Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Подорванова Лилия Николаевна

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_9_kl._podorvanova.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель

межшкольного

методического

объединения учителей

русского языка и

литературы

_________  Н. А. Томилина

Протокол №___

от  «___» _________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

_________  Н. И. Ткаченко

«___» ________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская

средняя

общеобразовательная

школа»

__________   Л. А. Прядченко

Приказ №______

от  «_____» __________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

русскому языку

для 9 класса

 (базовый уровень)

Учитель: Подорванова Лилия Николаевна

2013 – 2014 учебный год  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

  • Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора  МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,  Шанский Н.М. Программа «Русский язык», 5-9 кл., М.: Просвещение, 2010.
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании литературы в 2013 – 2014 учебном году».

Цели и задачи преподавания русского языка:

Изучение курса русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 9 классе необходимо решение следующих практических задач:

1)        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

2)        обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

3)        развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию;

4)        формировать и совершенствовать универсальные учебные действия и умения опознавать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

5)        совершенствовать устную и письменную речь обучающихся;

6)        совершенствовать умение воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Изменения, внесённые в рабочую программу.

В рабочую программу внесены изменения на основании приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».

Изменено количество часов в течение учебного года с 70 до 68, так как количество рабочих недель в 9 классе-34.

Учебно-методический комплект:

1.Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д .Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – Учебник: Русский язык 9 класс. - 4-е изд., М.: Просвещение, 2007

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,  Шанский Н.М. Программа «Русский язык», 5-9кл., М.: Просвещение, 2010.

3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9  классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2001

4.  Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2011: предпрофильная подготовка. Н.А.Сенина – Ростов на Дону: Легион, 2011г.

5. Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс. Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова М.: Эксмо, 2011г.

  1. Малюшкин А.Б., Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.        5 –9 кл.,  М.: Просвещение, 2010.   

Учебных недель – 34

Количество часов по плану – 2

Недельная нагрузка - 2

Общее количество часов – 68

В течение учебного года предусматривается выполнение контрольных работ:

  • диктантов – 4
  • изложений – 3
  • сочинений – 3
  • тестирований – 2         

        

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • Урок изучения нового материала,
  • урок закрепления знаний, умений и навыков,
  • комбинированный урок,
  • урок-беседа,
  • повторительно-обобщающий урок,
  • урок-лекция,
  • урок-практикум,
  • урок развития речи.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

  • Самостоятельная работа
  • Работа по карточкам
  • Взаимопроверка
  • Диктант
  • Изложение

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Учащиеся должны знать основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

        -- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический.;

        -- составлять сложные предложения разных видов, пользоваться синтаксическими синонимами;

        -- определять стиль и тип текста;

        -- соблюдать все основные нормы литературного языка.

                      По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

                      По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки. Производить орфографический разбор слова.

                       По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты различных типов и стилей речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы и конспекты небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинение публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Вид контроля,

самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

Международное значение русского языка (1ч)

1

Международное значение русского языка

Фронт.

опрос

1

Закрепление изученного в 5-8 классах (5ч+2ч)

2 

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

Устный опрос

1

Тестовые задания части А

3

Стили языка.

1

4

Простое предложение и его грамматическая основа

Фронт.

опрос

1

Тестовые задания части В

5

Предложения с обособленными членам

Работа по карточкам.

1

Тестовые задания части А

6

 Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

. Выборочный диктант

1

7

Входной контроль

Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5-8 классах»

Входной контроль

Диктант

1

8

Текущий контроль

Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания)

. Текущий контроль

Изложение

1

Тестовые задания части А

Сложные предложения (1ч)

9

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса

Словарный диктант

1

Тестовые задания части А

Союзные сложные предложения (6ч)

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Устный опрос

1

11

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Объяснительный диктант, словарный диктант

1

Тестовые задания части В

12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Работа по карточкам.

1

13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Фронт.

опрос

1

14

Интонация сложного предложения

Беседа, работа с учебником

1

Тестовые задания части А

15

Промежуточный контроль

Контрольный диктант по разделу «Союзные сложные предложения»

Промежуточный контроль

Диктант

1

Сложносочиненные предложения (3ч+2ч)

16

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП  с соединительными, разделительными и противительными союзами

Сопоставительный анализ предложений

1

Тестовые задания части А

17 РР

Текущий контроль

Сочинение –рассуждение // описание (упр.14//22)

Текущий контроль

Сочинение

1

Тестовые задания части С

18

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Фронт.

опрос

1

19

Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение»

Устный опрос

1

Тестовые задания части А

20

РР Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм

Развитие речи

1

Сложноподчиненные предложения (19ч+5ч)

21

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки

Фронт. опрос

1

Тестовые задания части А

22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

Сопоставительный анализ предложений

1

23 

Текущий контроль

РР Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95)

Текущий контроль

Изложение

1

Тестовые задания части С

24

Союзы и союзные слова в СПП

Словарный диктант

1

Тестовые задания части А

25

Роль указательных слов в СПП

Фронт.

опрос

1

26 

РР Рецензия на прочитанное произведение (упр.101)

Развитие речи

1

Тестовые задания части С

27

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными

Работа по карточкам.

1

28

СПП с придаточными изъяснительными

Устный опрос

1

29

СПП с придаточными изъяснительными

Выборочный диктант

1

Тестовые задания части А

30

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места

Индивидуальная работа

1

Тестовые задания части А

31

СПП с придаточными причины, следствия, условия

Фронт.

опрос

1

32

СПП с придаточными уступки, цели

1

Тестовые задания части В

33

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

Работа по карточкам.

1

34

Различные способы выражения сравнения

Устный опрос

1

Тестовые задания части В

35 

Текущий контроль

РР Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166)

Текущий контроль

Сочинение

1

Тестовые задания части С

36

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Сопоставительный анализ предложений

1

37

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Беседа; словарная работа

1

Тестовые задания части А

38 

РР Деловые документы (автобиография, заявление)

Работа по карточкам.

1

Тестовые задания части С

39

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

Выборочный диктант

1

Тестовые задания части А

40 

РР Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178)

Устный опрос

1

41

Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение»

Фронт.

опрос

1

Тестовые задания части В

42 

Контрольная работа-тест по разделу «Сложноподчиненное предложение"

Тест

1

43 

Текущий контроль

Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение"

Текущий контроль

Диктант

1

44

Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте

Работа над ошибками

1

Тестовые задания части А

Бессоюзные сложные предложения (6ч+2ч)

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

Фронт.

опрос

1

Тестовые задания части А

46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Работа по карточкам.

1

Тестовые задания части В

47 

Текущий контроль

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192)

Текущий контроль

Изложение

1

Тестовые задания части С

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Фронт.

опрос

1

49

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Устный опрос

1

Тестовые задания части В

50 

Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202)

Текущий контроль

Сочинение

1

51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП»

Работа по карточкам.

1

Тестовые задания части А

52

Контрольная работа-тест по разделу «БСП»

Текущий контроль

Тест

Тестовые задания части А

Сложные предложения с различными видами связи (5ч+2ч)

53

Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной)

Устный опрос

1

Тестовые задания части В

54 

Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213)

Фронт.

опрос

1

55

Знаки препинания в СП с различными видами связи

Работа по карточкам.

1

Тестовые задания части А

56

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи

Беседа; словарная работа

1

Тестовые задания части В

57 

Публичная речь.  Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222)

Устный опрос

1

58

Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи»

Работа по вопросам

1

Тестовые задания части А

59

Контрольный диктант по разделу «сложные предложения с различными видами связи»

Текущий контроль

Диктант

1

Тестовые задания части В

Общие сведения о языке (3ч)

60

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

Фронт.

опрос

1

Тестовые задания части А

61

Язык художественной литературы

Беседа, работа с учебником

1

Тестовые задания части В

62

Язык художественной литературы

Устный опрос

1

Тестовые задания части А

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4ч+2ч)

63

Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование

Работа по карточкам.

1

Тестовые задания части А

64

Морфология, синтаксис

Фронт.

опрос

1

Тестовые задания части В

65

Орфография, пунктуация

Устный опрос

1

Тестовые задания части А

66 

Итоговый контроль

Итоговое тестирование.

Итоговый контроль

Тест

1

Тестовые задания части С

67 

Анализ итогового тестирования.

1

68

Заключительный урок

Беседа, работа с учебником

1

Тестовые задания части А


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения.  (6 ч)

Сложносочиненные предложения (3 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Формы и средства контроля

Входной контроль (выявление качества знаний учащихся на начало учебного года)

Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения,  соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию русского языка в практической деятельности. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий.

Перечень учебно-методических средств обучения 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д .Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – Учебник: Русский язык 9 класс. - 4-е изд., М.: Просвещение, 2007

2. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2004.

3. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2001.

4. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2003.

5.Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл./ И. В. Текучева. – М.: Астрель, 2002.

6.Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2006.

7.Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/ Т. Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2005.

Дополнительная литература

1.Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. – М.: Просвещение, 2005.

  1. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь/ Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Голуб И. Б. Основы культуры речи/ И. Б. Голуб. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки/ И. П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка/ Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. – Ростов н/Д: Легион, 2006.

Ресурсы ЦОР

1. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта.        5 класс

2. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык.                              

3. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П. А. Леканта.        6 класс

4. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык.                              

5. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 7 класс

6. Русский язык. Лексика. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 5-11 классы. Справочник школьника.

7. Страна Лингвиния. Версия 2.0. Орфографический диктант.    Часть 1. гласные и безгласные. Русская орфография в алгоритмах

8. Обучающая программа- тренажёр по русскому языку - 4000 заданий

9. Фраза. Отличное средство для быстрого улучшения грамотности и получения пятёрок.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                                  http://www.gramota.ru 

Имена.org – популярно об именах и фамилиях                                                           http://www.imena.org

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала                               http://language.edu.ru

Крылатые слова и выражения                                                                   http://slova.ndo.ru

Культура письменной речи                                                               http://www.gramma.ru

Мир слова русского                                                                           http://www.rusword.org

Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

Рукописные памятники Древней Руси                                                                      http://www.lrc-lib.ru

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН                                  http://rusgram.narod.ru

Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник               http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты                 http://character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку                                 http://www.svetozar.ru

Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку                                                                            http://likbez.spb.ru

Филологический портал Philology.ru                                                   http://www.philology.ru

Центр развития русского языка                                                            http://www.ruscenter.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников                                                http://learning-russian.gramota.ru

Оборудование и приборы

(в соответствии с минимальными требованиями оснащенности) 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Состав комплекта

Количество штук

%

1

Компьютер

1

100

2

Доска интерактивная SMART

1

100

3

Проектор

1

100

4

Настенный экран

1

100

5

Сетевой фильтр СВЕН ОПТИМА BASE

1

100

Наглядность

6

Комплект портретов для кабинета русского языка

1. А. А. Шахматов

2. Ф. И. Буслаев

3. В. В. Виноградов

4. А. Х. Востоков

5. В. И. Даль

6. С. И. Ожегов

7. А. М. Пешковский

8. И. И.Срезневский

9. Н. С. Трубецкой

10. Д. Н. Ушаков

11. Д. Н. Овсянико-Куликовский
12. А. А. Потебня

1

100

7

Комплект таблиц по русскому языку

1. Знаки препинания между однородными членами предложения.

2. Правописание корней с чередованием гласных.

3. Тире между подлежащим и сказуемым.

4. Правописание морфем.

5. Обособление согласованных определений.

6. Правописание суффиксов и имен существительных.

7. Правописание приставок.

8. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

9. Знаки препинания при обособлении предложений.

10. Правописание некоторых буквосочетаний в именах существительных.

11. Правописание суффиксов причастий.

12. Знаки препинания в предложениях с союзом как.

13. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами.

14. Правописание суффиксов глаголов.

15. Различение не и ни.

16. Знаки препинания и основные случаи их употребления.

17. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

18. Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи.

19. Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания.

20. Разделы русской пунктуации и основные группы правил.

21. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями.

22. Правописание суффиксов -к(ий) и -ск(ий) в именах прилагательных.

23. Правописание окончаний глаголов.

24. Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

25. Знаки препинания в сложных предложениях.

26. Правописание буквы ы и и.

1

100

8

Словари и справочная литература

1. Л. Чеснакова — Школьный словарь строения и изменения слов русского языка.

2. З.Александров-Словарь синонимов русского языка.

3 . Н.М.Семёнова - Новый краткий словарь иностранных слов. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников.

4. В.Бурцева - Новый орфографический словарь - справочник русского языка.

5. А.П.Гуськов, Б.В. Сотин - Популярный словарь русского языка.

6. В.А.Жуков - Словарь русских пословиц и поговорок.

7. Л. Саяхова - Тематический словарь русского языка.

8. Р. Рагожникова - Словарь устаревших слов русского языка.

9. А.Тихонов - Комплексный словарь русского языка.

10. Историко-этимо логических словарь современного русского языка. I и II тома.

11. Р. Яронцев - Русская фразеология. Словарь- справочник.

12. Биобиблиографический словарь. I часть и II зарубежные писатели.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Диктант

Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.

  Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.

   В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси,  ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем.

              ( По Ю.Казакову. 171 слово)

 

Грамматическое задание

1.     Выполните синтаксический разбор предложения

I вариант- Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.

II вариант - Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей.

 

2.    Озаглавьте  текст.

3.    разобрать фонетически слова

I вариант -  встретив  II вариант- чувствуя

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение», умение грамотно писать.

Наступление на тайгу

Остров закрывал утренний густой туман. Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы. Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. Всюду почувствовалось присутствие человека. На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1. Сделать синтаксический разбор сложносочиненных предложений, построить схемы (по вариантам). (По выбору учителя.)

2. Найти предложение с общим второстепенным членом, объяснить отсутствие в нем запятой, построить схему.

3. Найти предложение с однородными членами, разобрать синтаксически, построить схему.

4. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
НА ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Цели: научить самостоятельно писать сочинение-рецензию, учитывая композиционные особенности данного жанра, формировать умение составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая литературные нормы.

Сочинение-рецензия

Рекомендую прочитать

Не один раз за долгую трудную жизнь уходила Толгонай одна в поле, чтобы рассказать ему о радостях и бедах, чтобы посоветоваться… И вот снова пришла великая труженица к немому свидетелю всех событий своей жизни… Ее драматический рассказ и составляет сюжет произведения киргизского писателя, лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова «Материнское поле».

Написано оно прозой, носит подзаголовок – повесть. Так сам автор охарактеризовал жанр. Но за эпический размах, драматизм событий, величаво-народную манеру повествования, высокую героику и лиризм его хотелось бы назвать поэмой, поэмой в прозе.

Поле в повести Айтматова не просто часть степи, обрабатываемая когда-то кетменем, а теперь трактором. Нет, это образ, ставший символом народной жизни. Земля – теплая, родная, земля, одетая цветами, снопами хлеба, политая кровью и потом, лежит вокруг человека-труженика… Вторая мировая война ворвалась в наполненную трудами и счастливыми заботами жизнь Толгонай и отняла у нее всех близких людей: мужа и троих сыновей.

Старая женщина и ее невестка Алиман долго жили надеждой на возвращение младшего, пропавшего без вести. Но он не вернулся. Обе женщины работали в колхозе. Толгонай стала бригадиром.

Дальнейшая жизнь Алиман сложилась несчастливо: новая любовь обманула ее… Она умирает в родах, и Толгонай воспитывает ее сына Жанболота.

Вот в самом сжатом виде основные события повествования. Через эти события Чингиз Айтматов показывает мудрость народную, жизненный опыт человека-труженика.

Придя на свое любимое поле, Толгонай говорит: «Земля, ты держишь всех нас на своей груди: если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, и нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!»

Несмотря на то что сбылось главное, о чем мечтали Толгонай и ее муж Суванкул: они пахали свою, народную, землю, сеяли свой хлеб, Толгонай пришлось пройти воистину тернистый путь страданий и горя. Война опалила ей душу и закалила сердце. И образ матери трех погибших сыновей вырастает в символ Родины.

Толгонай хорошо понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней», что «нет материнской судьбы без народной судьбы».

Вот один из самых волнующих эпизодов повести. Мимо родного полустанка мчится поезд. Он увозит среднего сына Толгонай на фронт. «Ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, в лице и глазах – радость, и горе, и сожаление, и прощание…» «Скажи, земля родная, – спрашивает Толгонай, – когда, в какие времена так страдала, так мучилась мать, чтобы только один раз, только мельком увидеть своего сына?.. Пусть буду я последней матерью, которая так ждала своего сына. Не приведи Бог обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы».

Высоким трагизмом и правдой потрясает сцена получения Толгонай и ее невесткой Алиман известия о гибели сына и мужа. Алиман глубоко переживает горе. Ее судьба – это судьба многих женщин, в молодости ставших вдовами…

Земная, яркая жизнь, цветы, запахи трав и хлеба врываются в поэму Чингиза Айтматова. А Толгонай, как когда-то, рвет в поле цветы… «Только тогда косынка на ней была красная, а цветы белые, а теперь она повязана черным платком, а в руках держит красные цветы». Радужное многоцветье мира распалось на простейшие составные цвета.

Черная косынка и красные цветы – символ скорби. Потеряв последнего близкого человека – Алиман, Толгонай ушла по дороге, укрыв ребенка на груди. И белый снег на земле ей казался черным.

Последний аккорд поэмы звучит утверждением новой жизни, которая вечно обновляется: в свет приходит новый хлебороб, сын Алиман – Жанболот.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ


ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста, формулировать собственные умозаключения.

Прощание с Пушкиным

Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.

Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.

Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.

Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.

Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».

Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.

– Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!

Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.

– Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.

Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

– Кончена жизнь.

Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.

– И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.

Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.

– Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.

И люди в скорбном молчании обнажили головы.

Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цели: проверить знания учащихся по изученному материалу; провести анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Волшебные краски

Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье?

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски, которых у него было немало. Тогда он попросил новые.

Прошло много-много лет. Мальчик не заметил, как стал художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожи не огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Все восхищались его рисунками. Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. Появились и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли. Когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь, все увидели, как прекрасен мир. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека. (По Е. Пермякову.) 152 слова.

III. Грамматическое задание.

1. Произвести синтаксический разбор двух предложений (по указанию учителя).

2. Выписать сложноподчиненное предложение, построить схему.

На втором уроке проводятся анализ диктанта и работа над ошибками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели: проконтролировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении.

Бурундук

Я обернулся и увидел бурундука. Эта пестренькая земляная белка проворно бегала по колоднику (бурелому), влезала на деревья, спускалась вниз и снова пряталась в траве.

Я заметил, что бурундук постоянно возвращается  к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. Когда он уходил, его защечные мешки были туго набиты. Когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пуст. Меня это очень заинтересовало. Я подошел поближе и стал наблюдать. На колоднике лежали сухие грибы, корешки, орехи. Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу еще не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. Но зачем? Тогда я вспомнил рассказ Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит на валежнике, а к вечеру уносит обратно в свою норку. (В. К. Арсеньев.) 147 слов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ


СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Цели: формировать умения учащихся рассуждать, формулировать тему рассуждения, подбирать эпиграф, нужные цитаты, отражающие основную мысль сочинения, соблюдать структуру сочинения-рассуждения.

Написание собственного сочинения-рассуждения на тему «Что такое подвиг?».

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ


СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Н. М. РОМАДИНА
«СЕЛО ХМЕЛЕВКА»

Цели: научить описывать увиденное; совершенствовать умение писать отзыв об увиденном.

Написание сочинения по картине (жанр выбирают учащиеся).

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ


ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к литературным фактам, художественным произведениям, творчеству писателей и поэтов.

Любите Пушкина

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей – это сказки. Для десятилетних – «Руслан». В двенадцать–тринадцать лет нам открывается пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы – «Онегин» и лирика.

А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это уже навсегда.

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня:

– Любите ли вы Пушкина?

Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:

– Я больше люблю Лермонтова!

Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:

– Милый, любите Пушкина!

Это отнюдь не означало: «Перестаньте любить Лермонтова».

Лермонтов рано овладевает нашим воображением и навсегда удерживает в душе у нас свое особенное место. Но постичь величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто.

Разумеется, рано или поздно Пушкин открылся бы мне во всей своей глубине и блеске и без отеческого наставления А. К. Лядова. И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:

– Милые, любите Пушкина!

Творческое задание.

– Изложите коротко данный текст, сосредоточив внимание на элементе сочинения:

– Каков мой Пушкин?

или:

– Что дало мне знакомство с творчеством Пушкина?

– Любимые строки поэта.

– Любимое произведение Пушкина. и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
и его АНАЛИЗ

Цель: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса.

Благовещенская надвратная церковь – одно из замечательных произведений древнерусской архитектуры.4 Построенная в 1518 году, церковь представляет собой комбинацию крепостной двухпролетной башни с поставленным на нее маленьким храмиком, по своему внешнему облику напоминающим Покровский собор. С востока храмик имеет четыре маленькие, почти плоские апсиды, а с других трех сторон окружен небольшой крытой галереей. Вся эта будто бы игрушечная церковка завершается тремя миниатюрными главками. Фасады церкви покрыты разнообразным декором, напоминающим народную резьбу по дереву – многочисленные валики, ширинки, несколько рядов городка делают постройку не столько церковной, сколько гражданской. Своим главным фасадом Благовещенская церковь обращена к старинной московской дороге – улице Стромынке, по которой проезжали в Суздаль именитые князья и бояре. Известно, что в ясную погоду с горы Ясенцы, где проходила старая московская дорога, блеск позолоченной главки Благовещенской церкви был виден за 15 (пятнадцать) верст.4 (А. Варганов.)

IV. Дополнительные задания.

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне слова, объясните орфограмму.

3. Выпишите из текста два слова с непроверяемыми гласными в корне слова.

4. Выпишите два слова с непроизносимыми согласными, объясните.

5. Произведите морфемный разбор указанных учителем слов.

6. Выпишите из текста числительные, объясните их правописание.

7. Произведите морфологический разбор причастий, выписав их из текста (по указанию учителя).

8. Произведите морфологический разбор слова будто бы, объясните орфограмму.

9. Объясните пунктограмму в первом предложении.

10. Выпишите из текста предложение с обособленным членом, объясните графически.

11. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение, произведите синтаксический разбор, постройте схему.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....