакционная политика о неравноценности рас.

Вариант 2

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь.

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном искусстве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Запишите в тетрадь.

Я хочу говорить о русском солдате, о том самом, который изнывал под тяжестью своего ручного пулемёта, винтовки, скатки, фляжки и лопаты, о том самом, который день и ночь рыл этой лопатой неподатливую землю, чтобы на час или два укрыться в ней, сомкнуть воспалённые глаза, увидеть в полусне лицо своей девчонки и чтобы подняться из этого окопа с отчаянным криком на врага. Вот эти-то павшие и живые солдаты сделали всё возможное, чтобы спасти мир.

Карточка № 2

Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Запишите в тетрадь. 

Шла Великая Отечественная война. Фашистские полчища, сеявшие смерть и разрушения, стояли у стен Ленинграда. Город-фронт в тяжелейших условиях держал круговую оборону. Бомбёжки, голод, холод ежедневно обрывали сотни человеческих жизней. Враг в окуляры прицелов дальнобойных орудий отчётливо видел панораму города и методически обрушивал на площади, улицы, крыши тонны металла и взрывчатки.

Карточка №3

Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Запишите в тетрадь.

Современная литература ярко поведала о подвиге женщин на войне. Со страниц книг Б.Васильева «А зори здесь тихие», Д.Гранина «Клавдия Вилор», С.Алексиевич «У войны не женское лицо» встают женщины фантастического мужества, беспримерной стойкости и убеждённости. И хотя у войны действительно лицо не женское, но героизм этих женщин оказался равен подвигу мужчин. Таким женщинам, как Клавдия Вилор, Мария Смирнова, Софья Верещак надо ставить бронзовые памятники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста.

Слайд 2

Основная мысль текста О чём говорится в тексте (тема) Что говорится об этом предмете

Слайд 3

Запомните: Сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно.

Слайд 4

В тексте-рассуждении Основная мысль – в начале, – в заключении, нравственная проблема .

Слайд 5

В научно-популярном тексте Основная мысль – в главной части Ради какой информации весь текст создан?

Слайд 6

Основная мысль текста О чём говорится в тексте (тема) Что говорится об этом предмете

Слайд 7

Я хочу говорить о русском солдате, о том самом, который изнывал под тяжестью своего ручного пулемёта, винтовки, скатки, фляжки и лопаты, о том самом, который день и ночь рыл этой лопатой неподатливую землю, чтобы на час или два укрыться в ней, сомкнуть воспалённые глаза, увидеть в полусне лицо своей девчонки и чтобы подняться из этого окопа с отчаянным криком на врага. Вот эти-то павшие и живые солдаты сделали всё возможное, чтобы спасти мир.

Слайд 8

Шла Великая Отечественная война. Фашистские полчища, сеявшие смерть и разрушения, стояли у стен Ленинграда. Город-фронт в тяжелейших условиях держал круговую оборону. Бомбёжки, голод, холод ежедневно обрывали сотни человеческих жизней. Враг в окуляры прицелов дальнобойных орудий отчётливо видел панораму города и методически обрушивал на площади, улицы, крыши тонны металла и взрывчатки.

Слайд 9

Современная литература ярко поведала о подвиге женщин на войне. Со страниц книг Б.Васильева «А зори здесь тихие», Д.Гранина «Клавдия Вилор », С.Алексиевич «У войны не женское лицо» встают женщины фантастического мужества, беспримерной стойкости и убеждённости. И хотя у войны действительно лицо не женское, но героизм этих женщин оказался равен подвигу мужчин. Таким женщинам, как Клавдия Вилор , Мария Смирнова, Софья Верещак надо ставить бронзовые памятники.



Предварительный просмотр:

Роль в тексте средств выразительности

Лексических:

Сравнения помогают создать художественный образ и выражают отношение автора (героя) к происходящему,  помогают сделать художественный текст более выразительным и ярким. Они заставляют читателя задуматься , “включить свое воображение”

Эпитет усиливает выразительность, образность языка произведения, придаёт речи яркость, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальность предмета, создаёт о нём живое представление. Эпитет оценивает предмет или явление, вызывая определённое эмоциональное отношение к нему, помогает увидеть авторское отношение к…

Метафора придаёт речи образность, выражает авторскую оценку, эмоциональное отношение к предмету речи; воздействует на адресата речи.

Фразеологизмы придают речи яркость и выразительность, помогают увидеть отношение автора (героя) к…

Лексический повтор выделяет ключевое понятие, помогает избежать туманности изложения; это  СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МНОГОКРАТНОСТИ  ИЛИ  ДЛИТЕЛЬНОСТИ  ДЕЙСТВИЯ.


Устаревшие слова служат для создания высокого стиля речи, позволяют сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.

Просторечные слова (разговорная лексика) – средство речевой характеристики героев.

  1. Метафора повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

    2.
     Метонимия - это приём краткой выразительной речи.

    3.
     Ирония помогает создать комический эффект.

    4. На
     гиперболах строится образность сатирических произведений, гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

    5.
    Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста.

    6.
     Синекдоха - усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

    7.
     Литота служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

    8.
    Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Также характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя. В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

    9.
     Аллегория используется для того, чтобы выразить идеи глубокого философского содержания. Широко используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру.

    10.
    Перифраза подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

    11.
    Многозначные слова придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств.

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

    1.
    Омонимы придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.

    2.
    Синонимы свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

    3.
    Антонимы делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

    ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА

    1. 
    Общеупотребительные слова обозначают жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

    2.
    Архаизмы служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

    3.
    Историзмы служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

    4.
     Неологизмы являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

    5.
     Профессионализмы используются в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

    6.
     Жаргонизмы используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

    7.
    Диалектизмы вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

    8.
    Термины служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

    1. 
    Градация предельно точно и выразительно передаёт мысль автора. На примере градации хорошо видна связь лексики и грамматики. Дело в том, что градация – это ряд однородных членов-синонимов, расположенных по мере возрастания ( уменьшения).

    2. 
     Антитеза выражает экспрессию, отражает философские вопросы жизни и смерти.

    3.
    Оксюморон подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.

    5.
     Анафора - средство создания поэтического подтекста.

    6.
    Эпифора - средство эмоционального воздействия на читателя, выделения ключевого понятия.

Грамматических:

     Многоточие передает недосказанность, недоговоренность, заставляет читателя включить воображение; показывает эмоциональное состояние героя.

Риторический вопрос создаёт иллюзию беседы с читателем и заставляет задуматься над поставленной проблемой.

Восклицание  передаёт эмоциональное состояние … и выражает сильные чувства (изумление, восторг, ненависть, волнение, радость и др.); призыв;  

Инверсия (обратный порядок слов) помогает обратить внимание читателя на отдельные моменты, подчеркнуть наиболее важное.

Вводные слова помогают выразить отношение … к тому, о чём сообщается. С помощью вводных конструкций автор передаёт уверенность (неуверенность, сомнение) по поводу сообщаемого, чувство радости (сожаления, горечи, удивления и др.) Вводные конструкции указывают на источник сообщения, порядок мыслей, их связь.

Однородные определения используются для конкретизации и точности описания …

Однородные сказуемые показывают одновременность (последовательность) действий.

Обособленные члены предложения (обстоятельства, дополнения, определения, приложения) помогают более точно передать мысль, вносят дополнительные оттенки.



Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ. А 22.

  1. Вводные слова:
  1. Чувства - к счастью, к ужасу, к стыду, на беду, чего доброго, не ровен час, чего греха таить, странное дело.
  2. Оценка степени достоверности – конечно, в самом деле, вероятно, должно быть, правда, пожалуй, кажется, по сути, чай, надо полагать.
  3. Связь мыслей, последовательность изложения – кстати, вообщем, прежде всего, к слову, во-первых, например, между прочим.
  4. Способ оформления мыслей – словом, иначе говоря, если можно так выразиться, так сказать, что называется, мягко выражаясь.
  5. Источник сообщения – говорят, по сведениям.., по-моему, по преданию, на мой взгляд, слышно , дескать, помнится.
  6. Призыв к собеседнику – видишь, понимаешь(ли), знаешь(ли), поверь, согласитесь, вообразите, извините, представьте, пожалуйста.
  1. Не являются  вводными словами и не выделяются запятыми:

Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.

  1. Однако   является вводным словом, если стоит в середине или в конце предложения.    

Смотри, однако, Вера, будь осторожна.  Как я его ловко, однако!

В начале предложения или на границе частей сложного Однако – противительный союз (=но).

Мы не должны были встретиться, однако встретились.

  1. Наконец  является вводным словом, если указывает на связь мыслей, порядок изложения (= и ещё) или даёт оценку факта с точки зрения говорящего.

Наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо .

Да уходите же, наконец!

Не является вводным словом в значении «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего».

Наконец добрались до места ночлега.  

Быстро ушли все наличные, бриллианты, наконец и приданое.

  1. Главным образом  является вводным в значении «самое главное».

Статью нужно исправлять и, главным образом, дополнить материалом.

Не является вводным словом в значении «преимущественно», « в основном», «больше всего».

Он добился успеха главным образом благодаря трудолюбию.

Расставьте знаки препинания в предложениях:

  1. Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл  страну вперёд.
  2. Уже совсем стемнело, когда он выбрался (1) наконец (2) из тайги. Ребёнок к вечеру совсем выбился из сил: во-первых (3) уроки в школе, во-вторых (4) кружок по рисованию и (5) наконец (6) выполнение домашнего задания.
  3. Обломов как-то обрюзг не по летам от недостатка ли движения или воздуха, а (1) может быть (2) того и другого. Работа, которую нам поручили, к сроку (3) может быть (4) выполнена.
  4. Всё недоброе в сердце человека (1) должно бы (2) кажется (3) исчезнуть в прикосновении с природой. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника (4) должно быть (5) доносится и до самолёта.
  5. Их дружба (1) казалось (2) будет вечной. Это место (3) казалось ему (4) наилучшим выражением русской природы.

Расставьте знаки препинания в предложениях:

  1. Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл  страну вперёд.
  2. Уже совсем стемнело, когда он выбрался (1) наконец (2) из тайги. Ребёнок к вечеру совсем выбился из сил: во-первых (3) уроки в школе, во-вторых (4) кружок по рисованию и (5) наконец (6) выполнение домашнего задания.
  3. Обломов как-то обрюзг не по летам от недостатка ли движения или воздуха, а (1) может быть (2) того и другого. Работа, которую нам поручили, к сроку (3) может быть (4) выполнена.
  4. Всё недоброе в сердце человека (1) должно бы (2) кажется (3) исчезнуть в прикосновении с природой. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника (4) должно быть (5) доносится и до самолёта.
  5. Их дружба (1) казалось (2) будет вечной. Это место (3) казалось ему (4) наилучшим выражением русской природы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.К.Толстой

Слайд 2

Алексей Константинович Толстой 24.08.1817 - 28.09.1875

Слайд 3

Родители

Слайд 4

Граф Константин Петрович Толстой (брат известного художника- медальера Федора Толстого). Отец

Слайд 5

Красавица Анна Алексеевна Перовская , воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. Мать

Слайд 6

Раннее детство Алексей провел на Украине, в имении дяди. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу; путешествие по Италии 1831 г. он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II Детство

Слайд 7

В 1834 году Толстого определили "студентом" в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера. Юность

Слайд 8

А.Толстой в юности, худ. К.Брюллов А.К. Толстой в мундире офицера Стрелкового полка, 1855 г.

Слайд 9

Зимой 1850/51 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урожденная Бахметева, 1827 — 1892 ). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней . ЛЮБОВЬ

Слайд 10

Козьма́ Петрович Прутко́в — литературная маска, под которой в журналах « Современник », « Искра » и других выступали в 50 — 60 -е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей , Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов . Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство. Творчество

Слайд 11

Братья Жемчужниковы Алексей Жемчужников Александр Жемчужников Владимир Жемчужников

Слайд 12

Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. Зри в корень! Бди! Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную. Никто не обнимет необъятного. Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное! Лучше скажи мало, но хорошо. Если хочешь быть счастливым, будь им. Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый? Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна. Усердие всё превозмогает! Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Солнце светит днём, когда и так светло. … И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее русского безбожия и православия. Где начало того конца, которым оканчивается начало? Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно. Знаменитые цитаты Легче держать вожжи, чем бразды Козьмы Пруткова

Слайд 13

Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский художественный театр. Произведения

Слайд 14

28 сентября 1875 года, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Слайд 15

Музей-усадьба Алексея Толстого расположена в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.

Слайд 16

Алексей Кириллович Разумовский, дедушка А.К. Толстого Кирилл Григорьевич Разумовский, прадедушка А.К. Толстого Алексей Алексеевич Перовский, дядя поэта родственники



Предварительный просмотр:

------------------------------------------------------------------------------

Контрольная работа по русскому языку

учени____   __класса «    »

______________________________________________________

Тест по теме « Бессоюзное сложное предложение»

Вариант 1

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Быстро стемнело – горы стали казаться ещё мрачнее и величественнее.

  1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
  2. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  3. Первая часть БСП противопоставлена тому, о чём говорится во второй части.
  4. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  1. В каком предложении нужно поставить двоеточие?
  1. Добиться откровенности окружающих вот цель этого тонкого притворства.
  2. Слышно было только как шипел уголь в печи и как звонко стрекотал неугомонный сверчок.
  3. Он говорил еле слышно приходилось напряжённо прислушиваться .
  4. Ёжик уже не был похож на колючий комок все иглы его были приглажены.
  1. Расставить знаки препинания.
  1. Вчера завёл автомобиль послышался лёгкий стук.
  2. Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни я минутами спрашиваю себя да стоит ли говорить об этом?
  3. Это была недавно расчищенная и неосвещённая поляна и на ней смутно белея во мраке стоял новый большой дом управляющего.
  4. Жена Маша и Аксютка не говорили они плакали.
  5. А я в таких случаях тоже упрямый человек на каприз я отвечаю капризом.
  6. Настанет час мой город двинется вперёд.
  7. Сеялось семя веками корни в земле глубоко срубишь леса топорами зло вырывать нелегко.
  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того,   о чём говорится во второй части
  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

На большое позаришься – малое упустишь.

   1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами

  предложения.

   2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на   условие совершения того, о чём говорится во второй части.

   3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,  раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

   4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на  причину того, о чём говорится в первой части.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

             Идти было трудно: густые, частые колючие кусты разрослись                        

             густо, и  нужно было обходить их или пробираться через них.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

            2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,    

раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

            3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает    

    на  причину того, о чём говорится в первой части.

            4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает

на время совершения того, о чём говорится во второй части.

------------------------------------------------------------------------------

Контрольная работа по русскому языку

учени____   ___ класса «      »

______________________________________________________

Тест по теме « Бессоюзное сложное предложение»

Вариант 2

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ветер подул с гор – будет дождь.

  1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения     того, о чём говорится во второй части.

   2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

    3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,  раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

      4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает  на  причину того, о чём говорится в первой части.

  1. В каком предложении нужно поставить тире?
  1. Для Чехова подобные суждения словно заготовки будущих рассказов.
  2. Я знаю Фёдор не смирится.
  3. Вокруг Петра сплачиваются его сторонники Меншиков, Шереметев, Репнин, Волков
  4. Хотел он крикнуть замерло дыхание.
  1. Расставить знаки препинания.
  1. Базаров уединился окончательно на него нашла лихорадка работы.
  2. Пойду плясать летят из пола искры пою и слёзы льются из-под век.
  3. Я посмотрел на неё она прижалась в уголок и подперла рукою щёку.
  4. Я знал его мы странствовали вместе в горах востока и тоску изгнания делили дружно.
  5. На улице ветер всё качается стонет гремит.
  6. Как-то пришёл к нему и вижу на столе лежит том «Войны и мира».
  7. Дальний друг одно известно мне плачем исходила Ярославна на Путивля каменной стене.
  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наша стоянка была неудачной: кедр, под которым мы с трудом разместились, имел редкую хвою, и всё тепло от костра быстро уходило.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

 2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.                                                    

 3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на  причину того, о чём говорится в первой части.

    4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

             Резкий толчок – самолёт выпустил шасси и катится по                  

             бетонированной дорожке аэродрома.

   1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

             2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения      

                  противопоставлена по содержанию второй части.

             3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает    на быструю смену событий.

             4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит  

    сравнение с тем, о чём сказано в первой части.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?    

   Любишь кататься – люби и саночки возить.      

          1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

          2) Первая часть бессоюзного сложного предложения  

 противопоставлена по содержанию второй части.

          3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает  на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

А23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некрасов Николай Алексеевич Жизнь и творчество

Слайд 2

Николай Алексеевич Некрасов Поэт, прозаик, критик, издатель Родился 28 ноября 1821 года в Немирове Подольской области. Отец – Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) – поручик егерского полка; мать – Елена Андреевна , урождённая Закревская. Детство Некрасов провёл в селе Грешнёво Подольской области, в родовом имении отца, куда семья переезжает в 1824г. (с выходом отца в отставку).

Слайд 3

1832-1837 учёба в Ярославской гимназии 1838 – отъезд в Петербург Музей квартиры в Петербурге

Слайд 4

1839-40 – посещение занятий в университете в качестве вольнослушателя. В Петербург Некрасов привозит «целую тетрадь» стихов, ещё подражательных. Некоторые из них публикуются в «Сыне отечества».

Слайд 5

1840 – первый сборник «Мечты и звуки», вызвавший упрёки в эпигонстве. Кроме того, Некрасов пишет прозаические и драматические произведения. Водевили «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Материнское благословение» имеют успех на сцене.

Слайд 6

1841 – Некрасов начинает сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках», где, помимо повестей и рассказов, появляются его критические статьи и рецензии, имеющие значительный общественный резонанс (рецензии на «Очерки русских нравов»

Слайд 7

1843 – Некрасов начинает заниматься издательской деятельностью. Он издаёт два сборника стихотворных фельетонов «Статейки в стихах, без картинок», затем «Физиологию Петербурга» (ч. 1-2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), альманах «Первое апреля» (1846), которые становятся литературным манифестом натуральной школы.

Слайд 8

1856 – выходит сборник «Стихотворения Н.Некрасова».

Слайд 9

1868-1878 – Некрасов – редактор «Отечественных записок». В эти годы Некрасов работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др. записок».

Слайд 10

1875 – болезнь Некрасова

Слайд 11

27 декабря 1877 (Петербург) – Николай Алексеевич Некрасов умер . На похоронах Ф.М.Достоевский произнёс знаменательную речь, в которой он творчество Некрасова оценил наравне с творчеством А.С.Пушкина .

Слайд 13

Университете имени Н.А.Некрасова Усадьба Некрасова

Слайд 14

В честь Некрасова посвящены памятники. И Создан университет



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 8 классе.

А.П.Чехов. «О любви». История о потерянном счастье.

  1. Попытаться понять некоторые черты мировоззрения Чехова на основе анализа          языка его произведений;
  2. Показать, как работают речевые средства на выражение авторской идеи в рассказе «О любви»;
  3. Развивать творческие способности учащихся;
  4. Воспитывать любовь к русской классической литературе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. СЛАЙД
  1. Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве А.П.Чехова, но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведения Чехова, заглянув в его творческую мастерскую. Если для художника важны краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слово. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир.
  1. Сообщение темы и целей урока.
  1. Сегодня на уроке мы посмотрим, как Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего, авторского отношения к героям рассказа «О любви».
  1. 4. Рассказ о биографии писателя заранее подготовленным учеником. СЛАЙД
  2. Эпиграф урока. СЛАЙД
  3. Работа с текстом .

    1. Тема рассказа.

  1. Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти рассказы объединены общей темой.
  2. Что это за тема? (О несовершенстве в жизни, о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр».)  СЛАЙД
  3. Как же развивается эта тема в рассказе «О любви»?  (Распространение «футлярной жизни» на такое чувство, как любовь.)
  4. Заглавие рассказа Чехова передаёт его идейный замысел. Что значит слово ЛЮБОВЬ? (ученики читают записи из словаря С.И.Ожегова, подготовл. дома)
  5. В каком значении употребляет это слово Чехов?
  6. А МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЭТОТ РАССКАЗ «Любовь»? Почему?

2. Анализ речи Алёхина

  1. В чём особенность композиции рассказа? (рассказ в рассказе).
  2. Чехов – мастер речевого портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность.
  3. Давайте проанализируем речь Алёхина с точки зрения лексики. Что можно сказать о герое, судя по его речи? (его речь точна , правильна, выразительна, богата. Перед нами культурный, умный, образованный человек.)
  4. Давайте посмотрим, какие пласты лексики использует Алёхин. СЛАЙД
  5. Мы видим, как обыденщина засасывает умного, культурного человека, изменяет и его, и его речь. Но когда герой говорит о любви, он меняется на глазах, его речь становится поэтичной.
  6. Прослушайте отрывок из письма Чехова к Лидии Алексеевне Авиловой к, с которым её связывали нежные чувства. (на фоне музыки П.И.Чайковского звучит отрывок, подготовленный заранее учеником).
  7. Похожи ли эти строки на строки из рассказа «О любви»?
  8. Авилова рассказывала, что когда узнала о женитьбе Чехова, Л.А. пишет ему письмо, подписывает «Алёхину», кладёт в другой конверт, где стоит имя А.П.Чехова. и через некоторое время она получила ответ от Алёхина.

3. Лингвистический эксперимент.

  1. Какой может быть любовь в жизни?
  2. А какие определения подобрал Чехов? ( из письма – тихая, грустная).

     СЛАЙД

  1. Восстановите это предложение как можно ближе к тексту произведения. (ученики читают свои варианты).
  2. А теперь сравните с оригиналом  СЛАЙД и обратите внимание на последовательность эпитетов.
  3. Определим значение слова ОБАЯТЕЛЬНАЯ по словарю. СЛАЙД
  4. Этот эпитет подобран Чеховым очень точно. Образ любимой женщины полон у Алёхина притягательной силы. А речь его становится в эти моменты поэтической.

4. Музыкальное начало в повествовании А.П.Чехова.

  1. Современник Чехова, профессор М.А.Членов, вспоминал: «Чехов говорил, что каждое из произведений прозы должно действовать не только своим содержанием, но и формой, должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление.»
  2. В чём основное отличие прозаической речи от поэтической? (В основе поэтической речи – ритм, размер, ритмическое начало). Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов.
  3. Проанализируем отрывок, который мы услышали, и попытаемся найти какие-либо чередования в предложениях. (Чехов часто употребляет однородные члены)

   СЛАЙД

  1. Проанализируйте начало следующего предложения:  СЛАЙД
  2. Что можно сказать об этом предложении? (сложное с троекратным повторением однородных членов, в первой части однородные обстоятельства соединены повторяющимся союзом И)
  3. Начертите схему этого предложения. СЛАЙД
  4. Попробуйте перестроить первую часть – опустите повторяющийся союз.(учащиеся зачитывают перестроенное предложение)
  5. Что изменилось в предложении?(эмоциональная окраска)
  6. Чехов умело использует экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Вы видите, стоит опустить союз, исчезает музыкальность фразы. Писатель с полным правом заявлял: «Умею кратко говорить о длинных вещах». Он считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную мысль читателя, заставляет о многом догадываться самому.

7.Подведение итогов урока.

  1. Герои рассказа Чехова переживают, мучаются неразрешимыми вопросами. Нас захватывают их переживания. Нельзя не почувствовать симпатии автора к своим героям. А помогло нам это понять слово. По определению Аристотеля, «слово есть знак состояния души».
  2. А.П.Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался. В этом мы сегодня убедились сами. Мы попытались заглянуть в творческую мастерскую писателя, выявить некоторые приёмы обращения Чехова со словом. Этим  и отличается чеховская проза.  СЛАЙД
  3. Рассказ окончен, но вопросы, заданные автором, остались неразрешёнными. А.П.Чехов предоставил вершить суд над героями нам, читателям. Наверное, нам нужно согласиться со словами Алёхина, что «любовь – тайна сия великая есть». Тайной является и каждое новое произведение писателя, и , Чита его, мы снова и снова пытаемся разгадать эту тайну.

8.Домашнее задание.

Подготовить рассказ на тему «Тема любви в произведениях русских писателей»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование степеней сравнения прилагательных Урок русского языка в 6 классе

Слайд 2

Степени сравнения прилагательных Началь-ная форма Сравнительная Превосходная простая составн. простая составн. суф. -ее(-ей) более (менее) суф. - ейш(айш) самый+ наиболее+ красивый Красив ее Более красивый Красив ейш ий Самый красивый Красив ей Менее красивый Наиболее красивый

Слайд 3

Говори правильно: Красивее Свободнее Удобнее Спокойнее

Слайд 4

Образовать от прилагательных простую сравнительную степень Опасный Внимательный Причудливый Ужасный

Слайд 5

Опасн ее Внимательн ее Причудлив ее Ужасн ее

Слайд 6

Образовать от прилагательных составную сравнительную степень Раскидистый Душистый Близкий

Слайд 7

БОЛЕЕ РАСКИДИСТЫЙ, МЕНЕЕ РАСКИДИСТЫЙ БОЛЕЕ ДУШИСТЫЙ, МЕНЕЕ ДУШИСТЫЙ БОЛЕЕ БЛИЗКИЙ, МЕНЕЕ БЛИЗКИЙ

Слайд 8

ЗАПИСАТЬ ТОЛЬКО ДОПУСТИМЫЕ С ЛИТЕРАТУРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НОРМЫ С СУФФИКСАМИ –ШЕ (-ЧЕ) ТЯЖЁЛЫЙ ЛЁГКИЙ МЕЛКИЙ ШИРОКИЙ ЯРКИЙ

Слайд 9

ЛЕГ ЧЕ МЕЛЬ ЧЕ ЯР ЧЕ

Слайд 10

ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, УКАЗАТЬ ФОРМУ И.п. ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, ЕГО СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ. ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ. ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ. ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ЛЮБВИ К СВОЕЙ СТРАНЕ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

К а бинет Кр осс ворд К о ра лло вый

Слайд 3

Коралловый 1. Возникший или сделанный из кораллов. Коралловое ожерелье 2. Ярко-красный, цвета коралла. Коралловые губы

Слайд 5

«собери слово» Растереть Подстилать Делать Задуматься

Слайд 6

«четвёртый лишний» Соб..рать Соб..ру Разб..ру Заб..ру

Слайд 7

Подумай ещё!

Слайд 8

Правильно!

Слайд 9

«четвёртый лишний» Корм..т Свод..т Дела..т Друж..т

Слайд 10

Правильно!

Слайд 11

Подумай ещё!

Слайд 12

Утки чуют опасность и прячутся в камышах. Выглянуло весеннее солнце, и весело защебетали птицы.

Слайд 13

Спряжение глагола Правило Спряжение

Слайд 14

Знать Видеть Писать Тащить Дышать Думать Пилить

Слайд 15

Стелить Высушить Беспокоить Жалеть Дуть

Слайд 16

Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи. Появились разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идёт лёд.

Слайд 17

Совершенный вид Несовершенный вид Заиграли Разлились Моросит Трогаются Идёт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Урок русского языка в 6 классе

Слайд 2
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Слайд 3
СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 4
СЕМ..СОТ, ВОСЕМ..ДЕСЯТ, С..РОК, Д..ВЕСТИ, ОДИ..АДЦАТ.., ШЕСТ..НАДЦАТ.., ДЕВЯТ..СОТ, ДЕВЯТ..НАДЦАТ.., ДЕВ..НОСТ.., СЕМ..НАДЦАТ.. .

Слайд 5
ПРОЧИТАЙТЕ

Слайд 6
3 О 100 Л 3 УМФ 100 ЛБ 3 БУНА 100 ЛЯР

Слайд 7
У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.СЕМЬ БЕД – ОДИН ОТВЕТ.СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.ДЛЯ ДРУГА СЕМЬ ВЁРСТ НЕ ОКОЛИЦА.У ЛЖЕЦА НА ОДНОЙ НЕДЕЛЕ ПО СЕМЬ ЧЕТВЕРГОВ.

Слайд 8
СОСТАВЬТЕ И ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Слайд 9
ЗАРЕГЕСТРИРОВАЛИ 271 (ДЕЛЕГАТ)НЕ ОКАЗАЛОСЬ 490 (КНИГА)РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ МАГАДАНОМ И УСТЬ-НЕРОЙ СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 989 (КИЛОМЕТР)

Слайд 10
ПРАВИЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ:

Слайд 11
ПРОШЛО 5, 17, 74 (СУТКИ)КУПИЛИ 3, 13, 33 (НОЖНИЦЫ)

Слайд 12
ЗАМЕНИТЕ, ГДЕ ЭТО ВОЗМОЖНО, КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СОБИРАТЕЛЬНЫМИ

Слайд 13
3 (ДЕВУШКИ) 4 (ГУСЯТА)5 (БРЮКИ) 7 (ТЕТРАДИ)2 (ДРУЗЬЯ) 15 (КОЗЛЯТА)

Слайд 14
ПРОЧИТАЙТЕ ПРАВИЛЬНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 15
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВСЯ 7Я 05 СЯДЕТ ЗА 100Л, ПРЕ2РИТЕЛЬНО ВЫ3 КЛЕЁНКУ.

Слайд 16
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВСЯ СЕМЬЯ ОПЯТЬ СЯДЕТ ЗА СТОЛ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВЫТРИ КЛЕЁНКУ.

Слайд 17
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 18
ЭКЗЕМПЛЯР, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, КИЛОМЕТР, ЦЕНТНЕР, БАССЕЙН, ГАРАЖ, КОНСТИТУЦИЯ, ТЕРРИТОРИЯ, ОДИННАДЦАТЬ, ДЕВЯНОСТО, ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА.



Предварительный просмотр:

Текст изложения

 До последнего своего часа Пушкин собирал книги. Всегда они были неразлучны с поэтом. Любовь к чтению возникла у него в детские годы. Лицейская библиотека была богата. Там хранились лучшие творения мировой, отечественной классики. Здесь на протяжении шести лет провёл немало часов юный Пушкин. В Лицее родилась мечта о собственной библиотеке.

        В книге поэта интересовало всё: и пламенное слово, и бумага, и шрифт, и «одежда». Но, конечно, прежде всего он ценил живую мысль, новое слово. Об этом свидетельствует пушкинская библиотека, которая уцелела до наших дней. Ныне она хранится в Пушкинском доме.

        А с чего начинается у каждого из нас первая книжная полка? С нескольких приобретённых на первых порах книг, которые кажутся беспорядочным собранием. Проходит время. Наша библиотека пополняется. Определяются пути подбора книг: теперь берётся только то, что нам интересно.

В любые времена полезное занятие – собирать хорошие книги, но главное – чаще обращаться к ним. Наши предки говорили: «Не в библиотеку клади, а в душу».



Предварительный просмотр:

Текст для изложения

Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, другие всё пытаются захватить, переиначить по-своему, ничуть не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность. Мы не можем обойтись без того, чтобы не брать из кладовых природы, а следовательно, приходится губить множество ни в чём не повинных существ.

Мы уже потеряли многое. Наглядный пример – стеллерова корова. Питалась водорослями, а вес достигал трёх с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра не осталось! Увлекаясь достижениями материальной пользы, мы забываем, что жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться, ездить. Ради чего есть, зачем одеваться, куда ездить?..

Ещё в период освоения Америки пришельцами из Европы возникло два подхода к природе. Европейские учёные считали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять всё бесполезное людям. Индейцы племени сиу считали: Великий дух не создал ничего лишнего, каждое существо должно брать лишь нужное для пропитания. Сейчас учёные склоняются к тому, что правы всё-таки были индейцы…



Предварительный просмотр:

Текст изложения

  Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Попробуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родственников, друзей, знакомых. Трудно. По традиции, надо бы начать с родственников. Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. Допустим, поломав голову, вы всё же справитесь с задачей и составите список.

   Мама окажется вне ряда, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей – профессиональных, дружеских, любовных и тому подобное. И в то же время содержит все их зёрна, потому что мать несёт в себе идею человека. Мать создаёт новые жизни и тем самым передаёт эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями. Она, можно сказать, источник возобновляемых сил природы.

   Материнство – это жизнетворчество, это миссия, от рождения данная женщине. Мать находит себя – должна находить! – в беззаветной посвящённости детям. А дети отвечают ей – должны отвечать! – любовью, вниманием, заботой. Это идеал, истинная «норма», в которой воплощается замысел природы и общества, их гармония.  

                                                                                               (по И.Ф.Гончарову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...