Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Степени сравнения имени прилагательного"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Трясорукова Евгения Анатольевна

    урок русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Сравнительная степень имен прилагательных

    Цели урока:

    Обучающая:

    1. Дать представление о сравнительной степени имен прилагательных;

    2. Дать представление о способах образования сравнительной  степени  имен прилагательных.

    3. Находить в тексте прилагательные в сравнительной степени, определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной степени.

    Развивающая:

    1. Развитие логического мышления (умения сопоставлять языковые факты и примеры; умения наблюдать, обобщать, делать выводы);

    2. Развитие памяти (слуховой и зрительной) и внимания на материале урока.

    Воспитывающая:

    Воспитание элементарной трудовой культуры обучающихся на уроке, любви к родному языку, малой родине.

    Форма урока: урок-исследование

    Методы и приемы: слово учителя; наблюдение за языковым материалом, самостоятельная работа, творческая работа.

    Оборудование: презентация к уроку,  раздаточный материал.

    Форма урока: урок-исследование.

    1. Оргмомент.

    2. Стадия вызова.

    Есть такие высказывания : «Все под Луной открыто, да многое спрятано.» Равиль Алеев    «Открытия делают только подготовленные умы. (Блез Паскаль)

     Не сомневаюсь, что передо мной подготовленные умы и думающие ученики, которые совершат сегодня открытие.  Мне тоже интересно открыть каждого из вас.

    Какие характеристики вы можете дать себе как школьникам, используя имена прилагательные?

    Замечательно, что вы можете выделить в самих себе такие важные черты, но к концу урока вы сможете наметить себе новые цели и создать памятку «Каким должен стремиться стать школьник»

    В этом нам поможет открытие  «Сравнительной степени имен прилагательных». Сегодня мы познакомимся со сравнительной степенью имён прилагательных, способами образования степеней имен прилагательных, синтаксической роль прилагательных в сравнительной степени.  

    Будем учиться находить в тексте прилагательные в сравнительной степени, образовывать простую и составную формы прилагательных в сравнительной степени, определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной степени, употреблять прилагательные в сравнительной степени в собственной речи.

    Попробуем  сегодня по-новому открыть свой родной город и определить своё место в нём.  

    2. Стадия осмысления.

    Звучит гимн города Сальска. Смотрим отрывок фильма.

    - О чем говорится в песне? (о нашем родном городе Сальске)

    - У каждого из нас есть любимые места, но среди них всегда выделяется одно, дороже, милее  которого нет – наша  малая родина. Эпиграфом к уроку я взяла строчки нашей землячки – поэтессы Галины Якименко «Нет дороже города на свете…».

    Наверное, каждый из нас мог бы произнести эти слова. Обратите внимание на многоточие в конце предложения. Для чего автор использует этот знак препинания? (предоставляет возможность читателю закончить эту фразу).

    И мы сможем  продолжить это высказывание от своего имени в конце урока, когда научитесь употреблять прилагательные в сравнительной степени.

    3. Знакомство со способом образования простой сравнительной степени.

    - Какое слово является ключевым в этой фразе?  

    - Можно ли сказать, что с помощью этого слова автор сравнивает Сальск с другими городами?

    -Давайте вспомним, что такое сравнение?  (сопоставление  предметов или признаков предметов)

    -Что  сопоставляется  здесь предметы или их признаки?

    - Какая часть речи обозначает признак предмета?   (прилагательное)

    - Запишите начальную форму прилагательного дороже. (дорогой)

    - Что общего? Разберите оба  слова по составу.

    - Чем отличаются? (в слове дороже признак проявляется в большей степени, чем в слове дорогой; морфемным составом)

    Это простая форма сравнительной степени.

    - Глядя на вашу запись, сделайте вывод, как образовалась простая форма сравнительной степени?  (к основе имени прилагательного добавлен суффикс -Е)

    -В учебнике на странице 116 найдите ещё суффиксы, с помощью которых может образовываться простая форма сравнительной степени.

    - Прочитаем стихотворение  ещё одного нашего земляка – поэта Владимира Костенко. Назовите  имена прилагательные. (текст распечатан)

    Есть просторные,

    Есть и тесные

    Города.

    Но и там и тут

    Неизвестные и известные

    Интересные люди живут.

    Может быть, красотой не удался,

    И росточком не очень высок,

    Но люблю переулочки Сальска

    Да и сам этот свет-городок!

    - Назовите найденные вами прилагательные.  Образуйте от них  простую сравнительную степень? Запишите вместе с начальной формой прилагательных.

    - В упр.282  даны прилагательные.  Выберите те, которые могут сочетаться со словом город. Образуйте от них простую форму сравнительной степени.

    - Составьте с любым из них предложение. ( Сальск милее  других городов).

    - Найдите грамматическую основу. Сделайте вывод о синтаксической роли простой сравнительной степени прилагательных.

    4. Знакомство со способом образования составной сравнительной степени.

     - Как иначе, с помощью слов более, менее и этого же прилагательного (чистый) можно сравнить Сальск с другими городами?

    Мы получили составную форму сравнительной степени прилагательных

    - Сделайте вывод, как образуется составная  форма форму сравнительной степени прилагательных

    - Составьте предложение с составной формой сравнительных прилагательных, рассказывающих об особенностях сальской зимы в этом году.  ( Зима в этом году менее снежная, чем в прошлом. Более частые дожди портят настроение.)

    - Определите синтаксическую роль составной сравнительной степени прилагательного (сказуемое и определение)

    - Подумайте, какой из форм сравнительной степени прилагательных вы чаще пользуетесь в разговорной речи? (простая сравнительная)

    - А составную форму сравнительной степени чаще можно встретить в текстах научного стиля.

    - Какие формы сравнительной степени мы открыли для себя?

    -Что они показывают? (один предмет в сравнении с другим)

    - Как они образуются?

     - Какую синтаксическую функцию выполняют?

    - С какой целью используются в речи?

    (тематическая физминутка, упражнения на релаксацию зрении).

    - А теперь вернёмся к нашему эпиграфу. Вы умеете создавать и употреблять разные формы сравнительной степени. Продолжите фразу Галины Якименко, может быть, и в стихотворной форме.

    Нет дороже города на свете,

    с каждым днем любовь к нему сильней.

    Нет дороже города на свете,

     нет его красивей и светлей.

    Читаем, редактируем.

    5. Работа с грамматическими нормами употребления.

    - А вот какое сочинение написал  другой шестиклассник. Проверьте его работу.

    Сальск – мой родной город. Он для меня более любимее остальных. Его улицы год от года становятся красивше, чище. Этот более прекрасный город – наша гордость!

    (сказать об орфоэпических  нормах слова красивее)

    6. Работа по развитию речи.

    - Я не сомневаюсь, что, изучив формы сравнительной степени прилагательных,  вы грамотнее справитесь с описанием нашего города. Предлагаю распределиться на группы, каждая из которых возьмётся за описание одной стороны жизни города:

    1 ряд - архитектура города (сравните центр города и окраины);

    2 ряд - достижения сальчан в различных видах спорта;

     3 ряд - культурная жизнь молодёжи и взрослых.

    - Послушаем, как вам удалось с помощью прилагательных в сравнительной степени рассказать о родном городе.

    7. Рефлексия.

    - мы помним, как вы характеризовали себя в начале урока. Но теперь, зная, как образуются формы сравнительной степени прилагательных, вам не составит труда  написать памятку для школьника: каким должен стремиться стать школьник.

    Итак, школьник должен стремиться стать …..

     Используйте  разные формы сравнительной степени прилагательных.

    - Чему вы научились на уроке?

    - Надеюсь, что каждый из вас сегодня по-новому открыл родной город и определил своё место в нём.

    8.  Д.з.  стр. 116, упр. 282 или Написать сочинение «Каким я хочу видеть свой город и себя в нём?» с использованием форм степеней сравнения.

    Урок Трясоруковой Евгении Анатольевны

    МБОУ гимназия №2 г.Сальска        Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока русского языка "Правописание НЕ с именами прилагательными"

    В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и нау...

    Открытый урок русского языка по теме "Разряды имен прилагательных"

    Цель урока: расширить представления учащихся  о разрядах имен прилагательных по значению,  отрабатывать умение распознавать разряды прилагательных, совершенствовать орфографические  и п...

    Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

    Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

    Урок русского языка по теме: Употребление имен прилагательных в речи

    Урок развития устной и письменной речи. Использование презентации обязательно...

    Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

    Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

    Конспект индивидуального урока русского языка Тема: «Степени сравнения имен прилагательных»

    Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

    Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"

    Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи...