Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Шабанова Нина Дмитриевна

 

"Дорога в школу"

Урок русского языка в 6 классе

(урок-игра по правилам дорожного движения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pdd.doc46 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku_pdd.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Каменный Яр»































Урок русского языка в 6 классе



(урок-игра по правилам дорожного движения)













Учитель Шабанова Н.Д.











2012









Цель урока: повторить и закрепить полученные знания, обогатить словарный запас, воспитывать живой интерес к русскому языку, повторить Правила дорожного движения.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Объявление темы и целей урока.(Слайд №1)

III. Слово учителя

- В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа Дорожных Наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем целей.

Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе Дорожных Наук.

Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке? А какие слова понадобятся, чтобы рассказать об этом?

IV. Словарный диктант с комментированием.

Транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, автомобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, регулировщик, площадка, спереди.

- Вот к остановке подъехали троллейбус и трамвай. Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?

В классе два ряда. Значит, ученики садятся в троллейбус, второго - в трамвай.

- Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы Дорожных Наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.

1

V. Задание.(Слайд №2)

От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы первого лица единственного числа:

переходить - перехожу,

тормозить - торможу,

бежать - …

От имен существительных ед. числа образуйте имена существительные множественного числа:(Слайд №3)

переход - переходы,

вездеход - вездеходы,

поворот - повороты,

пешеход - пешеходы,

транспорт - …

От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы первого лица единственного числа настоящего времени:(Слайд №4)

обгонял - обгоняю,

пересекал - пересекаю,

проезжал - проезжаю,

регулировал - …

От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:(Слайд №5)

ядро - ядра,

ведро - ведра,

бедро - бедра,

метро - …

- Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. Что это за полосы?

Верно, переход. Вспомнить правило перехода нам поможет игра «Допиши словечко». Перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.(Слайд №6)

Если ты спешиш.. в пути

Чере.. ул..цу пройти,

Там иди, где весь наро..,

Где есть надпись … (переход)

2

- Отгадайте загадки.(Слайды №7,8)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай)

Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автомобили)

В Два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица)

- А следующие стихотворения будете заканчивать устно:

Чтоб тебя я повез,

мне не нужен овес.

Напои меня бензином,

На копыта дай резину.

Поднимая всюду пыль,

Побежит…(автомобиль)

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

Я зовусь …(велосипед)

3

Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут.

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись! Не зевай!

Отправляется…(трамвай)

- Мы едем дальше. Вот на пути - светофор. Пока он глядит сердитым красным глазом, послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета»

Выборочный диктант. (Слайд №9)Выпишите глаголы, определите вид, подберите в ним глаголы другого вида. (Выписать местоимения, определить падеж)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь-

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик - светофор,

Мы три родные брата.

Мы светим с давних пор

И взрослым, и ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий - красный свет,

Если он горит:

Стой! Дороги дальше нет.

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай нас совет:

Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он:

- Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро!

4

- Красный свет продолжает гореть. Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу, сделайте морфологический разбор существительного.

- После выполнения этого задания вперед вырвался троллейбус: у его пассажиров предложения были наиболее интересные.

А теперь посмотрите в окно. Как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается:

«Если бы…»

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

- На светофоре красный свет,

Для перехода нет пути,

Сейчас никак нельзя идти!

- Мне наплевать на красный свет! -

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

- Где захочу, там перейду!

Шофер, гляди во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза;

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер:

- Мне наплевать на светофор! -

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

(О. Бедарев)

5

- Но вот, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы Дорожных Наук. Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу по заданиям на карточках:

Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.

Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.

Составьте предложения со словами тормоза, скорость, колесо, мотор, двигатель.

- Придумайте небольшой рассказ на одну из тем: «Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети», «Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора».

VI. Осмысление домашнего задания.

VII. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дорога в школу» 1 Урок русского языка в 6 классе (урок-игра по правилам дорожного движения)

Слайд 2

От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы первого лица единственного числа: Переходить - перехожу Переходить - Тормозить - Бежать - перехожу торможу бегу. 2

Слайд 3

От имен существительных ед. числа образуйте имена существительные множественного числа: Переход – Вездеход – Поворот – Пешеход – Транспорт- переходы вездеходы повороты пешеходы транспорт. 3

Слайд 4

От глаголов ед. Числа прошедшего времени образуйте глаголы первого лица ед. числа настоящего времени: Обгонял- Пересекал- Проезжал- Регулировал - обгоняю пересекаю проезжаю регулирую. 4

Слайд 5

От имен существительных ед.числа образуйте имена существительные множественного числа: Ядро - Ведро - Бедро - Метро - ядра ведра бедра метро. 5

Слайд 6

Игра «Допиши словечко» перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Если ты спешиш.. в пути Через ул.. ц у пройти, Там иди, где весь наро.., Где есть надпись … Ответ: Если ты спешиш ь в пути Чере з ул и цу пройти, Там иди, где весь наро д , Где есть надпись переход. 6

Слайд 7

Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик Отгадайте загадки. Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь И машинам помогаю, И тебе хочу помочь. Красный вагон по рельсам бежит, Всех, куда надо, он быстро домчит. Заливистый звон его нравится детям. Так в чем же мы с вами по городу едем? Маленькие домики По улице бегут, Мальчиков и девочек Домики везут В два ряда дома стоят. Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга все глядят. 7

Слайд 8

А следующие стихотворения будете заканчивать устно: Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Напои меня бензином На копыту дай резину . Поднимая всюду пыль, Побежит…. Кто далеко живет, Тот пешком не пойдет. Наш приятель тут как тут. Всех домчит он в пять минут. Эй, садись! Не зевай! Отправляется… На рояль я не похож, Но педаль имею тоже. Кто не трус и не трусиха, Прокачу того я лихо. у меня мотора нет. Я зовусь….. 8

Слайд 9

Выпишите глаголы, определите вид, подберите к ним глаголы другого вида. Выпишите местоимения, определите падеж. Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь- Зеленый желтый красный . Наш – домик светофор, Мы три родные брата. Мы светим с давних пор И взрослым и ребятам. Мы ты чудесных цвета, Ты часто видишь нас, Но нашего совета Не слушаешь подчас Самый строгий – красный свет, Если он горит : Стой! Дороги дальше нет. Путь для всех закрыт. Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет: Жди! Увидишь скоро желтый В середине свет. А за ним зеленый свет Вспыхнет впереди, Скажет он: - Препятствий нет, Смело в путь иди! Коль выполнишь без спора Сигналы светофора, Домой и в школу попадешь, Конечно, очень скоро! 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...