Текстоведение (конспект урока)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Абзиева Алмагуль Уаткановна

конспект урока по теме "Текстоведение" для 5 класса (УМК под редакцией С.И.Львовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_tekstovedenie.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте.

           Основные признаки текста. Тема и идея.

Цели урока: 1) дать понятие о текстоведении как разделе лингвистики; 2) добиваться понимания основных признаков текста и формировать умение аргументированно доказывать их наличие при анализе текста; 3) совершенствовать умение определять тему и идею текста.

Ход урока:

  1.   Орг. момент.
  2.   Сообщение темы и цели урока.
  3.   Повторение теории «Лови мяч».
  4.   Изучение новой темы. Понятие о текстоведении. Основные признаки текста (чтение и анализ текстов на с. 187-188).
  1. Беседа по прочитанному.

         Какие единицы языка изучает лингвистика?

        Почему возникла наука о тексте?

        Как называют раздел лингвистики, в котором изучается текст?

       Подумайте, как вы поняли, что перед вами текст, а не набор отдельных предложений? ( эти предложения объединены общей темой («Текстоведение как раздел лингвистики»), раскрывают определённую идею (текстоведение изучает тексты -- связные речевые произведения), расположены в определённой последовательности и связаны между собой (первые два предложения – с помощью союза но, однокоренных слов (изучение, учёные); средствами связи третьего предложения со вторым являются формы слова (тексты, о  тексте) и указательное наречие так и т. д.).

  1. Тема и идея текста

        выполнение упр. 506 (полностью раскрыть тему каждого текста и называть  заголовки, которые действительно отражают тему или идею). Например: «Второй текст о том, как самка вóрона откладывает и сберегает яйцо. Заголовок – «Заботливая ворониха».

        Третий текст о том, как на гнездо белки обрушился ком снега и белка спасала своих детёнышей. Заголовок – «Спасены!».

        В четвёртом тексте автор говорит о том, что любит гулять по лесу в дождливые летние дни. Заголовок – «Прелесть лесных прогулок»».

  1. Письменное задание: списать тексты 2 и 4 и выполнить следующие задания:

        ۰Обозначьте орфограмму «Безударная гласная в корне слова» и укажите, где возможно, проверочные слова.

        -- Выделите в словах приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.

        -- Найдите в тексте 4 глагола в неопределённой форме и объясните написание ь.

        -- Расскажите о написании не с глаголом, используя примеры из текста 2.

       4.  Индивидуальное задание: фонетический разбор существительного яйцо.

  1.    Работа  над упр. 507, можно предложить следующие заголовки: «В тайге» и «Хвойное царство»  («Царство колючей хвои») для текста 1; «В пустыне» и «В жаркой пустыне» («Земля, опалённая солнцем») -- для текста 2.

         5.     Д. з.: 1) пересказ текстов на с. 187-188; 3) упр. 509.

        6.     Итог урока.

          7.     Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...