Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Вергазова Оксана Владимировна

     Урок изучения нового материала  в  5 классе,  учебной целью которого является определение случаев постановки тире  между подлежащим и сказуемым.  На уроке предусмотрены разные формы деятельности учащихся  с  использованием смарт-доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezh._i_skaz._urok.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели: 
1. Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже.

2. Формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого.

3. Закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, smart-доска.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Синтаксическая  мозаика.
  3. Определение  темы урока.
  4. Работа с учебником.
  5. Словарная работа.
  6. Составление алгоритма и опорной схемы.
  7. Физминутка.
  8. Первичное закрепление. Графический диктант.
  9. Выполнение упражнения по учебнику у доски (172, дополн.173).
  10. Подведение  итогов  урока.
  11. Рефлексия.
  12. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Оргмомент.

         Приветствие. Проверка готовности класса к уроку, выявление отсутствующих на уроке.

  1. Вступительное слово учителя.

         Ребята, с какой темой мы работали с вами на прошлом уроке? А в какой раздел науки о языке она входит? (синтаксис). Сегодня на уроке мы  продолжим  работу по этому разделу, и нас с вами ждет новое открытие в  мире синтаксических единиц и  знаков препинания.

Познакомьтесь с планом работы на уроке (слайд 3). А что станет предметом нашего изучения, вы определите сами, ответив на вопросы «Синтаксической мозаики» (слайд 4).

  1. Синтаксис – это…
  2. Словосочетание – это…
  3. Предложение – это…
  4. Виды предложений по цели высказывания...
  5. Грамматическая основа - это...
  6. Подлежащее - это...
  7. Сказуемое - это...
  8. Пунктуация - это...

- Ребята, как одним словом можно назвать знаки, изображенные на слайде? (пунктуационные). А сколько пунктуационных знаков в русском языке? (10). А какого знака среди них нет? (тире). А почему, по-вашему, я не указала этот знак среди остальных? Действительно, сегодня знак тире будет в центре нашего внимания в течение всего урока. Ребята, а какую  учебную цель мы с вами можем поставить? Чему будем учиться?

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока:

"Тире между подлежащим и сказуемым"(слайд 5).

- Тире является сравнительно "молодым" знаком препинания. Ему всего около 100 лет. И существует мнение, что изобрел его писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.

 

- А теперь проведите самостоятельное исследование по учебнику и выполните устно упр.169 с карандашом в руке. (слайд 5).Проанализируйте приведенные предложения и попробуйте сами сделать вывод. (3 мин.)

- Итак, проверяем. На основе чего можно объединить все эти предложения?

(во всех предложениях подлежащее и сказуемое выражены им.сущ. в им.пад. и между ними ставится тире).

- Попробуйте, не заглядывая в учебник, сформулировать вывод.

Сравните свои предположения с правилом в учебнике.

- Запишите в своих тетрадях предложение и графически объясните постановку или отсутствие знака препинания. (РАБОТА У ДОСКИ).

Знание - высшее богатство.

-  Попробуем  сформулировать  алгоритм  действий  при  разборе предложения.

Алгоритм разбора предложения (слайд 6).

1. Выделяем грамматическую основу.

2. Определяем, чем является подлежащее и сказуемое.

3. Выясняем, нужно или нет ставить тире в предложении.

(3-4 человека проговаривают алгоритм).

- Давайте составим схему-помощник для разбора предложений и запишем ее в тетрадь. (слайд 7 использование утилиты множественного клонирования).

- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, понятно ли вам значение этих слов? (слайд 8 словарная работа с применением анимации).

партер

планер

сувенир.

Пользуясь словарем в конце учебника объясните значение этих слов, используя предложения с тире.

Составьте по два предложения с этими словами и запишите их.

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) (слайд 9.)

- Ребята, запишите следующий вид работы на уроке - ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. (слайд 10 расстановка знаков препинания в предложениях. Использование цветной шторки. При передвижении шторки вниз появляются предложения, в которых  нужно определить постановку тире).

(ВЗАИМОПРОВЕРКА (слайд 11).

 - С какой целью мы выполняли это задание?

- Кто из вас справился без ошибок?

- Кто допустил ошибки, в каких предложениях?

 - Выполнение самостоятельной работы по учебнику (слайд 12). Сверка с доской, у которой выполняет упражнение учащийся.

РАБОТА У ДОСКИ (УПР.172)

ЗАДАНИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ (УПР.173).

СВЕРКА С ДОСКОЙ.

- Упражнение «Подбери пару». (слайд 13, использование утилиты множественного клонирования).

ИГРА "Кто это? Что это" (слайд 14, развитие речи с помощью игры «Кубик-рубик»).

- Постройте предложения  с тире на основе изображений (устно).

Подведение итогов урока.

- Ребята заполните пропуски в следующих предложениях (слайд 15. Применение анимации в качестве самопроверки учащихся).

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня я понял …

Мне понравилось на уроке …

!

?

...

Оценивание.

Домашнее задание (слайд 16).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...