Памятка "Как писать сочинение -рассуждение"
методическая разработка (русский язык, 11 класс) на тему

Клапотнюк Елена петровна

план выполнения задания ЕГЭ (часть С )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_kak_pisat_sochinenie.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»

Структура сочинения, речевые клише
Каждая часть – отдельный абзац!

1. Вступление

  1. Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
  2. Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...
  3. Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).
  4. В центре внимания автора (находятся)...
  5. Главные усилия автора направлены...

Виды вступления:

  1. вопросно-ответное единство
  2. цепочка вопросительных предложений.
  3. назывное предложение
  4. риторический вопрос
  5. цитата
  6. парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише:

  1. Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
  2. Касается .. проблемы.
  3. Уделяет внимание ... проблеме.
  4. Над какой-л. проблемой думать, работать.
  5. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
  6. Автор затрагивает проблему...
  7. Много места уделено проблеме...
  8. Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  9. Автор очень эмоционально отстаивает идею...
  10. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...
  11. Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…

  1. Насколько проблема злободневна?
  2. Что делает её злободневной?
  3. Традиционна ли эта проблема или нова?
  4. Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
  5. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
  6. Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
  7. Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
  1. Об этом много пишут …
  2. Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
  3. Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
  4. Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  5. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...
  6. Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
  7. Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
  8. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Средства выражения авторской позиции

  1. Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
  2. Автор убедительно доказывает свою мысль…,
  3. …- Так определяет автор своё отношение к …
  4. Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
  5. Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
  6. Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
  7. Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
  8. Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
  9. Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
  10. Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
  11. Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
  12. Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;
  13. Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
  14. Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
  15. Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
  16. Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
  17. В словах автора звучит мнение большинства людей;
  18. Автор пытается найти в читателе единомышленника;
  19. Автор пытается понять, почему ...;
  20. Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;
  21. Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
  22. Автор позиция ясна: …
  23. - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально
  24. Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
  25. Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому

5-6. Моя позиция +2 аргумента

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против

  1. особенно близка мне мысль автора о… ;
  2. мне близка позиция автора по отношению к … ;
  3. согласен с автором в том, что… ;
  4. вполне согласен с мыслями автора о… ;
  5. нельзя не согласиться с автором в том, что… ;
  6. автор прав, утверждая, что…
  7. осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;
  8. мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;
  9. мысли автора о… близки мне, однако… ;
  10. позволю себе не согласиться с автором в том, что…
  11. на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;
  12. Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)
  13. В отличие от автора, я считаю, что...
  14. Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
  15. в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;
  16. Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
  17. Писатель упускает из виду (пренебрегает)...
  18. На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
  19. Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.
  20. К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

  1. В качестве аргументов могут выступать:
  2. а) логические доказательства, доводы;
  3. б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
  4. в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.
  5. Вспомним…
  6. Это подтверждается …
  7. В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  8. Пример из литературы
  9. По выбору учащегося, можно из личного опыта

8. Заключение

  1. В заключение хотелось бы отметить...
  2. Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..
  3. На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...
  4. Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
  5. Таким образом, нельзя не согласиться…

Список использованной литературы:

  1. Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  2. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на
  3. ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение

Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...