Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Далада Оксана Валерьевна

Методическая разработка урока русского языка по повторению и обобщению знаний по теме "Причастие и деепричастие" в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – деловая игра

Тема: повторение и обобщение изученного по темам: «Причастие» и

             «Деепричастие».

Цели урока: 1) Содействовать обобщению, систематизации и  повторению

                               изученного по темам: «Причастие» и «Деепричастие».

  1. Оказать помощь в формировании умения работать

с книгой и справочным материалом для выбора

правильных написаний причастий и деепричастий; способствовать формированию пунктуационных навыков, а также формированию навыков монологической речи.

  1. Воспитывать потребность грамотного письма и умение адекватно оценивать работу одноклассников; содействовать воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, словари, справочники, учебные пособия.

Ход урока

I Организационный момент

     Класс делится на микроклассы, в которых будут проведены различные микроуроки. Каждый микрокласс – группа учащихся из 5-6 человек Сильный ученик в группе – «учитель», остальные – «ученики».

     В процессе «микроурока» должен быть объяснен теоретический материал по теме, выполнены практические задания, подведен итог «урока». «Учитель» в каждой группе должен оценить работу своих «учеников», а оценку ему поставит преподаватель в конце урока. Каждый микрокласс получит блок заданий, с которым дорлжна справиться вся микрогруппа, в случае затруднения «учитель» должен выступить в роли консультанта.

II Вступительное слово учителя.

     - Сегодня у нас необычный урок. Урок – деловая игра. Необычное сочетание слов – урок-игра. Обычно вы играете во дворе, за пределами класса, а сегодня мы поиграем в школе. Каждый из вас на уроке получит свою роль. Кто-то попробует себя в роли учителя.

     - Прежде чем в ваших «микроклассах» начнутся «микроуроки», я предлагаю лингвистическую разминку. Разгадайте кроссворд, где по горизонтали зашифровано название части речи, о которой сегодня пойдет речь. (Слайд № 1)

Вопросы к кроссворду:

1.Знак препинания в сложном бессоюзном предложении.

2. Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.

3. Слова, различные по значению, но одинаковые или близкие по лексическому значению (в единственном числе).

4.Часть речи, обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо(чему-либо).

5.Часть речи, обозначающая действие предмета..

6. Служебная часть речи, связывающая члены предложения и части сложных предложений.

7. Знак, использующийся при однородных членах предложения с обобщающим словом.

8. Знак, использующийся в бессоюзном сложном предложении.

9. Какое общее название носят части слова?

Подберите на позицию 4 любой термин или слово таким образом, чтобы название части речи в кроссворде звучало правильно. (Слайд № 2)

Зашифрованное слово - причастие.

- Слова какой части речи также объединяют в себе признаки двух частей речи? (деепричастие)

III Запись числа и темы урока.

Записывая число, пытаемся сформулировать задачи на сегодняшний урок.

IV Анализ текста

 - Прочитайте текст. (Слайд № 3)

 

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач  как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его  радужный хвост, раскинутый лирой. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!»

                                        (М.Пришвин)

- Определите тему и основную мысль текста (Красавец тетерев) (Слайд № 4)

- К какому типу речи относится текст?(описание внешности и повадков птицы)

-Определите стиль текста, назовите его приметы.(художественный)

- Какова основная функция художественного стиля речи?

Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужное, белое..

Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье.

Сравнение: как мостик.

Имена прилагательные помогают создать яркий красочный образ, а глаголы – передать действия тетерева.

- Какие еще приметы позволяют судить о принадлежности текста художественному стилю?( наличие причастий и деепричастий)

- По каким приметам вы это определили?
- Итак, дайте определение причастий и деепричастий.

- Настала пора напомнить друг другу особенности правописания слов этих частей речи.

V Работа в микрогруппах

  (раздаточный материал)

VI Итогово-контрольная часть урока. (Слайд № 5)

А 5

Укажите  грамматически правильное продолжение предложения.

   Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,

1) они были строжайше запрещены Петром   .

2)  по указу Петра   запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.

3)  вышел указ Петра      о запрещении поединков.

4)  Петр     запретил поединки специальным указом.

А 17

В  каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква  И ?

1)  догон..шь, озадач..вший

2)  разбуд..шь, омыва..мый

3)  беспоко..шься, подстрел..(н,нн)ый

4)  шепч..шься, расчист..вший

А 22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вронский сумел заметить сдержа(н,нн)ую оживленность(1) играющую в ее лице(2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой(4) изгибавшей ее румяные губы.

1)  1,4     2)  2,3,4      3)  1,2,3      4)  4

   

VII Обобщение и подведение итогов

VIII  Домашнее задание: повторить &26-31, выполнить упражнение № 193, подготовиться к контрольному диктанту по темам: «Причастие» и «Деепричастие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...