Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Суслова Марина Валентиновна

 

Настоящая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных  учреждений «Русский язык 10-11 классы». Учебное издание. Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., предназначена для изучения русского языка в 10 «А» и «Б» классах на базовом уровне. Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011 и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
  • соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии;
  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

 

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами (праздничные дни и карантинные мероприятия).

Количество часов

Всего – 35 часов; в неделю – 1 час

Плановых уроков:

  • на изучение теоретического материала – 29
  • развитие речи – 4
  • контрольные работы и тесты – 2

 

Формы обучения:

Традиционный урок, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование,  урок-практикум, урок развития речи, урок контроля знаний и умений

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 ЕГЭ;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм.

Формы организации учебного контроля

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнение практических заданий из КИМов;
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   определение проблемы текста;

   аргументация своей точки зрения;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • составление орфографических  упражнений самими учащимися;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными, краеведческими текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_russkiy_10_klass.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»

        

«Рассмотрено»

Руководитель  МО __________Петреченко И. С.

Протокол № 1 от

«29» августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 45  г. Белгорода»

__________Шамрай В. М.

«29» августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 45 г. Белгорода»        ______________Бугаёва Л. И.

Приказ № 301  от

« 30 »  08  2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по         учебному предмету

«Русский язык»

учителя русского языка и литературы

   Сусловой Марины Валентиновны

                                                                                                                                                                                     

10 класс

                        Базовый уровень

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных  учреждений «Русский язык 10-11 классы». Учебное издание. Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., предназначена для изучения русского языка в 10 «А» и «Б» классах на базовом уровне. Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011 и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
  • соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии;
  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами (праздничные дни и карантинные мероприятия).

С 2001 года МБОУ СОШ № 45 является экспериментальной площадкой краеведческой направленности. В связи с этим на уроках учащимся предоставляется возможность познакомиться с наследием писателей и поэтов Белгородчины, поэтому при составлении программы был использован дидактический материал краеведческой направленности.

Количество часов

Всего – 35 часов; в неделю – 1 час

Плановых уроков:

  • на изучение теоретического материала – 29
  • развитие речи – 4
  • контрольные работы и тесты – 2

Формы обучения:

Традиционный урок, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование,  урок-практикум, урок развития речи, урок контроля знаний и умений

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 ЕГЭ;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм.

Формы организации учебного контроля

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнение практических заданий из КИМов;
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • информационная переработка устного и письменного текста:
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными, краеведческими текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы
  • речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Календарно-тематический план

урока

Тема урока

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Краеведение

Домашнее задание

Подготовка к ЕГЭ

1.

Введение

Слово о русском языке

1

10 «А» -05.09

10 «Б» - 03.09

Упр. № 1

А29-А31,А10; А15-17, А13-14

Лексика. Фразеология. Лексикография (3 часа)

2.

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии.  Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

1

10 «А» - 12.09

10 «Б» - 10.09

Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы в сб. стихов Игина В. М. «Сиреневый огонь».

§ 1-7

Упр. № 30

А1-3, А12, А21, В8

3.

Происхождение лексики современного русского языка. Фразеология. Лексикография.

1

10 «А» - 19.09

10 «Б» - 17.09

Лексика и семантика стихотворений В. Михалёва в сборниках «Хлебоцветье», «Земля моя», «Свет-берёза» и др.

§8-12

Упр. № 44

А6, А12, А31

4.

Контрольное тестирование № 1.

1

10 «А» - 26.09

10 «Б» - 24.09

Инд. задание

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)

5.

 Звуки и буквы.  Орфоэпия и орфоэпические нормы.

1

10 «А» - 03.10

10 «Б» -01.10

§13-14

Упр. № 53

А1-2, А12,

6.

Р. р. Сочинение-рассуждение №1

1

10 «А» - 10.10

10 «Б» - 08.10

Морфемика и словообразование (1 час)

7.

Понятие морфемы. Состав слова. Словообразовательные словари. Словообразование.

1

10 «А» - 17.10

10 «Б» - 15.10

Особенности словообразования в стихах Т. И. Олейниковой. Сборники стихов «Глоток воды», «Прошедшее время». Стихи И. Чернухина в  сб. «Лицом к свету», «Верность», «Берег памяти» и др.

§15 – 17

Упр. № 79

А13,В1

Морфология и орфография (5 часов)

8.

Принципы русской орфографии. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.

1

10 «А» - 24.10

10 «Б» - 22.10

§18-21

Упр. № 106

9.

Правописание  гласных после шипящих и Ц.  Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных   

1

10 «А» - 07.11

10 «Б» - 05.11

§22-25

Упр. 120

10.

Правописание приставок. Буквы Ы, И после приставок.

1

10 «А» - 14.11

10 «Б» - 12.11

§ 26 -28

Упр. № 143

11.

Употребление Ъ и Ь, прописных букв, правила переноса

1

10 «А» - 21.11

10 «Б» - 19.11

Творчество поэтессы Борисенко М. С., уроженки посёлка Ракитное. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Роль стиха. Ритм и гармония. Перенос.

§ 29-31

Упр. № 160

А4,А11, А13, В2

12.

Р. р. Сочинение-рассуждение №2

1

10 «А» - 28.11

10 «Б» - 26.11

Имя существительное

13.

Имя существительное как часть речи

1

10 «А» - 05.12

10 «Б» - 03.12

§ 32

Упр. 169

14.

Правописание падежных окончаний имён существительных, суффиксов, сложных имен существительных.

1

10 «А» - 12.12

10 «Б» - 10.12

§ 33-35

Упр. № 196

А17, А11, В2

Имя прилагательное

15.

Имя прилагательное как часть речи

1

10 «А» - 19.12

10 «Б» - 17.12

§36 упр. 204

16-17.

Правописание падежных окончаний, суффиксов имен прилагательных, сложных прилагательных.

2

10 «А» - 26.12, 16.01

10 «Б» - 24.12, 14.01

§37-40

Упр. № 221

Имя числительное

18

Имя числительное как часть речи, правописание и употребление числительных.

1

10 «А» - 23.01

10 «Б» - 21.01

§ 41-44

Упр. № 228

А4, А6, А28, В2

Местоимение

19.

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

1

10 «А» - 30.01

10 «Б» - 28.01

§ 45-46

Упр. 237

Глагол и его формы

20.

Глагол как часть речи

1

10 «А» - 06.02

10 «Б» - 04.02

§ 47-48

Упр. № 242

А6, А12, А31

21-22.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

2

10 «А» - 13.02, 20.02

10 «Б» - 11.02 18.02

§ 49-52

Упр. № 269

23.

Переход причастий в прилагательные и существительные, деепричастий – в наречия и предлоги.

1

10 «А» - 27.02

10 «Б» - 25.02

Упр. № 275

А1-2, А12,

24.

Р. р. Сочинение-рассуждение №3

1

10 «А» - 06.03

10 «Б» - 04.03

Наречие, слова категории состояния

25.

Наречие как часть речи.  Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

1

10 «А» - 13.03

10 «Б» - 11.03

§ 53-54

Упр. № 289

26.

Слова категории состояния

1

10 «А» - 20.03

10 «Б» - 18.03

§ 55

Упр. № 290

А13,В1

Служебные части речи

27-28.

Понятие служебных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

2

10 «А» - 03.04, 10.04

10 «Б» - 08.04, 15.04

§ 56-57

Упр. № 301

А17, А11, В2

29-30.

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

2

10 «А» - 17.04, 24.04

10 «Б» - 22.04, 29.04

§ 58-59

Упр. № 306

31.

Р. р. Сочинение-рассуждение №4

1

10 «А» - 08.05

10 «Б» - 06.05

32.

Частица, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

1

10 «А» - 15.05

10 «Б» - 13.05

Упр. № 308

33.

Междометия и

звукоподражательные слова

1

10 «А» - 22.05

10 «Б» - 20.05

Алексейченко А. Д., уроженец Ивнянского района. Стихи автора. Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слов в лирике. Сверхзначение слова.

Упр. 320

34.

Контрольное тестирование № 2

1

10 «А» - 29.05

10 «Б» - 27.05

Упр. 321

35.

Резервные уроки, оставленные на закрепление трудных тем и на отработку навыков тестирования

1

10 «А» -

10 «Б» -

Содержание программы учебного курса

Введение (1 час)

Слово о русском языке (Вступительная статья)

Лексика. Фразеология. Лексикография (3 часа)

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Морфемика и словообразование (1 час)

Состав слова. Словообразование. Формообразование.

Морфология и орфография (5 часов)

 Правописание чередующихся гласных в корне слова. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание  гласных после шипящих и Ц.Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи (19 часов)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний.  Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление числительных.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание местоимений.

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий и деепричастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная  часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Итоговое повторение (4часа).

Формы и средства контроля

№ п/п

Вид контроля

1.

Контрольное тестирование № 1 (вводное)

См. приложение № 1

2.

Контрольное тестирование № 2 (итоговое)

См. приложение № 1

http://cognix.ru/rus/kim/ege.php

3.

Сочинение-рассуждение № 1

Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов на Дону: Легион, 2011г.

4.

Сочинение-рассуждение № 2

И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013

5.

Сочинение-рассуждение № 3

Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М.: Экзамен, 2011

6.

Сочинение-рассуждение № 4

И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013

7.

Комплексный анализ текста «Белгородский мел».

Крупенков А.Н., Осыков Б.И. Историческая хроника Белгорода / А.Н. Крупенков, Б.И. Осыков. - Белгород: Константа, 2007. - 384 с.

Учебно-методические средства обучения

Обязательная литература

Реквизиты программы: Программы общеобразовательных  учреждений. Русский язык 10-11 классы. Учебное издание. Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.

Учебно-методический комплект учащихся:

  • Основной учебник: Учебник «Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011, авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., М.А.Мищерина
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
  • Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов на Дону: Легион, 2011г.

  • для учителя:
  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
  • Концепция модернизации Российского образования
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.

Дополнительная литература

  • Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, 10-11 классы. М.: Вако, 2012
  • Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А.  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах (базовый уровень) - М. Просвещение, 2011
  • Золотарёва И.В., Дмитриева А.П.  Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов. М.: ВАКО, 2011
  • Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: Интеллект-Центр, 2012.
  • Единый государственный экзамен - 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  • Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.  М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012
  • Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М.: Экзамен, 2011
  • Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. ЕГЭ. Практикум 2(В). М.: Экзамен, 2011
  • И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013
  • Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2010.
  • М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов на Дону, Феникс, 2011г.  
  • П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: Веко 2010г.
  • Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов на Дону: Легион, 2011г.
  • Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: Экзамен, 2012
  • Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: Тригон, 2011
  • С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: Вентана Граф, 2012

Мультимедийные пособия

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.  
  • Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
  • 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
  • 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
  • Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
  • Фраза. Лингвистический тренажёр.

   

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  • мультимедийные продукты (презентации, интерактивные плакаты, тесты, таблицы и прочее);
  • наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
  • плакаты со справочными материалами;
  • библиотека с электронной и печатной картотекой;
  • каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.

Приложение 1

Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.

           

                                 

Вводный тест по русскому языку № 1.

1. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю.

 Б) а,о,у,

В) ч, ж, х,

Г) ц, ф, э,

Д) я, ю, е, ё.

2. Укажите слово, образованное по модели «?^^?»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

3. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;

Б) набрать в рот воды;

В) выйти сухим из воды;

Г) как рыба в воде;

Д) не разлить водой.

4. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?

А) обида, разведать, камень;

 Б) поднос, автомат, заказ;

В) буфет, переводить, резать;

Г) переписать, возить, подряд;

Д) угон, барабан, кровля.

5. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (пепельно)русый оттенок;

Б) (притворно)скромный взгляд;

В) (прекрасно)душное настроение;

Г) (юго)восточный регион;

Д) (культурно)историческое наследие.

6. Как склоняется числительное 90?

А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;

 Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;

В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;

Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;

Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.

7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?

А) каждого, иному;

 Б) столько, чей-нибудь;

В) некому, нечему, себя;

Г) их, тобой;

Д) нас, что-то.

8. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?

А) решать;

Б) побелеть;

В) раскрыть;

Г) разбрасывать;

Д) колоть.

9. Укажите вариант с одной –н-:

А) прийти одновреме..о,

Б) таинстве..о шептать,

В) возражать пута..о,

Г) открове..о признаться,

Д) медле..о гаснуть.

10. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:

А) Что это она все смеется?

Б) Трудно даже представить, что бы со мною случилось.

В) Пусть бор бушует под дождем.

Г) Да здравствуют знания!

Д) Давайте завтра отправимся в парк.

11. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:

А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.

В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.

Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.

Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.

12. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Еще напор, и враг бежит.

Б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.

В) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.

Г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.

Д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.

13. В каком предложении не с наречием пишется слитно:

А) Ты поступил (не)лепо.

Б) Никогда (не)поздно попросить прощения.

В) Ничуть (не)искренне говорил он эти слова.

Г) Этот музей вовсе (не)далеко от нас.

Д) Взглянул (не)доверчиво, а с подозрением.

14. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:

А) Отшумев, замолчала листва.

Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.

В) Старик отошел, понурив голову.

Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.

15. Определите, в каком варианте не пишется Ь:

А) открыть настеж..,

Б) уйти проч..,

В) выйти замуж..,

Г) сплош.. усыпано,

Д) мчаться вскач…

Ответы

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10        11        12        13        14        15

д        а        б        д        в        г        в        б        в        а        г        б        а        д        в

Комплексный анализ текста

Белгородский мел

Миллионы лет назад места, где мы живем, были под водой. Здесь вздымались теплые волны Мирового океана.

Многие морские животные имели раковины. А когда  животные умирали или погибали, эти раковины падали на дно.  За тысячи  и тысячи лет на дне выросли целые горы раковин. Верхние раковины давили на нижние, а еще сверху все заносило песком и глиной. Под давлением многотонной тяжести из раковин спрессовывался – получался камень – известняк. А из самых мелких ракушек – мел.

Вот откуда наши меловые горы и бугры.

Океан со временем отступил, а меловые горы остались.  В нашей области их особенно много. Десятки, сотни населенных пунктов словно вписаны в яркую белизну меловых круч. От Белой горы, как вы уже знаете, получил свое имя и Белгород.

 Мел с незапамятных времен  служит человеку. Он – ценнейшее сырье для строительной, цементной, резиновой, химической, стекольной и других отраслей промышленности. Широко используют мел в сельском хозяйстве – в качестве минеральных удобрений.                                                (Б. Осыков)

Задание:

1. Докажите, что это текст. Определите тему текста.

2. К какому стилю речи принадлежит данный текст? Установите тип текста.

3. Сколько здесь микротем?

4. Как связаны между собой абзацы?

5. Приведите два примера использования в этом тексте изобразительно-выразительных средств.

                     6. Объясните графически постановку знаков препинания в предложениях, выделенных курсивом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....