Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку 10 класс
    рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

    Петешова Елена Викторовна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА к  рабочей программе по русскому языку. Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс. Уровень – базовый .«Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель:  Н.А. Николина – М. « Просвещение»  2011 г.),  учебник «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф.,  Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska-10r.docx33.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    к  рабочей программе по русскому языку

    Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс

    Уровень – базовый

                Рабочая программа по русскому языку в 10 А и 10 Б  классах составлена на основе  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.,  «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель:  Н.А. Николина – М. « Просвещение»  2011 г.)  и учебника «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф.,  Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.) Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

    Программа по русскому языку для 10-11 классов рассчитана на 122 часа (55ч в 10 классе , 67ч в 11 классе). Согласно школьному учебному плану количество часов в неделю  2 ( компонент образовательного учреждения),  количество часов в учебном году по программе  70.

    В связи с этим в данную рабочую программу внесены  следующие изменения:

    - добавлено 4 часа на изучение темы: «Стили и типы речи» ( по прогр.-2ч); добавлено 5ч на изучение раздела « Морфемика, словообразование. Орфография.» ( по прогр. – 16); 4ч на изучение раздела «Морфология и орфография» ( по прогр.- 17);

    - в каждый из разделов внесены уроки развития речи с целью подготовки уч-ся к ЕГЭ ( работа над частью С );

    - предусмотрено написание тестовых работ в формате ЕГЭ.

    Количество контрольных диктантов 4, контрольных изложений 1, обучающих изложений  2, обучающих  сочинений  4, что соответствует нормам, выработанным  и утверждённым  на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла ( протокол № 1 от 29.08.2011г.).

    Общая характеристика курса

    Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

    Учебник В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нём уделяется формированию и развитию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.

    В особый раздел не выделены материалы, обеспечивающие формирование и развитие культуроведческой компетенции, они включены в задания, представленные в различных композиционных частях учебника, а также не объединены в особый раздел сведения о тексте и его признаках, уже известные учащимся 10-11 классов. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания, связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации, в нём содержащейся, и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника.

    Цели обучения.

    Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:• осмысление русского языка как национально-культурного достояния народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

    • расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;

    • овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);

    • овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.)

    Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

    В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

    • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

    • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

    • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

    • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

    На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

    Содержание тем учебного курса

    Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка. (1 ч.)

    Стили и типы речи. Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. (2)

    Стиль художественной литературы. (1)

    Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их основные признаки. (1 ч.)

    Понятие о норме литературного языка. Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы (1 ч.).

    Лексика и фразеология. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия (1ч).

    Тропы как выразительное средство языка. Основные виды тропов (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола) (2ч)

    Омонимы и их употребление в речи. Особенности употребления синонимов и антонимов (3ч)

    Разговорная и книжная лексика. Стилистически ограниченная лексика. Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их роль в формировании русского литературного языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Типичные лексические ошибки и способы их преодоления (3ч)

    Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии (1ч)

    Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие и многосоюзие) (2ч)

    Орфоэпия. Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование (2ч)

    Морфемика. Словообразование. Орфография. Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический, морфологический). Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии ( 1ч)

    Употребление прописных букв(1ч)

    Правила переноса (1ч)

    Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов. Основные способы образования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ. Международные словообразовательные элементы (2ч)

    Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц. виды орфограмм согласных в корне. Двойные согласные. Правописание приставок. Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных Ъ и Ь. буквы Ы и И после приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов ( 13ч)

    Морфология и орфография. Предмет морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи( 1ч)

    Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имён существительных ( 7ч)

    Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных ( 4ч)

    Имя числительное. Правописание и употребление числительных (2ч)

    Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений (2ч)

    Образовательные технологии

    При реализации программы используются  элементы технологий:

    - личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод  обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

    - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития уч-ся;

    - объяснительно- иллюстративного обучения ( для выработки как общеучебных, так и предметных знаний);

    - дифференцированного обучения ( с учётом личностного отношения школьников к учёбе, степени обученности, обучаемости, интереса к изучению предмета, к личности учителя);

    - технология проблемного подхода.

               Также при реализации программы использованы и традиционные технологии, такие как технология формирования  приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики  объектов.

          Методы организации учебно-познавательной деятельности:

    -  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения уч. материала;

    - словесные, наглядные, практические;

    -  индуктивные и дедуктивные.

          В планировании учтены различные формы урока и формы контроля ( самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы).

    Методы и приёмы обучения:  а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

    б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

    в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

    г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

    д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

    Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана

    класс

    Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

    Реквизиты программы

    УМК обучающихся

    УМК учителя

    Федеральный компонент

    Региональный  компонент

    Школьный компонент

    10А

    10Б

    1

    -

    1

    «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель:  Н.А. Николина – М. «Просвещение»  2011 г.)

    1.«Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф.,  Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.)

    2. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012г.

    3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.

    1.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.

    2.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

    3.Г.Т..Егораева. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

    Электронные пособия

    1.1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

    2.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

    Фраза. Лингвистический тренажёр. 2. CD-ROM . «Орфографический практикум»

    3. CD-ROM . «Тесты по русскому языку»

    Учебно – тематический план

    п/п

    № раздела, темы

    Наименование разделов, тем

    Количество часов

    Всего

    Уроки развития речи

    Обучающие изложения

    Обучающие сочинения

    Контрольные работы

    тесты

    1.

    1

    Введение.

    1

    2.

    2.

    Стили и типы речи. Нормы литературного языка.

    8

    7

    -

    1

    1 (К/Д)

    3.

    3

     Лексика и фразеология.

    16

    3

    1

    2

    1(к/тес)

    3

    4.

    4

    Орфоэпия

    2

    -

    -

    -

    -

    5.

    5

    Морфемика, словообразование.Орфография.

    21

    2

    1

    1

    2 (к/д)

    4

    6.

    6

    Морфология и орфография.

    22

    2

    -

    1

    1 (к/из)

    1 (к/тес.)

    1 (к/д)

    1

    Итого

    70

    14

    2

    5

    7

    8

                                           Требования к уровню подготовки обучающихся

    Учащиеся 10 класса
    должны знать/ понимать:
    • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
    • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
    • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
    должны уметь:
    • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
    • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
    • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;
    • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
    • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;
    должны владеть:
    • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
    • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
    • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

    Перечень учебно-методического обеспечения


    Авторы учебника:
    Грекова В.Ф, С.Е.Крючкова Л.А.Чешко Русский язык. . Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2009


    Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
    1.Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

    2.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., 2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.2.Г.Т..Егораева. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

    3.Потапова Г.Н.Тренировочные диктанты по русскому языку: 10-11 классы.- М.:Экзамен.2006

    4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

    5. Журналы: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября»

    6.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012г.

    7.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.

    8.Таблицы, схемы.
    9.Лингвистические справочники и словари.
    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.

    Федеральный компонент государственного стандарта

    Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

    10 класс базовый уровень

    Урок №1. Русский язык в современном мире.Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

    Урок №2. Разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Особенности научного и официально-делового стилей, их основные жанры.Написание тезисов, рецензии.Составление деловых документов различных жанров.

    Урок №3.Информационная переработка текста публицистического стиля. Культура публичной речи.

    Урок  №5. Литературный язык и  язык художественной литературы.Основные признаки художественной речи.

    Урок № 6. Лингвистический анализ типов речи в текстах разных функциональных разновидностей.

    Урок №7. Нормы  литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

    Урок № 8. Нормативные словари современного русского языка и справочники.

    Урок № 9. Синонимия в системе русского языка.

    Урок № 20.Формы существования русского национального языка.

    Урок № 24. Развитие навыков монологической и диалогической речи.

    Урок № 26.Допустимые варианты произношения и ударения.

    Урок № 51. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

    Урок № 58. Грамматические нормы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

    Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

    Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/

    Рабочая программа включает  пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

    Рабочая программа по русскому языку. 10 класс. Программа А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой

    Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль уровня обученности,перечень  учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирован...

    Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

    В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС ПЕДАГОГА ГБОУ гимназии № 446 Быкаревой Ларисы Николаевны, высшая категория, методиста МО учителей русского языка и литературы

    Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 10 класса на 2014-2015 учебный год создана на основе:·...

    рабочая программа по русскому языку 10 класс по программе Львовой С.И.

    Программа по русскому языку для 10 класса составлена с учетом новых требований ФГОС, примерной образовательной программы  среднего общего образования, рекомендованной Координационным советом при ...

    Рабочая программа по русскому языку (10 класс) с опорой на авторскую программу к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой 10-11 класс

    Программа содержит:1.титульный лист;2. пояснительную записку, включающую в себя перечень нормативно-правовых документов, описание места предмета в учебном плане, описание учебно-методического комплекс...