Методическая копилка
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Яна Юрьевна Аниканова

«Методическая копилка» – это ресурс, предназначенный в качестве методического и информационного средства для учителей (преподавателей) общего полного образования. Основная задача этого ресурса - оказание посильной помощи учителям русского языка и литературы  в их нелегком повседневном труде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2012 г.

Руководитель ШМО

_____________________

Согласовано

«__»_______2011г

Зам директора по УВР

____________________

_____________________

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2011г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________ С.А. Асташова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК_»

для учащихся 9 В класса

( 2012 – 2013 учебный год)

Образовательная область: филология

Разработала:

Аниканова Я.Ю.,

учитель  русского языка и

литературы,

I квалификационной категории.

2012 г.

Пояснительная записка

В основу Рабочей программы по русскому языку для 9 В  класса МБОУ «СОШ № 8» положена  «Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.»       (сост. Е.И.Харитонова. М.: Дрофа, 2009), которая обеспечена учебным комплексом:

  1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под     редакцией Ю.С.Пичугова. М.: Дрофа, 2008
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. М.: Дрофа, 2010
  3. Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. М.: Дрофа, 2010

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы. Русский язык - важнейшая часть национальной культуры русского народа.

Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основная цель преподавания русского языка в 9 классе - формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно и грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Задачи:

  1. дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  2. развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  3. формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  4. формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
  5. формировать умение составлять тексты разных жанров и стилей.

Указанные цели и задачи отвечают требованию Федерального государственного стандарта общего образования: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

Ценностные ориентиры содержания такого учебного предмета, как русский язык, отмечены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков): воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре. Программа воспитания МОУ «СОШ № 8», основываясь на положениях Концепции и  руководствуясь анализом данных диагностики учащихся,  в качестве  базового содержания воспитания определяет следующие знаковые ценности: Человек, Познание, Отечество. Всё это определяет основную педагогическую цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Содержание тем учебного курса для 9 класса

Вводный урок о русском языке – 1 ч.

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Основные формы существования национального русского языка: русский         литературный язык,   территориальные диалекты       (народные говоры),      социальные диалекты   (жаргоны)   и просторечия.      Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский   литературный язык - основа  национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной    литературы.   Основные   отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая  норма  и  ее признаки.   Виды   норм русского литературного языка. 

Понимать,   что   ядром   современного русского языка является литературный язык,

уметь  объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Применять  общие  правила произношения  и  написания слов, их изменения и соединения друг с другом,  находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Повторение изученного в 5-8 классах (2 ч.)

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Знать опознавательные  признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.

Сложносочиненное предложение (4 ч.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (13 ч.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение (4 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

   Сложные предложения с разными видами связи (3 ч.)

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты.

Предложения с чужой речью (4 ч.)

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (16 ч.)

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы,  грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Согласно региональному учебному плану для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2012 – 2013 учебный год, на изучение русского языка  в 9 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю).

        Исходя из психологической характеристики данного класса, считаю целесообразным выстраивать обучение в данном классе на технологии диалогового взаимодействия, поскольку технология учебного диалога - это одна из ведущих технологий личностно-ориентированного образования. Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит не только вследствие запоминания, но и потому, что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

         Кроме технологии диалогового взаимодействия в 9 классе необходимы  тестовые технологии и ИКТ, поскольку завершает девятый год обучения в средней школе  ГИА, к которой тоже нужно подготовить обучающихся. Тестовая технология позволяет:

1. оперативно проверить результаты обучения:

а) определить уровень достижений школьника по предмету;

б) выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи;

в) своевременно выявить недостатки, их причины, принять меры  к их устранению.

2. определить картину продвижения обучающегося.

          Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в данных классах включает:

  1. использование мультимедийных средств обучения;
  2. создание комфортных условий для обучения, снимающих психологические проблемы и барьеры, усиливающих активную роль учащихся в выборе средств, форм, темпов изучения тем;
  3. создание реальных предпосылок для повышения качества образования;
  4. формирование навыка восприятия учебной информации с экрана, навыка конструирования вербальной копии визуального образа, повышения информационной компетенции и степени свободы в обращении со знаковым материалом.

Планируемые результаты изучения русского языка в 9 классе:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально - делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Критерии выставления оценок представлены в главе «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» в Программе для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Е.И.Харитонова. М.: Дрофа, 2009.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.

Основным видом контроля являются работа по форме ГИА, сочинение, тестирование.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения  разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА.        

                                

            Основные понятия курса

Богатство, образность, выразительность языка; нормы современного русского языка, фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис, словосочетание, предложение, союзные сложные предложения., бессоюзные предложения, общий второстепенный член, пунктуационный разбор, синтаксический разбор,  подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, придаточные предложения,  главное предложение,  виды подчинения, сложные предложения с разными видами связей, стили речи, способы передачи чужой речи, предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, цитаты,  способы цитирования,  язык как развивающееся явление, словарь как вид справочной литературы, виды словарей.

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен

знать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
  3. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  4. основные единицы языка, их признаки;
  5. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

 речевая деятельность:

аудирование:

  1. фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  2. формулировать вопросы по содержанию текста;
  3. замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  1. понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  2. составлять конспект прочитанного текста;        
  3. оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  4. прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

-      создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные,

        нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  1. знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  2. строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  1. знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  2. писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  3. вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
  4. писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  5. составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
  6. совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
  7. текст:
  8. проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
    тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  1. правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  2. анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  1. владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  2. толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа  -ЛОГ, ПОЛИ-,  -ФОН и т.п.);
  3. пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  4. опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  1. разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
  2. пользоваться разными видами толковых словарей;
  3. верно использовать термины в текстах научного стиля;
  4. оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  5. проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  1. распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  2. правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  3. определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  4. опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  1. применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  2. пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  3. проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  1. различать изученные виды простых и сложных предложений;
  2. интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  3. составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
  4. уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  5. правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
  6. проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  7. устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  8. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  9. применять  пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме специальные графические обозначения;
  10. строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  11. самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  12. проводить пунктуационный анализ текста;
  13. аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Учебно-тематический план по русскому языку для 9 класса

         

Раздел/глава

Количество часов

1

Введение. Богатство, образность, точность русского языка

1

2

Повторение изученного в 8 классе

2

3

Синтаксис и пунктуация

24    

Сложное предложение

1  

Сложносочиненные предложения

3  

Сложноподчиненные предложения

13  

Сложные бессоюзные предложения

4  

Сложные предложения с разными видами связи

3  

4

Способы передачи чужой речи

4  

5

Общие сведения о русском языке

4  

6

Систематизация и обобщение изученного

16    

7

Развитие связной речи

17

Всего

68

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Общее кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы предметного содержания

Предметные результаты обучения

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные)

Формы  (вид) контроля

Выход на ГИА

1

Введение. Богатство, точность, образность русского языка.

1



3.09

Урок изучения нового материала

Формы существования национального языка. Единство его различных форм.

- осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роли языка в жизни человека; красоты, богатства, выразительности русского языка.

Личностный:

- смыслообразование, т.е. установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка

Устный опрос, работа с текстом


С2.1

2-3

Повторение изученного в 8 кл. Синтаксис и пунктуация.

2


4.09

10.09

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам. способы связи в словосочетании. Структура простого предложения.

- овладение основными понятиями синтаксиса и пунктуации простого предложения;

- осознание роли синтаксиса и пунктуации в формировании и выражении мысли.

 Личностный:

- смыслообразование, т.е. установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Письмо по памяти, выборочный диктант, работа в группе


В8,В5, В10, В11

4

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

1


11.09

Урок формирования новых знаний

Части СП и их смысловые отношения

-опознание и правильное интонирование сложных предложений с разными смысловыми отношениями между их частями.

- разграничение и сопоставление разных видов сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определение средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

- группировка сложных предложений по заданным признакам.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Графический диктант, самостоятельная работа



В6, В7,

В12, В13, В14

5-6

Развитие речи. Композиционные формы сочинений. Описание по воображению и памяти.

2

17.09


18.09

Урок формирования новых знаний и развития речи.

Композиция сочинений разных жанров

- создание письменного монологического высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Письменная работа



С2.1;   С2.2

7-8

ССП. Смысловые отношения между частями ССП. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.

2


24.09


25.09

Урок формирования  и первичного закрепления новых знаний

ССП, его грамматические признаки. Средства связи частей ССП. Группы сочинительных союзов

-понимание смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, определение средства их выражения, составление схемы сложносочиненных предложений.

- моделирование сложносочиненных предложений по заданным схемам.

-умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений.

Метапредметный:

- логические универсальные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез – составление целого из частей в т.ч. достраивание недостающего;
  3. установление причинно-следственных связей;
  4. построение логической цепи рассуждений

Работа в группах, графический диктант


В6,

В7,

В12,

В13

9

Знаки препинания в ССП.

1

1.10

Урок обобщения и систематизации знаний

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Разбор ССП

- оценка правильности построения сложносочиненных предложений, умение исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений.

Личностный:

- смыслообразование, т.е. установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Осложненное списывание, конструирование предложений


В6,

В7,

В12,

В13

10-11

Повторим орфографию.

2


2.10

8.10

Урок обобщения и систематизации знаний

Правописание гласной в корне слова

- умение распознавать орфограммы и их графическое объяснение.

Метапредметный:

- логические универсальные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез – составление целого из частей в т.ч. достраивание недостающего;
  3. установление причинно-следственных связей;
  4. построение логической цепи рассуждений

Сообщения уч-ся, тестирование



В2

12

Контрольная работа по теме «ССП»

1

9.10

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.

Знаки препинания в ССП, средства связи частей  в ССП

- качественное выполнение контрольной работы

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний

Диктант, тестирование

В6,

В7,

В12,

В13

13

СПП. Строение СПП. Главные и придаточные предложения.

1

15.10

Урок формирования новых знаний

Строение СПП. средства связи частей в СПП

- умение определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный: 

логические универсальные действия:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование

Работа в группе. Языковая разминка. Графический диктант.


В6,

В7,

В12,

В13

В14

14-15

Развитие речи.  Композиционные формы сочинений. Описание по картине. Психологический портрет.

2

16.10

22.10

Урок развития речи

Основные средства характеристики героя. Композиция сочинения по картине.

- умение создавать письменные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Письменная творческая работа


С2.1

С2.2

16-


17

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей СПП.

2

23,10



12,11

Урок формирования  и первичного закрепления новых знаний

Группы подчинительных союзов. Различение союзов и союзных слов

- умение понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями.

- умение разграничивать союзы и союзные слова.

Метапредметный:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка

Объяснительный диктант. Графический диктант


В14

18

Виды придаточных предложений.

1

13.11

Урок формирования новых знаний

Основные группы СПП по значению и строению.



- умение распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной (дополнительной) и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели).

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний

Устный опрос, выборочное списывание, объяснительный диктант


В14

19

Придаточные подлежащные и сказуемные.

1

19.11

Урок формирования новых знаний

Главные члены предложения. Признаки придаточных, выполняющих функцию подлежащих и сказуемых.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний

Графический диктант. Комментированное письмо.


В13

В14

20

Придаточные определительные.

1

20.11

Урок формирования новых знаний

Место определительного придаточного в СПП. Его средства связи

- умение моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчиненные предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений.



Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой  (главной) информации;

- структурирование знаний

Устный опрос, выборочное списывание




Устный опрос, выборочное списывание



Письменный опрос, выборочное списывание


В14

21

Придаточные дополнительные.

1

26.11

Урок формирования новых знаний

Место изъяснительного придаточного в СПП. Его средства связи


В14

22

Придаточные обстоятельственные.

1

27.11

Урок формирования новых знаний

Место обстоятельственного придаточного в СПП. Его средства связи

- умение распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели).


В14

23-24

Развитие речи.  Композиционные формы сочинений. Рассказ.

2

3.12

4.12

Урок развития речи

Основные характеристики рассказа.

- умение создавать письменные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Письменная творческая работа


С2.1

С2.2

25-26

Повторим орфографию.

2

10.12


11.12

Урок обобщения и систематизации знаний

Правописание приставок

- навык распознавания орфограмм и их графическое объяснение.

Метапредметный:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера

Комментированное списывание. Тест.


В3

27

CПП с несколькими придаточными.

1

17.12

Урок формирования новых знаний

Значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение.

 

- умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения.







- умение характеризовать особенности использования сложноподчиненных предложений

в текстах разных стилей и жанров.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой  (главной) информации;

- структурирование знаний

Синтаксический разбор. Графический диктант.













Синтаксический разбор. Графический диктант.


В9, В14

28-29

Знаки препинания в CПП с несколькими придаточными.

2

18.12

24.12

Урок формирования новых знаний

Запятая и точка с запятой в СПП с несколькими придаточными.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения


В9, В14

30-31

Обобщение и систематизация  изученного по теме «СПП»

2

25.12

15.01


Урок обобщения и систематизации знаний

Виды придаточных предложений. Средства связи в СПП.

- умение оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчиненных предложений.

Метапредметный:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функционала и способов действия;

- поиск и выделение необходимой  (главной) информации;

- структурирование знаний

Зачетная работа


В6

В7

В9

В12

В13

В14

32-33

Развитие речи.  Композиционные формы сочинений. Воспоминание о книге.

2

18.01

Урок развития речи

Отзыв и его жанровые признаки

- умение создавать письменные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Письменная творческая работа


С2.1

С2.2

34

Контрольная работа по теме «СПП»

1

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.

Виды придаточных предложений. Средства связи в СПП.

- качественное выполнение тестовой контрольной работы

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний

Контрольное тестирование

В6

В7

В9

В12

В13

В14

35

БСП. Значения БСП. Интонационные средства их выражения.

1

Урок формирования новых знаний

Грамматические признаки БСП. смысловые отношения между частями БСП.

- умение определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов (со значением перечисления; причины, пояснения, дополнения; времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий) и выражать их с помощью интонации.

- навык моделирования и употребления в речи сложных бессоюзных предложений с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксическими синонимами сложных бессоюзных предложений.

- умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.

- умение наблюдать за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей и жанров.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка;

-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функционала и способов действия;


Синтаксический разбор, самостоятельная работа с взаимопроверкой


В6

В7

В12

В13

36-37

Знаки препинания в БСП.

2

Урок формирования новых знаний

Двоеточие и тире в БСП

Метапредметный:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Графический диктант. Тестирование по теме

В6

В7

В12

В13

38

Повторение по теме «БСП»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Синтаксический разбор БСП

Метапредметный:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функционала и способов действия;

- поиск и выделение необходимой  (главной) информации;

- структурирование знаний

Анализ предложений. Осложненное списывание


В6

В7

В12

В13

39

Повторим орфографию.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Правописание суффиксов существительных, прилагательных и наречий

- навык распознавания орфограмм и их графическое объяснение.

 Метапредметный:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера

Сообщения учащихся. Осложненное списывание.


В4

40-41

Развитие речи. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу.

2

Урок развития речи

Рецензия и ее основные признаки

- умение создавать письменные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Языковая разминка. Составление развернутого плана.


С2.1

С2.2

42

Контрольная работа по теме «БСП»

1

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.

Теория по теме «БСП»

- умение качественно выполнить тестовую контрольную работу

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Тестирование


В6

В7

В12

В13

43

СП с разными видами связи. Понятие о СП с разными видами связи.

1

Урок формирования новых знаний

Структурные особенности СП с разными видами связи

- умение опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы.

- умение определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

- умение моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

- умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

- умение наблюдать за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный: 

логические универсальные действия:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование

Выборочное списывание. Синтаксический разбор


В6

В7

В13

В14

44-45

Знаки препинания при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

2

01.03

05.03

Урок формирования новых знаний

Структура СП с разными видами связи. Сочинительные и подчинительные союзы.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

Составление схем СП. Осложненное списывание.


В6

В7

46

Проверочная работа по теме «СП с разными видами связи»

1

12.03

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.

Структура СП с разными видами связи. Синтаксический разбор

- выполнение проверочной работы

Метапредметные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Тестирование. Синтаксический разбор


В6

В7

47

Развитие речи. Композиционные формы сочинений. Аннотация.

1

15.03

Урок развития речи

Аннотация

и ее признаки

- умение создавать письменные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Конспект.

Языковая разминка


С2.1

С2.2

48

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

1

19.03

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них.

- умение опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчиненные предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование).

- умение правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью.

Метапредметный:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- поиск и выделение необходимой информации;

Сообщения учащихся, беседа по тексту. Графический диктант.


С2.1

С2.2

49

Предложения с косвенной речью.

1

22.03

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи на косвенную.

Метапредметный:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- поиск и выделение необходимой информации;

Комментированное письмо


С2.1

С2.2

50

Цитаты. Способы цитирования.

1

02.04

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Способы цитирования. Цитаты и знаки препинания при них.

Метапредметный:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка

Графический диктант


С1

С2.1

С2.2

51-52

Развитие речи. Композиционные формы сочинений. Портретный очерк.

2

05.04

09.04

Урок развития речи

Портретный очерк и его стилевые особенности. Изобразительно-выразительные средства

- умение создавать письменные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметный:

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Конспект.

Составление развернутого плана


С1

С2.1

С2.2

53

Обобщение и систематизация знаний по теме «Способы передачи чужой речи»

1

12.04

Урок обобщения и систематизации знаний

Виды передачи чужой речи. Знаки препинания при передаче чужой речи.

- умение моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; - умение заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике.

- умение анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью.

Метапредметные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

логические универсальные действия:

- построение логической цепи рассуждений;

- систематизация изученного

Контрольное тестирование

54-55

Развитие речи. Стили речи. Обобщение и углубление изученного. Разговорный стиль речи. Научный стиль речи.

2

16.04

19.04

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Функции и сфера употребления разговорного и научного стилей

- умение выявлять особенности функциональных стилей.

- умение устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Метапредметный:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- логические универсальные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез – составление целого из частей в т.ч. достраивание недостающего;
  3. установление причинно-следственных связей;
  4. построение логической цепи рассуждений;

Конспект.

Анализ текстов


В1

С1

С2.1

С2.2

56-59

Общие сведения о русском языке.

4

23.04

26.04

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Формы существования национального русского языка, его неоднородность, сфера функционирования общенародного разговорного языка, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные диалекты). Общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи.

- умение осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

- иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики.

Личностный:

- установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


Метапредметный:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

Сообщения уч-ся. Анализ статьи учебника. Конспект.



С2.1

60-61

Развитие речи. Стили речи. Обобщение и углубление изученного. Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.

2

Урок формирования новых знаний

Сфера и цели употребления.

Особенности стилей русского языка.

Изобразительно-выразительные средства

- умение выявлять особенности функциональных стилей.

- умение устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей.

- умение создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Метапредметный:

- поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Сочинение-миниатюра.

Анализ текстов


В1

С1

С2.1

С2.2

62

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 кл. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные понятия фонетики, Типы орфограмм. Условия выбора орфограмм.

- умение владеть основными понятиями фонетики, графики, орфографии, орфоэпии.

Метапредметный:

- поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


- Регулятивный:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Фронтальный опрос. Осложненное списывание


В1-В4

63

Морфемика. Словообразование. Лексика. Фразеология.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Способы словообразования. Лексическое и грамматическое значение слова и фразеологизма

 - умение владеть основными понятиями морфемики, словообразования, лексики, фразеологии.

Фронтальный опрос. Словообразовательный анализ


А2

64-65

Морфология. Орфография.

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Морфология как раздел грамматики. Система частей речи

- умение владеть основными понятиями морфологии, орфографии.

Работа с текстом. Тестирование


В1-В4

66-67

Синтаксис простого и сложного  предложений.

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Различие простых и сложных предложений. Основные их характеристики

- умение владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации простого и сложного предложений.

Метапредметный:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Работа с текстом. Синтаксический разбор


В5-В14

68

Обобщающий урок.

1

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.

Основные понятия курса русского языка за 5-9 кл.

- умение владеть основными понятиями  грамматики и культуры речи.

Метапредметный:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Итоговое тестирование


ким ГИА

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Основная литература - учебный комплекс:

  1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией Ю.С.Пичугова. М.: Дрофа, 2007
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. М.: Дрофа, 2010
  3. Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». М.: Дрофа, 2011
  1. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 кл. /  Сост. А.Б.Малюшкин. М.: ТЦ Сфера, 2010
  2. Контрольные работы по русскому языку. 9 кл. / Сост Б.С.Юнусова. М.: Эксмо, 2005
  3. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 9 класс. Тесты, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова. – М.: Планета, 2011
  4. ГИА-2011: Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011
  5. Тестовые материалы для оценки качества образования. Русский язык. 9 класс. Учебное пособие / Л.И.Пучкова, В.И.Капинос. Моск. Центр качества образования. – М.: «Интеллект-Центр», 2011
  6. Справочники, словари

Материально-техническое обеспечение:

  1. Интернет-ресурсы
  2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2010
  3. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 9 класс. Тесты, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова. – М.: Планета, 2011
  4. ГИА-2011: Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011
  5. Тестовые материалы для оценки качества образования. Русский язык. 9 класс. Учебное пособие / Л.И.Пучкова, В.И.Капинос. Моск. Центр качества образования. – М.: «Интеллект-Центр», 2011
  6. Орфографический словарь. Русский язык. - 1CD.
  7. Орфоэпический словарь. Русский язык. - 1CD.
  8. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. - 1CD.
  9. 1С: Репетитор. Тесты по орфографии. - 1CD.
  10. Русский язык. 5-11 класс. Справочник школьника. – Екатеринбург,2002. - 1CD.
  11. Сборники для подготовки к ГИА



Предварительный просмотр:

 Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2012 г.

Руководитель ШМО

_____________________

Согласовано

«__»_______2011г

Зам директора по УВР

____________________

_____________________

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2011г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________ С.А. Асташова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»

для учащихся 9 - В класса

( 2012 – 2013 учебный год)

Область образования: филология

Разработала:

Аниканова Я.Ю.,

учитель  русского языка и литературы,

I квалификационной категории.

2012 г

                                                Пояснительная записка

Программа элективного курса « Русская словесность: от слова к словесности» разработана на основе программы « Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р.И. ( Москва: Дрофа, 2010 год), учебника для 9 класса « Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р.И. ( Москва: Дрофа, 2008 год), рассчитана на 34 аудиторных часа ( 1 час в неделю) и является дополнением к программе по русскому языку в 9 классе, способствует подготовке выпускников 9-х классов к государственной

( итоговой) аттестации.

Цели программы элективного курса:

-помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества;

- расширить представления школьников об искусстве правильно , красиво и убедительно говорить;

- научить правильно составлять высказывания и убедительно доказывать своё мнение;

- дополнить знания учащихся по русской словесности (о тропах и фигурах художественной речи) ;

- научить учащихся образовывать свои метафоры и другие тропы и фигуры речи, а также умело их использовать для преобразования своей речи.

У этого нового предмета есть собственные задачи:

-изучить законы употребления языка, его лексические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;

-овладеть умениями самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань;

-уметь использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств.

Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. При разработке программы учитывались те знания , которые учащиеся получили в курсе русского языка и литературы в 5-9 классах школы. Содержание программы направлено на передачу знаний , необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области , а также зрелости в выборе профиля обучения в дальнейшем. В связи с этим программа предполагает применение активных методов обучения.

Для повышения уровня знаний , для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала , а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается практические работы:

- составление тестов по изучаемым темам;

- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;

- творческие работы ( рассказ по собственным впечатлениям, эссе, описание иллюстрации к произведению);

  1. проведение практикумов.

Ожидаемый результат:

результативность данного элективного курса будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.

Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям.

После изучения следующих разделов программы обучающиеся должны знать и уметь:

Средства художественной изобразительности

-пониматьидейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

-уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности;

-уметь испрользовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Жизненный факт и поэтическое слово

-понимать поэтическое значение словесного выражения;

-уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

-уметь сопоставлять документальные сведения о рельных событиях и лицах с их выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;

-уметь сопоставлять избражение реального факта в произведениях разных народов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;

-уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;

-уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.

Историческая жизнь поэтического слова

-уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы 18, 19 вв.;

-уметь видеть достоинства произведенийпрошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений;

-уметь писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.

-уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Произведение словесности

-уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности;

-уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям.

Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.

-уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;

-уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;

-уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении.

Произведение словесности в истории культуры

-уметь понимать эстетическую природу искусства слова;

-уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем;

-уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведенгий прошлого в собственном тво

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

                   Cодержание элективного курса «Русская словесность»

Средства художественной изобразительности                                                                                                     10 ч

Жизненный факт и поэтическое слово                                                                                                                    6 ч

Историческая жизнь поэтического слова                                                                                                              10 ч

Произведение словесности                                                                                                                                       1 ч

Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.     5 ч

Произведение словесности в истории культуры                                                                                                    2 ч

Всего                                                                                                                                                                         34 ч

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

ДАТА

  1. Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности.

  1. Эпитет. Сравнение и способы его словесного выражения..

  1. Параллелизм. Развернутое сравнение. Олицетворение.

  1. Аллегория. Символ. Гипербола.

  1. Фантастика. Парадокс. Алогизм.

  1. Гротеск. Бурлеск. «Макаронический» стиль.

  1. Этимологизация. Внутренняя форма слова. Этимологизация в произведении словесности.

  1. Народная этимология. Игра слов. Квипрокво

  1. Ассоциативность языковых средств. Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

  1. Практическая работа № 1. «Сочиним рассказ по собственнным впечатлениям»

  1. Прямое и поэтическое значение слова.

  1. Объект и предмет изображения.Идея произведения.

  1. Прототип и литературный герой.

  1. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении и в лирике.

  1. Правдопоподобное и условное изображение.

  1. Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

  1. Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

  1. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.

  1. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. Этикет и канон.

  1. Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Новаторство Г.Р.Державина.

  1. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

  1. Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

  1. Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. Поэтические открытия В.А.Жуковского.

  1. Романтический стиль А.С.Пушкина.

  1. Слово в реалистическом произведении. Полифония.

  1. Практическая работа №3. «Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

  1. Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

  1. Художественный образ. Художественная действительность.

  1. Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

  1. Хронотоп в сказке, в эпическом лирическом драматическом произведении.

  1. Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

  1. Практическая работа № 4 «Выполним анализ любимого стихотворения»

  1. Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.

  1. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма

  1. Значение художественной словесности в развитии языка.

  1. Практическая работа № 5 «Сочиним произведение любого жанра».

Организация контроля за знаниями, умениями и навыками обучающихся

  1. Практическая работа № 1.
    «Сочиним рассказ по собственнным впечатлениям».
  2. Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».
  3. Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

  1. Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения».

  1. Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».

Используемая литература

Учебные пособия:

1.Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс».

М., Дрофа, 2008 г.

2. Горшков А.И.

«Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 класс». М., Дрофа, 2000 г.

4. Михальская А.К. «Основы риторики. Мысль и слово». М., 1996 г.

5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. «Риторика». Ростов-на-Дону, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....