Урок русского языка в 6 классе
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Панишкина Светлана Алексеевна

Урок русского языка в 6 классе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryityiyurokrusskogoyazyikav6klasse.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока русского языка

в 6 классе

«Имя существительное. Повторение

изученного в 5 классе»

                                                             

                                                               Учитель русского языка и литературы

Панишкина Светлана Алексеевна

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя существительное"

Цель:

  1. Обобщить знания по теме "Имя существительное" (его грамматические, морфологические признаки, синтаксическая роль).
  2. Развить умение находить и исправлять грамматические и речевые ошибки.
  3. Воспитывать у школьников потребность в самоконтроле за собственной речью (устной и письменной), развивать языковое чутье, безошибочно следовать нормам речи.

Ход урока

Эпиграф «Имя существительное — хлеб языка».

                                    Л. Успенский

1). Вызов интереса к теме урока.

Вступительное слово учителя о целях урока.  Обращение к эпиграфу. Как вы понимаете это выражение? (Без имен существительных нельзя обойтись в речи так же, как в нашей жизни без хлеба).

 Эмоциональный настрой учеников. Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте себе удачи, и начнём!

Составление существительных из букв, встречающихся в слове транспорт.

Ответ: Имена существительные, составленные из букв слова транспорт: спорт, порт, нос, сон, рот, торт, пора, спор, сор, тон, нота, рост, рапорт.

2) Осмысление темы.

В 5  классе вы изучали имена существительные, их значение, узнали об именах собственных и нарицательных, о трех склонениях. Вы уже знаете, что в русском языке трудно разграничивать одушевленные и неодушевленные существительные: какой вопрос надо ставить к существительному кошка – кто? или что? И очень часто непросто оказывается определить, какого рода существительное.

  1. Проверка теоретического материала.

Дайте определение имени существительного.

4) Обратите внимание на поэтические строки А.С. Пушкина (на доске).

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Задача: произвести морфологический разбор 2-х существительных (2 человека работают у доски).

5) А каковы морфологические признаки имени существительного? (фронтальный опрос). 

  • собственные / нарицательные
  • одушевленные / неодушевленные
  • род имен существительных
  • категория числа
  • изменение по падежам
  • 3 склонения существительных
  1. Тестирование по теме «Склонение».

1. К третьему склонению относится имя существительное:

  1. дочь;
  2. плакса;
  3. пальто.
  1. Именем существительным женского рода  является слово:
  1. метро;
  2. время;
  3. фанера.
  1. Именем существительными среднего рода является слово:

       1)окно;

       2) парта;

       3) цветок.

  1. Именем существительным мужского рода является слово:

       1) дедушка;

       2) дерево;

       3) конфета.

  1. К третьему склонению относится имя существительное:
  1. сын
  2. помощь  
  3. плач
  1. Именем существительным общего рода является слово:
  1. плакса
  2. академия
  3. стремя
  1. Один ученик работает у доски, выполняет синтаксический разбор предложения: 

сущ.                      сущ.        мест.       сущ.

Москва —столица нашей Родины.

 

( повеств., невоскл., простое, двусост., распр.) подл. и сказ. выражены

существ., - между ними ставим тире.

Вывод: в предложении сущ. может быть подлежащим, сказуемым,

дополнением.

8) Слово учителя. — Роль имени существительного в нашей речи

 К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, т.к. в русском языке, на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных . Недаром поэт говорит: «давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

- Какие же названия предметам даёт имя существительное?

9) Работа с учебником (упражнение 140, с. 75).

Задание: назовите по пять существительных, которые обозначают:

Названия людей:

Названия предметов, вещей:

Названия веществ:

Названия животных:

Названия птиц:

Названия действий:

Названия признаков, качеств:

Названия фактов, событий:

Названия природных явлений.

10) Упражнение 142, с. 76.

Запишите выделенные существительные в единственном числе, именительном падеже. Укажите их род.

14) Поисковая работа: " Имя существительное в Р.п., мн.ч." (заранее готовит один из учеников).

По правильному произношению судят о культуре человека. Давайте говорить правильно!

Апельсины - апельсинов, помидоры -помидоров, грамм-граммов, носки-носков,

Ботинки - ботинок, метры - метров, цыгане - цыган, судьи - судей, дела - дел, места - мест.

15) Итог урока.

Домашнее задание: упр. 142 (2) Любите ли вы свое родное село? Опишите его. Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...