Рабочая программа по русскому языку 10 класс ЦДО.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Рубцова Анастасия Владимировна

Данная рабочая программа разработана для учащихся 10 класса ЦДО (Центр дистанционного обучения детей с ОВЗ). Соблюдая основне требования к программе русского языка в 10 классе, здесь учитываются и те особенности, с которыми сталкивается учитель русского языка при работе с учащимися с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение образовательная школа-интернат

 «Республиканский лицей-интернат» УР

Принято на заседании                                                                                      Утверждена

методического объединения                                                                            приказом № _________                

Протокол № ___________                                                                                от ________________

От ______________                                                                                          Директор школы

                                                                                                                            ________ И. А. Морозова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

Класс      ___10_____    

 

Ф. И.О. учителя __Рубцова Анастасия Владимировна______________________

Категория ___высшая__________________________

        

Завьяловский район, п. Италмас

2012-2013 уч. гг.

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«_Русский язык» __10_____ класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Русский язык.  2012 г. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года)
  •  Государственная программа по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (М.: «Просвещение», 2011г.)

Цели и задачи обучения по предмету «Русский язык» в __10____ классе

Цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи курса:

  1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  2. закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  3. закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
  4. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  5. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  6. развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  7. формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 10 классе составляет 68 часов.

Из них: 6 часов – контрольные уроки, 9 – уроки развития речи, 1 – внеаудиторное занятие.

Межпредметные связи на уроках русского языка

На уроках русского языка в 10 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как литература, история и обществознание, так как у учащихся продолжает формироваться умение использовать язык с целью поиска и анализа необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач, умение выбирать языковые средства для построения диалога, монолога, письменного текста с учетом особенностей разных видов речи, умение задавать вопросы, стремление к более точному выражению собственного мнения.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

  • индивидуальные особенности обучающихся, связанные с состоянием здоровья;
  • невысокий уровень подготовки по русскому языку (согласно проведённым срезам и итоговой аттестации).

Отличительные особенности курса от примерной программы.

Исходя из особенностей учащихся  ЦДО, указанных выше, в примерную программу внесены изменения: увеличено количество часов, отведённых на изучение таких разделов, как «Орфография», за счёт уменьшения часов, связанных с изучением стилей речи.

Программа 10 класса направлена на повторение и систематизацию сведений по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и стилистике, предусматривается подача материала крупными блоками, что дает возможность учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке. Кроме того, такая форма аттестации, как ЕГЭ, требует проведения контрольных работ в виде тестов, предполагающих комплексный анализ текста, или тестов по материалам ЕГЭ.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый.

Формы контроля:

  • диктант;
  • словарный диктант;
  • проверочная работа;
  • тест;
  • компьютерное тестирование;
  • индивидуальные разноуровневые задания;
  • сочинение.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010.

2  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и подтем

Коли-чество часов

Практические, лабораторные

Контрольные

Формы итогового контроля

Вводный урок.

2

1

Входное тестирование.

Лексика. Фонетика. Орфоэпия.

6

Развитие речи – 1ч. 

1

Тест.

Орфография.

21

Развитие речи – 2ч.

2

Тест.

Диктант. Диктант с творческим заданием.

Самостоятельные части речи.

37

Развитие речи – 3 ч.

Внеаудиторное занятие – 1 ч.

2

Тест. Диктант. Контрольная работа. Контрольное сочинение.

Повторение изученного

2

Итого:

68

10

6

Поурочно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Опорные понятия

Знания, умения, навыки, формируемые на уроке

1

Введение. Слово о русском языке. Входное тестирование.

Проверка усвоенности знаний, умений и навыков по курсу русского языка за 5-9 классы.

2

Понятие  о норме литературного языка. Типы норм.

Литературная норма.

Знать типологию норм. Уметь видеть норму и отклонение от нормы в тексте.

Лексика. Фонетика. Орфоэпия.

3

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Тропы как выразительные средства языка.

Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, символ, метонимия и др.).

Знать и понимать особенности использования тропов в речи. Уметь грамотно и уместно использовать тропы в своих работах.

4

Фигуры речи как выразительные средства языка.

Оксюморон, градация, инверсия, антитеза, эллипсис, анафора и др.

Знать и понимать особенности строения и употребления фигур речи. Уметь грамотно и уместно использо-вать фигуры речи в своих работах.

5

Фонетический разбор слова.

Фонетика, звуки. Слабая и сильная позиция. Йотированные гласные.

Знать алгоритм фонетического разбора. Уметь анализировать фонетическую структуру слова.

6

Орфоэпические нормы современного русского языка.  Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах. Демоверсия ЕГЭ 2010-2011: А1, А2, А 11.

Орфоэпия.

Знать орфоэпические нормы современного русского языка. Уметь пользоваться словаря-ми. Отработка навыка решения заданий ЕГЭ.

7

Контрольная работа № 1. Тест по типу ЕГЭ.

8

Анализ работ.

Развитие речи. Особенности публицистического стиля речи.

Стили речи. Публицистика.

Знать особенности публицистического стиля. Уметь определять публицистический стиль среди других, анализировать его особенности.

Орфография.

Звуко-буквенные написания.

9

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.

Орфография. Принципы орфографии.

Знать и понимать фонетический, морфологический, традиционный и др. принципы русской орфографии. Знать правила употребления прописных букв и уметь применять их на практике.

10

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости и для обозначения грамматических форм.

Разные функции Ь.

Знать и понимать разные функции Ь, уметь видеть их на письме. Навык употребления Ь в зависимости от его функций.

11

Употребление разделительных Ъ и Ь.

Разделительная функция Ь и Ъ.

Знать условия употребления разделительных Ь и Ъ. Уметь грамотно употреблять Ь и Ъ на письме.

12

Состав слова. Морфемный анализ слова.

Морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы.

Знать морфемы и понимать их функции. Уметь анализировать слово с точки зрения морфемного состава.

13

Основные способы образования слов. Международные словообразовательные элементы.

Словообразовательный разбор слова. Работа со словарями.

Способы образования слов. Словообразовательные элементы.

Знать и различать основные способы образования слов. Уметь проводить словообразовательный  анализ слова.

14

Развитие речи.  Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста.

Текст. Смысловая и композиционная целостность.

Знать особенности текста как целостной структуры. Умение анализировать содержание и композицию текста.

15.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

Знание особенностей написания сочинений. Умение составлять план и писать по нему сочинение.

Орфограммы в корнях слов.

16.

Анализ работ. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне  слова.

Морфологический принцип, звук, ударение, корень.

Изменение слова, фонема, гласные,  однокоренные слова.

Знать способы проверки безударных гласных. Уметь проверять слова путем постановки гласной под ударение. Умение пользование словарем.

17.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Чередование гласных, суффикс, ударение, лексическое значение.

Знать группы чередующихся корней и правила их написа-ния. Умение различать чередующиеся гласные в корне от проверяемых и непроверяемых безударных гласных.

18.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Чередование гласных, суффикс, ударение, лексическое значение.

Отработка навыка правописания различных чередующихся корней.

19.

Правописание гласных после шипящих и Ц. Развитие речи. Особенности научного стиля речи (статья)

Шипящие, исключение, суффикс, окончание, корень, ударение, существительное, прилагательное, наречие, глагол, страдательное  причастие.

Стили речи. Научный стиль.

Знать и понимать правила написания гласных после шипящих и ц и  исключений. Уметь применять данные правила на практике.

Знать особенности научного стиля. Уметь определять научный стиль среди других, анализировать его особенности.

20.

Гласные после шипящих и Ц.

Шипящие, исключение, суффикс, окончание, корень, ударение, существительное, прилагательное, наречие, глагол, страдательное  причастие.

Уметь анализировать структуру слова. Отработка навыка написания гласных после шипящих и Ц.

21.

Правописание проверяемых парных  согласных в корне слова.

Согласные. Слабая и сильная позиция. Глухость, звонкость, озвончение.

Знать правила написания звонких и глухих согласных. Уметь их проверять. Умение пользоваться словарем.

22.

Правописание двойных согласных. Правописание непроизносимых согласных.

Родственные слова, корень, сочетание согласных, двойные согласные, стык морфем.

Знать правила написания двойных и непроизносимых согласных. Уметь применять данные правила на практике. Умение пользоваться словарём.

23.

Контрольная работа № 2. Диктант. Тест.

Умение применять полученные знания при написании диктанта и решении теста.

Орфограммы в приставках.

24.

Правописание неизменяемых приставок.

Приставка. Группы приставок.

Знать разновидности приставок. Уметь находить в тексте неизменяемые приставки и правильно их писать.

25.

Правописание приставок на –с, - з.

Глухость/звонкость.

Умение анализировать слово с фонетической точки зрения. Умение грамотно писать приставки, оканчивающиеся на –с, -з.

26.

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Лексическое значение приставок. Омонимия приставок и части корня.

Знать правила употребления приставок  ПРЕ- и ПРИ. Уметь анализировать лекси-ческое значение приставок и грамотно их употреблять. Умение работать со словарём.

27.

Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Морфемы.

Знать особенности правописания согласных на стыке приставки и корня. Уметь анализировать морфемный состав слова для решения вопроса правильного написания согласных.

28.

Контрольная работа  № 3. Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста).

Умение применять усвоенные правила и навыки при написании диктанта. Умение писать сочинение по данному тексту.

29.

Гласные Ы-И после приставок.

Приставки. Русские и иноязычные приставки.

Знание условий употребления И и Ы после приставок, исключения. Уметь анализировать приставки, грамотно употреблять данное правило.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное.

30.

Систематизация знаний о самостоятельных частях речи. 

Развитие речи. Особенности официально-делового стиля речи.

Части речи. Самостоятельные части речи. Стили речи. Официально-деловой стиль.

Знать особенности самостоятельных частей речи. Уметь различать части речи. Знать особенности официально-делового стиля. Уметь определять официа-льно-деловой стиль среди других, анализировать его особенности.

31.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя существительное. Категории имени существительного.

Знать морфологические категории имени существительного. Умение анализировать имя существительное как часть речи.

32.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Окончание, падеж. Склонение имён существительных.

Знать особенности склонения имён существительных. Уметь правильно писать падежные окончания в соответствии с особенностями склонения.

33.

Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы.

Орфоэпия, морфология. Нормы.

Знать морфологические и орфоэпические нормы употребления некоторых форм существительных. Навык грамотного употребления существительных в речи.

34.

Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы.

Суффикс. Формы слова. Однокоренные слова.

Знать правила правописания суффиксов имён существительных. Уметь применять данные правила на практике.

35.

Развитие речи. Функционально-смысловые типы речи.

Типы речи.

Знать типы речи (повествование, описание, рассужде-ние) и особенности их употребления. Уметь отличать типы речи друг от друга в тексте.

36.

Внеаудиторное занятие.  Просмотр фильма и написание по нему сочинения-рассуждения.

Типы речи. Рассуждение.

Знать особенности употребления и строения такого типа речи, как рассуждение. Уметь выделять особенности рассуждения в тексте. Грамотно строить собственный текст-рассуждение.

37.

 Развитие речи. Обучающее сочинение –  рассуждение. Самоанализ обучающих работ.

Умение написать собственный текст-рассуждение по заданной проблеме. Умение анализировать свой текст.

38.

Правописание сложных имен существительных.

Сложные слова.

Знать особенности написания сложных слов. Уметь анализировать структуру сложных существительных и правильно их писать.

Имя прилагательное.

39.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Имя прилагательное. Морфологические категории имени прилагательного.

Знать морфоло-гические категории имени прилагательного. Умение анализировать имя прилагательное как часть речи.

40.

Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы.

Суффикс. Лексическое значение. Формы слова. Однокоренные слова.

Знать правила правописания суффиксов имён прилагательных. Уметь применять данные правила на практике.

41.

Правописание  сложных имен прилагательных.

Сложные прилагательные.

Знать правила написания сложных прилагательных. Уметь анализировать структуру сложных прилагательных и правильно их писать.

Имя числительное.

42.

Морфологический разбор числительных. Морфологические нормы.  Правописание имён числительных.

Имя числительное. Нормы.

Знать особенности имени числительного как части речи. Уметь правильно писать и грамотно употреблять разные формы числительных.

Местоимение.

43.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Морфологические нормы.

Местоимение. Нормы.

Знать особенности местоимения как части речи. Уметь правильно писать и грамотно употреблять местоимения разных разрядов.

44.

Развитие речи.  Контрольное сочинение – рассуждение. (№4) (Демоверсия ЕГЭ 2011: часть С)

Уметь написать сочинение -рассуждение по предложенному тексту в соответствии с изученными правилами построения рассуждения.

45.

Развитие речи.  Анализ контрольного сочинения – рассуждения.

Умение анализировать и исправлять собственный текст.

Глагол.

46.

Морфологический разбор глагола.

Глагол. Морфологические категории глагола.

Знать морфологические ка-тегории глагола. Умение анализировать глагол как часть речи.

47.

Правописание личных окончаний глаголов. Морфологические нормы.

Окончание. Спряжение.

Знание правил правописания личных окончаний глагола. Умение правильно писать личные окончания глагола в соответствии с особенностями спряжения. Знание норм употребления разных форм глагола. Умение грамотно использовать их в речи.

48.

Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы.

Суффикс. Чередование. Формы слова.

Знание правил написания суффиксов глагола. Умение применять их на практике.

Причастие.

49.

Морфологический разбор причастий.  

Причастие. Морфологические категории причастия.

Знать морфологические ка-тегории причастия. Умение анализировать причастие как часть речи.

50.

Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Морфологические нормы.

Краткие и полные формы. Способы образования причастий.

Знать и понимать способы образования причастий, их полных и кратких форм, норм их произношения и употребления. Уметь грамотно образовывать разные формы причастия и употреблять их в речи.

51.

Правописание суффиксов причастий.

Суффикс. Время, спряжение глаголов.

Уметь анализировать структуру причастия с целью правильного написания суффиксов.

52-53.

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Прилагательное, причастие.  Морфемный состав.

Знать правила правописания Н и НН. Уметь анализировать структуру слова для правильного употребления Н или НН.

Деепричастие.

54.

Значение и употребление  деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Деепричастие. Морфологические категории деепричастия.

Знать особенности образования, строения и употребления деепричастий. Уметь анализировать деепричастие как часть речи, грамотно образовывать и употреблять их в речи.

Наречие.

55.

Образование наречий. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния.

Наречие. Способы образования.  Морфемы. Категория состояния.

Знать особенности наречий и слов категории состояния. Уметь анализировать морфемный состав, проводить словообразовательный анализ слова.

56.

Правописание наречий.

Морфемы. Омонимия. Лексическое значение.

Знать правила написания наречий. Уметь употреблять их на практике.

57.

Контрольная работа. № 5. Диктант и тест.

Умение использовать полученные знания и навыки при написании диктанта и решении теста.

Служебные части речи.

Предлог.

58.

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги.

Знать и понимать особенности служебных частей речи. Уметь анализировать структуру предлогов.

59.

Правописание предлогов.  Особенности художественного стиля речи.

Предлог. Омонимия.

Знать отличия производных предлогов от омонимичных частей речи. Уметь правильно написать предлог, грамотно и уместно употреблять их в речи.

Союз.

60.

Союз  как служебная часть речи. Правописание союзов.  

Союз. Подчинительные и сочинительные союзы.

Знать особенности союза как части речи. Уметь правильно употреблять и грамотно писать союзы.

Частицы.

61-62.

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи.

Частица. Отрицательные частицы. Дефис.

Знать особенности употребления и правописания частиц. Уметь различать условия слитного и раздельного написания частицы НЕ со словами разных частей речи.

63.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Отрицательные частицы.

Правила различения частиц НЕ и НИ. Умение грамотно употреблять частицы НЕ и НИ.

64-65.

Контрольная работа. № 6. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

Умение применять полученные знания и навыки при решении заданий ЕГЭ.

66.

Анализ итоговой контрольной работы.

Умение анализировать собственную работу.

67-68

Обобщение и повторение пройденного материала.

Отработка навыков и умений, полученных в ходе изучения курса русского языка в 10 классе.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по __русскому языку_______________

к концу ___10______ класса

Учащиеся должны знать:

- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

— создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

— оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;

— анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

— соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);

— передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;

— анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

- готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по ___русскому языку в 10 классе.______

1. Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а также выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологической и диалогической) речью.

   При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

     При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

     Оценка «5» ставится, если ученик; 1) полно излагает изу ченный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание мате риала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно с точки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.

    Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2—3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4—5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого матери ала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изученные слова и конструкции, допускает более 5—6 речевых и грамматических ошибок.

   Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

     При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформлять вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, ответов), состоящих из полных или неполных предложений, уме ние включиться в диалог и поддерживать его.

    Примерное количество реплик каждого участника диалога в VIII—XI классах — не меньше пяти—семи.

    Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать на них, с достаточной полнотой  раскрывая содержание картины, темы, особенности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом разнообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1—2 речевые ошибки.

   Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2—3 речевые ошибки.

   Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3—5 речевых ошибок.

   Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в составлении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и до пускает большое количество ошибок, речь изобилует продолжительными паузами.

2. Оценка диктанта.

   Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

   Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

    При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем  в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

   Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам.

Объем текстов для диктантов:

для Х—XI классов - 150—200 слов.

    При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную про грамму;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в переносе слов;

5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;

6) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные

написания, искажающие звуковой облик слова.

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях:

- слитного или раздельного написания приставок в наре чиях, образованных от существительных с предлогами;

— трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;

-  слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4)  в написании ы и и после приставок;

5)  в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания постав лен другой;

7)  в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

   Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограм мы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от сущест вительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошиб ка учитывается как самостоятельная.

    Примечание. Если в одном непроверяемом слове допу щены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (ис правление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

    Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки дик тантов следующие:

     Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии и работе трех орфо графических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфо графических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуа ционных при отсутствии орфографических ошибок.

    Оценка «3» выставляется при наличии пяти орфографиче ских и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфогра фических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунк туационных ошибок при отсутствии орфографических. 
  В V классе допускается 
выставление оценки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационныхошибках.
   Оценка «2»
 ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и де сяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
   При некоторой вариативности количества ошибок следует при нимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «
З»— пять орфографических ошибок (для V класса — шесть орфографических ошибок). Для оценки.«2» — девять орфографических ошибок.
   Усвоение орфографии по определенной теме или разделу можно проверить при помощи 
словарного диктанта. Словарный диктант может состоять в X-XI классе  из 35-40 слов.

    В диктант целесообразно включать слова, содержащие специфические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные и т. д.).

    При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

    Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допус тил 1—2 ошибки.

    Оценка «3»   ставится  за  диктант, 3—4 ошибки.

    Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

    В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Объем диктанта может быть сокращен примерно на 15 слов, если он сопровождается дополни тельным заданием.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если все задание выполнено правильно;  
оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины задания;

оценка «2» ставится за работу, в которой правильно вы полнено менее половины задания;

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 3. Оценка сочинений

    Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

   Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:

для    X класса — 2,5—3,5 страницы,

для   XI класса — 3,5—6 страниц.

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

    С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение язы ковых норм и правил правописания.

    Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:

-  соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

-  правильность фактического материала;

-  последовательность и логичность изложения.

   При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии оценки сочинений:

Оценка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание   работы   полностью   соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание   изложено   последователь но (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографичес-кая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

132

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются   незначительные    нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический  и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в со держании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографиче- ские, 3 пунктуационные и  3 грамматические ошибки.

«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, ветречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографиче- ских, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения  необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

4. Оценка обучающих работ

     Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

    При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были предупреждены в ходе ра боты, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.

     Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

     Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

5. Оценка тестов.

Оценка "5" ставится за 91-100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 71-90% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 50-70% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

6. Выведение итоговых оценок

     За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оцен ка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение тео ретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

     Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отно шение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

    При выведении итоговой оценки преимущественное зна чение придается оценкам, отражающим степень владения на выками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть поло жительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфогра фическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

Контрольно-измерительные материалы

(прилагаются)

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010.

2.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010.

3.  Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 класс» . - М.: «Просвещение», 2010 г.

Литература для учителя
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
5. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
6. Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.                         
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
8. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
9. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 1994.
11. Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
12. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
13. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

Литература для учащихся
14. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.
15. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.
16. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  1997.
17. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.
18. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для общеобразоват.  учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
19. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный фразеологический словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997.       
20. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  1998.

Resource id #4060

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....