урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Дьякова Анастасия Александровна

урок русского языка на тему: "Написание сжатого изложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_izlozheniya.rar96.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА»

 

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Цели урока:

-сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной  форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

- содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;

- воспитывать интерес к предмету, к  слову посредством работы с текстом.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

-раздаточный материал.

Ход урока

Слайд  1

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание

- Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа - слов М Горького о роли и назначении  языка. Обратите внимание на слайд.

                         

                       Слайд  2. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.

                                                                                                               М.Горький.

- Хорошее владение языком – инструментом - необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения - требует  умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.

   Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части  С 1 ГИА – сжатого изложения.

  1. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка

- Что такое изложение?

Слайд  3. Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его

                 языковой  формы, стиля автора.

- Какое может быть изложение?

Слайд 4. Подробное изложение (содержание передается полностью и  

                 подробно).

                 Сжатое изложение  (содержание передается сжато, кратко,  

                 обобщенно).

-Какие приемы сжатия текста вы знаете?

Слайд 5. Исключение  второстепенной информации, повторов, уточняющих,  

                 поясняющих, вводных конструкций.

                                  Обобщение - вычленение единичных фактов, замена их языковыми

                                   средствами обобщенной передачи.

                      -Что должно остаться в тексте?

                       Слайд 6. Содержание, без которого был бы неясен или искажен  авторский

                                       замысел, ключевые слова и микротемы.

  1. Практическая работа

Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий.

Текст  

    Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением  относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная  «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.

   

(245 слов)                                                                     (По В.В.Шахиджаняну)

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

1

2

3

Задания

  1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.

    Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.

Главное – любить, знать и с увлечением  относиться к своему делу.

    Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»

     В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная  «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.

   

(245 слов)                                                                    (По В.В.Шахиджаняну)

  1. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
  2. Выпишите ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения первого абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением  относиться к своему делу.

Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело.

Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что  ошиблись при выборе профессии. А ведь  любить свою работу очень важно.

(27 слов)

 Обсуждение вариантов

- Какие способы сжатия вы использовали?   Исключение, обобщение.

Слайд 7, 8. Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:

« Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что  ошиблись при выборе профессии. А ведь  любить свою работу очень важно».

(27 слов)

  1. Выпишите ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, напишите

 свой  вариант изложения второго абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

   Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»

Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек   найдет  свое призвание, то работа будет ему в радость.

Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.

(39 слов)

Обсуждение вариантов

- Какие способы сжатия вы использовали?   Исключение, обобщение.

Слайд 9, 10. Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца: «Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость».

  1. Выпишите ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, напишите

 свой вариант изложения третьего абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная  «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.

Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, в отношении человека к нему, как к искусству.

 Настоящим человеком может стать тот, кто  занимается своим делом, кто

нашел свою собственную «искорку» в душе.

 В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.

(37 слов)

Обсуждение вариантов

- Какие способы сжатия вы использовали?   Исключение, обобщение.

Слайд11,12. Перед вами один из возможных вариантов изложения третьего абзаца: «В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе».

(37 слов)

6. Посчитайте количество слов  в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

7.  Подведение итогов

– Обратимся к содержанию текста. В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизни?

Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?

Обсуждение ответов.

  1. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения.

- Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться   ваше сжатое изложение:

Слайд 13. ИК 1 – содержание изложения   (0-2 балла)

                  ИК 2 – сжатие исходного текста   (0-3 балла)

                  ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и

                   последовательность изложения (0- 2 балла)

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.

  1. Рефлексия

Слайд 14

- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

- Какие способы сжатия текста вы знаете?

- По каким критериям оценивается сжатое изложение?

Домашнее задание:  написать сжатое изложение по тексту упражнения №259 , учебник «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2012. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская,  А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...