Урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Стряпчая Лариса Геннадьевна

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных", а также презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока: научиться правилу правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Задачи:  

1 Образовательные:

•узнать о причинах возникновения трудностей в написании Н и НН в причастиях;

•определить условия выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

•научиться строить рассуждения для разграничения страдательных причастий прошедшего времени  и отглагольных прилагательных

•знать слова-исключения.

2.Развивающие:

•работать над навыками грамотного письма;

•развивать умения и навыки логического мышления.

3. Воспитательные:

•воспитывать ответственность за результат своего труда  и труда своих товарищей;

•воспитывать умения работать в коллективе.

Ход урока.

  1. Организационный этап

Сегодня на уроке вам предстоит решить довольно сложную задачу: научиться правилу правописания     Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.  

  1. Этап актуализации опыта учащихся.

На предыдущих уроках мы много внимания уделяли причастию как самостоятельной части речи, учились их образовывать и правильно писать. Сегодня причастие снова у нас в гостях. Послушаем, что оно о себе расскажет, и поможем ему вспомнить кое-что о себе.

Зовут меня причастие.

Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю

признак предмета по действию

Мне всегда приходится отвечать на вопросы

Какой? Какая? Какое?

Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею

время и вид,

но потом выяснилось, что я прилагательное,  так как я изменяюсь по

родам, числам и падежам

Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное

прилагательное?

Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи.

Поэтому меня выгнали из семьи глаголов и из семьи прилагательных.

Я существую уже много лет, но меня не волнует  будущее, я живу

только настоящим и прошлым.

Порой я живу в доме с родственниками – зависимыми словами.

Вся наша семья называется

причастным оборотом

Наши соседи – определяемые слова, когда  чем-то недовольны, то

ставят нас после себя и на письме отделяются

запятыми

У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и настроения.

В настоящем времени ко мне присоединяются суффиксы

АЩ-ЯЩ, УЩ-ЮЩ, ОМ-ИМ

а в прошедшем –

ВШ, Ш, ЕНН, НН, Т

Совсем забыло причастие рассказать о правописании Н-НН в одной из своих форм, в страдательных причастиях прошедшего времени.

Но вначале вспомним правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных.

Работа у доски под диктовку:

Барабанная дробь, ветреный день, кожаный портфель, пчелиный воск, серебряная ложка, стеклянный графин, клюквенный сок, революционный марш.

Этап объяснения нового материала( Слайд)

Запись словосочетаний:

Вязаный(вязать-несов. вид)

Невязаный

Прочитанная книга

Вязанная крючком кофта

Маринованные огурцы

Купленная игрушка (купить – сов. вид)

Формулировка правила.

Этап закрепления нового материала(Слайд)

Вставить Н или НН, орфограмму обозначить.

1. Купле_й банан

2. Лишё_й шкурки баклажан

3. Реза_ый батон

4. Варё_ый бульон

5.Прожаре_ый бекон

6. В духовке пропечё_ый кекс

7. Дробле_ый орех

8. Маринова_ый салат 

 9. Салат из белокача…ой маринова…ой капусты.

     

 10. Закуска из пече..ого или туше…ого птичьего мяса.

      11. Яйца, фарширова…ые сельдью.

      12. Капуста острая, моче…ая, по – китайски.

      13. Кукуруза, жаре…ая с луком.

.

   Выпишите номера предложений, в которых встречаются  отглагольные  прилагательные ..

     

  1. Сазан  фаршированный.
  2. Телятина с ветчиной, запеченная в соусе бешамель.
  3. Щи из квашеной капусты с картофелем.
  4. Суп картофельный с макаронными изделиями.
  5. Клюквенный суп с клецками.
  6. Вареные рулеты из рыбного филе.

Этап применения знаний и способов действий

Выбрать уровень сложности заданий (основной, продвинутый, повышенной сложности). Оценивается работа по карточке самоконтроля.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

 Прослушать (по возможности) 1-2 текста, составленных учащимися (задание уровня повышенной сложности)

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий(Cлайд)

Задание: 3)запишите слова в 2 столбика:

  1. варен..ый                                      Н                                                                      НН
  2. сварен..ый
  3. изжарен..ый
  4. газирован..ый                                                           
  5. куплен…ый                                                                                         
  6. рван..ый
  7. разорван..ый
  8. гружен..ая баржа                                                    
  9. гружен..ая кирпичом баржа                          
  10. некошен..ая трава

Этап информации о домашнем задании

Основной уровень:  упражнение 189, выучить правила

Продвинутый уровень: составьте   диктант по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»; выучить правила

Уровень повышенной сложности: составьте кулинарный диктант (100-110 слов) по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»; выучить правила

Этап подведения итогов занятия

  1. Какая орфограмма была в центре нашего внимания на уроке?
  2. Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН?
  3. Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется Н?

Рефлексия

  1. Понравился ли вам сегодняшний урок?
  2. Какие задания показались наиболее интересными?
  3. Довольны ли вы своей работой на уроке?

Свидетельства о публикации на проекте «Алые паруса»

Этап информации о домашнем задании

Основной уровень:  упражнение 189, выучить правила

Продвинутый уровень: составьте словарный диктант по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»; выучить правила

Уровень повышенной сложности: составьте кулинарный диктант (100-110 слов) по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»; выучить правила

Этап подведения итогов занятия

  1. Какая орфограмма была в центре нашего внимания на уроке?
  2. Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН?
  3. Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется Н?

Рефлексия

  1. Понравился ли вам сегодняшний урок?
  2. Какие задания показались наиболее интересными?
  3. Довольны ли вы своей работой на уроке?

Свидетельства о публикации на проекте «Алые паруса»

По теме:



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...