урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Сидорова Юлия Евгеньевна

урок русского языка в 6 классе на тему: "Жаргонизмы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhargonizmy.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Жаргонизмы».

Цели урока: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи, воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока (презентация) 

слайд 1. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела науки о языке, который называется лексикологией.

Вы уже многое знаете по этой теме, поэтому с легкостью ответите на мои вопросы.

слова написанные на доске (земля, идти, аккорд, парнище, говорить, ступай, акварель, вестимо, баксы, синий, наждак, кент, небо, клёво, красивый)

1. слайд 2. Как называется словарный состав языка (лексика)

2. слайд 3. Как называются слова русского языка известные всему народу (общеупотребительные)

обратите внимание, на доске написаны различные слова, назовите среди них общеупотребительные? (земля, идти, говорить, небо) это слова, которые используют в речи все русские люди, ведь наша обыденная речь строится, именно,  из общеупотребительных слов.

3. слайд 4.  Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (профессионализмы) 

 найдите профессионализмы? (аккорд, акварель, наждак) это слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии) слово аккорд применяют в своей профессии музыканты, акварель – художники и наждаком пользуются плотники.

4. слайд 5. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы)

Назовите диалектизмы? (парнище, ступай, вестимо(конечно, разумеется)) это слова которые используются в речи жителей определенной местности.

Ребята, назовите слова, которые не вошли ни в одну названную группу? 

слайд 6. (баксы, кент, клёво) что это за слова? Это жаргонизмы. Слова, ограниченные в своём употреблении определенной социальной или возрастной средой.

слайд 7. Частичным синонимом слова жаргонизм, является слово сленг.

(синонимы-слова одной и той-же части речи , которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).

Сленг-  лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В отличии от слова жаргон, слово сленг новое слово поэтому распространён главным образом среди школьников, студентов, спортсменов, военных, молодых рабочих.

А вы используете в своей речи жаргонизмы? А для чего? (чтобы проще общаться, лучше понимать друг друга). Заметим, что некоторые группы людей приписывают к жаргонизмам нецензурные слова, это не верно. Мы должны всегда говорить правильно и обдуманно, придерживаясь цензуры. (Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства и общества).

 слайд 8. Поэтому я прошу вас обратиться к эпиграфу нашего урока. 

Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих

чувств и мыслей.                   К.И.Чуковский.

Ребята, глядя на эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.

 (уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи), (чтобы не засорять наш язык, мы должны всегда думать, о чем мы говорим).
Так вот, наша задача – научиться отличать слова общеупотребительные от тех, которые засоряют нашу речь.
 

Изучение нового материала. Работа с материалом учебника – с.33.

Давайте откроем учебники и прочитаем определение слова жаргонизмы.

Что называют жаргонизмами? (Жаргонизмы – слова, употребляющиеся определенной социальной или возрастной группой)

Что общего у жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов? (все они относятся к необщеупотребительной лексике)

Интересно, какими жаргонизмами пользуетесь вы в речи?

Легко ли вам переходить в живой речи от жаргонизмов к общеупотребительной лексике?

Закрепление материала.

слайд 9. А сейчас давайте поиграем в игру: я называю вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово является жаргонизмом.
Тачка(сущ), видак(с), отдохнула, общага(с), угрожать, машина, наехать(гл), слинять(гл), уйти, круто(прил), общежитие, хорошо, оттянулась(гл), телик(сущ), видеодвойка, телевизор.
Какие же слова называют жаргонизмами? (ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой)

Давайте запишем эти слова в тетрадях.

Для начала мы их откроем, запишем число, классная работа.

Сегодня первое октября, обязательно подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.
Над словами-жаргонизмами укажите части речи.

На примере этого задания, мы с вами увидели, что жаргонизмы могут являться разными частями речи.

слайде 10. Сейчас из слов указанных на слайде,

 первый ряд выпишет существительные, второй ряд глаголы и третий ряд наречия. (наречие- неизменяемая часть речи, обозначающая признаки действия, качества, свойства предмета. Обычно отвечает на вопросы как? Где? Когда? Почему? Пр.быстро, внимательно, сегодня, вдали, можно, нельзя)

Существительные: чувак, чел, прикид, базар, понты, тело, копец, халява, крышка.

Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь.

Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно.

Слово учителя

Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется.

слайд 11. Бурно развивающиеся компьютерные технологии, внесли в язык громадное количество специальных слов и выражений.

Компьютерная жаргонная лексика - активно развивается ,что обусловлено необычайно быстрым прогрессом компьютерных технологий.

слайд 12. Вы видите перед собою слова книжной лексики и жаргонизмов, укажите их соответствия.

Компьютер (Комп)                                                                                            Винт

Мышь   (Мышка, крыса)                                                                        Ящик

Монитор  (Ящик)                                                                                              Клава

Диск без информации (Болванка)                                                    Мышка, крыса

Жесткий диск (Винт)                                                                                     Системник

Оперативная память(Оперативка)                                                   Болванка

Клавиатур (Клава)                                                                                           Оперативка

Системный блок (Системник)                                                         Комп

Замечательно справились с заданием, я вижу, что компьютерный сленг использует каждый из вас.

Помимо компьютерного сленга, жаргонизмы делятся на различные тематические группы: наименование людей по профессии (мент, водила, училка), наименование людей по качеству их характера, тормоз, шестерка, ботаник, дятел), деньги (бабло, капуста, зелень). и т.д.

Давайте выполним следующее задание. 

слайд 13. Выявите тематические группы жаргонизмов

Первый ряд. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня.

Второй ряд. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.

Третий ряд. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

слайд 14

ФИЗМИНУТКА

Потуситься  нам пора,

Встанем дружно все братва,

Наши клешни разомнём

И опять строчить начнем.

Поразмяться нам пора,

Все потянемся друзья,

Наши ручки разомнем,

И опять писать начнем.

Тихо сядем и ответим,

Какой текст здесь, ближе детям?

Какое из этих четверостиший вам понравилось больше?

(Первое четверостишие  можно употреблять в общении среди сверстников, но когда слова жаргонизмы употребляет в своей речи  учитель, это является не совсем уместным и режет слух. Поэтому  второй вариант нам нравится больше).

А в общем,  живой русский язык чрезвычайно многообразен и выразителен. Интересен любой пласт лексики языка, в том числе жаргонизмы. Надо лишь понимать, в какой ситуации и в общении с кем можно их употреблять. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления:  ее используют в основном среди «своих», т.е.  в общении с людьми одного социального круга, примерно одного возраста.

слайд 15. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики».  

Переведите данные слова на литературный язык:
Кореш, братан – друг, приятель.
Кент – модный парень.
Гон – враньё.
Стрёмный – плохой.
Балдеть - веселиться.
Клёво – хорошо.

Училка – учительница.

Домашка – домашняя работа.

Тыква – голова.

Оттянуться, оторваться – отдохнуть.

Тащиться – восхищаться.

Потрещать – поговорить.

Тормоз – отсталый.

Балдёж – удовольствие.

Слинять – сбежать.
Трындеть    разговаривать
Кемарить    дремать (спать, отдыхать)
Наехать       Угрожать (вымогать, преследовать)

слайд 16. На слайдах записаны предложения с использованием жаргонизмов, вы в тетрадях записываете  предложения, заменяя сленг, на литературный язык.

1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

(Я восхищаюся, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)

2 вариант.  Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)

слайд 17. Выполнение упражнений:  упр 78 (устное обсуждение) 

Жаргонизмы могут постепенно устаревать, уходить из жизни или наоборот постепенно усваиваться литературным языком.

Многие жаргонизмы – бабочки-однодневки: они живут недолго и быстро заменяются вместе с модой.

слайд 18. Откройте  упр. 78, прочитайте данные в нем жаргонизмы и ответьте мне на вопрос:

 Как вы считаете, каким из этих слов-жаргонизмов не суждена долгая жизнь?

Вряд ли долго будут в ходу слова найки, сникерсни. Эти искусственные слова придуманы в целях рекламы и просуществуют не дольше рекламных товаров.

Но сейчас мы все - таки иногда  употребляем эти слова в своей речи, потому что

мы хотим быть модными и современными. И в нашей речи эти «модные словечки» называются как? Жаргонизмами.

слайд 19. Подведение итогов.

Как вы считаете нужно ли употреблять жаргонизмы в своей речи?

(Я считаю, что в кругу своих друзей можно иногда употреблять некоторые из них.

Но в общении со взрослыми, в общественных местах жаргоны употреблять нельзя, так как окружающие не поймут, о чем идет речь. Когда вы станете взрослыми, я надеюсь не будете говорить на «модном» языке, потому что вас сочтут за малограмотных и некультурных людей).

Нужно ли данную тему изучать в школе? Почему?(жаргонизмы всегда были и будут в языке. В их создании проявляется речетворческое начало народа.)

Но все - таки жаргонизмы находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется.

слайд 20. Давайте обратимся к высказываниям известных людей. 

 «Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Лев Иванович Скворцов.

А литературный критик Дмитрий Иванович Писарев  считал, что «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».

Таким образом, мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока, высказыванию  Корнея Ивановича Чуковского «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».  

Я думаю, что прежде чем что-то сказать, вы обязательно подумаете.

Заключительное слово

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...

И в заключении нашего урока, я все - таки хотела бы воспользоваться одним модным безобидным словечком. В знак благодарности за вашу работу и старания я предлагаю вам  

                                                                                                                             СНИКЕРСНУТЬ.

слайд 21.                                      СПАСИБО ЗА УРОК!

Домашнее задание: записать жаргонные слова, прояснить их значение, и создать небольшой словарик жаргонизмов, которые вы употребляете в своей речи. (Это может стать вашим увлечением, подобно тому, как собирание диалектных слов стало главным делом в жизни В.И. Даля).

Происхождение жаргонизмов.

1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);

2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) – липовый (фальшивка, подделка);

3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник, безник (из английского языка) – день рождения, стрит (из английского языка) – улица, мен (из английского языка) –парень;

4. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер);

 5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...