Русский язык
план-конспект урока по русскому языку

Кузичкина Татьяна Юрьевна

Урок русского языка в 4 классе "Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К Урок русского языка

Слайд 2

Минутка чистописания Земля Земляной Заземлить

Слайд 3

Минутка чистописания

Слайд 4

Словарь: жкошщрчажщбчжлшь

Слайд 5

Словарь: К о рабль

Слайд 6

Земля Земляной Заземлить

Слайд 7

Тема: «Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова».

Слайд 8

Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.

Слайд 12

Найди лишнее 1) нос, носильщик, носик, носатый; 2)час, часок, часть, часовщик; 3) гусь, гусята, гусеница, гусыня.; 4) циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Слайд 14

Подбери подобное предложение 1. Под осиной растут подосиновики. 2. В лесу работает лесник. 3. Муравьи живут в муравейнике.

Слайд 15

Цифровой диктант 1100111 ДА – 1 НЕТ - 0

Слайд 16

ПРОВЕРЯЕМ 110011

Слайд 17

Подводим итоги

Слайд 18

Домашнее задание стр. 69, упр.120



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова».

Цель: уточнить представление о значимых частях слова, их роли в слове, развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

  • Технология развивающего обучения;
  • Игровая технология.

Задачи урока:

1.  формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения;

2. развитие орфографической зоркости;

3. развитие навыка самостоятельной работы;

4. развитие наблюдательности и логического мышления;

5. воспитание интереса к предмету через элементы занимательности.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

3. Словарная работа.

4. Наблюдение. Постановка цели урока.

5. Работа по теме урока : повторение правил

6. Работа со схемами.

7. Физкультминутка.

8. Закрепление.  Игра «Найди лишний»

9. Проверка знаний. Цифровой диктант.

10. Итоги урока.

11. Домашнее задание.

 

Ход урока

Слайд 1

1. Организационный момент.

Урок русского языка, на парте учебник, тетрадь, дневник и пишущие принадлежности.

У нас сегодня гости, повернитесь – поздоровайтесь, пожалуйста. Садитесь. Открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 21 октября. Классная работа.

2.Чистописание

Начнем с минутки чистописания.

На доске написаны слова.  Прочти, пожалуйста:  Земля Земляной Заземлить                 Слайд 2

- Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне данных слов и обозначает парный звонкий мягкий согласный звук.

Зз  Зз  Зз          слайд 3

Руку на локоток – зарядка для пальцев, пропись буквы в воздухе. Прописываем в тетради.

3. Словарная работа:

- Сегодня мы познакомимся новым словарным словом. Вы его отгадаете сами. Посмотрите на запись. Мысленно уберите буквы, которые обозначают шипящие звуки.

        жкошщрчажщбчжшм         слайд 4

слайд 5

-  С греческого  языка  слово  означает «морское судно» - запишите, поставьте ударение, выделите зеленым карандашом букву О, правописание которой нужно запомнить.

- УСТНО: поиграем со словом – кто больше составить новых слов из слова корабль: боль, раб, корь, роль, рок.

        

4. Наблюдение. Постановка цели урока.

-Сегодня у нас урок повторения. А что будем повторять вы постараетесь сказать сами, когда ответите на вопрос - Что объединяет  слова, с которыми работали на минутке чистописания: Земля Земляной Заземлить?

слайд 6   однокоренные

5. Работа по теме урока : повторение правил

- Итак, тема урока:                 Слайд 7         Состав слова. Однокоренные слова.

- Мы будем учиться  распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.

- Ребята, как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы найти однокоренные слова? Состав слова и корень слова.

- Какие части слова знаете?

- Что такое корень слова?

- Какие еще значимые части слова знаете?

- Открываем учебник стр. 69, рассмотрите таблицу, прочитаем  определения частей слова   и скажем, все ли вспомнили о  частях слова. Читаем вслух.

Слайд 8.  Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

6. Работа со схемами.

- Рассмотрите схемы слов. Слайд 9.  В каких из них допущена ошибка? Докажите.

(В первом слове, т. к. окончание не входит в основу и во втором, т.к.

суффикс и приставка поменялись местами.)

Вспомним порядок разбора слов по составу. Слайд 10 - щелчки

- Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня пишем суффикс,

А приставку впереди.

Устно подберите  слова к правильной схеме.

7. Физкультминутка         слайд 11

№ 1 если называю однокоренные  - вы хлопаете в ладоши, если не однокоренные – топаете.

Лес – лесник

Река – плот

Стена – гвоздь

Кот – котик

Сад – садовый

Дом – дым        

Поле – полюшко

Обед – стол

№ 2 зарядка для глаз

№ 3 зарядка на внимание

8. Закрепление. Игра «Найди лишний»

Упражнение 1

- Поиграем в игру «Найди лишнее».         Слайд 12

 - Запишите слова, устранив в каждом ряду лишнее слово.

1) нос, носильщик, носик, носатый;         2) час, часок, часть, часовщик;

3) гусь, гусята, гусеница, гусыня;                 4) цирк, цирковой, циркач, циркуль.

 

- Из каждой группы слов назовите те, к которым подходит данная схема….

Упражнение 2.    Слайд 13

Прочитайте. К каждому предложению составьте и напишите подобное. В однокоренных словах выделите корень.

Работа учеников у доски.

1. Под осиной растут подосиновики.

2. В лесу работает лесник.

3. Муравьи живут в муравейнике.

Справка:

1. Под березой растут подберезовики.

2. В саду работает садовник.

3. Скворцы живут в скворечнике.

9. Проверка знаний. Цифровой диктант.

- Осталось проверить ваши теоретические знания. Итак, цифровой диктант.

- Я читаю утверждение – вы, если согласны, ставите 1, если нет - 0

1. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

2. Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

3. Окончание – это значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

4. Однокоренные слова могут быть только одной частью речи. (могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи)

5.  Основа – это часть слова без окончания.

6.  Суффикс и приставка служат для образования новых слов

Слайд 14        1100111

- А теперь проверим самостоятельно.

- Поднимите руку, у кого все верно?

10.  Итог урока:

- Что сегодня повторили на уроке русского языка?

- Из каких значимых частей состоят слова?


 11.  Домашнее задание: учебник, стр. 69 упр. 120,  119 – знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...