Урок русского языка в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 85.5 КБ |
prezentaciya_russkiy.rar | 107.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата проведения урока – 11 апреля 2008 года
Класс 11-й, группа Б-21
Количество учащихся в классе – 25 человек
Количество учащихся, присутствующих на уроке – 21 человек
Тип урока: комбинированный
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Цели:
Образовательные:
- повторить и обобщить сведения о СПП;
- закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления СПП;
- повторить орфографию;
- формировать умение определять тип, стиль речи, тему, идею текста (лингвистические умения);
- подготовка к ЕГЭ.
Воспитательные:
- любовь к литературе;
- воспитывать уважительное отношение к языку;
- воспитывать уважение к своим товарищам;
- осуществлять нравственное воспитание;
- интерес к жизни и творчеству А.А. Ахматовой.
Развивающие:
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- активизировать мыслительную деятельность при анализе предложений, составлении схем;
- развивать коммуникативные способности при работе в парах;
- развивать:
- речь учащихся,
- культуру речи,
- творческие способности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный диск «Русский язык», мультимедийный диск «Фраза», компьютерная презентация.
Ход урока
- Организационный этап – 1 мин.
Учитель приветствует учеников, сообщает о гостях, присутствующих на уроке, проверяет готовность учащихся к уроку.
Цель: организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.
П. Этап всесторонней проверки знаний
1. Слово учителя.
- Наш сегодняшний урок построен на материале жизни и творчества А.А.Ахматовой.
На экране портрет А. Ахматовой и четверостишие из ее стихотворения «Тайны ремесла».
Не должен быть он очень несчастным
И главное – скрытным. О нет! –
Чтоб быть современнику ясным
Весь настежь распахнут поэт.
Учитель: - Почему эти слова из стихотворения А. Ахматовой я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку?
- Из какого стихотворения это четверостишие? («Тайны ремесла».)
2. Проверка орфографии: (синтез индивидуальной и коллективной деятельности) - 7 мин.
Цель: проверка орфографической грамотности; умения распознавать словосочетания разных видов; умения распознавать части речи и их формы; владения приемами морфемного и словообразовательного разбора.
Учитель: - Начнем наш урок с орфографической разминки. Работаем по вариантам.
Учащиеся 1-го варианта выполняют задание, которое представлено на мультимедийном экране (один учащийся выходит к компьютеру, вставляет пропущенные буквы, остальные ученики записывают слова в тетрадь).
Окон(нн)ый луч (оконный луч); ра…кален(нн)ая страсть (раскаленная страсть); в ночи бе…дон(нн)ой (в ночи бездонной); ш…пот осен(нн)ий (шёпот осенний); и…томлен(нн)ый взор (истомленный взор); бе…он(нн)ые ночи (бессонные ночи); для пр…сыщен(нн)ой души (для пресыщенной души); торжествен(нн)ая ноч… (торжественная ночь); замучен(нн)ый совенок (замученный совенок); лебедем надмен(нн)ым (лебедем надменным); блажен(нн)ый миг (блаженный миг); зацелован(нн)ые пальцы (зацелованные пальцы); путь жертвен(нн)ый (путь жер твенный).
2-й учащийся отвечает на вопросы:
- рассказать о правописании Н и НН в причастиях и прилагательных;
- определить тип словосочетаний (согласование);
- какой троп преобладает в этих словосочетаниях (эпитет)?
- устно сделать морфемный анализ слова замученный;
- назвать способ образования этого слова (суффиксальный).
Учащиеся 2-го варианта выполняют задание, которое представлено на доске (один учащийся работает у доски, он же отвечает на поставленные к заданию вопросы; остальные записывают слова в тетрадь).
Тебя ц…луют (тебя целуют); страс…но знать (страстно знать); стын…т в нетерпень… (стынет в нетерпенье); см…тает гарь (сметает гарь); брезгливо пряч…ш… (брезгливо прячешь); меня любил; от роз струит…ся (от роз струится).
- вставить орфограммы;
- определить спряжение глаголов;
- образовать от данных глаголов причастия настоящего времени;
- определить тип словосочетаний (управление);
- затранскрибируйте слова: целуют, струится, страстно, от роз;
- какие фонетические процессы происходят в каждом из слов? (редукция, стяжение, выпадение, оглушение).
3.Фронтальный опрос. (беседа) - 3 мин.
Цель: повторить основные сведения о группах сложноподчиненных предложений.
Вопросы представлены на мультимедийном экране.
- Какие предложения называют сложноподчиненными?
- В каких отношениях находятся части сложноподчиненного предложения?
- Из каких частей состоит сложноподчиненное предложение?
- С помощью чего присоединяется придаточное предложение к главному?
- Назовите основные виды придаточных предложений.
- Как на письме отделяется главная часть от придаточной? (прежде, чем учащиеся ответят на последний вопрос, рассмотрим примеры для анализа). (Предложения на экране).
Ш. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. – 1 мин.
1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным». Сегодня на уроке мы будем закреплять умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным и тем самым формировать навык пунктуационной грамотности.
1У. Этап усвоения новых знаний - 7 мин.
1.Работа с пунктуацией (синтез индивидуальной и коллективной деятельности)
Цель: закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
На экране предложения:
- Анна Андреевна вспоминала, что огромного Державина подарил матери «прежний муж».
- Мать, у которой глаза всегда на мокром месте, с недоумением приглядывалась к самой непонятной из своих дочерей.
- Когда Анна написала свое первое стихотворение, ей было одиннадцать лет.
Учитель: - запишите предложения в тетрадь;
- расставьте знаки препинания;
- объясните постановку запятых;
- выделите главное и придаточное предложения;
- а теперь расскажите о знаках препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
2. Лингвистическая работа (беседа)
Цель: формирование навыков культуры речи.
- В каком предложении все слова употребляются в прямом значении? (3)
- Какой троп употребляет автор в первом предложении? (метонимия)
- На чем основана метонимия? (на смежности предметов)
- Какое языковое средство вы видите во втором предложении?
(фразеологизм).
- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)
Учитель: - А сейчас еще раз прослушаем правило о знаках препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным на мультимедийном диске «Русский язык».
У. Этап закрепления новых знаний.
1. Тестовые упражнения (коллективная деятельность) – 2 мин.
Цель: подготовка к ЕГЭ.
1 группа выполняет задания А25 в тесте 2005-2006 года, 2 группа выполняет задание А26 в тесте 2007 года. Номер парты, за которой вы сидите, – это номер вашего варианта.
Тесты 2005-2006 года
А25
Вариант № 1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
1) 1, 3 2) 2 3) 2,3 4) 1, 2
Вариант № 2
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3 2) 1,4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4
Вариант № 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.
1) 1, 2, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4
Вариант № 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.
1) 1, 3, 5 2) 2, 4 3) 2, 5 4) 3, 5
Вариант № 5
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Со временем (1) Печорин все сильнее ощущает некую раздвоенность (2) причины (3) которой (4) кроются в противоречии между глубиной его натуры и жалкими действиями.
1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 4
Тесты 2007 года
Вариант № 1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Есть в русском искусстве имена (1) при звуке (2) которых (3) в нашем воображении (4) встает ряд совершенных образов.
1) 1 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3
Вариант № 2
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Существование в человеческом мозге особых нервных клеток (1) раздражение (2) которых (3) вызывает приятные и неприятные ощущения (4) было доказано многочисленными опытами над животными.
1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 4
Вариант № 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За 100 с лишним лет (1) в науке произошло (2) много событий (3) которые отражались в фантастике разных стран по-разному.
1) 1, 3, 4 2) 2 3) 3 4) 2, 4
Вариант № 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За то время (1) на протяжении которого (2) несут патрульную службу метеоспутники (3) накопилась масса новой информации.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2 4) 1, 2
Вариант № 5
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Есть у Некрасова (1) портрет такого литератора (2) многим достоинствам (3) которого (4) помешал один коварный недостаток.
1) 1, 4 2) 2, 4 3) 2 4) 3
2. Самопроверка работы по вариантам (коррекция неправильных ответов). Правильные ответы на экране.
3. Развивающее задание (в группах)
Составить одно аналогичное тестовое задание для другой группы. Другая группа выполняет. Третья - проверяет.
4. Самостоятельная работа (синтез индивидуальной и коллективной деятельности) – 5 мин.
Цель: повторение основных сведений о группах СПП,
проверка пунктуационной грамотности.
На мультимедийном экране предложения:
- Показалось, что много ступеней.
- Когда кончишь, скажи.
- Не печально, что души моей нет на свете.
- Не знаешь, как, усталая, я не решалась лечь.
- Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу знать
Как целуют другую.
- Просыпаться на рассвете оттого, что радость душит.
- Слушать, как стучит машина
И не думать ни о чем.
8. Но сердце знает, сердце знает,
Что ложа пятая пуста.
- Что ты видишь, тускло на стену смотря.
В час, когда на небе поздняя заря?
10. Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?
11. Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо, и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
12. Был блаженной моей колыбелью
Темный город у грозной реки
И торжественной брачной постелью,
Над которой держали венки
Молодые твои Серафимы.
13. Я над будущим тайно колдую,
Если вечер совсем голубой,
И предчувствую встречу вторую
Неизбежную встречу с тобой.
- Во мне печаль, которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья.
Один ученик на компьютере расставляет знаки препинания. Остальные учащиеся разбиваются по группам и выписывают в тетрадь только номера предложений: 1-я группа - с придаточными изъяснительными, 2-я группа - с придаточными определительными, 3-я группа - с придаточными обстоятельственными.
5. Взаимопроверка работы (правильные ответы на экране).
6.Лингвистическая работа (беседа) – 5 мин.
Цель: формирование навыков культуры речи.
На экране отрывок из текста.
1. Основное место в лирике Ахматовой, бесспорно, занимает любовная тема – как в народной песне и в сонетах Петрарки, в лирике Гете и Пушкина, так и во всей мировой поэзии вообще. 2. Любовь в стихотворениях Ахматовой- это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин тронутое печатью облагораживающего страдания.
3. Чувство поэтессы знает разных героев, и мы в настоящее время, в свете биографических данных, можем назвать их имена и распознать их непохожие друг на друга лица в ее поэтическом изображении, и в то же время они сливаются в едином образе большой, настоящей любви.
- К какому типу речи относится этот отрывок? (рассуждение)
- Каков стиль текста? (публицистический)
- Какова тема этого текста? (любовь в лирике А. Ахматовой)
- Какая идея звучит в этом тексте? (любовь в стихотворениях А.Ахматовой – это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное)
- Определить проблему текста. (какой мы видим любовь в произведениях поэтессы?)
- Контроль на уроке. (работа по вариантам). – 7 мин.
Цель: проверить усвоение грамотного пунктуационного оформления сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
1 вариант работает на компьютере с диском «Фраза». Оценивает компьютер.
2 вариант в это время пишет творческую работу. Составляет 3 сложноподчиненных предложения с одним придаточным на тему: «Жизненный и творческий путь А.Ахматовой».
7. Проверка творческой работы.
Потом учащиеся меняются заданиями. 1-й вариант пишет творческую работу, а 2-й вариант работает за компьютером с диском «Фраза».
У1. Домашнее задание. – 1 мин.
Цель: информация о домашнем задании.
1-я группа. К тексту, который мы разбирали на уроке, написать 2 аргумента.
2-я группа. Из лирики А. Ахматовой выписать 10 сложноподчиненных предложений с одним придаточным и определить вид придаточного предложения.
УП. Подведение итога урока (беседа) – 1 мин.
Цель: анализ успешности и овладение знаниями и способами деятельности.
Оценки за урок.
- Что мы сегодня повторили о сложноподчиненном предложении?
- Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении с одним придаточным?
УШ. Рефлексия деятельности (беседа) – 1 мин.
Учитель:
- Успешно ли для вас прошел урок?
- Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что особенно понравилось?
Предварительный просмотр:
- Око…ый луч…;
- ра…кале…ая страсть;
- в ночи бе…до…ой;
- ш…пот осе…ий;
- и…томле…ый взор;
- бе…о…ые ночи;
- для пресыще…ой души;
- торжестве…ая ноч…;
- замуче…ый совенок;
- лебедем надме…ым;
- блаже…ый миг;
- зацелова…ые пальцы;
- путь жертве…ый.
ЗАДАНИЯ К ДИКТАНТУ:
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Объяснить орфограммы,
определить тип словосочетаний.
3. Какое изобразительное средство преобладает в данных словосочетаниях?
4. Сделать морфемный анализ слова ЗАМУЧЕННЫЙ. Определить способ образования этого слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....