Доклад "Жизнь и деятельность Ф.И. Буслаева"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Кандрашкина Анжелика Евгеньевна

В докладе представлены основные вехи жизни и деятельности знаменитого лингвиста, краткое содержание его трудов. доклад сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_buslaev.docx21.62 КБ
Файл prezentatsiya_f.i._buslaev.pptx680.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Энтузиастская ООШ»

Кандрашкина А.Е.

2 слайд

Родился в городе Керенске Пензенской губернии, где его отец был секретарем уездного суда. Мальчику не было еще в пяти лет, когда он лишился отца, и мать его переехала в Пензу. Именно здесь он узнал и полюбил русскую словесность, которой позже посвятит всю свою жизнь.

С 10 лет учился в Пензенской гимназии, где в это время русский язык преподавал В. Г. Белинский, готовившийся к поступлению в университет. Окончив гимназию в 1833 году, поступил на словесное отделение Московского университета. Здесь он слушал лекции по русской словесности И. И. Давыдова и С. П. Шевырёва.

3 слайд

По окончании его (1838) поступил учителем во 2-ю московскую гимназию; давал частные уроки. Спустя год уехал за границу: в качестве домашнего учителя в семье графа С. Г. Строганова жил в Германии и Италии, изучал археологию и историю европейского искусства, труды по языковедению и истории В. Гумбольдта и Я. Гримма.

После возвращения в Россию поступил преподавателем в 3-ю московскую гимназию и работал в ней шесть лет.

Университетскую карьеру начал с 1842, когда был прикомандирован к профессорам И. И. Давыдову и С. П. Шевыреву в помощники для исправления студенческих письменных упражнений. В этом же году появилась первая статья Ф. И. Буслаева «Храм Св. Петра в Риме», напечатанная в «Москвитянине» . В 1844 году было напечатано его известное сочинение «О преподавании отечественного языка».

С 1847 начал читать лекции, с 1848 — адъюнкт, затем экстраординарный профессор (1850), ординарный профессор (1859), заслуженный профессор (1873); член-корреспондент Императорской академии наук (1852), академик (1860).

4 слайд

Труды Ф.И.Буслаева распадаются на 2 группы

5,6 слайд

Краткий список трудов Ф.И.Буслаева

7 слайд

Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф.И.Буслаева - выдающегося лингвиста, историка, педагога - "О преподавании отечественного языка" (1844),  в которой он обращает основное внимание на осознанное усвоение учащимися изучаемых языковых явлений и форм. В XIX в. внятность церковнославянского и древнерусского текстов для гимназиста или кадета была существенно выше, потому что общая культура была в большей мере гуманитарной. И соответственно среднее образование, каким его строил Буслаев, было в большей мере гуманитарным и историко-филологическим.

Федор Иванович Буслаев - гуманист; для него человек - носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку - значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без "метóды". Он разграничивает "учебную метóду" и "ученую метóду", т.е. методы обучения и исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике "охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке" (Мои воспоминания. - 1897. - С. 136).

Ф.И.Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения - изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо. Основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие "врожденного дара слова".

Объяснять факты живого языка можно, только обращаясь к его истории. В школе следует изучать и говоры – убеждал Буслаев, собравший множество диалектных данных.

 В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики "открывали неизвестное посредством известного" (О преподавании... - М., 1941. - С. 68). http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter1-1-3.php

8 слайд

Труд «Историческая грамматика русского языка» (1858), выдержавший при жизни автора 5 изданий,стал классическим университетским учебником, дав название вузовскому курсу.

Труд создан на богатейшем материале по истории русского языка, начиная с самых ранних времен его развития. В его основу положен сравнительно-исторический метод. В исследовании приведено множество ссылок и примеров из славяно-русских рукописных памятников. «Этимология» и «Синтаксис» представляют две его части.

 Во введении к первой части автор поместил обзор истории развития различных языковых групп, рассмотрел разделение народов по языковым семьям, отличительные признаки языка и наречия, объяснил разграничения древнерусского, церковнославянского и старославянского языков. В первой части Ф.И.Буслаев изложил учение об образовании частей речи, спряжениях и склонениях. Второй том изначально был задуман как пособие для учителей. Ученый определяет отношение между грамматическими формами и законами мысли, рассматривает состав предложений и значения частей речи, словосочинения в простом и сложном предложениях.

 Главная особенность настоящего труда заключается в том, что современный язык автор стремится объяснить с точки зрения действующих в нем закономерностей, обращаясь для этого к старославянскому, древнерусскому, родственным индоевропейским языкам. Ф.И.Буслаев первым показал необходимость привлечения диалектов как важной части сравнительно-исторической грамматики, развил положение о связи истории языка с историей народа. Работы Ф.И.Буслаева по синтаксису оказали существенное влияние на русскую грамматическую традицию. Введенная им классификация второстепенных членов предложения и типов придаточных до сих пор сохраняет свою актуальность. Он впервые стал связывать явления древнерусской литературы с местными культурно-историческими центрами.

Буслаев стремился воспитать у учащихся глубокий интерес и любовь к родному языку. "Пусть же учитель отечественного языка, - писал он, - даст в руки своим юным питомцам такую книгу, чтение которой оставит в их душе следы на всю жизнь".

9 слайд

Имя учёного носит Буслаевская псалтирь XV века. Буслаевская псалтирь — рукописная Псалтирь, созданная в последней четверти XV века. Отличается высоким уровнем каллиграфии и оформления. Своё название рукопись получила от имени её первого исследователя -  Ф. И. Буслаева.

Буслаев о средневековой рукописи: «Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни…»

10 слайд

В конце жизни Буслаев начал слепнуть, он вынужден был отказаться от своей научной работы. Это сразу отразилось на его состоянии, он стал постепенно слабеть и угасать. Один из его друзей, видя это, предложил ему продиктовать биографию. Так появилась книга Федора Ивановича Буслаева «Мои воспоминания». В этой книге Буслаев описал свои детские и студенческие годы, своих великих современников Н.Гоголя, Т.Грановского, П.Чаадаева, И. и П.Киреевских и др.

11 слайд

Вклад Ф.И. Буслаева в развитие русского языка

12 слайд

Умер Буслаев в пос. Люблино под Москвой 31 июля (12 августа) 1897.

После смерти Ф.И. Буслаева вдова ученого преподнесла его личную библиотеку в дар Императорскому Московскому университету. Это книжное собрание хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова: около 1430 томов книг по истории искусства (византийского, древнерусского, итальянского); западноевропейская литература, старопечатные книги XVI-XVII вв., рукописи.

13 слайд

Завет ученого особенно дорог нам сегодня: ценить науку, дорожить русским языком, прививать ученикам интерес и любовь к родной речи.

Спасибо за внимание!

Источники

http://interpretive.ru/dictionary/966/word/buslaev

. http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter1-1-3.php

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=748


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистические чтения «Русский язык вчера, сегодня, завтра» Выполнил: Учитель русского языка и литературы МБОУ « Энтузиастская ООШ» Кандрашкина А.Е. Жизнь и деятельность Ф.И . Буслаева

Слайд 2

Краткая биография Фёдор Иванович Буслаев (1818 - 1897) - русский филолог и искусствовед, академик Петербургской Академии наук (1860). 13 [25] апреля 1818, г. Керенск , ныне село Вадинск Пензенской области С 10 лет учился в Пензенской гимназии 1833 году, поступил на словесное отделение Московского университета.

Слайд 3

Краткая биография После окончания Московского университета: 1838 – 1847 – учитель русского языка и литературы, домашний учитель. 1842 – 1847 - прикомандирован к профессорам И. И. Давыдову и С. П. Шевыреву 1847 по 1881 – преподаватель в университете, академик, заслуженный профессор, а в конце – доктор теории и истории искусств. Москва, улица Спартаковская, дом 2, II гимназия, где осенью 1838 года начинал преподавательскую деятельность Ф.И. Буслаев

Слайд 4

Труды Ф. И. Буслаева распадаются на две группы: учебно-филологические исследования по истории русской литературы, устного творчества и искусства

Слайд 5

Краткий список трудов О преподавании отечественного языка(1844); Опыт исторической грамматики русского языка(1858); Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языка(1861) ; Учебник русской грамматики, сближенной с церковно-славянскою (1869); Рус. хрестоматия. Памятники древнерусской литературы и народной словесности (1870).

Слайд 6

Краткий список трудов Отдельные работы: Лекции из курса истории русской литературы, читанные студентам Московского университета в 1860—1861 — напечатаны в «Летописях русской литературы и древностей» ; История русской словесности, в том ее значении, как она служит выражением духовных интересов народа; Общие понятия о русской иконописи (1866); Русский лицевой Апокалипсис (1884). Сборники статей и исследований: Исторические очерки русской народной словесности и искусства .

Слайд 7

"О преподавании отечественного языка" 1844 год Первая в нашей стране методика преподавания русского языка Основная мысль – важность изучения родного языка в школе для развития личности

Слайд 8

«Опыт исторической грамматики русского языка» 1858 ( «Историческая грамматика русского язык А »)

Слайд 9

Буслаевская псалтирь

Слайд 10

«Мои воспоминания».

Слайд 11

Вклад в развитие русского языка проведение чёткой границы между морфологией и синтаксисом, различение их признаков выделение 3х видов сочинительных отношений (соединительные, противительные и разделительные) определение второстепенных членов предложения и типов придаточных по смысловому вопросу обращение внимания на переходные конструкции между сочинением и подчинением

Слайд 12

Надгробный памятник на могиле Ф. И. Буслаева в Новодевичьем монастыре «Буслаев вдохнул живую душу в преподавание и преподавателей современного русского языка. Вся грамотная Россия признаёт в Ф.И. Буслаеве своего учителя по предмету отечественного языка». Е.Ф.Будде

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...