Конспект урока по русскому языку для 5 класса.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данилова Елена Викторовна

Тема урока "Повторение темы "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Конспект урока

  по русскому языку

для 5 класса.

   

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Шабурновская средняя общеобразовательная школа»

 Данилова Елена Викторовна.

Тема урока: «Повторение темы «Имя существительное».

                     

Тип урока: закрепление изученного ранее.

Цели:

  • учебно-познавательные: 

1) закрепить все изученные сведения об имени существительном;

2) повторить орфографию имен существительных; соблюдать основные правила орфографии в процессе письменного общения;

3) овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;

4) закреплять умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; адекватно выражать своё отношение к прочитанному;

  • интеллектуально-развивающие: 

1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

2) развивать умение самостоятельно извлекать нужную информацию из различных источников;

3) адекватное восприятие на слух текста; владение разными видами аудирования;

4) свободно пользоваться словарями различных типов;

  •  воспитательные:

1) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье;

2) воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, понимание его значения в процессе получения школьного образования;

3) воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. Толковый словарь С.О. Ожегова.
  2. Компьютер, проектор, экран.

                                                               План урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

 Актуализация прежних знаний.

3. Анализ лингвистического материала.

4. Повторение пройденного.

а) Определение лексического значения слова. Индивидуальное задание.

б) Повторение рода имени существительного. Работа в парах.

в) Повторение склонения имени существительного. Работа в группах.

г) Повторение одушевленности – неодушевленности имени существительного.

д) Повторение падежных окончаний имен существительных.

е) Повторение правописания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

ё) Морфологический разбор имени существительного.

ж) Повторение синтаксической роли имен существительных.

5. Задание на дом.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

              Актуализация прежних знаний учащихся.

-  Ребята, мы  закончили изучать тему « Имя существительное » и сегодня повторим  все полученные вами знания по этой теме.

- Дайте определение имени существительного.

- А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные?

Ученики: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место.

  1. Анализ лингвистического материала.

-  Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. 

                                                                       Дедушка

             Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от  старости: несет ложку ко рту – и суп расплескивает.

              Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски. 

               У старикова сына был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек. 

            - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем.

            - Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить.

              Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной миски кормить.

(К.Д. Ушинский)

- Компьютер сегодня – активный участник урока. Он будет давать вам задания, помогать в проверке выполненного.

Задания к тексту:

  • Прочитайте текст.
  • Поставьте все существительные в нужную форму.
  • Выделите все изученные орфограммы по теме «Имя существительное».

 (Тексты у учащихся на столах.)

Дедушка

                Сильно одряхлел дедушка, а прежде был  молодец____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука_______ и нога_________ дрожали у него от  старость_____________: несет ложка______________  ко  рот___________ – и суп расплескивает.

                  Не понравилось это сын_____  и   невестка______________: перестали они  отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной  чашка_________. Задрожали  рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной  миска__________.

                   У старикова сына был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на пол____________  и складывает что-то из щепочка__________________.

                  - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда______________ полотенце_______________.

                - Коробочка________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька___________________,  я буду вас из деревянной  коробочка_______________ кормить.

                  Переглянулись отец с  мать___________________  и покраснели. Перестали с тех пора ___________ старик______________________ за печь прятать, из деревянной  миска__________ кормить.

 ( Зачитывается   правильный вариант текста.

Обсуждение текста и заглавия к нему)

                     - Прочитайте текст, который получился у вас.

- Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу и грамматически)

- Почему К.Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?

- А кто такой дедушка?

-  Каково лексическое значение этого слова?

(Ученики ищут значение слова в Толковом словаре Ожегова.)

- Какие непонятные слова встретились вам ещё в тексте?

- Как вы считаете, это сказка или быль? (Быль)

- Почему?

- О чем этот текст?

- Чему  он учит? (О семье, об уважении к пожилым, о правильном семейном  воспитании).

- Семья обладает огромным воспитательным воздействием. Именно в

семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. 

5. Повторение пройденного.

- Перед вами таблицы. Давайте вместе заполним  их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных.

- Какого рода бывают  имена существительные?

(Задания по рядам:  1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и 3-й -  третью)

 

Категория рода имен существительных

Мужской род

Женский род

Средний род

молодец

чашка

дитя

тятенька

старость

полотенце

старик

печь

дитятко

дедушка

рука

сынок

нога

сын

ложка

отец

невестка

мальчик

миска

пол

щепочка

стол

мать

суп

посуда

рот

коробочка

пора

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Ко 2 склонению?

- К 3 склонению?

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

дедушка

молодец

мать

рука

рот

старость

невестка

суп

печь

чашка

дитя

щепочка

старик

тятенька

сын

коробочка

сынок

нога

отец

ложка

мальчик

миска

пол

посуда

стол

полотенце

дитятко

Физминутка.

Имя существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное имя существительное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Чтобы все отлично стало, существительных немало.

- Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие неодушевленными?

Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

Одушевленные

Неодушевленные

мать

стол

отец

миска

сынок

коробочка

тятенька

пол

молодец

суп

дедушка

рот

сын

чашка

мальчик

старость

старик

печь

невестка

рука

дитя

ложка

дитятко

щепочка

посуда

полотенце

пора

- Ребята, а какие еще изученные вами  орфограммы есть в этом тексте?

 1) Падежные окончания имен существительных :

старости ( 3 скл.,  ж.р.,  Р.п.),

 невестке( 1 скл., ж.р., Д.п.),

из чашки (1 скл., ж.р., Р.п.),

из миски (1 скл., ж.р., Р.п.),

из коробочки (1 скл., ж.р., Р.п.)

2) Правописание О-Е после шипящих: молодцом ( ударная позиция), полотенцем

( безударная позиция)

3) Безударные гласные в корне слова:

мОлОдцом           кОробочку

   на пОлу             дИтя

 стАрика.

- Назовите проверочные слова.

4) Непроверяемые гласные в корне слова:

невестка

отца

посуду

полотенцем

- Найдите в тексте существительные с нулевым окончанием  (сынок, пол, стол, старик, печь, сын, мать, суп, мальчик, из щепок)

-  А теперь  вспомним о синтаксической роли имен существительных.

Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения (Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство; из миски обстоятельство, с тех пор- обстоятельство)

 Морфологический разбор существительного

- А теперь мы вспомним,  как делается  морфологический разбор имен существительных.

Для этого возьмем любое существительное из текста.

Из коробочки.

  1. (Из) коробочки – сущ. (из чего?)
  2.  Н.ф. -  КОРОБОЧКА.

Пост. пр.: нариц., неодуш., в ж.р., в 1 скл.  

Непост. пр.: в Р. п., в ед. ч.

         III        Буду кормить  ( из чего?) из коробочки.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, К.Д. Ушинский закончил свою быль пословицами:

Посади на печь дедушку, тебя внуки посадят.

Уважай старика, сам будешь стар.

1. Выберите пословицы и поговорки из предложенных ниже, которые бы соответствовали  поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме  воспитания в семье уважения к пожилым.

Слава сына - отцу отрада.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Какое дерево, такие у него и листочки.
Яблоко от яблони недалеко падает

Какова мать, такова и дочь.

Каков отец, таков и сын.

В своей семье не велик расчет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Детки хороши - отцу-матери венец, детки плохи - отцу-матери конец.

2. Написать сочинение – миниатюру. (По желанию)

6. Подведение итогов урока.

- Что повторили мы сегодня на уроке?

-  Ребята, мы проделали огромную работу. Вы хорошо справились со всеми заданиями и показали хорошие знания по изученной теме.  

Оценки за урок.

Резерв: кроссворд.

1о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

2о

д

у

ш

е

в

л

е

н

н

о

е

3е

д

и

н

с

т

в

е

н

н

о

е

4с

о

б

с

т

в

е

н

н

о

е

5с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

6м

н

о

ж

е

с

т

в

е

н

н

о

е

7с

о

л

о

в

ь

я

8ж

е

н

с

к

и

й

  1. Какая наука изучает правильное написание слов?
  2. Существительное «император»  является нарицательным и  …
  3. Существительное «каучук» имеет только форму … числа.
  4. Существительное «Барсик»  является нарицательным или собственным?
  5. Какая часть речи, которая обозначает предмет?
  6. Существительное «дрожжи»  имеет только форму … числа.
  7. Поставьте существительное «соловей» в форму родительного падежа.
  8. Какой род имеет существительное Лена?

                               

                                            Раздаточный материал

Задания к тексту:

  • Прочитайте текст.
  • Запишите все существительные в нужной  форме.
  • Выделите все изученные орфограммы по теме «Имя существительное».

                                                               Дедушка.

                        Сильно одряхлел дедушка, а прежде был  (молодец)____________. Плохо он видел, плохо слышал; (рука)________ и (нога)_________ дрожали у него от  (старость)_____________: несет (ложка)______________  ко  (рот)___________ – и суп расплескивает.

                  Не понравилось это (сын)_____  и   (невестка)______________: перестали они  (отец)_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной  (чашка)_________. Задрожали  (рука)__________ у (старик)_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить (отец)________ из старой деревянной  (миска)__________.

                      У старикова сын был свой маленький сынок.  Сидит раз мальчик на (пол)____________  и складывает что-то из (щепочка)__________________.

                  - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая (посуда)______________ (полотенце)_______________.

                - (Коробочка)________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с (тятенька)_________________,  я буду вас из деревянной  (коробочка)_______________ кормить.

                  Переглянулись отец с  (мать)___________________  и покраснели. Перестали с тех (пора)________________ (старик)______________________ за печь прятать, из деревянной  (миска)__________ кормить.

             Морфологические категории  имен существительных

Категория рода имен существительных

Мужской род

Женский род

Средний род

                                  Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

                    Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

Одушевленные

Неодушевленные

                                                                       Кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Какая наука изучает правильное написание слов?
  2. Существительное «император»  является нарицательным и  …
  3. Существительное «каучук» имеет только форму … числа.
  4. Существительное «Барсик»  является нарицательным или собственным?
  5. Назовите  часть речи, которая обозначает предмет?
  6. Существительное «дрожжи»  имеет только форму … числа.
  7. Поставьте существительное «соловей» в форму родительного падежа.
  8. Какой род имеет существительное Лена?

  Кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Какая наука изучает правильное написание слов?
  2. Существительное «император»  является нарицательным и  …
  3. Существительное «каучук» имеет только форму … числа.
  4. Существительное «Барсик»  является нарицательным или собственным?
  5. Назовите  часть речи, которая обозначает предмет?
  6. Существительное «дрожжи»  имеет только форму … числа.
  7. Поставьте существительное «соловей» в форму родительного падежа.
  8. Какой род имеет существительное Лена?

 6.Домашнее задание.

1.Выберите пословицы и поговорки из  предложенных ниже, которые бы соответствовали  поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме  воспитания в семье уважения к пожилым людям.

- Объясните их смысл.

Слава сына - отцу отрада.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Какое дерево, такие у него и листочки.
Яблоко от яблони недалеко падает

Какова мать, такова и дочь.

Каков отец, таков и сын.

В своей семье не велик расчет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Детки хороши - отцу-матери венец, детки плохи - отцу-матери конец.

2. Напишите сочинение – миниатюру. (По желанию)

                                                                   

6.Домашнее задание.

1.Выберите пословицы и поговорки из  предложенных ниже, которые бы соответствовали  поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме  воспитания в семье уважения к пожилым людям.

- Объясните их смысл.

Слава сына - отцу отрада.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Какое дерево, такие у него и листочки.
Яблоко от яблони недалеко падает

Какова мать, такова и дочь.

Каков отец, таков и сын.

В своей семье не велик расчет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Детки хороши - отцу-матери венец, детки плохи - отцу-матери конец.

2. Напишите сочинение – миниатюру. (По желанию)

                                                                   

                                                         

                                                                    Проект урока

«Повторение темы «Имя существительное»

Учитель: Данилова Елена Викторовна.

Предмет, класс: Русский язык, 5 класс.

Тема урока: «Повторение темы «Имя существительное».

№ урока по теме: 1 урок по теме «Повторение пройденного по теме «Имя существительное» в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи».

Тип урока: Повторение и закрепление изученного ранее.

Цель урока: Проверить качество знаний по теме, повторить изученный ранее материал.

Задачи:     

       1) расширить представление учащихся о роли имени существительного  в речи;

  1. закрепить умение определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении;

  1. формировать умения правильного написания окончаний существительных;

безударной гласной в корне слова;

            правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

     4) соблюдать основные правила орфографии в процессе письменного общения;

5) овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;

6) закреплять умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; адекватно выражать своё отношение к прочитанному;

7) развивать умение самостоятельно извлекать нужную информацию из различных источников;

8) адекватное восприятие на слух текста; владение разными видами аудирования;

9) свободно пользоваться словарями различных типов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

 Актуализация прежних знаний.

      На данном этапе используется беседа.

Цель: формирование у учащихся умения самостоятельно ставить цели, развитие мышления детей.

4. Анализ лингвистического материала.

Цель: совершенствование умения работы с текстом, со словарем.

        5. Повторение пройденного.

На этом этапе используется работа с компьютером, индивидуальная работа со словарем (определение лексического значения слов), устная работа со словами, нахождение оптимального способа проверки слов, работа с орфоэпическими нормами.

При работе используется поисковый метод.

В анализ включена словарная работа с целью развития у учащихся орфографической зоркости и умения определять типы орфограмм.

Цель: повторить ранее изученные орфографические правила, умение определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении;

      формирование умения работать в парах, группами.

        6.Домашнее задание.

        Дается дифференцированное задание на дом.

        Цель: развивать речь учащихся.

        7.Подведение итогов урока.

        Учащиеся повторяют сформулированные ранее выводы.

        Цель: обобщение и закрепление полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...