Урок русского языка в 5 классе по теме "Род имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Игнатова Анастасия Геннадьевна

Урок предполагает актуализацию и закрепление знаний по теме "Род имени существительного". Урок построен в форме путешествия по станциям, которые соответствуют родам имени существительного. В качестве дидактического материала используются стихи русских класиков о природе в разные времена года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Род имен существительных»

Цель: закрепление умений различать мужской, женский и средний род
имён существительных.

Задачи:

Обучающая: научить учащихся определять род имен существительных;

Развивающая: развитие навыков разграничения категории рода в вопросе согласования с прилагательными и глаголами;

Воспитательная: привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями (маршрутные листы), карточки зеленого и красного цвета, поезда и вагончики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ученикам при входе в класс выдается билет, в котором написано слово, относящееся к одному из трех родов имени существительного. Обучающийся должен определить, к какому роду относится слово в его билете, и в соответствии с этим занять место за одним из трех столов – купе.  (1 группа: капель, весна, сосулька, лужа, почка. 2 группа: дождь, гром, зной, бриз, цветок. 3 группа: облако, яблоко, небо, солнце, золото.)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Геннадьевна. Сегодня я буду вашим проводником в мир русского языка, а именно в чудесные края, где правит его величество Имя Существительное. Скажите, пожалуйста, что вы знаете об этой части речи? В это путешествие мы отправимся с вами на скоростном поезде «Сапсан». (Слайд 1) Кто-нибудь знает, в честь кого поезд получил свое название? (Поезд назвали в честь птицы. Сапсан – самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире.) (Слайд 2) А почему поезд назвали в честь самой быстрой птицы? (Т.к. поезд очень быстро едет. Поезд способен развивать скорость до 350 км/ч. Но в реальности на российских железных дорогах он развивает скорость до 250 км/ч).

У каждого из вас есть билеты, без которых невозможно сесть на поезд, и маршрутные листы с заданиями, которые помогут вам достичь конечной цели. На ваших столах также есть красные и зеленые карточки. Они нам понадобятся при проверке правильности выполнения заданий. За активную работу на уроке и правильно выполненные задания команда будет получать вагончики. Из них в конце занятия каждая команда соберет поезд. У кого состав будет длиннее, та команда и победит. Давайте проверим, все ли правильно заняли свои места. Пассажиры купе имен существительных женского рода, прочитайте слова на своих билетах. (Далее пассажиры купе существительных мужского и среднего рода.)

 

II. Формулировка темы урока.

- Поскольку поезд наш скоростной, то мы сделаем всего четыре остановки. Три из этих остановок соответствуют названию ваших купе, о четвертой остановке вы узнаете по прибытии. Исходя из названий наших станций, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Род имен существительных).

- Ну что ж, в путь! (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.)

III. Введение и закрепление нового материала

1 станция. Сиреневая роща. (Слайд 4)

- А вот и первая станция! Что за цветок изображен у меня на слайде? Какого рода это существительное? (Женского рода.) Скажите, пожалуйста, а как вы определили, что это имя существительные женского рода? (Подставили местоимения.) Как вы думайте, имена существительные какого рода живут на этой станции? (Женского.)

- А сейчас я предлагаю вам применить знания на практике. Найдите в своих маршрутных листах станцию «Сиреневая роща». Давайте прочитаем стихотворение, с которым вы будете работать на этой станции. (Слайд 5)

Как вы знаете, поезд движется по определенному расписанию. И на каждую остановку отводится определенное время. Для выполнения этого здания вам предоставлено 2 минуты.

Задание 1. Прочитайте стихотворение А. Майкова «Весна». Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Найдите имена существительные женского рода, подчеркните их с именами прилагательными, если таковые имеются.

Уходи, Зима с..дая!
Уж кр..савицы Весны
Колесница  з..л..тая
Мчится с горной вышины!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь, и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поп..лзла в овраг, в кусты.

- Проверяем задание. Если все верно, поднимаем зеленые карточки, если, есть ошибки, поднимаем красные. (Команда, которая выполнила задание первой, читает правильные ответы, остальные проверяют.) Итак, задание выполнено верно. Команда получает жетон.

- Ребята, что вы узнали о жителях этой станции? Какие имена существительные мы относим к женскому роду? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые дружат с жителями этой станции?

- Отправляемся дальше. (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.) (Слайд 6)

2 станция. «Таинственный лес». (Слайд 7)

- Познакомьтесь с жителями этой станции. (На слайде: гриб, колокольчик, медведь). Какого рода эти существительные? Какие вспомогательные слова мы можем подставить к этим существительным, чтобы убедиться, что они мужского рода? (Он мой.)

- Как вы думайте, какое время года на этой станции? (Лето.) Давайте прочитаем стихотворение Г. Галиной об этом времени года. (Слайд 8)

А сейчас обратимся к нашим маршрутным листам. Найдите в них станцию имен существительных мужского рода и выполните задание.  Обратите внимание на то, что в этом упражнении два задания. Задание под буквой «а» обязательно для всех. Задание под буквой «б» выполняют те, кто быстро справится с первым заданием. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.

Задание 2.

а) Найдите в стихотворении имена существительные мужского рода, красным цветом обозначьте имена существительные в единственном числе, синим цветом  существительные во множественном числе.

В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес 
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крылья жуков, 
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?

Г.Галина 

б)Найдите словосочетания, соответствующие схемам:

  1. прил. + сущ. (м.р.)
  2. сущ. (м.р.) + сущ. (м.р.)

- Ребята, как мы можем отличить жителей этой станции от имен существительных женского рода? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые мы употребляем вместе с существительными мужского рода?

Физминутка. (Слайд 9)

Ребята, вы любите лето? Давайте представим, что мы в лесу летом. Встаньте из-за парт. Прислушайтесь! Слышите, как поют птички? Представьте, что вы прекрасные цветочки! Вы тянетесь к солнышку! (Потянулись.) Но вот подул ветерок, и вы качаетесь из стороны в сторону. (Наклоны вправо, влево с вытянутыми руками). А вот наступил вечер, и вы собрались отдыхать. Обнимите себя!

- Ну что, ребята, отправляемся на следующую станцию? (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.) (Слайд 10)

3 станция. «Осеннее настроение». (Слайд 11)

- Ребята, что изображено на картинке? Верно, небо, облако, солнце. Какого рода эти имена существительные? (Среднего). Составьте, пожалуйста, с одним из этих слов предложение таким образом, чтобы сказуемое было выражено глаголом в форме прошедшего времени. Какое окончание у глагола? А сейчас обратимся к вашим маршрутным листам. Найдите станцию «Осеннее настроение». Давайте прочитаем прекрасное стихотворение А. С. Пушкина о его любимом времени года. (Слайд 12) А сейчас приступайте к выполнению задания. Время выполнения задания 1 минута.

Задание 3.  Подчеркните в тексте имена существительные среднего рода в единственном числе. Разберите по составу слово дыхание. Выделите окончания у имен прилагательных.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                           А. С. Пушкин

- Итак, скажите, пожалуйста, какие имена существительные мы относим к среднему роду? На какой вопрос будет отвечать имя прилагательное, если его поставить рядом с существительным среднего рода? Какое окончание будет у глагола прошедшего времени?

- Молодцы! Хорошо усвоили материал. Теперь отправимся на следующую станцию.  (Слайд 13)

4 станция. «Снежинка» (Слайд 14)

- У нас осталась последняя станция. А вот и она!  На этой станции зима, как и сейчас у нас с вами. На этой станции я предлагаю вам выбрать одно из двух заданий. Задание выполняете группой. В первом задании необходимо вставить пропущенные существительные и обозначить их род, во втором задании (оно сложнее) нужно самим составить текст о зиме, используя имена существительные трех родов.

Задание 4.         

А) Вставьте пропущенные имена существительные. Обозначьте их род.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает ……….., хлопьями осыпается легкий серебряный ………. В темном высоком ……. видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних ……….

Но и в морозной зимней ……… продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ………. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными ………… совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем ………. скрытая от людей жизнь.

Исходный текст.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...

Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Б) Составьте небольшой текст о зиме, используя имена существительные мужского, женского и среднего рода.

IV. Подведение итогов.

- Мы совершили с вами прекрасное путешествие по родам имени существительного. Давайте вспомним, какие существительные мы относим к женскому роду? Какие к мужскому? Какие к среднему роду? Для того чтобы вам легче было запомнить вспомогательные слова, я предлагаю прочитать стихотворение. (Слайд 15)

Женский род запомню я
И скажу
она, моя.
И запомню род мужской
И опять скажу
он, мой.
Средний род –
оно, мое.
Это – правило твое.

Вы, наверное, заметили, про имена существительные я говорила, что они мужского, женского или среднего рода, а про имена прилагательные и глаголы прошедшего времени я говорила, что они в форме мужского, женского или среднего рода? Как вы это можете объяснить? (Одно и то же имя прилагательное может быть в форме женского рода и в форме мужского). Приведите пример. (Красивый мальчик. Красивая девочка.) Значит, у имен прилагательных и глаголов род это переменный или непостоянный признак? (Переменный). А имена существительные изменяются по родам? (Нет. Это их постоянный признак.)

Рефлексия.

- Ребята, скажите, пожалуйста, понравился ли вам сегодняшний урок? Что вам больше всего понравилось? Чему вы сегодня научились? Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Нарисуйте, пожалуйста, в своих маршрутных листах смайлик, который отражал бы, насколько вы довольны своей работой на уроке.

Домашнее задание. В качестве домашнего задания вам необходимо написать небольшое сочинение на тему: «На какой станции мне понравилось больше всего» и определить род имен существительных.

Выставление оценок.

Команды считают количество вагончиков.  Участники команды, у которой самый длинный поезд, получают пятерки.

- Я хочу поблагодарить вас за сегодняшний урок. А также пожелать вам быть такими же быстрыми в получении новых знаний, как птица сапсан в своем полете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Станция «Сиреневая роща»

Слайд 5

Весна Уходи, Зима с.. дая ! Уж кр .. савицы Весны Колесница з ..л..тая Мчится с горной вышины! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь, и ты, Подобрав свой саван белый, Поп.. лзла в овраг, в кусты. А. Майков

Слайд 7

Станция «Таинственный лес»

Слайд 8

В мире великом Много чудес: Разве не чудо задумчивый лес С травкой зеленой и ягодой дикой? Блеск изумруда Крылья жуков, Плащ голубых мотыльков — Разве не чудо? Г.Галина

Слайд 11

Станция «Осеннее настроение»

Слайд 12

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А. С. Пушкин

Слайд 14

Станция «Снежинка»

Слайд 15

Женский род запомню я И скажу она, моя . И запомню род мужской И опять скажу он, мой . Средний род – оно, мое . Это – правило твое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....