Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Орлова Светлана Александровна

Рабочая программа по русскому языку поможет коллегам, работающим по программе под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Рабочие программы 10 -11 классов рассчитаны на учебник Грекова В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. " Пособие для занятий по русскому языку в старших классах" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prrogramma_10_rus.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                        «Рассмотрено»

Директор ГБОУ СОШ № 351                                       Председатель М/О учителей

Ефремова Н. Г.                                                              русского языка и литературы

                                                                                                                   Орлова С. А.

Рабочая программа

по русскому языку

для 10 класса                                                                                                                                                                                       

2012 — 2013 учебный год

Пояснительная записка

 к рабочей программе по русскому языку

 

10 класс

Данная рабочая Программа составлена на основе Программы образования, учебника по русскому языку в 10-11 классах и с учётом необходимости в ходе занятий подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

 Авторы учебника:

 Грекова В.Ф, С.Е.Крючкова Л.А.Чешко Русский язык. . Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2009

 Программа: Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫК: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009

 Программы по русскому языку для 10-11 классов ОУ – М.: Дрофа, 2009

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

 Изучение русского языка на профильном уровне в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

 • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

 • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

 • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

 • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

 • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

 На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта   образования   в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, метапредметный , деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

 • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

 • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержа¬ния образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Метапредметная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

 Данная рабочая программа использует  дифференцированный подход к изучению русского языка в10 классе: 34 часа отводится на изучение предмета в 10 «А» классе (лицейский класс , углублённое изучение физики и математики), т. к. в классее сильные мотивированные ученики, 68 часов в 10»Б» классе (общеобразовательный). В 10 «Б» классе час добавлен за счёт школьного компонента.

 

 С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, материал для сопутствующего повторения в целях подготовки к ЕГЭ, материал для комплексной работы с текстом, проектная деятельность учащихся.

 Перечень учебно-методического обеспечения

 Авторы учебника:

 Грекова В.Ф, С.Е.Крючкова Л.А.Чешко Русский язык. . Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2009

 Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:

 Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации.  

 Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2006

 Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009

 120 текстов для школьных изложений. - М., 1998.

 Таблицы, схемы.

 Сборники диктантов для 10-11 классов.

 Лингвистические справочники и словари.

 Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.

 Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 10 класса

 Учащиеся 10 класса

должны знать:

 • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

 • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

 • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;

 • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

 • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного

 текста;

должны владеть:

 • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

 • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

 • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

 • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год.

Русский язык. 10 класс. Базовый уровень (34 часа).

Учитель Орлова С.А.

 (на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах»  

авторов В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко)

 

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Лексика 10 ч.

1.

Понятие  о норме литературного языка. Типы норм. П.3. Слово и его лексическое  значение. Однозначность и многозначность слова. П. 4,5.

1

3.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Тропы как выразительные средства языка. П. 6.

Фигуры речи как выразительные средства языка. П. 13.

1

4.

Омонимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.  Работа со словарями. П. 7,8.

1

5.

Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. П. 9-11.

1

6.

Фразеология. Употребление фразеологизмов. П. 12.

1

7.

Р/Р. Обобщающий урок: лексикография. Практическая работа. Лексический анализ текста на основе работы со словарями.

1

8.

К/Р. № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. (Демоверсия ЕГЭ 2011: А2, А11, А30, В8).

1

9.

Анализ контрольной работы.

1

Орфоэпия 2 ч.

10.

Фонетический разбор слова. П. 15. Орфоэпические нормы современного русского языка.  

1

11.

Орфоэпические нормы современного русского языка.  Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах. Демоверсия ЕГЭ 2011: А1, А2, А 11.

1

Морфемика. Словообразование. Орфография 19 ч.

12.

Принципы русской орфографии.  

1

13.

Состав слова. Морфемный анализ слова. П. 20.

1

14.

Основные способы образования слов. П. 21  Словообразовательный разбор слова. Работа со словарями.

1

15.

К/Р. № 2. Тест.

1

16.

Работа над ошибками в контрольном тестировании. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. П. 22.

1

17.

Правописание гласных после шипящих и Ц. П. 23.

1

18.

Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста.

1

19.

Правописание приставок. П. 27-29. Гласные Ы-И после приставок. П. 31. Употребление разделительных Ъ и Ь. П. 30.

1

20.

К/Р. № 3. Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста).

1

21.

Анализ контрольной работы.

1

Морфология 37 ч. Самостоятельные части речи

22.

Систематизация знаний о частях речи на основе упр.194. Морфологический разбор имени существительного. П. 35.

1

23.

Морфологический разбор имени прилагательного. П. 42, 43. Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. П. 44.

1

24.

Морфологический разбор числительных. Морфологические нормы. П. 46. Работа над ошибками К/И.  

1

25.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Морфологические нормы. П. 47.

1

26.

Морфологический разбор глагола. П. 49. Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы. П. 50.

1

27.

Морфологический разбор причастий и деепричастий.  П. 51,55. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. П. 52, 54.

1

28.

Образование наречий. П. 56. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Упр. 329.

1

29.

Правописание наречий. П. 56, 57. Слова категории состояния.

1

30.

К/Р. № 6. Тест.

1

31.

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Упр. 354. П. 58. Правописание предлогов. П. 58, 59.

1

32.

Союз  как служебная часть речи. Правописание союзов.  П. 60.

1

33.

Частицы.   Правописание частиц. П. 61, 62. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. П.  62, 63.

1

34.

К/Р. № 7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

1

Календарно-тематическое планирование

на 2012/2013 учебный год.

Русский язык. 10 класс.

Базовый уровень (68 часов)

Учитель Орлова С.А.

 

(На основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах»  

авторов В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко)

Составители Н.А.Нефедова, Е.Л.Алешникова, Н.А.Петрова, Ю.А.Чадина

 

№ урока

Тема урока

Количество

часов

1.

Слово о русском языке. Параграф № 1 (П.1).

1

2.

Понятие  о норме литературного языка. Типы норм. П.3.

1

3.

Практическая работа. Редактирование текстов упр. 22, 24.

1

Лексика 10 ч.

4.

Слово и его лексическое  значение. Однозначность и многозначность слова. П.4,5.

1

5.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Тропы как выразительные средства языка. П.6.

Фигуры речи как выразительные средства языка. П.13.

1

6.

Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ  поэтического текста (упр. 34).

1

7.

Омонимы и их употребление. Работа со словарями. П.7.

1

8.

Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями. П. 8.

1

9.

Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. П.9-11.

1

10.

Фразеология. Употребление фразеологизмов. П.12.

1

11.

Р/Р. Обобщающий урок: лексикография. Практическая работа. Лексический анализ текста на основе работы со словарями.

1

12.

К/Р. № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. (Демоверсия: А2, А11, А30, В8).

1

13.

Анализ контрольной работы.

1

Орфоэпия 2 ч.

14.

Фонетический разбор слова. П.15.

1

15.

Орфоэпические нормы современного русского языка.  Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах. Демоверсия: А1, А2, А 11.

1

Морфемика. Словообразование. Орфография 19 ч.

16.

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. П.16, 17.

1

17.

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости и для обозначения грамматических форм. П.17-19.

1

18.

Состав слова. Морфемный анализ слова. П.20.

1

19 – 20.

Основные способы образования слов. П.21. Международные словообразовательные элементы. П.26. Словообразовательный разбор слова. Работа со словарями.

2

21.

К/Р. № 2. Тест.

1

22.

Работа над ошибками в контрольном тестировании. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. П.22.

1

23.

Правописание гласных после шипящих и Ц. П.23.

1

24.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных. П.24, 25.

1

25.

Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста.

1

26.

Р/Р. Обучающее сочинение.

1

27-28.

Правописание приставок. П.27-29.

2

29.

Анализ обучающего сочинения.

Употребление разделительных Ъ и Ь. П.30.

1

30.

Гласные Ы-И после приставок. П.31.

1

31-32.

К/Р. № 3. Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста).

2

33.

Анализ контрольной работы.

1

Морфология 37 ч.

Самостоятельные части речи

34.

Систематизация знаний о частях речи на основе упр.194.

1

35.

Морфологический разбор имени существительного. П.35.

1

36.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

П.36.

1

37.

Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы. П.37.

1

38.

Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы. П.38-40.

1

39.

Р/Р. Функционально-смысловые типы речи. П.2.

1

40.

Р/Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста - рассуждения.

1

41.

Р/Р. Обучающее изложение текста - рассуждения. Самоанализ обучающих работ.

1

42.

Морфологический разбор имени прилагательного. П.42, 43.

1

43.

Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. П.44.

1

44.

К/Р.  № 4. Контрольное изложение текста - рассуждения.

1

45.

Правописание  сложных имен существительных и прилагательных. П.41,45.

1

46.

Морфологический разбор числительных. Морфологические нормы. П.46. Работа над ошибками К/И.  

1

47.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Морфологические нормы. П.47.

1

48.

К/Р.  № 5. Контрольное сочинение – рассуждение. (Демоверсия: часть С)

1

49.

Р/Р. Анализ контрольного сочинения – рассуждения.

1

50.

Морфологический разбор глагола. П.49.

1

51.

Правописание личных окончаний глаголов. Морфологические нормы. П.49.

1

52.

Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы. П.50.

1

53.

Морфологический разбор причастий.  П.51.

1

54.

Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия. П.51, 52. Морфологические нормы.

1

55-56.

Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. П.52, 54.

2

57.

Значение и употребление  деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. П.55.

1

58.

Образование наречий. П.56. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Упр. 329. Слова категории состояния.

1

59.

Правописание наречий. П.56, 57.

1

60.

К/Р. № 6. Тест.

1

61.

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. П.58. Упр. 354.

1

62.

Правописание предлогов. П.58, 59.

1

63.

Союз  как служебная часть речи. Правописание союзов.  П.60.

1

64.

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи.

П.61, 62.

1

65.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. П.62, 63.

1

66-67.

К/Р. № 7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

2

68.

Анализ итоговой контрольной работы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....