Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (модульная технология).
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

дается понятие о модульной технологии и ее применения на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (модульная технология).

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности применения модульной технологии».

Основной вопрос, на который я попробую дать ответ: как применять элементы модульной технологии на уроках русского языка, в том числе для развития творческих способностей.

Начту с того, что такое модуль, в чем особенность модульной программы.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им.

Мой опыт работы по модульной технологии еще не очень большой, но я поделюсь тем, что знаю и применяю в своей практике.


Сегодня в школе нужны  образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Именно такой является технология модульного обучения. Ее использование в 9 классе объясняется тем, что учебный материал легко разбивается на несколько крупных блоков, к последнему году основной школы уже изучен систематический курс русского языка, ученики овладели основными умениями, различными способами самостоятельной работы, в том числе с применением опорных схем.

Чем же «модульные» уроки отличаются от традиционных?

До урока учитель отбирает содержание, разбивает его на модули (небольшие темы; в 9 классе они рассчитаны на сдвоенные уроки) и самое главное-указывает в каждом модуле результаты, которых ученик должен достичь, т.е. прописывает эталон. Технологическая карта занятия является фактическим руководством по освоению темы, т.е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов.

В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из трех граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. Учебных элементов обычно бывает 6-9, обязательными являются следующие:

  1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка каждым учащимся индивидуальных задач и целей.
  2. «Входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы.
  3. Целевая программа действий, сопровождаемая промежуточным контролем в виде само – и взаимоконтроля.
  4. Дополнительный материал, помощь однокласснику, альтернативные учебные действия.
  5. Экспертный контроль, т.е. контроль учителя.
  6. Оценка каждым учеником общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности  в соответствии  с этим коррекция знаний и умений.
  7. Дифференцированное домашнее задание.

Самая большая сложность для учителя (интеллектуальная и временная) состоит в том, что при подготовке карты урока необходимо четко представить, какие конкретные учебные результаты на каждом занятии получит каждый ученик личным источником знаний: текстами и словарями таблицами и схемами, алгоритмами.

Начиная работать с новым моделями,  провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе.

После завершения работы с модулем осуществляю входной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют проблемы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль показывает уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает  соответствующую доработку.

В модульной технологии оцениваю выполнение каждого учебного элемента. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех.

Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Считаю, что модульное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед другими методами обучения.

Ученик учится сам (планирует свою работу, организует ее, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут направленной работы.

Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

На своих уроках создаю ситуацию успеха, т.е. разрабатываю методику и предлагаю задания, посильные каждому ученику.

Важным условием перехода на модульное обучение считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учителя большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые учащиеся не успевают выполнять все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Работая в 8 классе, я использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у школьников навыки самостоятельной работы. Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдет гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала.

Для успешной работы по технологии модульного обучения продумываю систему своих действий.

Что включаю в неё на уроке русского языка?

Главное – это разработка модульной программы. Надо видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие.  При планировании изучения той или иной темы прорабатываю весь учебный материал, формирую комплексную дидактическую цель. Из нее выделяю интегрирующую дидактическую цель для каждого отдельного урока (модуля).

Однако в модули входят крупные блоки содержания учебного предмета, поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элементы.

Особое внимание обращаю на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учеников, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, тестовые задания. Задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность.

Модульная технология позволяет учащихся выходить на новый, творческий уровень деятельности.

При подготовке технологической карты учителям необходимо тщательное, доскональное продумывание способов организации разносторонней деятельности каждого ученика. Это заставляет учителя иначе строить учебный процесс. Педагог не указывает, а советует, не изрекает непреложные истины, а консультирует, помогает самому ученику организовывать и осмыслять собственную деятельность. Достигается главная цель любого «учения» - в ходе освоения учебной программы овладеть умениями самообучения и саморегуляции.

Я обязательно разъясняю ученикам не только тему, но и задачи урока, планируемые результаты. Исходя из этого, учащиеся формируют индивидуальную задачу на уроке, записывают ее в тетрадь. Несколько ответов зачитываются вслух. Анализирую, выделяю положительное, прошу внести коррективы в формулировку. На доске записываю цель каждого учебного элемента, по возможности номера упражнений, задания, вопросы. В совокупности цели обеспечивают формирование необходимых представлений, знаний, умений и получение опыта по данной теме. Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради.

Задача учителя-обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате изменения деятельности педагога на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он (учитель) не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью школьников.

Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно  проводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.

Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат времени. Положительный результат виден сразу.  Работать интереснее, но значительно сложнее.

Для педагогов, желающих более подробно познакомиться с использованием учебных модулей, можно порекомендовать следующую литературу:

  1. В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. М.Педагогика, 1989.
  2. В.М. Гареев и др. Принципы модульного обучения. Вестник высшей школы, № 8, 1987.
  3. В.В. Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.
  4. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М: Народное образование, 1998.
  5. И.П. Сенновский. Модульная педагогическая  технология в школе: анализ условий и результатов освоения. –М., 1995.
  6. П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. под ред. П.И. Третьякова. –М.: Новая школа, 1997.
  7. И.А. Чошанов. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. –М: Народное образование, 1996.

Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу входить с модулями на весь класс.

Лучше вначале попробовать на малой группе. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы.

Таким образом, опыт применения модульной технологии говорит о том, что ее использование позволяет ученику работать свободно в индивидуальном по времени режиме.

Применение элементов современных педагогических технологических технологий дает мне огромное поле деятельности для творческого конструирования уроков, обеспечивающих развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Выступление мне хотелось бы закончить словами одного из героев Евгения Львовича Шварца из фильма «Золушка»: «Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...