рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Полякова Елена Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 11 класс на основе программы А.Д. Дейкиной, М.Т. Пахновой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_11_klass.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе авторской программы   по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: Дейкина А.Д., Пахнова М.Т.) в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего ( полного) общего образования.

Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе в объеме 1 часа в неделю, кроме этого Учебным планом МБОУ «Рылёвская СОШ»  предусмотрен 1 час  в неделю за счет часов регионального компонента. Программа рассчитана на 68 часов.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования, отличается от авторской программы Дейкиной А.Д. ,Пахновой Т.М. тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта: «Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка( литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», « Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Тематический план

Раздел

Кол-во часов

Из них

КТР

Изл.

Соч.

Вводный урок

1

О русском языке, о русской речи

9

1

Текст как речевое произведение

10

1

1

Система языка

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

2

Лексика. Фразеология

6

Словообразование. Состав слова

2

1

Синтаксис

16

1

Пунктуация

10

1

Повторение

10

1

1

Итого

68

2

1

5

*КТР – контрольная тестовая работа

*СОЧ. – сочинение

*Изл - изложение

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 11 класс

В результате изучения русского языка в 11 классе ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:        

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;
  • создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные  приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Примечание

Дата

Русский язык в современном мире. Значение языка в жизни каждого человека

 Взаимосвязь языка и культуры. Слово как «первоэлемент литературы». Эстетическая функция языка

 Литературный язык  и язык художественной литературы. Художественная литература как вершина национального языка. Культура чтения. Слово в словаре и слово в тексте

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия культур.

Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения.  Компоненты речевой ситуации.

Типы и стили речи. Культура публичной речи. Написание тезисов лекции.

Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей. Совершенствование навыков создания текста художественного стиля.

Подготовка к уроку-семинару.

Урок-семинар (упр.39).

 Сочинение- рассуждение по данному тексту. Строение, особенности. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи

РР

Основные признаки текста. Комплексная работа с текстом.  ( по тексту Н.В. Парыгиной)

РК

В творческой лаборатории читателя: от текста – к авторскому замыслу. Средства художественной выразительности в тексте.

От анализа текста – к изложению (подробному, выборочному, сжатому).

Написание изложения по тексту В.Успенского

РР, РК

Анализ изложений. Работа над речевыми ошибками. Приемы редактирования

Сочинение – это тоже текст: от анализа темы, авторского замысла – к тексту. Требования к сочинению части С ЕГЭ.

Средства связи в тексте. Средства выражения отношения, оценки. Взаимодействие частей сочинения

Рецензия как жанр публицистического стиля. Подготовка к написанию сочинения-рецензии  на рассказ В.Солоухина..

РР

 Написание сочинения-рецензии  на рассказ В.Солоухина

Р.Р.

Урок-практикум. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Комплексный анализ текста.

Система языка: взаимодействие языковых единиц разных уровней

Урок-семинар. Выдающиеся лингвисты и их вклад в развитие языкознания.

Исследование художественного текста. Звуковой символизм в тексте.

Исследование художественного текста. Звуковой символизм в тексте.

Слово в тексте. Слово и стиль. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова.

Лексические средства связи в тексте.

Лексический разбор текста. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

Особенности употребления заимствованных слов.

Авторские неологизмы.

Комплексный анализ текста (на примере текстов тульских авторов)

Р.К.

Словообразовательные языковые средства как способ создания художественной выразительности. Морфемика и словообразование и их презентация в ЕГЭ по русскому языку.

Сочинение-рассуждение по данному тексту

РР

Синтаксические единицы. Выразительные возможности синтаксических средств языка.

Типы словосочетаний и виды подчинительной связи ,синтаксический разбор словосочетаний.

Урок-семинар. Предложение как единица синтаксиса.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

Предложения с обращением. Риторическое обращение.

Лингвостилистический анализ публицистического текста.  Использование  разных видов чтения в зависимости от коммуникативных задачи и характера текста.

Синонимия простых предложений с ОЧП и ССП, простых предложений с обособленными членами и СПП.

Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.

Порядок слов как языковое средство выразительности и как средство связи между предложениями в тексте

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения

Сложное бессоюзное предложение

Синонимия предложений разных видов.

Контрольная тестовая работа.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность отдельных знаков препинания. Обобщение наиболее трудных правил пунктуации

Тире между главными членами предложения. Роль предложений со знаком тире между главными членами.

Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания в письменной.

Обобщение наиболее трудных правил орфографии.

Обобщение наиболее трудных правил орфографии. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

Обобщение наиболее трудных правил орфографии. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

Особенности тульских говоров.

РК

Язык Тульского края в прошлом и настоящем.

РК

 Комплексный анализ текста с последующим сочинением.

Комплексный анализ текста с последующим сочинением.

Обобщение и систематизация изученного

Обобщение и систематизация изученного

Написание контрольного сочинения-рассуждения по данному тексту.

Анализ контрольного сочинения.

Топонимика нашего края.

РК

Контрольное тестирование (по КИМам ЕГЭ)

Контрольное тестирование (по КИМам ЕГЭ)

Анализ контрольного тестирования.

Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).

Резерв (контрольные работы по текстам администрации).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        

Программа:  Русский язык10- 11 класс

      Авторы       А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова

      Название сборника, где опубликована:  

                        Программы общеобразовательных учреждений.

                        Русский язык в старших классах: Практический курс.

      Издательство, год издания   М.,  Вербум-М, 2002г.        

Учебник:

А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова

Русский язык: Учебник-практикум для старших классов.

 М.,  Просвещение, 2009.

Дополнительные учебно-методические  материалы: 

№ п/п


Автор


Название

Год

издания


Издательство

1

Н.А. Сенина

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ

2012

Легион

2

Региональный компонент Тульской области. ЕГЭ. Тренировочные задания. Справочный материал.

2006

Тула. Издательство «Александр Невский»

3

Д.Э Розенталь

Справочник по русскому языку. Практическая стилистика

2003

М. «Оникс 21 век»

4

Д.Э Розенталь

Секреты стилистики. Правила хорошей речи.

2002

М.

 Айрис Пресс

5

Т.Н. Скороходова

Олимпиады по русскому языку

2006

Издательско-торговый дом «Корифей»

6

Г.Т. Егорова

 Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3(С)

2012

М. «Экзамен»

7

И.П. Цыбулько

Сдаем единый государственный экзамен

2007

М. «Дрофа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....