Урок русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Юрьева Наталья Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovosochetanie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»

Вaлуйского района Белгородской области

Урoк русского языка в 5 классе

по теме

«Слoвoсoчетание»

                                                   Подготовила и провела

учитель русского языка

                                   и литературы

                                 Юрьева Н.В.

2012 г.

Тема урока: Словосочетание

Цели: познакомить учащихся с видами словосочетаний ( именными и глагольными); формировать умение самостоятельно выделять из предложения словосочетания и определять их вид; прививать любовь к родному языку

 

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

На доске записаны слова: пос_дить, чу_ствительное, пор_жаться, в т_плице, сер_це, вс_гда.

Учитель. Прочитайте слова вслух. Соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Назовите первую пару слов.

Можно соединить слова посадить в теплице. В них пропущена безударная гласная. В корне -сад- слова посадить пишется безударная гласная а. Проверочное слово садик. В корне тепл- слова теплице пишется безударная гласная е. Проверочное слово теплый.

        Учитель. Какие еще слова можно соединить между собой?

        Слова чувствительное сердце. В обоих словах пропущен непроизносимый согласный. В корне чувств- слова чувствительное  - непроизносимый согласный в. В корне слова сердце – непроизносимый согласный д. Проверочное слово сердечко.

        Учитель. Назовите и охарактеризуйте последнюю пару слов.

        Это слова всегда поражаться с непроверяемой безударной гласной в корне. В корне слова всегда пишется гласная е, в корне –раж- слова поражаться – гласная а.

Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Назовите слова, которые вы соединили. Какое лингвистическое явление они собой представляют? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы соединили слова посадить в теплице, чувствительное сердце, всегда поражаться. Это словосочетания. Значит тема сегодняшнего урока – «Словосочетание».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте запись на доске.

Узнать, что такое (словосочетание)

Научиться находить в  (предложении) (словосочетания) и делать разбор (словосочетаний).

Создание проблемной ситуации и совместный выход их нее (знакомство с языковым явлением).

Учитель. Ребята, перед вами два столбика:

Лед                                        гладкий лед

Сердце                                чувствительное сердце

Посадить                                посадить в теплице

Кататься                                кататься на коньках

-Что вы можете сказать о них? (в первом столбике записаны слова, а во втором словосочетания )

- Верно. Сравните их. Что шире по значению, слово или словосочетание? (разные ответы) .

- Представьте себе лед. Он одновременно может быть  холодным, прозрачным, хрупким и т. д. А в нашем словосочетании лед гладкий. То есть из всех возможных признаков слова лед взят лишь один. Так что же шире, богаче, объемней по значению? (слово)

Учитель. Чтобы лучше понять и представить о чем мы с вами говорим я предлагаю вам посмотреть на схему и пофантазировать. Представьте, что слово похоже на солнышко, которое протягивает лучики-ладошки к другим, близким ему по смыслу словам. Такое слово, которое протягивает лучик-ладошку в синтаксисе (разделе языкознания, который мы с вами начали изучать) называется главным. А другое слово называется зависимым.

Учитель. А теперь, ребята. Давайте с вами построим научную схему и дадим научное определение словосочетания, используя алгоритм ответа. (на доске производится разбор словосочетания скользкий лед).

Обращение к правилу  учебника (ребята сверяют уже известные им сведения с данным в книге, делают выводы).

Закрепление.

На доске написаны словосочетания:

Идти далеко, летать в небе, генная инженерия.

Учитель задает вопросы на понимание теории и ребята отгадывают зашифрованное в словосочетаниях слово. Например, первый слог нового словарного слова является первым слогом главного слова в словосочетании, состоящем из глагола и существительного с предлогом. Назовите первый слог нового словарного слова и обоснуйте свой ответ. Ответ :слог ле. Это первый слог в слове летать, которое является главным в словосочетании летать в небе, состоящего из глагола и существительного с предлогом.

Учитель. Назовите новое словарное слово (легенда).

Учитель. Слово легенда имеет несколько значений. Назовите те значения этого слова, которые вы знаете.

Легенда – это художественное произведение об исторических событиях, героях войны и труда, в которых переплетаются реальность и вымысел.

Легенда – это вымышленные сведения о разведчике, который выполняет секретное задание.

Учитель.   Легенда – это, действительно, переплетение реальности и вымысла о каком-либо событии, человеке или предмете окружающего мира. Например существует несколько легенд о красивом и ароматном цветке ландыше. Сейчас ваши одноклассники по очереди прочитают три легенды о ландыше. А вы к каждой легенде подберите название, которое представляло бы собой словосочетание.

Задание 1

        Однажды богиня Диана, заблудившись, попала в дремучий лес, в котором жили фавны. Они стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них. Во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.

        

В Англии существует предание о том, как святой Леонард вступил в бой с драконом. Дракон изранил святого, а там, где падали капли крови, выросли ландыши.

        

        В Австрии существует поверье, что белые колокольчики ландыша  - это фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.

Учитель.  Какое называние вы придумали к первой легенде? (Прекрасная незнакомка)

Учитель.  Какое словосочетание может быть названием второй легенды? (Бой с драконом)

Учитель.  Что вы думаете о названии третьей легенды? (Ожерелье Белоснежки)

Учитель. Напишите из этих словосочетаний слово, в котором звуков больше, чем букв. (Прекрасная).

   

Задание 2

Учитель. Внимательно прочитайте задание к упр.344. (Надо восстановить словосочетания ).

 Учитель. Это задание выполняется самостоятельно. Проверка осуществляется по группам. Первая группа объясняет орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав прилагательное + существительное. Вторая группа придумывает словосочетания с глаголами и объясняет орфограммы.

7. Объяснение домашнего задания. (§ 40, № 345*, № 350, №354). Задание под звездочкой выполняется по желанию детей и за него  выставляется отдельная оценка (только положительная, 4 или 5).

8. Итоги урока. Рефлексия. Учащиеся под руководством учителя подводят итоги урока: что удалось, а что нет. Важно оценить эмоциональный фон урока. Какие задания, этапы урока вызвали у детей удивление, положительные эмоции, какие были затруднения, в чем.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...