русский язык 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

конспект урока по русскому языку к учебику под ред. В.Л.Львова и др. в 5 классе по теме: Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_b_klasse.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Куличкина Наталья Николаевна, МБОУ «ТСОШ №1» п. Тюльган, учитель русского языка и литературы

Урок русского языка  в 5 классе по программе В.Л.Львова и Львовой. Тема урока: Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые).

Тема урока: §27. Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые).

Цель урока: сформулировать понятия о видах предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространённых и нераспространённых предложениях).

Задачи урока:

закреплять представление о функциях восклицательных по эмоциональной окраске предложений в художественной речи;

повторить и закрепить сведения о распространённых и нераспространённых предложениях;

● выяснить роль распространённых и нераспространённых предложений в речи;

● выяснить в чём различие распространённых и нераспространённых предложениях.

Оборудование:  учебник, третья часть учебника – приложение.

 

Термины: распространённые, нераспространённые предложения.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала

Методы, приёмы работы

Формы организации уч.деят - ти

Деятельность

ФУУД

учителя

ученика

1.Оргмомент

1 минута

Релаксация.

Здравствуйте. Присаживайтесь. Рада встречи с вами. Давайте сделаем 2 глубоких вдоха и выдоха, восстановим дыхание. Молодцы! А теперь потрём ладони, активизируем все точки нашего организма и начнём урок.

Снятие напряжения

Вступает в диалог

Приветствует уч-ся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха. Проводит релаксацию.

Организую работу уч-ся 8 вида.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выполняют релаксацию.

Умение настроиться на урок.

2. Проверка домашнего задания.


Мотивация

30 секунд




Работа в классе

7 минут

Ребята ,а какое задние было задано на дом?

(правильно, упр. 401 и 406).


А теперь нам зачитают свои сообщения (вызываю подготовленных учеников(они брали  индивидуальныесообщения) с прошлого урока).

Хорошо! А теперь ответьте мне на вопрос «Так в чём же роль восклицательных предложений» (используя текст упр.401)?

Активизация проверки домашнего задания, проверка полученных ЗУНов на прошлом уроке.

Индивидуальная с включением и остальных учеников

Уч-ся ,готовившие сообщения по упр.401, делают вывод, что с помощью восклицательных предложений автор передаёт чувства персонажей: гнев, обиду, сожаление ,разочарование и т.д..

Подвожу их к мысли о том, что в итоге использование восклицательных предложений помогает не только вызвать у читателя ответное чувство при чтении произведения или отдельного эпизода, но и понять его главную мысль.

Выражают своё отношение к персонажам и ситуации, в которой они оказываются.

Умение  определить свои возможности, вера в собственные силы.



Умение продуцировать идеи.


Умение отвечать на поставленные вопросы.


Проверка домашнего задания.

5 минут

Теперь проверим следующее д\з – упр.406.

Прочитайте стихотворения А.Н.Майкова «Весна»

(2 учащихся зачитывают  стихотворение выразительно).

 Из каких предложений состоит стихотворение?

Чем это обусловлено?

Какая картина рисуется вам после прочтения \прослушивания этого стихотворения?

Приём ассоциации.



Обсуждение темы.

Индивидуальная с вовлечением остальных уч-ся.

На этом этапе готовлю уч-ся к описанию карины С.А.Виноградова «Весна» (см. приложение). После прослушивания выразительного прочтения стихотворения о весне (по желанию) предоставим слово уч-ся, готовившим индивидуальное сообщение. Важно, чтобы в своих наблюдениях ребята отметили, что в своём стих-ии  Майков использует только воскл-ые предлож., чтобы выразить эмоциональный подъём…

Ребята активно участвуют в обсуждении стихотворений ,отвечают на поставленные вопросы.

Умение слушать.




Умение формулировать свои мысли и не бояться их высказывать.



Умение активно участвовать в беседе.

Проверка д\з


3 минуты

Работаем теперь по картине С.А.Виноградова «Весна».


Что общего с прочитанным стихотворением и картиной?

А теперь используя слова и словосочетания из упр.406 составим предложения.

Приём ассоциации.

Коллективная

При сопоставлении стихотворения с картиной обратим особое внимание уч-ся на 4 строфу стихотворения «Весна».

Организуя работу с данными в упр.406 (2) словосочетаниями, предложим ребятам включить их в состав предложении.  Авторов самых ярких и эмоциональных высказываний попросим продиктовать их одноклассникам.

Работаю при сопоставлении стихотворения и картины. Отвечают на вопросы. Участвуют в творческом задании.

Умение отвечать на поставленные вопросы.



Умения анализировать.



Умение высказывать свои мысли.



Умение выделять главное.


Умение слушать и составлять текст.


Умение взаимодействовать в коллективе.

Физминутка


1 минута

Вы наверное устали? Ничего, сейчас мы с вами чуть-чуть отвлечёмся перед следующим видом работы.

Вытяните ручки вперёд, закройте глаза и попытайтесь кончиком пальца правой руки достать до левого уха, держа при этом спину прямо.

Смена видов деятельности

Коллективная.

Учитель говорит, что делать.

Уч-ся выполняют требования.

Умение быстро менять вид деятельности.

Изучение нового материала.

Предложения распространённые и нераспространённые.


7 минут

Хорошо, молодцы. Вы все успешно справились с домашним заданием. Вот видите как иногда важно знать и замечать из каких предложений состоит наша речь.

А что ещё важно замечать при построении правильных и красивых предложений? (Правильно – наличие в предложении второстепенных членов предложения).

Подумайте и вспомните (с начальных классов) как называются такие предложения? (Правильно – распространённые предложения.). А теперь  давайте вместе с вами определимся о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Дети сами называют тему урока).

Настроить уч-ся на изучение новой темы.

Проблемный метод. Формулировка проблемы ,цели и задач урока.

Коллективная.

Направляю уч-ся, создаю условия для формулировки проблемы, темы урока.

Уч-ся сами приходят к названию темы, формулировки проблемы, цели и задач.

Умение ориентироваться в полученных знаниях.


Умение выделять главное.


Умение анализировать ситуацию.

Закрепление новой темы.


7минут

А теперь давайте с вами прочитаем теоретический материал на стр. 151 учебника.

Так что же нового по сравнению с тем, что вы уже знали о предложениях добавилось в 5 классе?

Формулировка задач в форме вопросов.


Выстраивание логической цепочки.


Беседа.

Коллективная.



Групповая.


Индивидуальная.

В ходе этого этапа помогаю им прийти самостоятельно к логическим выводам. Корректирую их ответы.

Уч-ся охотно участвуют в обсуждении вопросов, высказывают свои мнения, отвечают на вопросы.

Умение выделять главное.


Умение продуцировать свои идеи.

Афиширование деятельности уч-ся

30 секунд

Выставляю оценки за проделанное задание.

Выполнение упр. по новой теме.


7 минту

Отлично вы справились со всеми моими вопросами, Молодцы!

А теперь давайте проверим хорошо ли вы поняли эту тему, а для этого выполним упр. 409.

Выполняем работу по вариантам.

Работа с учебником.

Групповая.

Следим за выполнением задания. Работаю с индивидуальными учащимися 8  вида – проверяю выполнение их задания, данного ранее.

Уч-ся выполняют всё по заданию учебника.

Умение действовать по заданию.


Умение понимать поставленное задание.

Закрепление изученного.



5 минут

Выполняем упр. 410.

Запишите предложения, распространяя их второстепенными членами. Сравните оба варианта каждого предложения, сделайте вывод.

Кто составит наиболее интересные в художественном отношении предложения?

Активизация восприятия материала.

Самостоятельная работа по заданию упр.


Беседа.

Выполняя упр.410, уч-ся устанавливают ,в каких предложениях глагол пела использован в переносном значении, и называют вид тропа (метафора, олицетворение). Рекомендую уч-ам в процессе усложнения структуры предложений уделить особое внимание отбору языковых средств, чтобы сделать высказывание ярким и выразительным.

Выполняют все задания. Активно участвуют в выполнении задания.

Умение правильно подбирать материал.

Умение анализировать и выделять главное в полученной информации.

Рефлексия.

Подведение итогов.


2 минуты

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам понравилось?

Что вызвало затруднения?

Что вас удивило?

Рефлексия «Благодарю…».

Предлагается каждому уч-ся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество\работу и пояснить в чём именно это проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим.

Анализ полученной информации, анализ работы.





Приём «Только плюсы в сотрудничестве

Групповая, коллективная.

Предлагаю уч-ся высказаться.

Уч-ся отвечают на поставленные вопросы.

Умение представить свою позицию\мнение.

Осознание качества и уровня усвоения материала.

д\з


1 минута

Срок выполнения – до следующего урока русского языка.

Упр.411 (сочинение - миниатюра)

Приём творческого индивидуального выполнения.

Индивидуальная.

Объясняю требования к выполнению д\з.

Записывают д\з в дневники.

Умение слушать.

Заключение.


2 минуты

Сегодня на уроке мы чуть-чуть подробнее познакомились с предложением. Увидели на сколько может быть разнообразно предложение по наличию второстепенных членов предложения. Поняли в чём разница между распространёнными и нераспространёнными предложениями.  Повторили знания о предложениях по эмоциональной окраске. Надеюсь, что теперь вы будете чаще использовать именно правильные предложения и богатые по содержанию, чтобы высказать свою мысль, тем самым, сделав её понятной.

Спасибо за работу.

Урок закончен.

Можете быть свободными и идти на перемену.

Заключительное слово.

Уч-ся слушают

Умение слушать.

Литература:

  1. Программа по русскому языку 5 кл. Под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова в 3-х частях
  2.  Русский язык 5 кл.: поурочные планы по русскому языку 5 кл. Автор И.П.Васильевых. – М. :Мнемозина, 2010г.- 365с.
  3. Русский язык 5 кл.: справочный материал, приложение к учебнику под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова в 3-х частях
  4. Рабочая тетрадь по русскому языку 5 кл. в 2-х частях. Автор: И.А.Бажанова и С.И.Львова – М.: Мнемозина, 2011г. – 75с.

Примечание для учителя:

Известно, что секрет успеха в обучении не только русскому языку, но и любому другому предмету заключается в умении учителя сделать его изучение, во – первых, интересным, во – вторых, соответствующим возможностям ребёнка, в – третьих, очевидно целесообразным. Таким образом,  успехи учащихся напрямую зависят от усилий учителя.

Чтобы сочинения стали для учеников не скучной работой, а свободным творчеством, мы должны не только создавать на уроке творческую атмосферу, но и вооружить пятиклассников основными приёмами работы над сочинением. Пятиклассники у удовольствием будут воспринимать творческие домашние задания, если будут знать, как дома приступить к этой работе. Поэтому очень важно правильно организовать подготовку к сочинению на уроке.

Кроме того, для учеников важна уверенность в том, что учитель всегда поможет, поощрит, поддержит их творческие начинания. Ведь целесообразность изучения предмета для детей этого возраста тесно связана с интересом учителя к их работе, с его одобрением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...