Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Кожемяко Галина Александровна

Рабочая программа по русскому языку , 4 часа в недеделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx66.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая   программа по русскому языку

7 класс.

Составитель: Кожемяко Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы  

ГБОУ СОШ №546 г. Санкт- Петербург.

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (М..: Просвещение,2011) , в соответствии с требованиями к реализации Госстандарта общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях.

  Программа раскрывает содержание федерального компонента госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.

                                                                          Место предмета

Количество часов по учебному плану- 136, из них на развитие речи-25, диктанты-10.

Общее количество часов в неделю-4.

Цели обучения

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.
  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков.
  3. Обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
  4. Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи преподавания русского языка:

Формирование языковой, лингвистической ,коммуникативной и культуроведческой  компетенции учащихся.

Языковая и лингвистическая ( языковедческая)компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Коммуникативная компетенция- знания , умения, навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения.

Культуроведческая компетенция-это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка , овладения русским речевым этикетом.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса.

Учащиеся должны  знать:

*основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;

*изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

*основные единицы языка, их признаки;

*смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

*признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;

* признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

* основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

. различать изученные стили речи;

. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

.  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

. извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

. создавать   тексты изученных стилей и жанров;

. свободно  и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

. соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Используемый учебно- методический комплекс

1.Русский язык.7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.-М.: Просвещение,2011.

2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Г.А.Богданова.-8 –е изд..-М.: Просвещение, 2012.

3.Контрольные и проверочные работы по русскому языку / Е.А.Влодавская._М.: Экзамен , 2012.

4.Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий . Русский язык.7 класс/ М.Н.Махонина, Н.М.Девятова.- М.: «Интеллект-Центр»

5.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку/ Н.В.Егорова-М.: Вако, 2006.

Календарно- тематическое планирование

(7 класс)

№ ур.

п/п

Тема урока

Кол.

час.

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение(1 час)

Русский язык как развивающееся явление

1

Урок сообщения  новых знаний

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления

Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм русского языка

Вопросы учителя

Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь»

( упр6); упр.2 по заданию.

                                                                         Повторение изученного в   5-6 классах. Синтаксис и пунктуация.(15 часов:  к.д.-1, р.р.-3)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Комбинированный урок

Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения.

Уметь составлять словосочетания, распространять предложения, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Самостоятельная работа

Используя составленные словосочетания ( упр 7), придумать и записать текст на тему « Любимый уголок природы»

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Урок практикум

Знать основные синтаксические понятия. Уметь составлять предложения по схемам. Учебное исследование.

Тест. Практикум.

Ответить на вопросы на с.6, упр.12

4.

Лексика и фразеология.

1

Комбинированный

Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Уметь работать со словарями, различать многозначные слова и омонимы, систематизировать самостоятельно найденный материал.

Лексический диктант, самостоятельная работа.

Используя фразеологизмы , рассказать в мини-сочинении о своем друге, указав положительные и отрицательные черты характера.

5.

Фонетика и орфография

1

Комбинированный

Знать основные фонетические понятия, характеристики звуков, орфоэпические нормы.

Уметь работать с орфографическим словарем.

Тестирование. Самостоятельная работа.

Упр.22.

6.

Словообразование и орфография

1

Комбинированный

Отрабатывать  навык морфемного словообразовательного разбора.

Уметь различать формы одного и того же слова составлять слова по заданной схеме.

Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка

Упр.27.

7.

Морфемный и словообразовательный разборы

1

Урок практикум

Отработать навык морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь различать одинаково звучащие морфемы.

Орфографическая диктовка.

Упр.24

8-9.

Морфология и орфография

2

Комбинированный

Знать основные грамматические признаки частей речи.

Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам, знать понятие паронимы.

Словарный диктант

Упр.31, сделать разборы .

10.

Морфология и орфография.

1

Урок практикум

Знать о значении открытий М.В.Ломоносова в лингвистике.

Уметь применять орфографические , пунктуационные правила.

Диктант, тест

Упр.38, для допол. Упр.43.

11

Контрольный диктант. Вводный контроль.

1

К.Д.

Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке.

Диктант

Устно ответить на вопросы с.20

12.

Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта

1

Урок развития речи

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста.

Работа над ошибками, беседа по вопросам.

Списать текст упр.47, озаглавить, разбить на абзацы.

13-14.

Стили литературного языка

2

Урок развития речи.

Знать изученные стили речи.

Уметь определять стили, осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности.

Составление таблицы.

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стили об осени.

15.

Подготовка к домашнему сочинению по картине

И . Бродского

« Летний сад осенью»

1.

Урок развития речи. Описание картины.

Уметь составлять план сочинения по картине, собирать рабочие материалы к сочинению.

Вопросы учителя

Дописать сочинение-письмо по картине ( упр.44, с.19)

        Морфология и орфография. Культура речи .Причастие.( 30 часов: к.д.-1, р.р.-7)

16.

 Причастие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний.

Знать формальные признаки причастия.

Уметь опознавать причастия. Формировать умение конструировать предложения с причастием

Выборочный диктант, беседа

Выучить правило, п.9, упр.56.

17.

Публицистический стиль

1

Урок развития речи.

Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема.

Уметь анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные  его черты .

Свободный диктант.

Упр.62( для сильных учащихся).

Для слабых: из газет или журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив его черты.

18..

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Урок сообщения новых знаний.

Знать грамматические признаки причастия.

Уметь находить причастия в тексте, склонять причастия, правильно писать безударные окончания причастий ,составлять предложения, использую  причастия.

Распределительный диктант.

Упр.67.

19.

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

1

Урок сообщения новых знаний

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми.

Орфографический диктант, тестирование.

Упр.73,75; выучить слова в рамках

 ( с.26-34)

20.

Выделение причастного оборота запятыми.

1

Урок сообщения новых знаний

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми.

Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот

Выборочный диктант.

Упр.71 ( в сочинении обязательно должны быть причастия)

21-22.

Описание внешности человека

2

Уроки развития речи.

Знать особенности текста – описания, понятие словесный портрет.,

Уметь составлять план, использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании.

Сочинение-миниатюра

Упр.82; рассмотрите репродукцию с картины В.И.Хабарова   « Портрет Милы», подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду

23.

Действительные и страдательные причастия

1

Урок сообщения новых знаний

Знать семантику действительных и страдательных причастий.

Уметь различать действительные и страдательные причастия.

Словарный диктант, работа с учебником.

Упр.84, 85; выучить правило(с.38)

24.

Полные и краткие страдательные причастия

1

Урок изучения нового материала

Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий.

Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений , в составе которых сказуемое -причастие

Тест.

Выборочный диктант, работа с учебником.

Выучить п.15, упр.88

25.

Действительные причастия настоящего времени

1.

Урок сообщения новых знаний

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Орфографическая диктовка, работа с учебником самостоятельная работа.

Выучить правило(с.42), упр.92

26

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Урок закрепления полученных знаний.

Знать условия выбора гласной. Уметь применять изучаемую орфограмму.

Выборочный диктант, тренировочные упражнения

Выучить таблицу на с.43 учебника, упр.94

27.

Действительные причастия прошедшего времени

1

Урок изучения нового материала.

Знать условия выбора гласной. Уметь применять изучаемую орфограмму, распознавать и образовывать действительные причастия прошедшего времени.

Диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения

Выучить п.17

( с.45-46), упр.98

28.

Изложение(по тексту упр.100) от 3-его лица

1

Урок развития речи

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, находить в тексте ключевые слова(причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика.

Изложение  от

3-го лица.

29.

Страдательные причастия настоящего времени.

1

Урок изучения нового материала

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Уметь распознавать и образовывать страдательные причастия настоящего времени.

Словарно- орфографи-

ческая  работа

Выучить правило на с.48-49 учебника, упр.102,107

(диктант), сделать табличку с суффиксами –енн- и –нн-

30.

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Урок изучения нового материала

Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, правило написания суффиксов –енн-, -нн-.

Уметь распознавать и образовывать страдательные причастия прошедшего времени.

Тренировочные упражнения, работа с учебником, объяснительный диктант.

Выучить правило на с.52-53 учебника, упр.109.

31

 Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастий

1

Урок изучения нового материала

Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастий и прилагательных , образованных от глаголов.

Уметь образовывать полные и краткие причастия прошедшего времени.

 Словарно-орфографическая работа

Выучить п.20(с.55), упр.112,113

32.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1

Урок изучения нового материала

Знать условия написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Уметь их различать.

Объяснительный диктант

Упр.115, выучить правило, записать таблицу в тетрадь, п.21 (с.57)

33.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1

Урок -практикум

Знать условия написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Уметь их различать.

Практическая работа

Повторить правила с.57,61,упр.124

34.

Одна и две буквы н в суффиксах  кратких страдательных причастий  и в кратких отглагольных прилагательных.

1

Урок изучения нового материала

Знать условия написания одной и двух н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных

Уметь их различать.

Тест , упражнения учебника.

Упр.127

35-36.

Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя) Отрывок из рассказа М.А.Шолохова « Судьба человека»

2

Уроки развития речи

Уметь писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики

Изложение.

Подготовиться к словарному диктанту

37.

Морфологический разбор причастия

1

Урок изучения нового материала

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор причастия

Комплексный анализ теста

Выучить порядок морфологического разбора причастия п.23, упр.131, выяснить по толковому словарю лекс.знач.слов в рамочке.

38.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

Урок изучения нового материала

Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь различать частицу не и приставку не-, графически обозначать условия написания.

Объяснительный диктант

Упр.136, выучить правило на с.67, запомнить написание слов в рамочке на с.66-68

39.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

Урок закрепления знаний

Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь различать частицу не и приставку не-, графически обозначать условия написания.

Тест

Выучить правило

40.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего  времени.

1

Урок изучения нового материала

Знать правило правописания гласных е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

Объяснительный диктант

Выучить правило с 70,п.25, упр.143, упр.146 (мини-сочинение)

41

Сочинение  по личным наблюдениям на тему

« Вы с ним знакомы»

1

Урок развития речи

Уметь подбирать и систематизировать материалы к сочинению по личным наблюдениям; писать сочинение , выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики

Сочинение

Повторить правила.

42.

Повторение и обобщение изученного о причастии

1

Урок -практикум

Знать теоретический материал

Уметь применять на практике правила

Тест

Упр.151,158

43.

Контрольный диктант по теме:» Причастие»

1

К.Д.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание.

Диктант с грамматическим заданием

Повторить сведения о типах и стилях речи

44.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Урок работы над ошибками

Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.

Знать орфограммы  ипунктограммы

Работа  с текстом диктанта ( работа над ошибками)

Составить карточку для своего соседа по парте (словарные слова с пропущенными буквами-15 слов)

                                                                                                  Деепричастие   - 12 часов: к.д.-  1,   р.р.-2

45.

Деепричастие как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Знать понятие о деепричастии как части речи.

Уметь находить в предложении, определять их синтаксическую роль.

Словарный диктант

Правило с. 77, упр.161

46.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

Урок изучения нового материала

Знать понятие деепричастный оборот.

Уметь распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их, подчеркивать деепричастия и д.о.как члены предложения.

Комплексный анализ текста

П.26, с.76-77 , составить

47.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

Урок -практикум

Знать понятие деепричастный оборот.

Уметь распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их, подчеркивать деепричастия и д.о.как члены предложения.

Тест

П.27(с.78,80), упр.165,167

48.

Раздельное написание не с деепричастиями

1

Урок изучения нового материала

Знать правило правописания не с деепричастиями.

Уметь распознавать и графически обозначать условия написания не с разными частями речи.

Объяснительный диктант

П.28, упр.173

49.

Деепричастие несовершенного вида.

1

Урок изучения нового материала

Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид.

Словарно-орфографическая работа

П.29, с.84, упр.177

50.

Деепричастие совершенного вида.

1

Урок изучения нового материала

Знатьспособы образования деепричастий совершенного  вида; условия выбора гласных перед суффиксами –в и –вш деепричастий совершенного вида.

Уметь распознавать и образовывать деепричастия совершенного вида.

Работа с текстом

П.30, с.86, упр.185, выучить словарные слова

51-52.

Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»(от имени одного из действующих лиц картины)

2

Уроки развития речи

Знать жанровые особенности и композицию рассказа, творческую историю создания картины « Вратарь»(кратко).

Уметь писать сочинение –рассказ на основе картины от имени одного из действующих лиц.

Сочинение

Упр.186

53.

Морфологический разбор деепричастия

1

Урок изучения нового материала

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор.

Комплексный анализ текста

П.31, выучить план разбора, упр.188

54.

Повторение по теме: «Деепричастие»

1

Урок закрепления знаний

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь применять правила , расставлять знаки препинания, подчеркивать деепричастия как члены предложения, выполнять морфологический разбор.

Тест, объяснительный диктант

Упр.193

55.

Контрольный диктант по теме : « Деепричастие»

1

К.Д.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание.

Диктант с грамматическим заданием

Подготовиться к тестированию по теме : «Деепричастие»

(по материалам ЕГЭ)

56.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Тестирование

.

1

Урок работы над ошибками

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками.

Работа  с текстом диктанта ( работа над ошибками)

Подготовиться к словарному диктанту с.26-28

                                                                                                                         Наречие- 25 часов: к.д.-2, р.р.-6

57.

Наречие как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Знать понятие наречие, общее грамматическое значение, морфологические признаки.

Уметь распознавать наречия и определять  их синтаксическую роль

Словарная диктовка, орфографическая пятиминуткка.

П.32 с.93-94 придумать грамматическую сказку о любознательном наречии(где, когда ,куда, откуда, почему, зачем и как ); упр.199

58-59.

Смысловые группы наречий

2

Урок изучения нового материала

Знать смысловые группы наречий.

Уметь правильно ставить вопрос к наречиям и определять их смысловую группу.

Распределительный диктант

П.33, упр.208, инд. зад – 201, составить и записать 10 словосочетаний используя наречия (по картине

« Первый снег»)

60-61.

Сочинение по картине И.Попова« Первый снег» в форме дневниковых записей.

2

Уроки развития речи

Знать понятие дневниковые записи, творческую историю картины.

Уметь писать сочинение в форме дневниковых записей.

Сочинение

Повторить смысловые группы наречий и степени сравнения прилагательных

62-63.

Степени сравнения наречий

2

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний

Знать понятия сравнительная и превосходная степень сравнения наречий, способы образования степеней сравнения.

Уметь отличить сравнительную степень наречий  от сравнительной степени прилагательных.

Текущий контроль

Выучить правило п.33, упр.215, подготовиться к словарному диктанту.

64.

Морфологический разбор наречия.

1

Урок изучения нового материала

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор

Комплексный анализ текста

Упр.216

65.

Контрольный диктант по теме : « Наречие».

1

К.Д.

Уметь применять полученные знания , соблюдая орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.

Диктант

Подобрать материал к сочинению

66.

Сочинение –рассуждение на тему «Прозвища»

1

Урок развития речи

Знать особенности рассуждения как типа речи, композицию рассуждения.

Уметь самостоятельно писать сочинение-рассуждение на заданную тему, доказывать свою точку зрения.

Сочинение

Повторить рпавила

67-68.

Слитное и раздельное написание  не с наречиями на о-е

2

1)Урок изучения нового материала

2) урок практикум

Знать условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и -е.

Уметь правильно писать не с разными частями речи.

Работа с текстом, тест.

П.36, выучить правило на с.104, упр. 222,

226

69.

Буквы е , и в приставках не-, ни - – отрицательных наречий

1

Урок изучения нового материала

Знать способы образования отрицательных наречий

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически.

Творческий диктант

Правило на с.108 выучить, упр.229, написать сочинение –миниатюру

« Вид из окна», используя наречия

70.

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1

Урок изучения нового материала

Знать правило правописания н и нн в наречиях на –о и –е.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

Тест в печатной тетради

Выучить правило орф.№59 п.38, упр.236,

индивидуальное задание : трое

учащихся подготавливают «немой» диктант – описание трудового процесса

71.

Описание действий.

1

Урок развития речи

Уметь анализировать тексты, описывающие процессы труда , и определять роль наречий в них, самостоятельно описывать процессы труда

Устное сочинение

Упр.240, написать сочинение о труде в стенгазету ,в рубрику

« Учимся работать»

( репортаж, интервью).

72.

Буквы о и е после шипящих  на конце наречий.

1

Урок изучения нового материала

Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий

Уметь применять правила правописания гласных после шипящих в корне , суффиксе и окончании в разных частях речи.

Творческий диктант

Выучить правило орф.60,п.40, упр.243

73.

Буквы о и а   на конце наречий.

1

Урок изучения нового материала

Знать условия выбора гласных о и а на конце наречий.

Уметь определять способ образования наречий, пользоваться алгоритмом выбора гласных.

Работа с текстом

Выучить правило на с.115 орф.61, п.41; составить тест или карточку с пропусками для соседа по парте по теме «Наречие»

( не мене 20слов)

74.

Изложение с элементами сочинения

1

Урок развития речи

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, находить в тексте слова , выражающие отношение автора к персонажам, писать изложение  близко к тексту, выполнять творческое задание к тексту.

Изложение с элементами сочинения.

Повторить правила

75-76.

Дефис между частями слова в наречиях

2

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний

Знать условия написания дефиса между частями слова в наречиях.

Уметь определять способ образования наречий

Объяснительный диктант.

Выучить таблицу , слова в рамке с.119-122, упр.254

77.

Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова

« Друзья»

1

Урок развития речи

Знать творческую историю картины друзья(кратко), особенности работы над сочинением по картине.

Сочинение.

Составить тест по изученному материалу на тему «Наречие»

78.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях , образованных от существительных и количественных числительных

1

Урок изучения нового материала

Знать условия слитного написания наречий.

Уметь определять способы образования наречий, обозначать графически данную орфограмму, различать наречия и омонимичные им слова других частей речи.

Словарный диктант

Выписать и выучить наречия в рамках с.120-121, упр.261,262

79.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Урок изучения нового материала

Знать правило правописания мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Уметь обозначать данную орфограмму графически.

Объяснительный диктант

Упр.266, ответить на в-сы с.123-124, составить диктант для соседа по парте  по теме :

« Наречие»

80.

Повторение по теме: «Наречие»

1

Урок закрепления знаний

Уметь применять изученные  правила на письме.

Знать теоретический материал

Тест

Подготовиться к контрольному диктанту

81.

Контрольный диктант по теме : « Наречие».

1

К.Д.

Уметь применять изученные  правила на письме.

Диктант с грамматическим заданием

Подготовить карточку для соседа из словарных слов,  с пропусками орфограмм

                                                                                                                   Категория состояния- 4 часа : р.р-2.

82.

Категория состояния как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Знать понятие категория состояния, общее грамматическое значение , морфологический признак и синтаксическую роль категории состояния.

Уметь распознавать и отличать от наречий

Работа с текстами упражнений учебника.

Упр.282.

83.

Морфологический разбор категории состояния

1

Урок изучения нового материала

Уметь выполнять морфологический разбор

Комплексный анализ текста

Подготовить ответы на вопросы с.132, упр.283.

84.

Сжатое изложение  с описанием состояния природы      К.Г.Паустовский

« Обыкновенная земля»

2

Уроки развития речи

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле .

Изложение.

                                                                                            Самостоятельные и служебные части речи-1 час

85.

Самостоятельные и служебные части речи

1

Урок изучения нового материала

Знать отличие самостоятельных частей речи от служебных.

Уметь конструировать предложения, используя служебные части речи

Беседа, работа с учебником, объяснительный диктант

Проштудиро-

вать теоретический материал с.133,134,

упр.288

                                                   

                                                                                                                          Предлог-12 часов: к.д.- 1, р.р.-2

86.

Предлог как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению, владеть терминологией (отыменные, наречные, отглагольные предлоги)

Уметь находить предлоги.

Работа с учебником, объяснительный диктант

Упр.289

87.

Употребление предлогов

1

Урок изучения нового материала

Уметь определять , какие смысловые отношения выражают предлоги, употреблять предлоги в устной и письменной речи, писать предлоги с другими словами раздельно

Словарный диктант

Упр.294,п.49

88-89.

Непроизводные и производные предлоги

2

1)Урок изучения нового материала

2)Урок закрепления знаний

Знать производные и непроизводные предлоги.

Уметь находить непроизводные и производные предлоги в тексте

Комплексный анализ текста

П.50, упр.301, 302

90.

Простые и составные предлоги

1

Урок изучения нового материала

Знать простые составные предлоги.

Уметь различать предлоги и синонимичные части речи

Самостоятельная работа

Упр.304

91.

Морфологический разбор предлога

1

Урок изучения нового материала

Знать порядок морфологического разбора, уметь выполнять морфологический разбор предлогов

Игра « Кто больше?» , работа с учебником

Выучить порядок морфологического разбора предлога, п.52, упр.305

92-93.

Репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной« Детская спортивная школа» по данному началу.

2

Уроки развития речи

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу

Работа  с текстом учебника

Повторить словарные слова, материал о производных предлогах

94-95.

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

1)Урок изучения нового материала

2)Урок закрепления знаний

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов

Словарный диктант, работа с учебником

П.53, с.144-145, упр.309,310

96.

Повторение по теме:

« Предлог»

1

Урок закрепления знаний

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи.

Тренировочные упражнения учебника

Подготовиться к контрольному диктанту,индивидуальное задание: написать рассказ о том какие орфографические умения и навыки получают учащиеся при изучении темы

« Предлог»

97.

Контрольный диктант по теме: « Предлог»

1

К.Д.

Уметь применять изученные орфографические правила

Диктант

Повторить материал « Говори правильно» с.216

Союз- 13: к.д.- 1   ,р.р.- 2  

98.

Союз как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем

Работа по орфоэпии, самостоятельная работа.

Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева упр.316, упр.317 пис.

99.

Простые и составные союзы

1

Урок изучения нового материала

Знать о классификации союзов по строению на простые и составные

Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению

Тренировочные упражнения, составление плана текста о Ф.И.Буслаеве

Сочинить грамматическую сказку « Союз-служебная часть речи»; подобрать из текста 10 предложений с составными союзами

100

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Урок изучения нового материала

Знать классификацию союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, уметь различать соч. и подчин. союзы

Объяснительный диктант

П.56, упр.322

101

Запятая между простыми предложениями в составе сложного.

1

Урок изучения нового материала

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных

Тренировочные упражнения

Упр.325,п.37

102

Сочинительные союзы

1

Урок изучения нового материала

Знать классификацию сочинительных союзов.

Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант.

Упр.336, п.58

103

Подчинительные союзы

1

Урок изучения нового материала

Знать группы подчинительных союзов по значению

Уметь определять значения подчинительных союзов

Орфографическая диктовка, тестирование, тренировочные упражнения

П.59,упр.338

104

Морфологический разбор союза

1

Урок изучения нового материала

Уметь  обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор, производить синонимичные замены в  предложениях

Словарный диктант, работа с учебником

П.60, подобрать пословицы, загадки, высказывания  писателей о книге

105-106

Сочинение « Книга- наш друг и советчик»

2

Урок развития речи

Уметь составлять план , строить рассуждения с использованием литературного материала

Сочинение

Подготовиться к словарному диктанту

107-108

Слитное написание союзов  также, тоже, чтобы, зато.

2

Урок изучения нового материала

Знать правила написания союзов, уметь правильно применять союзы в речи, отличать их от наречий и местоимений

Орфографическая диктовка, беседа, составление таблицы

П.61, правило с.162, упр.344

109

Повторение по теме «Союз»

1

Урок повторения  и обобщения изученного материала

Знать и применять на письме изученные орфограммы, уметь давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Тренировочные упражнения, работа с текстом, объяснительный диктант

Подготовиться к диктанту, упр.356

110

Контрольный диктант по теме : « Союз»

1

К.Д.

Знать морфологические признаки союза, уметь применять изученные правила на письме.

Диктант с грамматическим заданием

                                                                                                   Частица -15:  к.д.-1, р.р.-4

111

Частица как часть речи. Работа над ошибками , допущенными в диктанте.

1

Урок изучения нового материала

Знать особенности частицы как служебной части речи.

Уметь находить частицы в тексте, анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками, объяснительный диктант

П.62, упр.357

112

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Урок изучения нового материала

Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов, правила речевого этикета.

Уметь применять изученные орфограммы.

Тренировочные упражнения, составление таблицы

П.63, таблицу выучить, упр.362,363

113-114

Смысловые частицы

2

1)Урок изучения нового материала

2)Урок закрепления знаний

Знать разряды частиц.уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, тестирование

П.64, слова в рамках на с.172-174,

упр.372

(письменно),

374 (устно) .

115

Сочинение на тему» Как мне стать чемпионом»(упр.374)

1

Урок развития речи

Знать признаки текста

Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения, выражать свое мнение.

Сочинение

Упр.374 дописать , выполнить морфологический разбор указанных слов.

116

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Урок изучения нового материала

Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм

Работа с текстом учебника

П.65 с.176-177, упр.381

117-118

Сочинение по картине К.Ф.Юона« Конецзимы.Полдень.»

2

Уроки развития речи

Уметь составлять текст-рассказ по картине, владеть речью, осваивать сложные конструкции

Сочинение

Подготовиться к словарному диктанту

119

Морфологический разбор частицы

1

Урок изучения нового материала

Знать порядок морфологического разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор

Творческое списывание, тренировочные упражнения, словарный диктант

Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи

120

Отрицательные частицы не и ни

1

Урок изучения нового материала

Знать понятия о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях.

Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений

Работа с учебником

П.67, правило, упр.390, 391(устно), выяснить лексическое значение слов карикатура и сатира

121

Различие приставки и частицы не

1

Урок изучения нового материала

Знать разряды частиц по значению и употреблению.

Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа, правильно писать слова разных частей речи с не

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант

П.68, с.182, упр.399

122

Сочинение- рассказ по данному сюжету

1

Урок развития речи

Уметь выстраивать  схемутекста- повествования , определять основную мысль рассказа, составлять текст –рассказ по данному сюжету от лица одного из героев

Работа по тексту учебника

Закончить работу

123

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

1

Урок изучения нового материала

Уметь различать приставку ни-, частицу ни, союз ни-ни, графически обозначать условия выбора

Работа по учебнику, словарный диктант, тест

П.69, выучить правило, упр.406

124

Повторительно –обобщающий урок по теме : « Частица»

1

Урок закрепления знаний

Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц.

Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи

Объяснительный диктант, тестирование, контрольные вопросы с.187

Упр.413 устное выступление на тему « Моя природа»

125

Контрольный диктант по теме : « Частица»

1

К.Д.

Знать морфологические признаки , орфографию предлога, союза,частицы

Уметь применять изученные орфографические правила

Диктант с грамматическим заданием

Повторить сведения о служебных частях речи, составить карточку для соседа из 20 слов по теме :

« Служебные части речи»

126

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

Урок изучения нового материала

Знать информацию о междометии как части речи.

Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи.

Работа с учебником

Выучить правило на с.190, п.70, упр.416

 Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах-10 часов:к.д.-1,р.р.-2

127

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

1

Урок развития речи

Знать разделы науки о языке и единицы языка, разные виды разборов, средства художественной выразительности, особенности текстов различных стилей.

Уметь выполнять разные виды разборов, создавать тексты разных видов и стилей.

Работа с учебником, работа над текстами разных стилей, беседа

Упр.423, 427(устно)

128

Контрольное сочинение «Удивительное рядом»

1

Урок развития речи

Уметь связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Повторить словарные слова

129

Фонетика и графика

1

Урок повторения и закрепления знаний

Знать теоретический материал по теме

Уметь писать без ошибок, выполнять фонетический разбор слов

Текущий контроль

Упр.430

130

Лексика и фразеология

1

Урок повторения и закрепления знаний

Знать теоретический материал.

Уметь определять лексическое значение слов, определять стили речи, работать со словарями

Тест

Упр.433

131

Морфемика. Словообразование.

1

Урок повторения и закрепления знаний

Знать теоретический материал.

Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разборы слов

Тестирование

П.76, 439(устно).

132

Морфология

1

Урок повторения и закрепления знаний

Знать теоретический материал.

Уметь различать части речи, соблюдать морфологические нормы, выполнять морфологический разбор слов

Тестирование

П.77, упр.444

133

Орфография и пунктуация

1

Урок повторения и закрепления знаний

Знать теоретический материал.

Уметь применять изученные орфограммы, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях

Предупреди-

тельный диктант , тест

П.78,упр.453

134

Синтаксис и пунктуация

1

Урок повторения и закрепления знаний

Знать теоретический материал.

Уметь применять изученные пунктуационные правила

Самостоятельная работа

П.79, упр.463

135

Итоговый тест за курс 7 класса.

1

Контрольный тест

Знать теоретический материал по разделам русского языка, изученные в 7 классе.

Уметь применять на практике полученные знания, умения, навыки.

Тест

136

Урок-игра «Знай и люби русский язык»

1

Урок обобщения изученного

Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях

Игра

Всего уроков за год -136 ; из них развития речи-    25     ; контрольных работ- 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....