рабочая программа по русскому языку 10 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Камардина Ирина Сергеевна

 

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2011г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10_a_klass_2011-2012_.docx73.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Камардиной Ирины Сергеевны,

учителя русского языка и литературы,

по учебному курсу «Русский язык»

10  класс      (базовый уровень)

Старый Оскол

2012

                              Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2011г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения. В связи с подготовкой обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку  в календарно-тематическое планирование  введена дополнительная графа  «Подготовка к ЕГЭ».

Календарно-тематическое планирование составлено на основе приказа №819 Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области  от 23.03.10.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Главная цель – подготовить обучающихся 10-11 классов  к ЕГЭ по русскому языку.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

обеспечить практическое использование лингвистических знаний, умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Распределение часов по темам.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «СОШ № 33 с УИОП». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 35 часов (1 час в неделю). 

Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися: «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (добавлен 1 час), «Состав слова (морфемика) и словообразование» (вместо 4 часов - 3), «Речь, функциональные стили речи» (добавлен 1 час, так как за учебный год планируется провести 35 часов вместо 34).

Учебник «Русский язык. 10-11 классы». Авторы:  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. М., «Просвещение», 2011 год. Количество часов в неделю – 1.

 Контрольные сочинения – 4.Контрольное тестирование -2.  Уроков развития речи – 7.

Преобладающие виды работы

Основными формами учебной деятельности являются уроки – практикумы и комбинированные уроки.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс              русского языка 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   в 10 КЛАССЕ

Тема урока

Часы учебного времени

Сроки про

ведения урока

Приме

чание

Сроки прове

дения урока

Подготовка к ЕГЭ

Примечание

1

Общие сведения о языке (7 часов)

Язык и общество. Язык и культура

1

средства связи предложений в тексте – В7;

стили и типы речи – А30

2

Язык и история народа

1

орфоэпические нормы – А2;

лексические нормы – А3, А12;

стили и типы речи – А30

3

Три периода в истории русского языка

1

тема текста и авторская позиция – А29;

стили и типы речи – А30; построение текста – А7, А8

4

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении

1

элементы разговорной речи в художественном и публицистическом тексте – А30;

лексические нормы – А3, А12

5

Контрольное сочинение

1

сочинение на основе исходного текста – С1

6-7

Русский язык как система средств разных уровней. (2ч.)Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.

2

лексикология – А31;

грамматические нормы – А4, А5, А6

8

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (5 часов)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных знаний и навыков по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии

1

сопоставительный фонетический анализ слов - А1;

орфоэпические нормы – А2;

правописание приставок – А16;

Н и НН в различных частях речи – А14

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики

1

орфоэпические нормы – А2;

фонетика – А1

10

Написание, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии

1

грамматические нормы – А4, А5, А6;

правописание союзов, предлогов и частиц - А20;

словосочетание, связь слов в словосочетании – В3;

правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий – А16;

правописание гласных в корнях и приставках – А15, А16

11

Фонетический разбор

1

фонетика – А1

12

Контрольное сочинение

1

сочинение на основе исходного текста – С1

13

Лексика и фразеология (6 часов)

Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Контекстуальные синонимы и антонимы

1

лексическое значение слова – А12;

состав слова – А13;

лексикология  - А31;

паронимы – А3;

построение текста – А7, А8;

Задание В8

14

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления

1

паронимы – А3;

построение текста – А7, А8;

Задание В8

15

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы

1

лексикология  - А31;

обособленные члены предложения – А22, В5

16

Контрольное тестирование

1

части А и В

17

Русская фразеология. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с из значением и стилистическими свойствами

1

лексикология  - А31;

построение текста – А7, А8

Задание В8

18

Лексические и фразеологические словари

правописание гласных в корнях и приставках – А15, А16

19

Состав слова (морфемика) и словообразование (3 часа)

Обобщающее повторение ранее изученного. Понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии

1

пунктуация в ССП и СПП – А26;

предложения с однородными членами, союзы при ОЧП – А24, В6;

состав слова – А13;

20

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи

1

способы словообразования – В1;

словосочетание, связь слов в словосочетании – В3

21

Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор

1

состав слова – А13;

способы словообразования – В1;

обособленные члены предложения – А22, В5

22

Морфология и орфография (6 часов)

Обобщающее повторение  морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи

1

грамматические нормы – А4, А5, А6;

правописание союзов, предлогов, частиц - А20;

словосочетание, связь слов в словосочетании – В3;

союз И в простом и сложном предложении – А21

23

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание

1

части речи – А11, В2;

основа предложения – А9, В4;

24

Контрольное сочинение

1

сочинение на основе исходного текста – С1

25

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

1

правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий – А16;

состав слова – А13

26-27

Обобщающее повторение орфографических норм, их группировка на основе принципов правописания

2

НЕ с различными частями речи, НЕ и НИ – А19;

правописание союзов, предлогов, частиц - А20;

правописание гласных в корнях и приставках – А15, А16

28

Речь, функциональные стили речи (4 часа)

Язык и речь. Основные требования к речи

11

средства связи предложений в тексте – В7;

стили и типы речи – А30;

тема и идея текста, смысловое содержание текста – А 29

29

Текст, его строение и виды преобразования. Тезисы, конспект, аннотации, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста

1

стили и типы речи – А30;

тема и идея текста, смысловое содержание текста – А 29; правописание суффиксов глаголов – А18

30

Контрольное сочинение

1

сочинение на основе исходного текста – С1

31

Функциональные стили речи, их общая характеристика

1

особенности анализа текста учебного подстиля, научно-популярного подстиля – С1 (К1 –К3)4

 лексическое значение слова – А12;

задания по лексикологии – А31

32

Научный стиль речи (4 часа)

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности

1

паронимы – А3;

лексическое значение слова – А12;

состав слова - А13;

средства связи предложений в тексте – А8, В7;

синтаксис ССП и СПП – А26

33

Лексика научного стиля: нейтральная, общенаучная и специальная

1

лексическое значение слова – А12;

связность текста – А7;

выделение основной мысли текста, абзаца – А12;

 задание по лексикологии – А31

34

Контрольное тестирование

1

части А и В

35

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля

1

синтаксическая характеристика предложения – А10, А21, В6

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

Общие сведения о языке. Культура речи (2 часа)

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Понятие о системе языка Культура речи. (16 часов)

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Понятие о коммуникативной целесообразности, умеренности, точности, ясности, чистоте, логичности, выразительности  речи.

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм. Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексические нормы. Орфографические нормы Грамматические нормы. Пунктуационные нормы

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Нормативные словари и справочники современного русского языка

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Речевое общение. (8 часов)

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Функциональные разновидности языка (7 часов)

Разговорная речь, сфера её использования, назначение

Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения

Совершенствование  культуры разговорной речи

Речевая деятельность героев литературных произведений – образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп.

Культура письменной и устной речи. Культура разговорной речи.

                                       Раздел V. Формы и средства контроля

Сочинение на основе исходного текста №1

(1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

(8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его "долота". (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился в низ, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

(20) – Зачем?

(21) – А просто так…

(22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и любить природу;? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

                                                                                                                                                          (В. Песков.)

Сочинение на основе исходного текста №2

Наедине с толпой

1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. 3) Наедине с толпой.

4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек-2003 в большом городе.

5) Редкая поездка по столице обходится без метро. 6) Высокие, тяжелые двери безостановочно хлопают. 7) Плотный паренек, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. 8) Богатырское движение! 9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает ее за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. 10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. 12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. 13) Но рекомендация эта соблюдается не всегда, и приходится лавировать между стоящими "как надо" и "как не надо".

14) Вышли на платформу. 15) Приближается поезд. 16) Нам предстоит сесть в вагон. 17) Операция, казалось бы, немудреная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. 18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. 19) Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. 20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. 22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. 23) А если женщины, то либо такие старые, что им уже не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. 25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? 26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. 27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. 28) Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. 29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З.Паперному)

Контрольное тестирование №1

А1    В   каком   слове   при   произношении   происходит озвончение согласного звука?

1) дневной

2) образ

3) вокзал

4) портить

А2   В каком слове верно  выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)   создалАсь

2)   дОлжностей

3)   изогнУтый

4)   звОнит

A3 Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1)   галерея

2)   бенефис

3)   аншлаг

4)  вернисаж

А4    В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1)   Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

2)   Густые  заросли  кустарника  чередовались с  ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

3)   Среди   ВЕЧНЫХ  человеческих   ценностей наиболее важной для него была честность.

4)   В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

А5    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)  давайте попробоваем

2)   около тысячи пятисот человек

3)   менее быстрый

4)   много яблок

А6    Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Адресуя свою книгу детям,

1)   автором   описываются   сложные   явления простым языком.

2)   она написана живым и образным языком.

3)   учёный    сумел    занимательно    рассказать о сложных явлениях.

4)   главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение.

А7    Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)   Выдвижение     кандидатуры     Иванова     на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2)   Озеро  Байкал  всегда  славилось  своей  необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3)   Благодаря   разумного   графика  подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4)   В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.

Прочитайте предложения и выполните задания А8A11.

A.     Оказалось,   что   улицу   освещал   ярчайший фонарь, вывешенный   на   четвёртом   этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин.

Б.    Однажды — это было в конце XVIII века — жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар.

B.     От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днём.

Г.     Это был созданный им прожектор — прибор, совершенно неизвестный в те времена.

А8    В  какой  последовательности  нужно  расположить предложения, чтобы получился текст?

1)  Б, А, В, Г

2)   В, А, Б, Г

3)   Б, Г, А, В

4)   Б, В, А, Г

А9 Какие предложения являются односоставными или включают в себя односоставные предложения?

1) А, Б      2)  Б, В      3) А, В      4)  В, Г

А10  Какая   характеристика   соответствует   предложению А?

1)   сложноподчинённое,   состоит   из   четырёх частей

2)   сложноподчинённое,  состоит  из  трёх  частей

3)   сложное  с  бессоюзной  и  союзной  связью, состоит из четырёх частей

4)   сложное  с  бессоюзной  и  союзной  связью, состоит из трёх частей

А11  В каком предложении есть прилагательное в превосходной степени?

1) А      2)  Б      3)  В      4)  Г

А12  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1)   рассеивая

2)   разгребавший

3)   полосатый

4)   подбородок

А13 В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?

1)   Цветы можно поливать кипячё..ой водой.

2)   На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.

3)   Улица  блистала,   устла..ая   снежным   ковром.

4)   Низина утонула в тума..ой дымке.

А14   В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?

1)   ч..столюбивый, прив..легия, нач..нать

2)   ч..стоплотный,         ориг..нальный,         прост..раться

3)   ч..стотное (явление), асс..стировать, зам..р от удивления

4)   объед..нение, т..снёная обложка, выч..сть

А15   В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)   на..костница, о..брасывать, по..секать

2)   Ра..глаживать,  бе..проволочный,  и..толкование

3)   пр..следовать, пр..чудливые, пр..ворожить

4)   без..нициативный,  без..скусный,  без..дейный

А16   В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1)   льдины раста..т, ка..щийся грешник

2)   рабочие сел..тся, ворку..щие голубки

3)   травы стел..тся, люб..щий поговорить

4)   они крас..т, стел..щиеся травы

А17   В каком варианте ответа указаны  все слова,  где пропущена буква О?

A.   ож..говый

Б.   ноч..вка

B.   перч..ный

Г.    Волч..нок

1) А, Б, Г      2) А, В      3) А, Г      4)  Б, Г

А18   В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)   Матрос  (не)медленно  доложил  командиру о подозрительном шуме.

2)   Меня провели  в  (не)большую,  но уютную комнату с камином.

3)   Маленькие  (не)крашеные домишки  аккуратно   расположены   по   обеим   сторонам улицы.

4)   Собака, (не) желая выдавать своего страха, громко залаяла.

А19  В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)   Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

2)   Правовые  документы  регулируют  обязанности граждан, а ТАК (ЖЕ) трудовые и семейные отношения,  ПО (ЭТОМУ) являются основой работы суда.

3)   ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

4)   Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЁМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша.

А20   Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель ( ) и все узнали в солдате Митьку.

1)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалёко от берега.

1)   1, 2, 3      2)   1, 3      3)   1, 2, 3, 4      4)   2, 4

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.

1)   1,  2, 3, 4      2)   1,  3      3)   3, 4      4)   1,  2

А23   Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)   При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

2)   Дыхание  осенних  ветров  то  прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3)   Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

4)   Задолго  до  рассвета  Ильинична  затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

А 24    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1)     Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения  поясняет,  раскрывает  содержание того, о чём говорится в первой части.

3)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

1)   1,3      2)  2      3)  2, 3      4)  1, 2

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Паром двигался так медленно (1) что (2) если бы не постепенная обрисовка его контуров (3) то можно было бы подумать (4) что он стоит на одном месте или же идёт к другому берегу.

1)   1,  2, 3, 4      2)   1,  3, 4      3)   2, 3      4)   2, 4

Ключи:А1-3; А2-1; А3-4; А4-2; А5-1; А6-3; А7-3; А8-4; А9-3; А10-2; А11-1; А12-4; А13-3; А14-2; А15-4; А16-1; А17-3; А18-4; А19-3; А20-2; А21-1; А22-4; А23-2; А24_2; А25-1; А26-2.

Сочинение на основе исходного текста №3

(1) Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. (2)  Березовые рощи долго не желтели. (3) Долго не увядала трава. (4) Только голубеющая дымка (ее зовут в народе "мга") затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

(5) "Мга" то сгущалась, то бледнела. (6) Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (10) Это курлыкали журавли.

(11) Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(14) Я бросил весла и долго смотрел на журавлей.

(15) За несколько дней до этой встречи с журавлями один  московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое "шедевр", и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17) Я выбрал стихи Лермонтова "Завещание".

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

                                                                                                            (К.Паустовский)

Сочинение на основе исходного текста №4

(1) Национализм – это проявление слабости нации, а не её силы. (2) Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. (3) Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. (4) Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой язык, свою культуру.

(5) Необязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. (6) Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и в стойкости его национальных традиций.

(7) Лет пятнадцать назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился с тремя милыми и думающими молодыми людьми, которые, как и я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. (8) Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что мы можем ещё потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о будущем. (9) Я стал говорить о том, что мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезают бесследно.  (10) И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках." – (11) "Почему?" – (12) "Мы русские". – (13) "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?"

(14) Мои мальчики быстро согласились со мной. (15) "Вы поймёте, - говорил я, - делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. (16) Приятно делать подарки. (17) В покровительстве другим, в добром отношении к ним есть сила, уверенность в себе и есть настоящая мощь." (18) Лица мальчиков просветлели. (19) Точно груз спал с их плеч.

(20) Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья. (21) Поволжья – поймите это! – то есть народов, живущих по великой русской реке Волге. (22) А разве Волга не река и других народов – татар, мордвы, марийцев и прочих? (23) Далеко ли от неё до народа коми или башкир? (24) Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами дали им много! (25) А культура – это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

                                                                                                               (По Д. Лихачёву)

Контрольное тестирование №2

А1 В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1)   экзамен

2)   подвиг

3)   сквозняк

4)   смеяться

А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)   катАлог

2)   щавЕль

3)   докУмент

4)   отогнАла

A3 Какое из перечисленных слов имеет значение «незаконное опубликование чужого труда под своим именем»?

1)   реферат

2)   аннотация

3)   плагиат

4)   псевдоним

А4 В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?

1)   Мы  любовались на выставке работой  ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

2)   Печерский   был ИСКУСНЫМ    адвокатом и   пользовался   заслуженным   уважением коллег.

3)   Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ   весёлость   постепенно   исчезала с наших лиц.

4)   ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.

А5    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. слова.

1)   оденьтеся теплее

2)   пятеро студентов

3)   с пятьюдесятью рублями

4)   спелых абрикосов

А6    Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начав записывать слова в 1829 году,

1)   первый том словаря опубликован В. И. Далем только 30 лет спустя.

2)   работа    над    словарём    потребовала    более 30 лет.

3)   к I860 году было собрано 200 000 слов.

4)   Даль    смог    подвести    итог    своей    работы только через 30 лет.

А7  Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)   В журнале опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2)   Все,  кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3)   В картине художника Богатова  «Соседки» обращает   на  себя   внимание   роскошный интерьер комнаты.

4)   Ни один из прохожих,  спешивших на ярмарку, не  обратил  внимания  на  стоящие в стороне возы с домашней утварью.

Прочитайте предложения и выполните задания А8-—А11.

A.    На Байкале сохранился особый животный и растительный мир.

Б. Приходилось ли вам видеть эдельвейсы на берегах озёр, если, конечно, озёра не располагались где-нибудь высоко в горах?

B.     Думаю, едва ли.

Г.     А здесь они растут.

Д. Тот факт, что некоторые высокогорные растения — эдельвейсы, кедровый стланик — спустились на уровни байкальских террас, объясняется микроклиматом Байкала, где даже по сравнению с соседним Иркутском лето прохладнее, а зима теплее.

А8    Укажите в тексте место, которое должна занимать пропущенная фраза:

Правда,  не всякий заметит их:  они тут чахленькие, на длинных ножках.

1)  между А и Б

2)  между Б и В

3)  между В и Г

4)  между Г и Д

А9 Какое из указанных предложений является односоставным или включает в себя односоставное предложение?

1) А      2)  Б      3)  Г      4)  Д

А10 Сколько грамматических основ в предложении Д?

1)  пять      2) две      3)  три     4) четыре

A11   Укажите правильную характеристику слова ПРОХЛАДНЕЕ из предложения Д.

1)   краткое  прилагательное  в форме  среднего рода

2)   прилагательное    в    форме    сравнительной степени

3)   прилагательное,   перешедшее  в  существительное

4)   наречие в форме сравнительной степени

А12 Какое  слово  состоит из приставки,  корня,  одного суффикса и окончания?

1)   списанный

2)   освещая

3)   переросший

4)   вредный

А13 В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

1)   Законы природы неизме..ы.

2)   Окно     было     завеше..о     тёмной     тканью, и в комнате стоял полумрак.

3)   Вадим   считал, что   сестра   слишком   ветре..а, чтобы поручить ей серьёзное дело.

4)   Иные говорят мудрё..о, а мысли скудные.

А14   В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)   г..ревший, задр..жать, т..инственный

2)   обог..щаться, прик..сновение, б..гровый

3)   обозн..чать, прил..жение, обл..котившись

4)  подос..лать (соломы), гиган..ский, де..сад

А15   В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)   пр..красен, пр..тендент, пр..вередливый

2)   бе..вкусный, и..пить, чере..чур

3)   п..едестал, не уб..ют, пред..юбилейный

4)   поз..вчерашний, р..столковать, пр .дедушка

А16   В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1)   лопоч..щий  малыш, музыканты услыш..т

2)   скач..щих всадников, канаты удерж..т

3)   щебеч..щих птиц, грибники ищ..т

4)   тревож..щие новости, клокоч..т родники

А17   В каком варианте  ответа указаны все слова,  где пропущена буква Ё?

A.  парч..вый

Б. сгущ..нка

B.  медвеж..нок

Г. размеж..вываться

1)  Б, Г      2) А, В      3)   Б, В      4)  А, Б, Г

А18   В   каком   предложении   НЕ   со   словом   пишется слитно?

1)   (Не) желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.

2)   Привыкнув   к   людям,   бобры   (не) страшились выходить днём из своих хаток.

3)   (Не) расчищенные     каменистые     дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.

4)   Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

А19   В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)   ЧТО (БЫ)   воспитать   щенка,   необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

2)   И (ТАК), младший сын любил книги ТАК(ЖЕ), как и все в нашей семье.

3)   ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

4)   Я благодарю вас, а ТАК(ЖЕ) вашего секретаря   ЗА(ТО), что   мне   дали   возможность побеседовать с вами.

А20   Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Ничего не было известно о происхождении этого минерала ( ) и строились самые фантастические предположения.

1)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.

1)   2, 4      2)   1, 3      3)   1, 2, 3, 4      4)   1, 2, 4

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1)   1, 2, 3, 4      2)   1, 2      3)   3, 4      4)   1, 3

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)   Среди надписей на древних зданиях можно прочитать    то    эпиграмму    на   соседа    то запись  о  каком-то  событии  то  автографы исторических лиц.

2)   Старообрядцы-церковники не подчинялись ни официальной церкви ни властям.

3)   Тяжёлая и длительная война создание регулярной армии и флота строительство новых мануфактур и преобразование государственного аппарата потребовали громадных расходов.

4)   Метель плачет и скулит воет и стонет напоминает о чём-то и о чём-то спрашивает.

А24  Как   объяснить постановку   двоеточия   в   данном  предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1)   Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения   поясняет,   раскрывает   содержание того, о чём говорится в первой части.

4)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения   указывает   на   причину  того, о  чём говорится в первой части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1)   1, 3      2)  1, 4      3)  2, 3, 4      4)  2, 4

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

1)   1, 2, 4      2)  1, 4      3)  2, 3      4)  1, 2, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания А27—А29; В1—В8; С1.

(1) Молодой отец  строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

(2)  — Пожалуйста,— вполне серьёзно говорит он крохе,— можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(З) Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

(4) Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6) Но нет, несолидно!

(7) Слышишь,   видишь,  читаешь  такое — и  хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8) Это — самая  распространённая,  самая злокачественная болезнь нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и  прозвучала она поистине как SOS. (11) Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12) Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13) Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14) Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли,  ни чувства,  ни на грош информации,  а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15) Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16) И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому:  «Я выражаю вам благодарность».

(17) Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?

(18) Хорошо поёт, собака, Убедительно поёт...

(19) Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20) А  меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным   «Не   верю!»   Константина   Сергеевича Станиславского...

(21) В сотый  раз  спросим себя:   кто  же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22) А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

(23) Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь)

А27 Какая мысль отражена в тексте?

1) Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему.

2) Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется.

3) Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов деловой речи.

4)Слова-штампы не безвредны: они ничему не учат и ничего не сообщают; это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссальный вред.

А28 Определите стиль и тип речи текста.

1)   публицистический стиль; повествование

2)   художественный стиль; рассуждение, описание

3)   деловой стиль; рассуждение

4)   публицистический стиль; рассуждение, повествование

А29 В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»? 1)   7      2)   11      3)  20      4)  22

Часть 2

В1 Из предложений 7 — 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2 Из предложений 20 — 22 выпишите числительное.

ВЗ Из  предложения   4   выпишите  словосочетание  со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 5—11 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 11 —17 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 17 — 23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

В7 Среди предложений 1 —6 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью только указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8 Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 4—16? Напишите номера этих средств выразительности.

1)  развёрнутая метафора

2)  ряды однородных членов

3)  эмоционально окрашенная лексика

4)  сравнительные обороты

5)  синтаксический параллелизм

Раздел VI. Перечень учебно-методического

обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся

Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.

Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.

Для учителя

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1994.

Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

Оборудование:

1. Комплекты словарей.

2. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.

3. Средства ИКТ: универсальный компьютер, интерактивная доска, принтер, проектор (по возможности используется в кабинете 315)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....