ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню В. В7, В8.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Для выполнения задания В7 необходимо знать тему: "Средства связи предложений в тексте", уметь разграничивать смысловую и грамматическую связность частей текста, разбираться в различных средствах связи. Для выполнения задания В8 учащимся необходимо, зная, какими бывают изобразительно-выразительные средства языка, восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности  данного текста. В рекомендациях даны объяснения этих терминов, их примеры. всё это поможет успешно справиться с заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_v7_v8.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ В7

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов.

Будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Синонимы и синонимичные замены

Меня не удовлетворяет слово «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие».

Контекстные синонимы

Жадность – это душевная кособокость, жуткая направленность ума, желтушный взгляд на мир.

Антонимы

Давайте будем людьми счастливыми, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей, а не несчастными, живущими скупой жизнью.

Морфологические средства связи

Союзы

Чем больше человек окружен этой духовной культурой, тем он счастливее. А в чисто формальном отношении к жизни нет этой духовной культуры.

Личные, указательные, некоторые другие местоимения

Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи. Все это не только вошло в сознание человека, но и само как бы что-то восприняло от людей.

Наречия

Образ уточняет свое значение благодаря контексту и становится понятным только в конце стихотворения. Здесь вступает в силу тема иронии судьбы.

Степени сравнения прилагательных и наречий

Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства связи

Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений)

Уметь говорить красиво – искусство. Уметь слушать – культура.

Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-нибудь части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения

Разумеется, ни одна метафора не может быть совершенно точными. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным.

Неполные предложения

Почему это так?

Вводные слова, предложения, обращения, риторические вопросы

Что же в портрете, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной.

Помните! Для того, чтобы выполнить это задание, нужно определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, с тем, которое находится до этого предложения. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

ЗАДАНИЕ В8

Что следует знать учащимся: изобразительно-выразительные средства русского языка.

Тропы – слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

Название тропа

Что понимается под этим тропом

Примеры

ЭПИТЕТ

Это образное  определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печальный свет она.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнение вводится в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит.

МЕТАФОРА

Перенос свойству с одного предмета на другой на основании сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать с сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката.

МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь.

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

Б) имя автора заменяет название произведения;

В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека.

Все флаги в гости будут к нам.

Я три тарелки съел.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Ликует буйный Рим.

Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!»

СИНЕКДОХА

Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот:

А) единственное число употребляется вместо множественного;

Б) множественное число употребляется вместо единственного;

В) родовое понятие вместо видового;

Г) видовое понятие вместо родового.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Мы все глядим в наполеоны.

Ну, что ж, садись, светило.

Пуще всего береги копейку.

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

ЛИТОТА

Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

ИРОНИЯ

Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.

Отколе, умная, бредешь ты, голова?(обращение к ослу)

ПЕРИФРАЗА

Замена называния предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев)

Братья наши меньшие (вместо животные)

Автор «Героя нашего времени» (вместо Лермонтов)

Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.

Название фигуры речи

Что понимается под этой фигурой

Примеры

АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, смыслов, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов.

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!

ИНВЕРСИЯ

Обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали.

ГРАДАЦИЯ

А) ВОСХОДЯЩАЯ

Б) НИСХОДЯЩАЯ

Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).

Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.

Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости.

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни       слагаются из света и тени.

Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.

ОКСЮМОРОН

Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь, гремящая тишина.

ПАРЦЕЛЯЦИЯ

Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей.

Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!

АНАФОРА

Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или очень близко расположенных фраз.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди.

ЭПИФОРА

Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.

Я не знаю, где граница между севером и югом, я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа.

Что день грядущий нам готовит?

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам.

Люди мира, бережно обращайтесь с природой!

ЭЛЛИПСИС

Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы села – в пепел, грады – в прах!

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ

Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.

Что делать? Не знаю. У кого спросить ответа? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них  сходных членов предложения.

Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Перечисляемые действия, предметы, признаки.

Были это веселые, сильные, смелые люди.

Звукопись – игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.

Примечание.

  1. Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические – это тропы, а синтаксические – это фигуры речи.
  2. В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы – близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные синонимы – слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной отваги.

Антонимы – слова с противоположным значением: Ты и могучая, ты и бессильная.

Контекстные антонимы – слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель.

Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности: рушник (полотенце), бирюк (волк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...