Урок русского языка в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc85.5 КБ
Файл prezentaciya_russkiy.rar107.92 КБ

Предварительный просмотр:

      УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата проведения урока – 11 апреля 2008 года

Класс 11-й, группа Б-21

Количество учащихся в классе – 25 человек

Количество учащихся, присутствующих на уроке – 21 человек

Тип урока: комбинированный

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Цели:

Образовательные:

- повторить и обобщить сведения о СПП;

- закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления СПП;

- повторить орфографию;

- формировать умение определять тип, стиль речи, тему, идею текста (лингвистические умения);

- подготовка к ЕГЭ.

Воспитательные:

          - любовь к литературе;

          - воспитывать уважительное отношение к языку;

          - воспитывать уважение к своим товарищам;

          - осуществлять нравственное воспитание;

          - интерес к жизни и творчеству А.А. Ахматовой.

Развивающие:  

              -  развивать внимание;

              -  развивать логическое мышление;

              -  активизировать мыслительную деятельность при анализе          предложений, составлении схем;

               -  развивать коммуникативные способности при работе в парах;  

               -  развивать:

  1. речь учащихся,  
  2. культуру речи,
  3. творческие способности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный диск «Русский язык», мультимедийный диск «Фраза», компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный этап – 1 мин.

Учитель приветствует учеников, сообщает о гостях, присутствующих на уроке, проверяет готовность учащихся к уроку.

Цель: организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.

        П. Этап всесторонней проверки знаний

1. Слово учителя.

- Наш сегодняшний урок построен на материале жизни и творчества А.А.Ахматовой.

На экране портрет А. Ахматовой и четверостишие из ее стихотворения «Тайны ремесла».

            Не должен быть он очень несчастным

            И главное – скрытным. О нет! –

            Чтоб быть современнику ясным

            Весь настежь распахнут поэт.

Учитель: - Почему эти слова из стихотворения А. Ахматовой я взяла            эпиграфом к сегодняшнему уроку?

       -  Из какого стихотворения это четверостишие? («Тайны ремесла».)

2. Проверка орфографии:  (синтез индивидуальной и коллективной деятельности) - 7 мин.

Цель: проверка орфографической грамотности; умения распознавать словосочетания разных видов; умения распознавать части речи и их формы; владения приемами морфемного и словообразовательного разбора.

Учитель: - Начнем наш урок с орфографической разминки. Работаем по вариантам.

Учащиеся 1-го варианта выполняют задание, которое представлено на мультимедийном экране (один учащийся выходит к компьютеру, вставляет пропущенные буквы, остальные ученики записывают слова в тетрадь).

Окон(нн)ый луч (оконный луч); ра…кален(нн)ая страсть (раскаленная страсть); в ночи бе…дон(нн)ой (в ночи бездонной); ш…пот осен(нн)ий (шёпот осенний); и…томлен(нн)ый взор (истомленный взор); бе…он(нн)ые ночи (бессонные ночи); для пр…сыщен(нн)ой души (для пресыщенной души); торжествен(нн)ая ноч… (торжественная ночь); замучен(нн)ый совенок (замученный совенок); лебедем надмен(нн)ым (лебедем надменным); блажен(нн)ый миг (блаженный миг); зацелован(нн)ые пальцы (зацелованные пальцы); путь жертвен(нн)ый (путь жер твенный).

2-й учащийся отвечает на вопросы:

- рассказать о правописании Н и НН в причастиях и прилагательных;

- определить тип словосочетаний (согласование);

- какой троп преобладает в этих словосочетаниях (эпитет)?

- устно сделать морфемный анализ слова замученный;

- назвать способ образования этого слова (суффиксальный).

Учащиеся 2-го варианта  выполняют задание, которое представлено на доске (один учащийся работает у доски, он же отвечает на поставленные к заданию вопросы; остальные записывают слова в тетрадь).

Тебя ц…луют (тебя целуют); страс…но знать (страстно знать); стын…т в нетерпень… (стынет в нетерпенье); см…тает гарь (сметает гарь); брезгливо пряч…ш… (брезгливо прячешь); меня любил; от роз струит…ся (от роз струится).

- вставить орфограммы;

- определить спряжение глаголов;

- образовать от данных глаголов причастия настоящего времени;

- определить тип  словосочетаний (управление);

- затранскрибируйте слова: целуют, струится, страстно, от роз;

- какие фонетические процессы происходят в каждом из слов? (редукция, стяжение, выпадение, оглушение).

3.Фронтальный опрос.    (беседа)   - 3 мин.

Цель: повторить основные сведения о группах сложноподчиненных предложений.

Вопросы представлены на мультимедийном экране.

  1. Какие предложения называют сложноподчиненными?
  2. В каких отношениях находятся части сложноподчиненного предложения?
  3. Из каких частей состоит сложноподчиненное предложение?
  4. С помощью чего присоединяется придаточное предложение к главному?
  5. Назовите основные виды придаточных предложений.
  6. Как на письме отделяется главная часть от придаточной? (прежде, чем учащиеся ответят на последний вопрос, рассмотрим примеры для анализа). (Предложения на экране).

Ш. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.  – 1 мин.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: - Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным». Сегодня на уроке мы будем закреплять умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным и тем самым формировать навык пунктуационной грамотности.

1У. Этап усвоения новых знаний  - 7 мин.

1.Работа с пунктуацией (синтез индивидуальной и коллективной деятельности)

Цель: закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

        На экране предложения:

  1. Анна Андреевна вспоминала, что огромного Державина подарил матери «прежний муж».
  2. Мать, у которой глаза всегда на мокром месте, с недоумением приглядывалась к самой непонятной из своих дочерей.
  3. Когда Анна написала свое первое стихотворение, ей было одиннадцать лет.

Учитель: - запишите предложения в тетрадь;

                 - расставьте знаки препинания;

                 - объясните постановку запятых;

                 - выделите главное и придаточное предложения;

                 - а теперь расскажите о знаках препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

2. Лингвистическая работа  (беседа)

   Цель: формирование навыков культуры речи.

   - В каком предложении все слова употребляются в прямом значении? (3)

   - Какой троп употребляет автор в  первом предложении? (метонимия)

   - На чем основана метонимия? (на смежности предметов)

   - Какое языковое средство вы видите во втором предложении?      

 (фразеологизм).

    - Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)

    Учитель: - А сейчас еще раз прослушаем правило о знаках препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным на мультимедийном диске «Русский язык».

У. Этап закрепления новых знаний.

1. Тестовые упражнения  (коллективная деятельность) – 2 мин.

    Цель: подготовка к ЕГЭ.

1 группа выполняет задания А25 в тесте 2005-2006 года, 2 группа выполняет задание А26 в тесте 2007 года. Номер парты, за которой вы сидите, – это номер вашего варианта.

Тесты 2005-2006 года

А25

Вариант № 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

1) 1, 3          2) 2          3) 2,3          4) 1, 2

Вариант № 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2)  которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1) 1, 3          2) 1,4          3) 2, 3, 4          4) 2, 4

Вариант № 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

1) 1, 2, 4          2) 2          3) 1, 3          4) 2, 4

Вариант № 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

1) 1, 3, 5          2) 2, 4          3) 2, 5          4) 3, 5

Вариант № 5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Со временем (1) Печорин все сильнее ощущает некую раздвоенность (2) причины (3) которой (4) кроются в противоречии между глубиной его натуры и жалкими действиями.

1) 1, 3          2) 2          3) 2, 4          4) 1, 4

Тесты 2007 года

Вариант № 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Есть в русском искусстве имена (1) при звуке  (2) которых (3) в нашем воображении (4) встает ряд совершенных образов.

1) 1          2) 2, 3          3) 1, 4          4) 1, 2, 3

Вариант № 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Существование в человеческом мозге особых нервных клеток (1) раздражение (2) которых (3) вызывает приятные и неприятные ощущения (4) было доказано многочисленными опытами над животными.

1) 1, 3          2) 2          3) 2, 4          4) 1, 4

Вариант № 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За 100 с лишним лет (1) в науке произошло (2) много событий (3) которые отражались в фантастике разных стран по-разному.

1) 1, 3, 4          2) 2          3) 3          4) 2, 4

Вариант № 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За то время (1) на протяжении которого (2) несут патрульную службу метеоспутники (3) накопилась масса новой информации.

1) 1, 2, 3          2) 1, 3          3) 2          4) 1, 2

Вариант № 5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Есть у Некрасова (1) портрет такого литератора (2) многим достоинствам (3) которого (4) помешал один коварный недостаток.

1) 1, 4          2) 2, 4          3) 2          4) 3

 

2. Самопроверка работы по вариантам (коррекция неправильных ответов).  Правильные ответы на экране.

3. Развивающее задание (в группах)

Составить одно аналогичное тестовое задание для другой группы. Другая  группа выполняет. Третья -  проверяет.

4. Самостоятельная работа (синтез индивидуальной и коллективной деятельности) – 5 мин.

Цель: повторение основных сведений о группах СПП,

           проверка пунктуационной грамотности.

  На мультимедийном экране предложения:

  1. Показалось, что много ступеней.
  2. Когда кончишь, скажи.
  3. Не печально, что души моей нет на свете.
  4. Не знаешь, как, усталая, я не решалась лечь.
  5. Жгу до зари на окошке свечу

И ни о ком не тоскую,

Но не хочу, не хочу, не хочу знать

Как целуют другую.

  1. Просыпаться на рассвете оттого, что радость душит.
  2. Слушать, как стучит машина

И не думать ни о чем.

     8.  Но сердце знает, сердце знает,

         Что ложа пятая пуста.

  1. Что ты видишь, тускло на стену смотря.

В час, когда на небе поздняя заря?

    10. Иль того ты видишь у своих колен,

         Кто для белой смерти твой покинул плен?

    11. Я научилась просто, мудро жить,  

    Смотреть на небо, и молиться Богу,

    И долго перед вечером бродить,

    Чтоб утомить ненужную тревогу.

   12. Был блаженной моей колыбелью

  Темный город у грозной реки

  И торжественной брачной постелью,

  Над которой держали венки

  Молодые твои Серафимы.

 13. Я над будущим тайно колдую,

       Если вечер совсем голубой,

       И предчувствую встречу вторую

       Неизбежную встречу с тобой.

  1. Во мне печаль, которой царь Давид

По-царски одарил тысячелетья.

Один ученик на компьютере расставляет знаки препинания. Остальные учащиеся разбиваются по группам и выписывают в тетрадь только номера предложений: 1-я группа - с придаточными изъяснительными, 2-я группа - с придаточными определительными, 3-я группа - с придаточными обстоятельственными.

5. Взаимопроверка работы (правильные ответы на экране).

6.Лингвистическая работа  (беседа) – 5 мин.

Цель: формирование навыков культуры речи.

На экране отрывок из текста.

1. Основное место в лирике Ахматовой, бесспорно, занимает любовная тема – как в народной песне и в сонетах Петрарки, в лирике Гете и Пушкина, так и во всей мировой поэзии вообще. 2. Любовь в стихотворениях Ахматовой- это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин тронутое печатью облагораживающего страдания.

3. Чувство поэтессы знает разных героев, и мы в настоящее время, в свете биографических данных, можем назвать их имена и распознать их непохожие друг на друга лица в ее поэтическом изображении, и в то же время они сливаются в едином образе большой, настоящей любви.

  1. К какому типу речи относится этот отрывок?  (рассуждение)
  2. Каков стиль текста? (публицистический)
  3. Какова тема этого текста? (любовь в лирике А. Ахматовой)
  4. Какая идея звучит в этом тексте? (любовь в стихотворениях А.Ахматовой – это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное)
  5. Определить проблему текста. (какой мы видим любовь в произведениях поэтессы?)

  1. Контроль на уроке. (работа по вариантам). – 7 мин.

Цель: проверить усвоение грамотного пунктуационного оформления сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

1 вариант работает на компьютере с диском «Фраза». Оценивает компьютер.

2 вариант в это время пишет творческую работу. Составляет 3 сложноподчиненных предложения с одним придаточным на тему: «Жизненный и творческий путь А.Ахматовой».

7. Проверка творческой работы.

Потом учащиеся меняются заданиями. 1-й вариант пишет творческую работу, а 2-й вариант работает за компьютером с диском «Фраза».

    У1. Домашнее задание. – 1 мин.

     Цель:  информация о домашнем задании.

1-я группа. К тексту, который мы разбирали на уроке, написать 2 аргумента.

2-я группа. Из лирики А. Ахматовой выписать 10 сложноподчиненных предложений с одним придаточным и определить вид придаточного предложения.

 

УП. Подведение итога урока  (беседа) – 1 мин. 

Цель: анализ успешности и овладение знаниями и способами деятельности.

     Оценки за урок.

       - Что мы сегодня повторили о сложноподчиненном предложении?

       - Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении с одним придаточным?

       

УШ. Рефлексия деятельности (беседа)  – 1 мин.

Учитель:  

 - Успешно ли для вас прошел урок?

 - Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?

 - Как вы себя чувствовали на уроке?

 - Что особенно понравилось?

 

  



Предварительный просмотр:

  1. Око…ый луч…;
  2. ра…кале…ая страсть;
  3. в ночи бе…до…ой;
  4. ш…пот осе…ий;
  5. и…томле…ый взор;
  6. бе…о…ые ночи;
  7. для пресыще…ой души;
  8. торжестве…ая ноч…;
  9. замуче…ый совенок;
  10. лебедем надме…ым;
  11. блаже…ый миг;
  12. зацелова…ые пальцы;
  13. путь жертве…ый.

ЗАДАНИЯ К ДИКТАНТУ:

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Объяснить орфограммы,

определить тип словосочетаний.

3. Какое изобразительное средство преобладает в  данных словосочетаниях?

4. Сделать морфемный анализ слова ЗАМУЧЕННЫЙ. Определить способ образования этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...