Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Кушнарева Татьяна Кузьминична

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т.Баранова с контрольно-измерительными материалами на весь год для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku_6_klass.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2008.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой

« Русский язык» в 6 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это основная цель программы.

Цели и задачи обучения :

           воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного        отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

      Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической           (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
  1. формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
  1.      Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
  1. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
  1. Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  2. Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
  3.  Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования МО «Заиграевский район»

МБОУ Усть-Брянская основная общеобразовательная школа

Утверждаю                           Согласовано заместитель      Программа рассмотрена и

Директор МБОУ Усть-Брянской     директора по УВР           одобрена на заседании МО

ООШ  ____________________    МБОУ____________ООШ     Усть- Брянской ООШ

Приказ№___от «    »______2012г.   «    »________2012г     Протокол№__ от «    »_____2012г

Рабочая программа

по русскому языку

для учащихся 6-х классов

учителя  Кушнаревой Т К .

2012г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Литература для учителя.

Три автора:

  1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2008.

Два автора:

  1. В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
  2. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения / Практическая риторика. 6 класс. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2006.
  3. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 6 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Один автор:

6.     Никитина Е.И. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2008.

  1.   Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – СПб.: Свет, 2008..
  2. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
  4. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 6 класс. – М.: Вербум, 2001.
  5. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2007.
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 6 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
  8. Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2007.

  1. Словари (по всем разделам русского языка).
  2. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.

Литература для ученика.

  1. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2008.
  2. В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2007.
  3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6  класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2006.
  5. Словари (по всем разделам русского языка), справочники.

Контрольно- измерительные материалы

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Контрольная работа № 1

(диагностический диктант по теме «Повторение»)

Диктант

 КОТ И ВОРОНЫ

За моим окном растёт большое ветвистое дерево. Однажды залез на него соседский кот Барсик и растянулся на толстой ветке.

Вдруг послышалось громкое карканье. Появились две большие вороны и стали кружить над котом. Он насторожился, но с дерева не слез.

Тогда сердитые птицы стали нападать на кота. Одна ворона налетала на Барсика и старалась столкнуть его с ветки. Вторая громко каркала и хватала кота за хвост.

Барсик хотел отогнать птиц лапами, но скоро устал отбиваться. Спрыгнул он с дерева на землю и убежал.

Я понял, что у ворон совсем близко были птенцы. Вот вороны их и охраняли.

96 слов.        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Контрольная работа №2.

(диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»)

Диктант

          Однажды мы с Вовой гуляли по людной набережной города Ялты. Вдруг видим мы большого красивого жука. Ползёт он по тротуару, а кругом спешат по  делам люди.

         Вова взял жука и посадил его в коробочку из-под спичек, чтобы показать ребятам во дворе.

         Стало мне жука жалко. Говорю я Вове: «Зачем ты взял его? Вдруг его дома детки ждут!»

         Задумался мальчик. Побежал он обратно, открыл коробку и выпустил жука, но уже в безопасном месте. Пополз  жук по газону и скрылся в траве.

        Вздохнули мы с облегчением, улыбнулись друг другу и пошли дальше.

90 слов.        

Задание

  1. Найдите в предложениях двух первых абзацев однокоренные слова и выделите в них корни.
  2. Выпишите из первого предложения слова с безударной гласной в корне  слове. Укажите проверочные слова или формы.        
  3. Покажите морфемный состав слов набережной, посадил (вариант I) и безопасном, побежал (вариант 2).
  4. Укажите тип речи текста. Озаглавьте текст.*Определите его идею.

        Дополнительное задание. Составьте и запишите план текста.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Контрольная работа № 3

(диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»)

ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ

         Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

          Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

        Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона — награда победителю.

56 слов.        

Задание  1

Выпишите из первого предложения текста слова дождя (вариант I) и соревнования (вариант 2) и проведите их морфологический разбор.

Задание 2

Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим

моделям (по одному для каждой модели): глаг. + сущ.; сущ. + сущ.; прил. + сущ.

(жирным шрифтом выделены главные слова)

Задание   3

Проведите синтаксический разбор предложений. Соревновались грибы: подосиновик,

подберёзовик, моховик (вариант I). Алая шапка чемпиона — награда победителю (вариант II).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Контрольная работа №4.

(диктант с грамматическим заданием  по теме «Имя прилагательное»)

Сколько башен у Кремля?

            Их двадцать. Интересна история каждой башни. Все они не деревянные, а каменные, ярко-красного цвета. У восемнадцати есть названия. В стороне от всех стоит толстостенная, неуклюжая Кутафья башня, которая являлась оборонной преградой во время военных действий. Эта башня ниже всех.

           В Боровицкой башне помещалась не обычная, а чудотворная икона. В Водовзводной башне была установлена первая в России водоподъемная машина. Под Тайницкой башней был старинный подземный ход. На Набатной башне был колокол, который оповещал об опасности.

 С высоты птичьего полета хорошо видна Царская башня. С нее русские цари наблюдали за событиями на площади. Рядом с Комендантской башней жил московский комендант, за Оружейной башней находился конюшенный двор. А в самой известной Спасской башне находился парадный вход в Кремль. А позже на башенном куполе смонтировали куранты.

ЗАДАНИЕ К ДИКТАНТУ

1. Выписать из третьего абзаца качественное, относительное и притяжательное прилагательное

2. Выписать из первого абзаца краткое прилагательное, сделать его морфемный разбор

3. Выписать из первого абзаца прилагательное  в степени сравнения. Определить, какая это степень сравнения.

4. Выписать из третьего абзаца прилагательное в степени сравнения. Определить, какая это степень сравнения.

5. Найти в первом абзаце прилагательное, образованное сложением с добавлением суффикса.

6. Сделать морфологический разбор прилагательного п_радный

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Контрольная работа №5

(  промежуточная аттестация  -  диктант за 1 полугодие по темам

«Имя существительное. Имя прилагательное»)

        Здравствуй, зима!

       Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

        Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки прикрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожа на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

       В предзимние дни дома сидеть не хочется. Путешественники всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

      «Здравствуй, зима!» – радостно говорят люди.

Контрольная работа № 6

(диктант с грамматическим заданием  по теме «Глагол»)

    Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и кажутся песчинками, маленькими точками.

     Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

      Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если вы поищите Полярную звезду, вы её легко найдете.

     Если  вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звёзды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от её температуры. Если звезда горячая, то её цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

(131 слово)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите.

3. Морфологический разбор слова спрячьте.

4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

БУРУНДУК

Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был солнечный. Чёрные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из стороны в сторону.

   Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Приглядевшись, я увидел на её макушке бурундука. Вадик подошёл к дереву, стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашёлся полотняный мешочек, в него мы и вывалили бурундука из шапки,

Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку. Убежал  бурундук в лес на свою лиственницу.

101 слово.        

Примечание. Выписать на доску слово лиственница.

Задания

  1. Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (вариант I) и приглядевшись (вариант 2) и укажите их морфемный состав.
  2. Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (вариант 1) и переваливаясь (вариант II).
  3. В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

 МУРАВЬИ

      Муравьи — самые распространённые обитатели нашей планеты. Они расселились почти по всему земному шару.

     Большинство муравьев живёт на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй. Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

    Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

    Муравьи приносят большую пользу,  уничтожая вредителей полей и огородов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи — друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьев!

114 слов.

        

Задания

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях второго (вариант I) и третьего (вариант II) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных, пересекаясь (вариант1) и прогреваемых, используются, образуя (вариант 2).

3. Проведите синтаксический разбор предложения: Муравьи приносят большую пользу,  уничтожая вредителей полей и огородов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Контрольная работа №9

ТЕСТ по теме «Имя числительное».

1 вариант

1. Найди и отметь в каждом столбике числительное:

а) сотня                                                    б) третий

    миллиард                                                  пятерка

    тройной                                                     десяток

    единица                                                     множество

2. Определи слово, которое не является числительным:

 а) миллион;       б) сорок;       в) единица;          г) полтора;       д) тысяча

3. Определи однокоренное слово, являющееся числительным:

а) двойной;    б) двойка;     в) два;        г) дважды;         д) двойственный

4. Отметь те числительные, в которых после первого корня в именительном и винительном падежах пишется «Ь».   Запиши их.

50,  19,  11,  60,  80,  15,  500,  17,  12,  700, 900,  90.

5. Укажи ряд с количественными числительными:

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь,  пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное третьего склонения:

а) пять                           б) двадцать

    сорок                             два

    один                              трех

7. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

Друзья, сани, подруги, ножницы, брюки, работницы.

8. С каким из существительных не может сочетаться количественное числительное?

Книга, отряд, красота, парта, подъезд.

9. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шесть седьмых;                       г) девяносто семь;

б) сто один;                                  д) сорок пятый;

в) пятьдесят один;                       е) триста пятьдесят два

10. Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы.

Сто, тридцать, семь, пятьдесят, шестьсот, десятый.

11. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняй одно из них.

Пятьдесят, шестисотый, двести, девятисотый, девяносто.

12. Найди соответствия.

а) (В) тысячу (раз)                                 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (На) втором (этаже)                          2) количественное, собирательное, простое, в род. п.

в) (От) пятерых (друзей)                      3) количественное, целое, простое, в вин. п. ъ

ТЕСТ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

2 вариант

1. Найди и отметь в каждом столбике числительное:

а) много                            б) несколько

    семеро                               три седьмых

    пятак                                  двойка

    десятка                              сорокаградусный

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один;    б) семерка;     в) оба;     г) трое;     восьмой.

3. Определи однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды;    б) тройка;      в) три;      г) тройной;     д) тройственный (союз).

4. Отметь те числительные, в которых после первого корня в именительном и винительном падежах пишется «Ь».   Запиши их.

60,  80,  70,  12,  18,  19,  15,  600,   17,  500,  800,  90.

5. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное второго склонения:

а) тысяча                               б) девяносто

    миллион                                двадцать

    триста                                    миллиард

7. Выпиши те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

Крыши, стороны, берега, ученики, сёстры, комнаты, животные.

8. С каким из существительных может сочетаться количественное числительное?

Чтение, дивизия, молоко, молодежь, красота.

9. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два;                             г) восемьдесят один;

б) две четвертых;                              д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой;                        е) одна четвертая.

10. Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы.

Десять, двадцать, один второй, две пятых, сорок.

 11. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняй одно из них.

Пятитысячный, семьдесят, девятьсот,  семидесятый, триста.

12. Найди соответствия.

а) (На) восемьдесят (случаев)                   1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (Через) полтораста (метров)                 2) количественное, целое, простое, в вин. п.;

в) (О) пятнадцатом (посетителе)              3) количественное, дробное, простое, в вин. п.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Контрольная работа №10

по теме «Местоимение».

1 вариант.

  1. Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.

Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины.

  1. Исправь грамматические ошибки.

Тоскую по вам, ихний сын, с мной, в сколько метрах?

  1. Напиши в сочетаниях «не» или «ни».

Н… о чём не спросил, н… чем не интересовался, н… кого пригласить, н… у кого не было.

  1. Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не спрашивал ………, не создавал ………, не сомневался ………, не обижал ……….

  1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Я заблудился. Пр…ближалась ночь. За лесом (не, ни)чего (не, ни)было видно. Я выстр…лил в воздух, но (не, ни)получил (не, ни)каких ответных сигналов. В темноте я залез в какой(то) бурелом, но всё-таки ухитрился (из)него выбрат…ся. Вдруг послышался треск суч…ев и чьё(то) пр…рывистое дыхание. Какой(то) зверь бежал прямо (на)меня. Кем бы он мог оказаться? Я поч…ствовал, как животное подошло (ко)мне и лизнуло меня.

                                                 (По В. Арсеньеву.)

  1. Отгадай загадки.
  1. Сколько личных местоимений в слове  СЕМЬЯ?
  2. Какие два личных местоимения «мешают» движению на дорогах?
  1. Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.

         Кто-то с крыш просыпал мелочь,

         И она звенит о камни,

        Разбивается на части.

  1. Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.
  1. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  2. Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.
  3. В галерее девочка увидела подругу, она рассказала ей о картине, которая ей понравилась.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

  1. вариант

  1. Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.

Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, лиловую даль. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играет на своей скрипке.

  1. Исправь грамматические ошибки.

Егонная мать, думаю по вас , с мной, в сколька метрах?

  1. Напиши в сочетаниях «не» или «ни».

Н…кто не спросил,  явился  н…с чем, н…чего раздражаться, не боялся н…чего.

  1. Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные  местоимения                                        и  запиши словосочетания.

Не  встречался  ……… , не разговаривал ………, не советовал ………, не видел  ……….

  1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Рыжая собач…нка пр…жалась к двери под…езда, беспомощно повизгивала и др…жала от холода. Ей хотелось обогрет…ся, но (не, ни)кто (не, ни)спешил ей на помощь. Вдруг кто(то) т…лкнул дверь. Собака вскочила, увид…ла (не, ни)высокого человека в кож…ом пальто. Она доверчиво пр…к…снулась (к)его руке. Он стр…хнул (с)её спины снег и поманил рукой. От радости она зав…зжала.

                                      (По А. Чехову.)

  1. Отгадай загадки.
  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?
  2. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, а вместе – овощ.
  1. Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.

Все от дождика промокли.

Люди ходят и от счастья

Ничего сказать не могут.

     8.. Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения  в исправленном виде.

  1. Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.
  2. Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и мы много от неё узнали интересного.
  3. Барыня приказала убрать щенка .Он выполнил её указание.

                      Проверь всё! Желаю удачи! Получи оценку «пять»!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Итоговая диагностическая контрольная работа №11

(диктант с языковым анализом по теме «Повторение»).

Средний уровень подготовки

 НОЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

    Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как прислушивается к лесной тишине.

    Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени ночью приходили лизать соль.

    Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.

    Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя. Я  так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

    За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки. Олень шёл, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики.

     Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.
108слов.        

Задания

  1. Проведите орфоэпический разбор словоформ его (вариант 1) и (у) него (вариант 2).
  2. Проведите фонетический разбор слов оленью (вариант I) и солёная (вариант 2).
  3. Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в предложении: Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя.
  4. Проведите морфологический разбор слов протоптанную (вариант 1) и разбивая (вариант 2).
  5. Проведите синтаксический разбор предложения: Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к од

Оснащение:

1.Учебник русского языка М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

2. Рабочая тетрадь  по русскому языку к учебнику М.Т.Баранов

3.  Тесты по темам

4. Презентации

5. Картины (для написания сочинений по картине)

6 Диск по русскому языку «1С:Репетитор»

7. Диски  Русский язык 6 класс

\

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оснащение

Виды и формы контроля

Планируемый результат

Язык и общение(3)

1-2

Русский язык – один из развитых языков мира

2

Работа с учебником, словарем

Выразительно прочитать    стихотворение А. Шибаева «Слова,    слова, слова»,        подтвердить      примерами    мысль «Язык и стар, и вечно нов»

Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, об этимологии как науке о происхождении  исконно-русских и  иноязычных слов, уметь работать с учебным этимологическим словарем

Повторение изученного в 5 классе( 12часов)

Повторение изученного в 5 классе (12часов)

3

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1

Подготовить устный    рассказ на тему «Как вы понимаете     образное     высказывание   «Гласные   -   река,   а согласные - берега     звучащей речи»,    принадлежащее      знаменитому     русскому режиссеру К. С. Станиславскому?»

Знать особенности образования гласных   и   согласных   звуков, парность   согласных   по   мягкости-твердости,             звонкости-глухости,     понимать    позицию смягчения и оглушения - озвончения согласного. Уметь находить    фонетические    явления, делать    фонетический    разбор слова;     соблюдать     основные правила   литературного   произношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять   причину   количественного несоответствия  букв  и  звуков, делить слова на слоги для переноса,  осознавать смыслоразличительную    роль    ударения, определять ударение в слове, группировать   слова   с   общностью  фонетических  признаков, обнаруживать ошибки в звучащей речи, уметь пользоваться орфоэпическим словарем

4-6

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

3

Морфемный разбор,   составление   слов   по схемам,    объяснительный диктант

Знать   определения    морфем, орфографические правила, изученные   в  этом   разделе   в  5 классе; уметь давать структурно-грамматическую   характеристику   словам   по   морфемной модели,   выделять  однокоренные слова и слова с одинаковой     морфемной    структурой, членить слово на морфемы для использования    орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов

7-8

Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов.

2

Деформированный   текст   (определить   части речи,     вставить пропущенные буквы    и   знаки препинания)

Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения   слова.   Знать   орфографические правила, уметь применять их на практике. Уметь образовывать   формы   именительного и родительного падежей множественного числа. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков

9

Р. Р. Типы речи. Стили речи

1

Составление текстов    разных типов    речи    с использованием синонимов

Знать особенности стилей речи,   сферу   употребления,   типичную ситуацию речевого общения,   задачу   речи,   умение использовать в речи существительные-синонимы,      прилагательные-синонимы,      глаголы-синонимы  для   более  точного выражения мыслей и для устранения    неоправданного    повтора одних и тех же слов. Умение составлять тексты  разных типов  речи,  опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов

10

Р. Р. Текст

1

Работа с текстом.

Знать признаки текста. Уметь доказывать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собственный текст на заданную тему.

11-12

Синтаксис и пунктуация

2

Текст.

Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор.

Знать правила постановки знаков    препинания    в    сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при   обращении,   при   прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов

13

Контрольный диктант «Кот и вороны»


1

Текст

14

Анализ контрольного диктанта.

1

Лексика и фразеология. Культура речи( 18часов)

Лексика и фразеология. Культура речи. (18 часов)

15

Повторение изученного по лексике в 5 классе.

1

Терминологический       диктант, анализ       фрагментов   художественных      текстов

Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова. Знать определения     синонимов,     антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного     значения     слова. Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном и прямом значении, однозначные   и   многозначные слова,   пользоваться   разными способами   толкования   лексического значения слова. Уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов.    Уметь    употреблять слова в соответствии с их лексическим  значением, условиями и задачами общения

16

Р. Р. Словари.

1

Работа    с    текстом-отрывком из                книги Д. С. Лихачева «Письма о добром   и   прекрасном».       Объяснить     значения слов при  помощи словаря

Знать, какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь работать со словарями, использовать   справочную   литературу,   составлять   словарную статью

17

Р. Р. Подробное изложение «Собиратель русских слов»

1

Изложение

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную   информацию,   вычленять структурные части текста,  пересказывать   основное   содержание прослушанного текста

18

Общеупотребительные слова.

1

Анализ текста

Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова   ограниченного  употребления).

19

Профессионализмы.

1

Осложненное списывание

Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления.     Уметь     находить профессиональные    слова     в тексте,   в  толковых  словарях, истолковывать    их    значения. Уметь   объяснять   использование профессиональных слов в художественных произведениях

20

Диалектизмы.

1

Анализ текста

Знать нормы   употребления диалектной     лексики.     Уметь пользоваться   толковыми   словарями для определения того или   иного  слова,   определять уместность / неуместность    использования диалектных слов в обиходной   речи,   в   художественном произведении

21

Жаргонизмы

1

Знать   определение   жаргонизмов,   сферу их  употребления. Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка

22

Эмоционально окрашенные слова

1

Выборочное списывание

Знать  определение   нейтральной и стилистически окрашенной лексики, сферу употребления лексики

23

24

Устаревшие слова и неологизмы

2

Привести     примеры     устаревших слов, пользуясь учебником истории,     ответить на вопрос: что   дает   история         родного языка   для   его изучения?

Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке.

Уметь   различать   общеязыковые         и         индивидуально-авторские  неологизмы;   различать   архаизмы   и   историзмы. Уметь  пользоваться  словарем для определения значения устаревших и  новых слов,  правильно использовать их в речи

25

26

Исконно русские и заимствованные слова

2

Редактирование текста,       насыщенного     заимствованными словами,    заменить    заимствованные      слова русскими    синонимами

Знать  определение  заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразности   и   уместности

27

28

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

2

Написать   начало сказки о лентяе и труженике, используя   фразеологизмы; озаглавить сказку, использовать сложные    предложения с союзом А

Знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи. Понимать сходство и различие со словом и словосочетанием,    специфику   значений фразеологизмов по сравнению со  свободным   словосочетанием. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения

29

Р. Р. Сочинение.

1

Рассказ

Знать особенности   повествования как типа речи, структурные элементы   рассказа,   уметь  составлять рассказ, включая в него фразеологические обороты

30

Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика»

1

Лексический диктант. Подбор примеров с иноязычной      морфемой. Работа с текстом,  устный рассказ  в научном    стиле    на тему    «Изменение в словарном составе русского языка»

Знать определения  всех  групп слов. Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма,   используя   различные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Уметь определять уместность употребления слов в речи, в художественном тексте

31

Контрольная работа по теме «Лексика» (тест)

1

Понимать системные отношения в лексике, уметь рассматривать в сопоставлении и противопоставлении синонимы и антонимы, определять их функции в тексте, группировать слова и фразеологизмы по заданному основанию, определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими   свойствами.   Уметь определять уместность употребления слов в речи, в художественном тексте

32

Анализ контрольной работы

1

Словообразование. Орфография. Культура речи(27 часов)

Словообразование. Орфография. Культура речи. (27 часов)

33

34

Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика»

2

Диктант «Проверяю себя»

Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе. Уметь делать морфемный разбор  слова,   различать  разные типы морфем, определять зависимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем

35

36

Р.р. Описание помещения. Сочинение-описание интерьера

2

Уметь подробно излагать текст, определять   и   формулировать его основную мысль, вычленять структурные   части,   подробно пересказывать         содержание прослушанного   текста,   сохраняя его структуру и языковые средства         выразительности, включать в повествование описание помещения

37-39

Основные способы образования слов в русском языке.

3

Выборочный диктант,   анализ текстов. Восстановить пропущенные части    словообразовательной цепочки,   сопоставительный анализ   паронимов

Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь       пользоваться       словообразовательными   словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования

40

Этимология слов

1

Рассказать       о строении      словарной     статьи этимологического словаря

Знать об исторических изменениях  в  структуре  слова,  особенностях построения словарных статей  в  словаре. Уметь пользоваться   этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи

41

42

Р. Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

2

Знать структурные особенности описания, особенности сложного плана, отличия сложного и простого планов. Уметь составлять сложный план к сочинению;  отбирать,  систематизировать материал к сочинению, создавать текст в соответствии с темой и типом речи

43

Буквы О и А в корне – кос---кас-

1

Составить текст по         опорным словам

Знать условия выбора букв О-А в   корнях   КОС-КАС,   отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать

44

Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-.

1

Объяснительный диктант

Знать условия выбора букв О-А в   корнях   ГОР-ГАР,   ЗОР-ЗАР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать

45

Правописание корней с чередованием.

1

Диктант по памяти, осложненное списывание

Знать перечень корней с чередованием гласных, уметь замечать         орфограммы,         характеризовать     и     объяснять правописание, списывать текст без  ошибок,   писать   грамотно текст,   воспринятый   на   слух, обращаться к словарям в случае    затруднения,    подбирать примеры    с    изученными    орфограммами

46

Буквы И и Ы после приставок

1

Словарный диктант

Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные.

Уметь  применять   правило   на практике

Вторая четверть

Вторая четверть

47-50

Гласные в приставках пре- и при-

4

Тест, выборочный диктант.

Подготовленный диктант, взаимопроверка

Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь   правильно   определять значение приставок и в зависимости   от   значения   выбирать приставку

51

Соединительные О и Е в сложных словах.

1

Словарный диктант, подобрать антонимы, заменить словосочетание сложным словом

Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах

52

Сложносокращенные слова

1

Осложненное списывание

Знать аббревиатуры, уметь их читать,  определять род сложносокращенных     слов,     виды сложносокращенных   слов   по способу их образования. Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов;, употреблять их с именами прилагательными,  глаголами  прошедшего времени

53

54

Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

2

Сочинение.

Знать   особенности   написания сочинения по картине. Уметь    писать    сочинение    -описание    пейзажа,    создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности

55

56

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

Словообразовательный разбор. Разбор слова по составу.        Составление   слов по схемам

Знать различия словообразовательного   разбора   и   разбора слова по составу, уметь определять значения морфем, группировать   слова   по   общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить     словообразовательный разбор и разбор слова по составу

57

Повторение изученного по теме «Словообразование»

1

Распределительный диктант

Опознавать   изученные   орфограммы в слове, группировать их,   разграничивать   написания проверяемых   гласных   от   непроверяемых. Опознавать слова с изученной орфограммой,   уметь   выбрать правильное написание

58

Контрольная работа по теме «Словообразование»

1

Комплексный анализ текста

Уметь определять тему, основную  мысль,   тип,   стиль  речи, выполнять задания по грамматике на основе исходного текста

59

Анализ контрольной работы.

1

Тест

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Морфология. Орфография. Культура речи( 133час)

Морфология. Орфография. Культура речи (121 час)

Имя существительное (25часа)

Имя существительное (23 часа)

60

61

62

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

3

Доказать    справедливость    утверждения Л. В. Успенского «Имя существительное - хлеб языка»

Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний  имен существительных, синтаксическую роль     в     предложении,     выразительную роль имен существительных в речи. Уметь распознавать    существительные    на основе общего значения, морфологических   признаков,   синтаксической     роли,     типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, выделять существительные в нем. В художественном тексте узнавать    приемы    олицетворения, безошибочно писать падежные окончания существительных

63

64

Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-

2

Объяснительный диктант

Знать, что существительные на -МЯ  и  слово  ПУТЬ  находятся вне склонений;  правило склонения   существительных   на   -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных,      обосновывать выбор гласной в окончаниях

65

Несклоняемые имена существительные.

1

Составить    словарные статьи к 2-3    несклоняемым    существительным

Знать,   что   большинство   несклоняемых существительных -заимствованные слова, их невозможно разобрать по составу. Уметь правильно употреблять  несклоняемые  существительные в косвенных падежах

66

67

Род несклоняемых имен существительных

2

Редактирование текста, записать существительные по их толкованию

Знать    способы    определения рода  несклоняемых  существительных.

Уметь употреблять в речи несклоняемые   существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с    несклоняемыми    существительными

67

Имена существительные общего рода.

1

Мини-сочинение с    употреблением слов общего рода

Знать   об   именах   существительных   общего   рода.   Уметь опознавать  их,   согласовывать подлежащее   -   существительное общего рода и сказуемое, употреблять в речи

68

Морфологический разбор имени существительного.

1

Морфологический         разбор имени    существительного, лек-си ко-

стилистический анализ текста по плану

Знать морфологические признаки имени существительного, порядок морфологического разбора.. Уметь определять морфологические признаки имени существительного;   производить   его морфологический  разбор,  употреблять в речи

69

Контрольная работа

1

70

71

Р/Р Сочинение (упр. 236)

2

72

73

Не с существительными

2

Заполнить таблицу

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь    различать    приставку, частицу, часть корня НЕ

74

75

Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-)

1

Выборочный диктант

Знать способ действия при выборе   написания   в   существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-.   Уметь   применять   этот способ действия для правильного   написания   суффиксов   -ЧИК и -ЩИК-; отличать слова с суффиксом   -ЧИК-,   -ЩИК-   от сходных с суффиксом -ИК-

76

Гласные в суффиксах -ек и-ик-

1

Словарный диктант

Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на практикеУметь применять этот способ действия на практике, опознавать значение и сферу употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

77

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

1

Заполнить таблицу своими примерами. Выборочный диктант

Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. Уметь выбирать буквы Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и д

78

79

P.p. Описание помещения по впечатлениям

2

80-

82

Повторение темы «Имя существительное»

3

Осложненное списывание, комплексный анализ   художественного текста

Знать и уметь различать разносклоняемые,        несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории. Знать условия выбора изученных орфограмм; уметь осуществлять     правильный     выбор. Уметь работать с разными типами словарей,  наблюдать за использованием существительных  в создании  фразеологизмов, метафор, сравнений художественных     текстов,     уметь анализировать художественный текст,   определяя  особенности употребления в нем многозначных  существительных,  слов с переносным  значением,   синонимов,   антонимов,   фразеологизмов, поэтических обращений

83

84

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта

1

Диктант    с   дополнительными заданиями

Уметь  воспринимать текст  на слух, безошибочно его воспроизводить,  выполнять дополнительные задания, связанные со значением    существительного, морфологическими признаками, синтаксической ролью в предложении

Имя прилагательное (30 часов)

Имя прилагательное (29 часов)

85

86

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

2

Сравнение   текстов, выявление роли  имен  прилагательных

Распознавать   имена   прилагательные    на    основе    общего грамматического значения, общих     признаков,     определять роль   имен   прилагательных   в тексте,   синтаксическую   роль.

87

88

P.p. Сочинение - описание (упр. 280)

2

Сочинение

Знать         признаки         текста-рассуждения.

Уметь          строить          текст-рассуждение,    писать   сочинение-рассуждение на нравственно-этические  темы   на  основе прочитанного    в   художественном стиле, употреблять средства выразительности языка

89-92

Степени сравнения имен прилагательных

4

Работа   с   лингвистическим текстом     (пересказать его, использовать свои примеры,   выделить  новую  информацию).  Редактирование текста

Знать    способы    образования сравнительной степени, уметь образовывать   прилагательные в  сравнительной  степени,  находить прилагательные в сравнительной   степени   в   тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи. Знать    способы    образования превосходной степени, закономерности чередования согласных в корне при образовании форм    простой    превосходной степени,   уметь   образовывать прилагательные   в   превосходной степени, находить их в тексте,  правильно писать,  произносить и уметь употреблять в речи

93

94

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

2

Найти   в   тексте прилагательные, определить их разряд. Распределительный диктант

Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять     разряды     прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи

95

Относительные прилагательные

1

96

97

P.p. Выборочное изложение (упр. 297)

2

98

99

Притяжательные прилагательные

2

100

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Морфологический         разбор имени   прилагательного,   работа    с    текстом. Ответ    на    вопрос: какую роль играют прилагательные  в описании?

Знать    морфологические   признаки   имени   прилагательного, уметь различать постоянные и непостоянные      морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении и тексте

101

102

Не с именами прилагательными

2

Определить   новую     информацию    из    параграфа,    использовать     способ рассуждения при ответе

Знать условия выбора написания   НЕ   с   именами   прилагательными.    Уметь    применять правило написания НЕ с именами прилагательными

103

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1

Выборочный диктант

Знать условия выбора О и Е в суффиксах        прилагательных после шипящих и Ц. Уметь   сопоставлять   правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных,         прилагательных,   опознавать,   в  какой части  слова  находится  орфограмма

104

105

P.p. Сочинение по картине (упр. 315)

2

106

107

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

3

Диктант     «Проверяю себя». Распределительный диктант

Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных,    понимать    значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-. Уметь применять правило на  практике,  обнаруживать слова с орфограммой, опознавать    структуру    слова, графически   обозначать  орфограмму, безошибочно писать. Знать значение и правописание суффиксов   -ИН-,   -АН-,   -ЯН-, уметь   применять   правило   на практике, обнаруживать слова с орфограммой,           опознавать структуру    слова,    графически обозначать   орфограмму,   безошибочно писать

108

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

1

Осложненное списывание, морфемный      и словообразовательный анализ

Знать способ образования качественных        прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных    при    помощи суффикса   -СК-   .Уметь  различать на письме суффиксы -К- и -СК-, понимать закономерности образования    прилагательных, фонетические   процессы,   происходящие   в   прилагательном на стыке корня и суффикса

109

110

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2

Выборочный диктант

Знать   условия    употребления дефиса   в   сложных   прилагательных,  различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять     способы     образования сложных    прилагательных    со способами  образования  сложных существительных

111

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

Составить  инструкцию     «Слитное   и   раздельное     написание  НЕ   с   именами прилагательными»,    распределительный   диктант,        анализ текста.       Написать лирическую миниатюру «Краски     весны (осени)»

Уметь различать способы словообразования       прилагательных, безошибочно писать слова, в которых есть изученные орфограммы,    употреблять    в разных   формах   прилагательные в речи, согласуя их с существительными, определять синтаксическую роль полных и кратких прилагательных, проводить элементарный анализ художественного   текста,   определять особенности    употребления    в нем     многозначных    прилагательных, переносного значения слов,    синонимов,    антонимов, использовать прилагательные в роли эпитетов

112

Контрольный диктант.

1

Диктант

Уметь     безошибочно     писать текст, воспринятый на слух

113

Анализ контрольного диктанта.

1

Имя числительное (24 часов)

Имя числительное (17 часов)

114

Имя числительное как часть речи.

1

Наблюдение   за частотностью употребления числительных   в речи

Понимать,    что    числительное входит   в группу именных частей речи. Знать общее значение   числительного,   морфологические признаки, синтаксическую    роль    в    предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии

115

Простые и составные числительные

1

Осложненное списывание,  составление    таблицы.       Подобрать   свои   примеры к каждому из шести значений            слова «один»

Знать признаки   простых и  составных   числительных.   Уметь различать простые и составные числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с   существительными,   употреблять в косвенных падежах

116-118

Мягкий знак на конце и в середине числительных

2

Подготовленный диктант

Знать   условия    употребления мягкого знака на конце и в середине   числительных.   Уметь применять  правило  при  написании числительных

119

Разряды числительных

1

Выборочный диктант

Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные  числительные по  разрядам,   отличать  их  от порядковых. Знать особенности склонения         количественных числительных

Склонение количественных числительных

2

Чтение  отрывка из              сказки Ф. Кривина       о числе «Таблица умножения»: определить роль числительных в тексте

Знать   особенности    склонения дробных   числительных,   значение и образование собирательных числительных. Знать грамматические отличия однокорен-ных слов, понимать их взаимосвязь на основе общей семантики: значение числа. Уметь склонять количественные числительные,   правильно  употреблять  в речи целые, дробные и собирательные     числительные,     правильно их писать

120

Числительные, обозначающие целые числа

2

121

Р.Р.Выборочное изложение (упр. 366)

1

122

Дробные числительные

1

123

Собирательные числительные

1

124

125

Порядковые числительные

2

Синтаксический разбор. Образовать от количественных числительных   порядковые

Знать     признаки     порядковых числительных,     правила     согласования их с существительными.    Уметь    разграничивать порядковые и  количественные числительные,   правильно   согласовывать   их   с   существительными, употреблять в речи

Склонение порядковых числительных

1

Исправить ошибки в тексте, ответить на вопрос: в чем отличие склонения порядковых числительных      от количественных?

Уметь разграничивать порядковые  и  количественные числительные;   правильно   согласовывать их с существительными, употреблять   в   речи,   определять    сходства    морфологические и синтаксические порядковых числительных  с  именами прилагательными, употреблять порядковые    числительные    в косвенных падежах,  использовать числительные с существительными в названии дат, в составлении деловых бумаг, определять синтаксическую роль в предложении

126

Морфологический разбор имени числительного

1

Морфологический         разбор числительного, осложненное списывание,  записать     цифры словами

Знать   морфологические   признаки и порядок морфологического   разбора   имени   числительного.   Уметь   производить морфологический   разбор  числительного

127

128

Р. Р. Составление диалогов и монологов

2

Составление монологов        и диалогов

Знать определение монолога и диалога, олицетворения. Уметь составлять  монологи  и диалоги   по  заданной  теме  и речевой ситуации

129

130

Повторение темы «Имя числительное»

2

Тест, устное сообщение о разрядах числительных по значению и по составу на основе таблицы; записать в таблицу свои примеры; прочитать текст, ответить на вопрос: что помогают узнать цифры?

Знать  разряды   числительных, особенности склонения, право-писания.   Уметь   грамотно   писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя    синтаксическую    роль, числительные   разных   разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п.

131

132

Р.р.Контрольное сочинение « Берегите природу»

2

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1

Знать разряды числительных, особенности склонения, правописания. Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п.

Анализ контрольной работы

1

Местоимение (21 час)

Местоимение (21 час)

133

Местоимение как часть речи

1

Наблюдение над        текстом, замена     местоимений   существительными. Редактирование текста

Знать   особенности   местоимения как части речи (указательно-заместительная     функция), особенности                  лексико-грамматического         значения, роль местоимения как средства связи   предложений   в   тексте, синтаксическую   функцию   местоимения;    находить    местоимения в тексте, правильно их употреблять

134

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

Выборочный диктант

Знать признаки и особенности склонения личных местоимений

135

Возвратное местоимение СЕБЯ

1

Осложненное списывание

Знать   особенности   склонения местоимения   СЕБЯ,   лексическое значение. Уметь правильно   употреблять   местоимение СЕБЯ в нужной форме

136

Р.р Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 405)

1

Сочинение

Уметь   строить   высказывание повествовательного   характера на основе сюжета, соблюдать композицию    рассказа,     связность    и    последовательность изложения    мысли,    использовать средства связи и выразительности

137

Вопросительные местоимения

1

Подготовленный диктант

Знать     назначение     вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь    употреблять    вопросительные местоимения в речи с учетом  их склонения;  интонационно правильно произносить предложения    с   вопросительными местоимениями

138

Относительные местоимения

1

Анализ текста

Знать  назначение  относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте,  различать  относительные местоимения в сложном предложении;

уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом   их   склонения;   различать вопросительные и относительные местоимения

139

140

Неопределенные местоимения

2

Выборочный диктант с грамматическим   заданием

Знать   признаки   неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь  находить  неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их. Уметь находить в тексте и правильно писать неопределенные местоимения,     объяснять     их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ

141

142

Отрицательные местоимения

2

Тест

Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются.

Уметь находить отрицательные местоимения   в тексте, образовывать   их;   правильно   писать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

143

144

Притяжательные местоимения

2

Объяснительный диктант

Знать   признаки   притяжательных    местоимений,    различия личных и притяжательных местоимений.     Уметь     склонять притяжательные   местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения в значении притяжательных

145

146

Р.р Сочинение - рассуждение (упр. 436)

2

Сочинение

Уметь   составлять   рассказ   по воображению,  соблюдать композицию повествования, уметь развить   сюжет,   использовать изобразительно-выразительные средства языка

147

148

Указательные местоимения

2

Исправление ошибок в тексте. Терминологический       диктант. Составление плана   рассказа об указательных местоимениях

Знать   значение   указательных местоимений.

Уметь   находить  указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении

149

150

Определительные местоимения

2

Предупредительный диктант

Знать значение определительных местоимений, особенности изменения   местоимений   каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные местоимения в тексте; использовать их в речи

151

Морфологический разбор местоимения

1

Морфологический разбор местоимений,  найти  местоимение по его морфологическим      признакам

Знать морфологические признаки,   порядок  морфологического разбора    местоимений.    Уметь определять     морфологические признаки   местоимений,   производить     их     морфологический разбор,    безошибочно    писать местоимения, распознавать их и определять   разряд,   различать приставки   НЕ-/НИ-   в   отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчиненном предложении, осуществлять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста

152

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

Диктант    с   дополнительными заданиями

Знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки, производить морфологический разбор местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчиненном предложении, осуществлять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимение как средство связи предложений и абзацев текста

153

Анализ контрольного диктанта.

1

Глагол (33 часа)

Глагол (33 часа)

154

155

Повторение изученного в 5 классе о глаголе.

2

Анализ    текста, ответить на вопрос:   слова  какой   части   речи несут   основную смысловую    нагрузку в тексте? Определить спряжение        и значение   глаголов       несовершенного     вида. Распределительный       диктант.  Заполнить таблицу     «Личные    окончания глаголов»   своими примерами

Знать    морфологические    признаки глаголов; синтаксическую роль  в  предложении;  условия выбора гласной в безударных личных    окончаниях    глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять правила правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать

156

P.p. Сочинение - рассказ (упр. 465)

1

Сочинение

Уметь   создавать   собственное высказывание на основе услышанного,   соблюдать   композицию    рассказа,    использовать изобразительно-выразительные средства языка и глаголы. Употреблять    местоимения    в качестве средства связи предложений в тексте

157

Разноспрягаемые глаголы

1

Исправление ошибок в тексте, предупредительный диктант

Знать определение разноспрягаемых глаголов.  Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять   окончания   разноспрягаемых  глаголов,  употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое   явление:   чередование   Ч/Ж   при   изменении разноспрягаемого глагола

158

159

Глаголы переходные и непереходные

2

Распределительный диктант

Знать определение переходных и  непереходных глаголов,  как образуются   возвратные  глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы

160

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

Выборочный диктант

Различать наклонения глагола, знать, как изменяются глаголы в   изъявительном   наклонении, что они обозначают; уметь определять время глагола изъявительного    наклонения,    правильно  употреблять  и   писать глаголы   в  изъявительном   наклонении

161

162

P.p. Изложение (упр. 485)

2

Изложение (устное)

Знать        строение        текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последовательности   действий, уметь использовать в повествовании глагол и его формы

163

164

Условное наклонение

2

Осложненное списывание

Знать, что обозначают глаголы условного   наклонения,   уметь находить их в тексте. Знать как образуются   формы   условного наклонения,  различать формы условного    и    изъявительного наклонения

165-167

Повелительное наклонение

3

Создать    текст: обратиться       с просьбой      (выбрать адресата, сформулировать       причину обращения). Ответить на вопрос:       почему нельзя    определить время глагола        повелительного   наклонения?

Знать, что обозначают глаголы повелительного       наклонения, как образуются формы повелительного    наклонения,    уметь находить   глаголы   в   повелительном наклонении, различать формы условного, повелительного  и  изъявительного  наклонения, правильно использовать в речи

168

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

1

Заполнить   таблицу о наклонении        глаголов своими    примерами,     комментированное письмо

Уметь    различать    написания глаголов   в   изъявительном   и повелительном        наклонении, правильно писать глаголы во 2 лице мн. ч.,  Ь в  глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи оттенков побуждения к действию

169

170

P.p. Рассказ по рисункам (упр. 502 )

2

171

Употребление наклонений

1

Анализ     текста «Как надо себя вести»,    устный пересказ текста

Уметь     употреблять     разные формы глагола в речи, анализировать текст, определяя значение глаголов в тексте

172

173

Безличные глаголы.

2

Сопоставление личных   и   безличных глаголов

Знать понятие безличные глаголы, их лексическое значение^ формы    употребления,    уметь отличать безличные глаголы от личных,   употреблять   безличные глаголы в речи

174

Морфологический разбор глагола

1

Найти глагол по морфологическим   признакам, выписать глаголы с орфограммами

Уметь определять глагол по его морфологическим признакам

175

176

P.p. Рассказ на основе услышанного (упр. 520)

2

177-180

Правописание гласных в суффиксах глаголов

4

Составить таблицу «Суффиксы глаголов»

Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им

181

182

Повторение темы «Глагол»

2

Выписать        из фразеологического      словаря фразеологизмы с         глаголами дать,         есть, объяснить    значения     фразеологизмов,       составить  с  ними предложения. Письмо   по   памяти.     Создать текст        «Книги просят...», включая    глаголы   повелительного наклонения с частицей НЕ

Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний, различать однокоренные глаголы и правильно употреблять их в речи, уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях, характеризовать языковые признаки глаголов на основе анализа морфемной модели, определять значение приставок в глаголах, правильно строить и употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия, употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы, уместно использовать глаголы-синонимы,    антонимы    в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи, использовать глаголы настоящего времени  при описании событий прошлого, глаголы  прошедшего  и будущего времени вместо настоящего

183

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

Изложение    повествовательного   характера   с элементами рассуждения. Объяснить смысловые     различия  между  глаголами      смотреть - видеть. Почему эти глаголы заучиваются как исключения?

Уметь    выразительно    читать текст, проводить его текстоведческий анализ (тип, тема, основная мысль, стиль), находить изобразительно-выразительные средства языка, дополнять     текст    изложения своими рассуждениями о роли глаголов в тексте повествования

184

Анализ контрольной работы

1

185

186

P.p. Контрольное сочинение (упр. 549)

2

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (12 часов)

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (18 часов)

187

Части речи в

русском

языке

1

Объяснить,     по каким языковым признакам     определяется часть  речи,   почему  местоимения часто называют     заместительными    словами. Чтение  и анализ текста

Распознавать части речи с учетом   разных   признаков   слов, уметь  определять  синтаксическую роль в предложении, выразительно читать тексты, выбирая   наиболее   подходящий для содержания и настроения тон речи

188

189

Словообразование самостоятельных частей речи

1

Какие виды морфем существуют в   русском   языке? Показать на примерах, с помощью       каких словообразовательных морфем происходит    образование  слов, доказать,       что окончание         -формообразующая     морфема. Составление слов по схемам. Анализ словообразовательных отношений между      однокоренными словами

Понимать взаимосвязь морфе-мики      и      словообразования, уметь    определять    основные способы        словообразования, правильно писать морфемы с опорой         на         морфемно-словообразовательный   анализ слов,   распознавать   употребительные корни с чередованием, правильно    писать    наиболее распространенные слова с этими   корнями,   использовать   в речи    слова    с    суффиксами оценки, работать со словарями

190

191

Употребление знаменательных частей речи

1

Элементарный анализ      текста (по       группам), определить особенности употребления изученных   частей    речи.    Наблюдение        за употреблением частей   речи   в образцах.      Редактирование текста

Уместно   употреблять   в   речи разносклоняемые       существительные,   существительные   с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные в качестве  эпитетов,   глаголы   всоставе фразеологических оборотов в прямом и переносном значении,      существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, краткие и полные прилагательные в сравнительной и превосходной степени,   согласовывать   глаголы   в форме прошедшего времени с существительными,     род     которых  может быть определен неверно

192

193

Правописание НЕ с различными частями речи

1

Составить   план устного     высказывания    «Правописание НЕ с различными частями речи»

Уметь опознавать части речи с НЕ,   безошибочно   писать,   видеть общее в написании НЕ с различными частями речи, приводить    свои     примеры,    составлять связное высказывание по обобщенной теме по плану

194

195

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на -О

1

Написать текст под диктовку, проверить и оценить свою работу

Уметь опознавать изученные части речи, видеть в них орфограммы, безошибочно писать. Различать краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую функцию, уметь обобщать изученное, делать выводы

196

Контрольная работа

1

Комплексный анализ текста

Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации

197

198

Правописание сложных слов

1

Осложненное списывание

Различать   сложные   слова   с соединительной гласной и без нее, уметь безошибочно писать сложные слова

199

200

Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих

1

Заполнить обобщенную таблицу на основе информации, полученной         из параграфов учебника

Уметь опознавать части речи, выделять   морфему   с   орфограммой,   делать    правильный выбор и, зная условия выбора, делать обобщенные выводы на основе изученного

201

202

Р. р. Текст, его признаки

2

Подобрать заголовок,   доказать принадлежность к   тексту,   определить   тему   и основную мысль, составить    план сочинения       на тему   «Моя   любимая книга», по плану    подготовить устное высказывание

Уметь    доказывать     признаки текста (единство темы, наличие основной   мысли,   относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь), уметь построить текст любого типа в соответствии   с   темой,   основной мыслью,    выбранным    стилем речи,    использовать    лексические и грамматические средства связи предложений в тексте

203

Гласные в

окончаниях

слов

1

Творческое списывание

Опознавать части речи, видеть морфему и орфограмму в ней, учитывать связи с другими словами в словосочетании и предложении,  выбирать соответствующее правило и применять его, уметь делать обобщения на  основе  изученного,   приводить свои примеры

204

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи

1

Редактирование текста

Уметь различать функциональные    омонимы,    безошибочно писать, уместно использовать в речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....