Урок русского языка в 7 классе по теме "Междометие"
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

макурина светлана дмитриевна

Первый урок по теме "Междометие" по УМК С.И.Львовой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: « Междометие в системе частей речи».

Цели:

1) познакомить с новой частью речи – междометием и её особенностями;

2) формировать представление о группах междометий по значению, пунктуационном и интонационном оформлении;

3) формировать умение находить междометия в текстах, определять синтаксическую роль междометий;

 Ход урока.

Целеполагание. Диалог о футболе. (слайд 1)

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Футбол»:

Сказала тетя

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол!

А я ответил:

- Во, футбол!

- Определите, каково отношение к футболу разных персонажей. Какие слова помогли вам в этом? Назовите их.

- Эти слова особенные, это междометия.(cлайд 2) До сих пор нет единого мнения о междометиях в системе частей речи. Одни ученые-лингвисты выделяют междометия в отдельную часть речи, другие не считают междометие частью речи. В конце урока хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу.

- Предлагаю сформулировать тему и задачи урока.(слайд 3)

2) Исследовательская работа.

- В течение урока вы будете работать с опорным конспектом по теме урока, поэтому прошу быть предельно внимательными и собранными. В конце урока листки с конспектом я соберу и оценю вашу работу.(слайд4)

- Для  начала давайте вспомним, по каким признакам мы выделяем самостоятельные части речи.(слайд 5)

- А сейчас я предлагаю выяснить назначение междометий в тексте.

- Проведем исследовательскую работу по группам. У нас три группы, значит, три функции междометий в речи. Задания группам написаны на листках, времени отводится 5 минут.

3) Выступления групп, составление опорного конспекта.

- Итак, нам удалось выяснить функции междометий. ( Выделяются з группы междометий по назначению: для выражения чувств, эмоций; речевого этикета; для выражения команды, приказа, просьбы)

- А можно ли к междометиям задать вопрос? ( Нет)

- Изменяются ли междометия

- Как междометия пишутся,  выделяются на письме и при произнесении?

4) Мозговой штурм. Выявление синтаксической роли междометий.

- На слайде записано стихотворение. Определите, каким членом предложения является слово ну в данном контексте.

Шли однажды Ну и Ну

Через речку по бревну.

- Ну, скорей! – сказало Ну, -

А не то я утону!

- Не спеши! – сказало Ну,-

Я и так тебя тяну.

Разгорелась перебранка,

И какая-то гражданка

Головою покачала

И сказала: «Ну и ну!»

- Запишите предложения и определите, в роли каких членов предложения использованы междометия.

Далече грянуло «ура!» 2) День её до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами, что ей и опомниться некогда. 3) характер у бабушки ай-ай-ай.

- К какому выводу о синтаксической роли междометий мы пришли в результате наблюдений? (Междометия используются в роли разных членов предложения.)

- Допишите ваш опорный конспект, можете использовать учебник (стр. 179-180).

5) Подведение итогов, зачитывание опорного конспекта. ( К какому выводу пришли: является ли междометие частью речи и почему?)

                6) Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что нам удалось сделать?

- Над чем предстоит ещё работать?

- Как вы оцениваете свою работу?

- Что понравилось на уроке?

7) Домашнее задание:

Подготовить рассказ о междометии, используя опорный конспект (параграф 34); упр. На выбор 891 или 893.

Опорный конспект

Междометие  в системе частей речи.

Междометия – это ___________________ , которые выражают

__________________, но не называют их.  Например, _______________________________________ .

Междометия могут выражать ___________________________________.

Примеры таких междометий: __________________________________ .        

Этикетными называются междометия, которые ________________________.  Например,

___________________________________________________ .

Междометия не отвечает на ______________, не  ______________________, не является

______________________, хотя в некоторых случаях может переходить в

_______________________.

Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На

письме выделяются _____________________.

К междометиям примыкают ______________________ слова. Например,  _________ .

Междометие – это очень ____________________ .

        

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений (можно по ролям),

выпишите междометия и определите, какие чувства и эмоции они выражают.

Сердце так и гложет страх.  Ах!        

Ох, ведь как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех! Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня тоска.

       Если б кто-нибудь помог. Ох!

  Ух, захватывает дух!

        Притворюсь-ка, что я глух!

         Хоть бы в классе свет потух!

Ух! Ах, эх, ох,

           Ух… не вызвали!

_____________________________________________________________

На дворе у нас Барбос

Вдруг лизнул Наташу в нос.

Охватил Наташу страх –

Громко закричала: «Ах!»

От испуга вся в слезах

Повторяет: «Ах-ах-ах!»

А в лесу в восторг пришла:

«Ах! Я белый гриб нашла!»

Оказался он гнилой:

« Фу! Какой же он плохой!»

Отшвырнула и с досадой

Закричала: «Ах, не надо!»

Прочитайте выразительно стихотворения О. Дриз. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором. Выпишите их, дайте им название и определите их роль в речи. Какими ещё словами-междометиями можете дополнить данную группу?

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем, идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» -  я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем,  идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,

Это же – дольше живите на свете!


 Прочитайте выразительно данные предложения, найдите в них междометия. Объясните значение выделенных слов, используя толковый словарик. Подумайте, как можно озаглавить эту группу междометий по их роли в речи. Выпишите данные междометия и дайте им название.

«Цыц, Родка, - говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, - цыц!»

«Вира! Майна!» - кричал прораб, руководивший погрузкой и разгрузкой баржи.

Стоп! Не будем с тобой нынче ссориться.

Алло, это квартира Ивановых?

Спи, моя крошка, баюшки -  баю.

«Брысь, кошка покастливая!»  – послышалось с кухни.

«Кыш, кыш!» - отгонял я обступивших меня голубей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Футбол Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол! А я ответил: - Во, футбол! Г. Сапгир

Слайд 2

Этимологическая справка Лат. Interjectio – «междометие». Первоначально – « междуметие ». Буквально : «брошенное (вставленное) между полнозначными словами»

Слайд 3

Тема: «Междометие в системе частей речи.» Задачи: 1) познакомиться с междометиями и их грамматическими особенностями; 2) выяснить функцию междометий в предложении; 3) узнать, какова синтаксическая роль междометий и их пунктуационное оформление.

Слайд 4

Опорный конспект. Междометие в системе частей речи. Междометия – это ___________________ , которые выражают __________________, но не называют их. Например,________________________________________ . Междометия могут выражать ___________________________________. Примеры таких междометий: __________________________________ . Этикетными называются междометия, которые ________________________. Например, ___________________________________________________ . Междометия не отвечает на ______________, не ______________________, являются ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить в _______________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме междометия выделяются _____________________. К междометиям примыкают ______________________ слова. Например, _________ . Междометие – это очень ____________________ .

Слайд 5

Самостоятельные части речи Имеют общее грамматическое значение Имеют морфологические признаки Умеют отвечать на вопросы Являются членами предложения

Слайд 6

Исследовательская работа. Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня тоска. Если б кто-нибудь помог. Ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка , что я глух! Хоть бы в классе свет потух! Ух! Ах, эх, ох, Ух… не вызвали! (Ц. Ангелов) На дворе у нас Барбос Вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх – Громко закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах Повторяет: «Ах-ах-ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!» Оказался он гнилой: « Фу! Какой же он плохой!» Отшвырнула и с досадой Закричала: «Ах, не надо!»

Слайд 7

Междометия используются для выражения чувств, эмоций: Страха, сомнения, радости, удивления, грусти, восторга, тревоги, печали и др. ( ах, ну, ох, браво, бис, боже мой, вот это да, ну и ну, ай-ай-ай, увы, ура и др.)

Слайд 8

Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем, идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» – я кричу. «Добрый день!» – кричу я вслед Всем, идущим на обед. «Добрый вечер!» – так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, это же – дольше живите на свете

Слайд 9

Междометия речевого этикета: Приветствия Прощания Пожелания благодарности Просьбы и т. д. Спасибо Благодарю До свидания Прощай (те) Прости (те) Пожалуйста Всего хорошего Здравствуй (те)

Слайд 10

«Цыц, Родка , - говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, - цыц!» « Вира! Майна!» - кричал прораб, руководивший погрузкой и разгрузкой баржи. Стоп! Не будем с тобой нынче ссориться. Алло, это квартира Ивановых? Спи, моя крошка, баюшки - баю. «Брысь, кошка покастливая !» – послышалось с кухни. «Кыш, кыш!» - отгонял я обступивших меня голубей.

Слайд 11

Междометия команды, приказа, просьбы: На, фас, апорт, тсс, алло, вира, майна, кис-кис, бай-бай, стоп, цып-цып, кыш, брысь, ау и др.

Слайд 12

Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну. - Ну, скорей! – сказало Ну,- А не то я утону! - Не спеши! – сказало Ну, - Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка, И какая-то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и ну!»

Слайд 13

Далече грянуло «ура!» День её до того напичкан всякими занятиями, охами да ахами, что и опомниться некогда. Характер у бабушки ай-ай-ай.

Слайд 14

Домашнее задание: Подготовить связный рассказ о междометии, используя опорный конспект и учебник (параграф 34); Упр. На выбор 891 или 893


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...