Урок развития речи
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

Селиванова Галина Геннадьевна

Урок русского языка в 8классе. Подготовка к сочинению по картине Ф. Васильева "Мокрый луг".  Дана интеграция с литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_razvitiya_rechi.zip2.24 МБ

Предварительный просмотр:

        Конспект урока русского языка  в  8 классе.

1.

ФИО (полностью)

Селиванова Галина Геннадьевна

2.

Место работы

МБОУ «Яренская средняя общеобразовательная школа»

3.

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.

Предмет

Русский язык

5.

Класс

8

6.

Тема и тип урока

«Природы щедрая душа». ( Урок развития речи)

7.

Базовый учебник

Русский язык: учебник для 8класса общеобразовательных учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. /М. : Просвещение, 2011.

                     Цели и задачи урока:

              Образовательные:

  - пробудить интерес к личности и творчеству художника Ф.Васильева;

 - учить художественному видению окружающего мира через чтение картины Ф.Васильева «Мокрый луг»;

- закрепить навыки и умения работы с текстом, выделения и роли изобразительно-выразительных средств языка;

- выявить роль односоставных предложений в тексте;

- закрепить навыки орфографической и пунктуационной зоркости на примере данного текста.

  Развивающие:

  - способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при выполнении заданий по анализу текста;

  - развивать устную и письменную речь, исследовательские навыки учащихся при описании картины;

  - создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа пейзажей И.Шишкина и

 Ф. Васильева;

  - развивать литературно-творческие способности учащихся.

Воспитательные: 

  - воспитывать умение учащихся видеть и понимать прекрасное на примере пейзажей Ф.Васильева;

 - способствовать становлению нравственных качеств учащихся (любви к природе, к родному краю);

 - дать возможность почувствовать единство человека и природы, увидеть в живописи, музыке и слове красоту природы, а значит, и мира; помочь учащимся присоединиться к её божественной гармонии.

Методы и приёмы работы на уроке:

   - нетрадиционная и дифференцированная форма опроса учащихся,

   - исследовательский метод,

   - репродуктивный метод подачи материала,

  -  метод эвристической беседы;

  - создание и решение проблемных ситуаций на уроке.

Формы реализации методов:

- презентация, самостоятельная и групповая  работа с текстом, творческая работа.

Технологические особенности:

   - урок с применением информационно-компьютерных технологий,

   - урок индивидуальной работы группы учащихся (11 человек) на компьютере в программе « Microsoft Word».

  Ход урока   « Природы щедрая душа».

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

             2. Вступительное слово учителя:

     Природа- это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить её. Но тот, кто живет в гармонии с природой, поистине счастливый человек, потому что только ему природа открывает свои тайны, свою душу. Об этом ярко сказал известный русский поэт Ф. И. Тютчев

(Учитель начинает презентацию урока. Появляются 1-3 слайды) :

          Не то, что мните вы, природа:

          Не слепок, не бездушный лик –

          В ней есть душа, в ней есть свобода,

          В ней есть любовь, в ней есть язык.

       Природа- неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Нотами, кистью, словом каждый из них создаёт свой пейзаж. Главное - уметь читать его, слышать и видеть.

Сегодня на уроке мы будем учиться этому, чтобы красота природы и поэзии открылась нам.

Удивительно трогательно умел передать душу природы малоизвестный нам русский художник Федор Александрович Васильев. На его пейзажи мы смотрим с особым чувством восхищения, радости и грусти, что из жизни он ушел совсем молодым.

Что бы ни изображал художник, мы всегда чувствуем, что его волнует, чем живет его душа. Давайте убедимся в этом.

    3. Подготовительная беседа.

 Учащиеся просматривают презентацию о художнике, начиная с 4 по 19 слайд.

Остановим своё внимание на картине « Мокрый луг».

Современники отмечали, что живопись Ф.Васильева близка поэзии Ф. Тютчева.

 Перед вами два стихотворения этого поэта.

          Неохотно и несмело

          Солнце смотрит на поля-

          Чу, за тучей прогремело,

          Принахмурилась земля.

          Ветра теплого порывы,

          Дальний гром и дождь порой…

          Зеленеющие нивы

          Зеленее под грозой.

          Вот пробилась из-за тучи

          Синей молнии струя-

          Пламень белый и летучий

          Окаймил ее края.

          Чаще капли дождевые,

        Вихрем пыль летит с полей,

        И раскаты громовые

        Все сердитей и смелей.

        Солнце раз ещё взглянуло

        Исподлобья на поля,

        И в сияньи потонула

        Вся смятенная земля.      

     

   Как весел грохот летних бурь.

   Когда, взметая прах летучий,

   Гроза нахлынувшею тучей

   Смутит небесную лазурь.

   И опрометчиво- безумно

    Вдруг на дубраву набежит-

    И вся дубрава задрожит

    Широколиственно и шумно…

     Как под незримою пятой

     Лесные гнутся исполины.

    Тревожно ропщут их вершины,

     Как совещаясь меж собой,-

     И сквозь внезапную тревогу

     Немолчно слышен птичий свист,

     И кой-где первый желтый лист,

     Крутясь, слетает на дорогу…

   

   

 

 

Прочитаем эти стихотворения вслух.

Какие строки, на ваш взгляд, созвучны пейзажу Ф. Васильева « Мокрый луг»?

А что лично вы, ребята, чувствуете после грозы? Поделитесь своими впечатлениями.

Таким образом, мы с вами убеждаемся, что чувства художника, поэта и наши с вами очень похожи.

4.  Работа  в группах по картине « Мокрый луг».

( Первая группа учащихся (11 человек) самостоятельно работает на компьютерах в программе    «Microsoft  Word». Смотри приложение №1 к уроку).

Вторая группа учащихся работает по картине «Мокрый луг» под руководством учителя.

Вернемся к 11 слайду.

 

    Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами чуть румянится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые тучи. С грозной торопливостью несутся они и сталкиваются, ещё слышны раскаты грома- все в  картине полно движения, все живет и дышит. Тени облаков скользят по влажной земле, по клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим кронам деревьев.

Привольно. Свежо. Легкий дымок тумана скрывает дали… Пейзаж живет.

Работа с текстом:

     - Прочитайте данный текст.

     - Определите  тип речи текста.

     - Назовите словосочетания, которые помогают увидеть пейзаж Фёдора Васильева.

      - Как называется этот троп?

      - Придумайте и запишите свои примеры эпитетов, разглядывая картину.

      - Понять, что пейзаж живет, нам помогает олицетворение. Что мы называем олицетворением? Найдите в тексте олицетворения и выпишите их в тетрадь.

     - Особую стройность тексту придают безличные предложения. Найдите их и прочитайте. Почему эти предложения вы отнесли к безличным?

     - Какими безличными предложениями вы передадите своё впечатление от картины? Запишите их в тетрадь.

     - Вспомните, что мы называем метафорой? Видите ли вы метафоры в этом тексте? С какой целью автор употребил метафоры?

     - Обратите внимание, как красиво звучит лексический повтор в этом тексте ( Всё в картине полно движения, всё живет и дышит). Попробуйте в домашней работе использовать такой приём.

            5.  Рефлексия.  Итог урока:

  Итак, мы с вами убедились, что всё в природе красиво и гармонично, а художники и поэты помогают нам увидеть это. Читая любимые поэтические строки, рассматривая полотна художников, слушая музыку, мы представляем свой пейзаж. Мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью ли легкая грусть. Помните слова Ф. Тютчева:    Не то, что мните вы, природа,

                   Не слепок, не бездушный лик-

                   В ней есть душа, в ней есть свобода,

                   В ней есть любовь, в ней есть язык.

       

      Домашнее задание: 

     Представьте, что вы побывали в Москве в Третьяковской галерее и увидели настоящую, написанную рукой Ф. Васильева, картину. Вам захотелось рассказать о ней другу, маме, бабушке или ещё кому-нибудь. Передайте свои впечатления от картины Фёдора Васильева

 « Мокрый луг», используя разные виды односоставных предложений.

  Вы все разные. Каждый из вас думает и чувствует по-своему. В сочинении важно, чтобы вы описали свои мысли и чувства, как вы воспринимаете картину.

Приложение №1  к уроку.

Задание для первой группы.

Прочитайте текст. Вместо  пропусков  вставьте подходящие по смыслу эпитеты.  Попробуйте переделать двусоставные предложения в односоставные.

Выпишите  из текста три олицетворения. (Дополнительное задание для тех, кто справится с первыми заданиями).

 

    С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива.  Художник изобразил всего лишь омытый дождем мокрый луг под … небом, несколько деревьев вдали да бегущие по … траве тени гонимых ветром туч.

       В глубине широкой низины высятся два … дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди  блестит болотистая заводь с топкими берегами.

     Уходит… гроза, но небо еще кипит и бурлит. С …. торопливостью несутся и сталкиваются … тучи, еще слышны раскаты …грома.   Все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо.  Особенно небо, которое противопоставлено на   полотне … тучам, еще низвергающим потоки дождя на  лес… .

    Ответы ребят первой группы.

     С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива.  Художник изобразил всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по сырой траве тени гонимых ветром туч.

       В глубине широкой низины  два   больших  ветвистых  дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди  блестит болотистая заводь с топкими берегами.

     Уходит страшная  гроза, но небо еще кипит и бурлит. С  суровой  торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты  страшного грома.   Все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на   полотне злым тучам, еще низвергающим потоки дождя на лес, виднеющийся вдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...