Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Петешова Елена Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА к  рабочей программе по русскому языку. Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс. Уровень – базовый .«Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель:  Н.А. Николина – М. « Просвещение»  2011 г.),  учебник «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф.,  Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska-10r.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

к  рабочей программе по русскому языку

Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс

Уровень – базовый

            Рабочая программа по русскому языку в 10 А и 10 Б  классах составлена на основе  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.,  «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель:  Н.А. Николина – М. « Просвещение»  2011 г.)  и учебника «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф.,  Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.) Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Программа по русскому языку для 10-11 классов рассчитана на 122 часа (55ч в 10 классе , 67ч в 11 классе). Согласно школьному учебному плану количество часов в неделю  2 ( компонент образовательного учреждения),  количество часов в учебном году по программе  70.

В связи с этим в данную рабочую программу внесены  следующие изменения:

- добавлено 4 часа на изучение темы: «Стили и типы речи» ( по прогр.-2ч); добавлено 5ч на изучение раздела « Морфемика, словообразование. Орфография.» ( по прогр. – 16); 4ч на изучение раздела «Морфология и орфография» ( по прогр.- 17);

- в каждый из разделов внесены уроки развития речи с целью подготовки уч-ся к ЕГЭ ( работа над частью С );

- предусмотрено написание тестовых работ в формате ЕГЭ.

Количество контрольных диктантов 4, контрольных изложений 1, обучающих изложений  2, обучающих  сочинений  4, что соответствует нормам, выработанным  и утверждённым  на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла ( протокол № 1 от 29.08.2011г.).

Общая характеристика курса

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Учебник В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нём уделяется формированию и развитию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.

В особый раздел не выделены материалы, обеспечивающие формирование и развитие культуроведческой компетенции, они включены в задания, представленные в различных композиционных частях учебника, а также не объединены в особый раздел сведения о тексте и его признаках, уже известные учащимся 10-11 классов. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания, связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации, в нём содержащейся, и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника.

Цели обучения.

Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:• осмысление русского языка как национально-культурного достояния народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

• расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;

• овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);

• овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.)

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

• интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

Содержание тем учебного курса

Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка. (1 ч.)

Стили и типы речи. Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. (2)

Стиль художественной литературы. (1)

Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их основные признаки. (1 ч.)

Понятие о норме литературного языка. Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы (1 ч.).

Лексика и фразеология. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия (1ч).

Тропы как выразительное средство языка. Основные виды тропов (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола) (2ч)

Омонимы и их употребление в речи. Особенности употребления синонимов и антонимов (3ч)

Разговорная и книжная лексика. Стилистически ограниченная лексика. Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их роль в формировании русского литературного языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Типичные лексические ошибки и способы их преодоления (3ч)

Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии (1ч)

Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие и многосоюзие) (2ч)

Орфоэпия. Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование (2ч)

Морфемика. Словообразование. Орфография. Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический, морфологический). Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии ( 1ч)

Употребление прописных букв(1ч)

Правила переноса (1ч)

Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов. Основные способы образования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ. Международные словообразовательные элементы (2ч)

Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц. виды орфограмм согласных в корне. Двойные согласные. Правописание приставок. Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных Ъ и Ь. буквы Ы и И после приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов ( 13ч)

Морфология и орфография. Предмет морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи( 1ч)

Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имён существительных ( 7ч)

Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных ( 4ч)

Имя числительное. Правописание и употребление числительных (2ч)

Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений (2ч)

Образовательные технологии

При реализации программы используются  элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод  обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития уч-ся;

- объяснительно- иллюстративного обучения ( для выработки как общеучебных, так и предметных знаний);

- дифференцированного обучения ( с учётом личностного отношения школьников к учёбе, степени обученности, обучаемости, интереса к изучению предмета, к личности учителя);

- технология проблемного подхода.

           Также при реализации программы использованы и традиционные технологии, такие как технология формирования  приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики  объектов.

      Методы организации учебно-познавательной деятельности:

-  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения уч. материала;

- словесные, наглядные, практические;

-  индуктивные и дедуктивные.

      В планировании учтены различные формы урока и формы контроля ( самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы).

Методы и приёмы обучения:  а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный  компонент

Школьный компонент

10А

10Б

1

-

1

«Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель:  Н.А. Николина – М. «Просвещение»  2011 г.)

1.«Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф.,  Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.)

2. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012г.

3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.

1.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.

2.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

3.Г.Т..Егораева. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

Электронные пособия

1.1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

2.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

Фраза. Лингвистический тренажёр. 2. CD-ROM . «Орфографический практикум»

3. CD-ROM . «Тесты по русскому языку»

Учебно – тематический план

п/п

№ раздела, темы

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Уроки развития речи

Обучающие изложения

Обучающие сочинения

Контрольные работы

тесты

1.

1

Введение.

1

2.

2.

Стили и типы речи. Нормы литературного языка.

8

7

-

1

1 (К/Д)

3.

3

 Лексика и фразеология.

16

3

1

2

1(к/тес)

3

4.

4

Орфоэпия

2

-

-

-

-

5.

5

Морфемика, словообразование.Орфография.

21

2

1

1

2 (к/д)

4

6.

6

Морфология и орфография.

22

2

-

1

1 (к/из)

1 (к/тес.)

1 (к/д)

1

Итого

70

14

2

5

7

8

                                       Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся 10 класса
должны знать/ понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Перечень учебно-методического обеспечения


Авторы учебника:
Грекова В.Ф, С.Е.Крючкова Л.А.Чешко Русский язык. . Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2009


Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
1.Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

2.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., 2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.2.Г.Т..Егораева. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

3.Потапова Г.Н.Тренировочные диктанты по русскому языку: 10-11 классы.- М.:Экзамен.2006

4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

5. Журналы: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября»

6.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012г.

7.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.

8.Таблицы, схемы.
9.Лингвистические справочники и словари.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.

Федеральный компонент государственного стандарта

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

10 класс базовый уровень

Урок №1. Русский язык в современном мире.Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Урок №2. Разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Особенности научного и официально-делового стилей, их основные жанры.Написание тезисов, рецензии.Составление деловых документов различных жанров.

Урок №3.Информационная переработка текста публицистического стиля. Культура публичной речи.

Урок  №5. Литературный язык и  язык художественной литературы.Основные признаки художественной речи.

Урок № 6. Лингвистический анализ типов речи в текстах разных функциональных разновидностей.

Урок №7. Нормы  литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Урок № 8. Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Урок № 9. Синонимия в системе русского языка.

Урок № 20.Формы существования русского национального языка.

Урок № 24. Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Урок № 26.Допустимые варианты произношения и ударения.

Урок № 51. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

Урок № 58. Грамматические нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....