рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Раб программа 1 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_1kl.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

1 класс

УМК "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка

Программа Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).  Курс рассчитан на 33 часов

Программу обеспечивают:

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, .
  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:

  1. обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической и теоретической;
  2. учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных,
  1. во-первых, с неправильным ударением,
  2. а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;

Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

  1. учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
  2. учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
  1. изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах;
  2. система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений;
  3. неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.

Для создания условий выживания в мире информации,поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам:

  1. структурная организация содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание);
  2. методика разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес);
  3. организационные формы работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
  4. требования инструментальности и интерактивности. Комплект ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и.телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах:

  1. М.В. Панова (Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения);
  2. П.С. Жедек (Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова);
  3. П.С. Жедек, М.И. Тимченко (Списывание в обучении правописанию);
  4. Е.С. Скобликовой (Синтаксис простого предложения);
  5. В.В. Репкина (Принципы развивающего обучения русскому языку);
  6. Л.В. Занкова (Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения);
  7. М.С. Соловейчик (Требования к современному уроку русского  языка)
  8. Н.И. Жинкина (Развитие речи младших школьников)

УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой.

Раздел 2. Учебно-тематический план.  

Содержание

Количество часов

1

Алфавит

2

Звуки речи

3

Построение звуковой схемы слова

4

Слова-названия

5

Речь письменная и устная

Раздел 3. Содержание тем учебного курса  

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использова-   . ние последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Построение звуковой схемы слова. 

Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу первого года обучения 

Должны знать/ понимать:

  1. название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
  2. правила переноса слов по слогам;
  3. способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы);
  4. способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;
  5. способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь:

  1. быстро найти букву в алфавитном столбике;
  2. определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
  3. правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
  4. писать прописную букву в именах собственных;
  5. делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
  6. понимать различие между звуком и буквой;
  7. различать
  1. гласные и согласные звуки;
  2. звонкие и глухие согласные;
  3. мягкие и твердые согласные; 
  4. парные звонкие - глухие согласные; 
  5. только твердые и только мягкие согласные;
  1. писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  2. писать словарные слова, определенные программой;
  3. списывать небольшой текст по правилам списывания;
  4. определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);
  5. читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  1. адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач,
  2. аудиозаписей);
  3. соблюдения орфоэпических норм речи;
  4. устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.  

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2008. 
  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2008.
  3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

№ п/п

Тема урока

К-во час

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

Элементы

дополнительного

содержания

Дата

1

Знакомство с новым учебником «Русский язык» (с. 5-7)

1

Изучение

нового

материала

Русский алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности. Восприятие и понимание звучащей речи

Знать структуру построения учебника «Русский язык»; название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения.

Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения, правила


Текущий

Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях

2

Упражнение в расположении слов

в алфавитном порядке (с. 8-9)

1

Обобщение и систематизация изученного

Чтение и понимание

учебного текста, формулировок заданий,

правил, определении

Текущий.

Фронтальный

опрос

Слова однозначные

и многозначные

3

Закрепление знаний об алфавите

(с. 10-13)

1

Практическое

применение (ЗУН)

Русский алфавит.

Списывание текста

Знать русский алфавит.

Уметь списывать слова с доски

С/р с проверкой

по образцу

Словарное богатство русского языка

4

Слова-предметы.

Слова-действия

(с. 14-15)

1

Изучение

нового

материала

Слово и его значение.

Имя существительное,

значение и употребление. Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать признаки изученных частей речи (существительного,

прилагательного и глагола); словарные слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы,

слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам

Текущий.

Индивидуальный

опрос        

Ребусы. Шарады.

Словарное богатство русского языка.

Прямое и переносное значение слова

5

Слова-признаки (с. 15-16)

1

Изучение

нового

материала

6

Слова-предметы,

слова-действия,

слова-признаки (с. 16-17)

1

Изучение

нового

материала

7

Слова-помощники (с. 18-20)

1

Изучение нового

материала

Предлог. Значение и употребление предлогов в речи

Знать значение предлогов.

Уметь схематически изображать и распознавать предлоги, составлять схемы предложений, записывать предложения, состоящие из четырех слов

С/р с проверкой

по образцу. Текущий. Индивидуальный и фронтальный

опросы


Ребусы. Шарады Синонимы и антонимы

8

Устная и письменная речь

(с. 21-22)

1

Комб.

Отличие письменной речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь определять характер  предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении


9

Упражнение в распознавании устной

и письменной речи

(с. 23-24)

1

Комб.

10

Обобщение знаний учащихся об устной и письменной

речи

(с. 25-26)

1

Комб.

11

Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек (с. 26-29)

1

Комб.

Употребление прописной буквы в начале

предложения, в именах собственных

Уметь писать прописную букву

в именах собственных; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки препинания в конце предложения)

С/р с проверкой

по образцу

12

Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком (с. 29-31)

1

Комб.

Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Знать понятия звуки и буквы. Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные

Текущий. Индивидуальный опрос

13

Звонкие и глухие

парные согласные (с. 32-34)

1

Комб.

Различие согласных

звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Знать парные согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные

Текущий

14-15

Звук [й'] и буква й

(с. 35-42)

2

Комб.

Различие согласных

звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Знать способ обозначения звука

[й'] в начале слова (с помощью

букв е, ё, ю, я).

Уметь правильно писать слова

с буквой й, с гласными е, ё, ю, я

С/р с проверкой

по образцу

16

Упражнение в различении мягких

и твёрдых звуков.

Учебник

(с. 42-44)

1

Комб.

Звуки и буквы: гласные, согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Знать гласные и согласные

звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие -глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные

Текущий

17

Написание слов

с мягкими и твёрдыми согласными.

Повторение правил

переноса

(с. 44-46)

1

Комб.

Различие согласных

звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Гласные

ударные и безударные.

Деление слов на слоги. Словесное ударение

Знать правило переноса слов.

Уметь делить слова на слоги,

определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую

Текущий.

Фронтальный

опрос

18

Различие твёрдых

и мягких согласных.

Обозначение на письме гласных

звуков

(с. 47-48)

1

Комб.

Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных; обозначение мягкости согласных звуков на письме



Знать гласные и согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки

С/р с проверкой по образцу

19

Двойная роль (работа) букв е, ё, и>, я (с. 49-52)

1

Комб.

Знать роль йотированных гласных в русском языке, когда буквы я, ю, е, ё обозначают по два звука.

Уметь различать гласные и со-

гласные звуки

Текущий. Индивидуальный опрос

20

Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных (с. 53-54)

1

Комб.

Знать способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё)

Тематический

21

Слова с сочетаниями

жи — ши, же - ше

(с. 56-59)

1

Комб.

Буквы гласных после

шипящих в сильной

позиции под ударением: жи - ши, ча - ща, чу -

щу

Знать правило написания слов с

сочетаниями жи - ши, же - ше,

ци, це, цы.

Уметь писать слова с сочета-

ниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, ци - це под ударением


Текущий.

Фрон-

тальный опрос

Игры со словами

 22

Слова с сочетаниями цн, це, цы (с, 60-63)

1

Комб.

Буквы и, е после ц в сильной позиции. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение

С/р с про-

веркой по образцу

Слова-исключения

 23

Слова с сочетаниями чу — щу, ча — ща

(с. 64-67)

1

Комб.

Буквы гласных после

шипящих в сильной позиции под ударением: жи - ши, ча - ща, чу - щу. Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу

Знать правило написания слов с

сочетаниями жи - ши, же - ше, чу - щу, ча - ща.

Уметь писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, ци - це под ударением

Тематический. Списывание слов

Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы

24

Мягкий знак на конце слов (с. 68-69)

1

Контрольный

Разделительные ь и ъ знаки. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил и определений. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации


Знать роль мягкого знака на конце слов.

Уметь писать слова с мягким знаком - показателем мягкости

Текущий. Фронтальный опрос

Игры со словами

25-26

Разделительные твёрдый и мягкий знаки (с. 70-75)

2

Комб.

Знать роль твердого и мягкого разделительных знаков.

Уметь писать слова с разделительными мягким и твердым

знаками

С/р с проверкой

по образцу

27

Звонкие и глухие

согласные на конце

слов (с. 76-79)

1

Комб.

Правописание парных

звонких и глухих согласных. Различные

способы проверки слов

Знать правило написания парных согласных на конце слова.

Уметь различать произношение

и написание слов, подбирать

проверочные слова

Текущий.

Фронтальный

опрос

Синонимы и антонимы

28

Способы проверки

слов с парными

согласными на конце слов (с. 80-82)

1

Комб.

Правописание парных

звонких и глухих согласных

Знать правило написания слов

с парными согласными на конце.

Уметь подбирать проверочные слова к словам с парными согласными; различать произношение и написание слов

Текущий.

Индивидуальный опрос

Игры со словами

29

Написание слов

с парными согласными

(с. 83-84)

1

Комб.

Овладение нормами

русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения - «Азбука вежливости»

Знать правило написания парных согласных.

Уметь различать произношение

и написание слов

Текущий. С/р с проверкой по образцу

Прямое и переносное значение слова

30

Закрепление знаний о предложении (с. 85-86)

1

Комб.

Овладение нормами

русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения - «Азбука вежливости».

Разновидности предложении по цели высказывания и эмоциональной окраске

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи

Ребусы. Шарады. Синонимы и антонимы

31

Обобщение знаний

о предложении.

Итоговый диктант

(с. 86-87)

1

Комб.

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь определять характер

предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; писать текст под диктовку

Диктант

32

Схемы предложений. Словарный диктант

(с. 88-89)

1

Комб.

Знаки препинания

в конце предложения

(точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки). Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения - «Азбука вежливости»


Текущий.

Индивидуальный

опрос. Словарный диктант

33

Оформление писем

и заполнение анкет

(с. 90-94)

1

Комб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....