Календарно-тематическое планирование 8 кл. (общеобразовательный) Шанский Н.М.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8-го общеобразовательного класса. Рабочая программа курса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык для 5-9 классов» авторов Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Планирование составлено на основе УМК авторов Л. Тростенцовой, Т. Ладыженской и др. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8kl_obshcheobr.docx78.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №

«____»________2013 г.

«Согласовано»

«____»________2013 г.

«Согласовано»

Председатель МО

____________ /_________________________________/

«____»________2013 г.

КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

на 2013/2014 учебный год

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДМЕТ                русский язык

КЛАСС                        8

ТИП КЛАССА        общеобразовательный

ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Авторы Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова

Сертифицирована МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ в 2003 году


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса русский язык 8 класса разработана на основе Государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык для 5-9 классов» авторов Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Планирование составлено на основе УМК авторов Л. Тростенцовой, Т. Ладыженской и др.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Контрольных работ –        8 часов.

Развитие речи –                10 часов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
  3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  5. Применение знаний и умений в жизни:
  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
  • на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Учащиеся должны:

  • знать/понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  • уметь:

речевая деятельность:

  • АУДИРОВАНИЕ

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

– фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

– определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

– рецензировать устный ответ учащихся;

– задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • ЧТЕНИЕ:

– прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

– используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

– при необходимости переходить на изучающее чтение;

– читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

  • ГОВОРЕНИЕ:

– пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

– строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

– создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

– составлять инструкцию по применению того или иного правила;

– принимать участие в диалогах различных видов;

– адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

письмо:

– пересказать фрагмент прослушанного текста;

– пересказать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

– создавать сочинение-рассуждение на лингвистическую  тему, сочинение-рассуждение по прочитанному тексту;

  • СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

– опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

– правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

– правильно строить предложения с обособленными членами;

– проводить интонационный анализ простого предложения;

– выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

– проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

– использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

– владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

  • МОРФОЛОГИЯ;

– распознать части речи и их формы;

– соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

– опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

  • ОРФОГРАФИЯ:

– применять орфографические правила;

– объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов

  • ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

– правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

– оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

  • МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

– разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

– разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

– пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

  • ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

– разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

– пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

– оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

– находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

Учебник:

АВТОРЫ

НАИМЕНОВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ГОД ИЗДАНИЯ

Л. Тростенцова, Т. Ладыженская и др.

Учебник русского языка 8 класс

М.: «Просвещение»

2010

Другие пособия:

  1. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2002.
  3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
  5. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru – портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ – информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/  серия учебных компьютерных программ «1С: Репетитор» по русскому языку; контрольно-диагностические системы серии «Репетитор. Тесты» по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ – сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ – «Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ – российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ – образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ – газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ – все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ – теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm 

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2


ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№ урока в теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Код КЭС

Осваиваемые учебные действия (умения) и модели

№ К/Р

№ пункта (учебник)

Примерные сроки изучения

План

Факт

1

1

Русский язык в современном мире

Знать: функции русского языка в современном мире. Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке.

Уметь: составить устное высказывание по опорному конспекту.

стр.3-4

1нед

2

2

Комплексное повторение. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Знать: функции знаков препинания в сложных и простых предложениях: завершение, разделение, выделение; синтаксические условия употребления знаков препинания

Уметь: разграничивать знаки препинания по их функциям

§1 стр.5

§2 стр.5-9

3

3

Знаки препинания в сложном предложении

7.15

Знать: основные средства связи простых предложений в составе сложных, виды сложных предложений

Уметь: разделять запятой и выделять запятыми на письме простое предложение от сложного.

§3 стр.9-14

4

4

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

6.8

Знать: условия выбора н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий

Уметь: опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи.

§4

стр.14-17

2нед

5

5

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

6.11

Знать: условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи

Уметь: безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ.

§5

стр.17-20

6-7

6-7

Р.р. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Знать: приёмы сжатия текста

Уметь: дифференцировать главную и второстепенную информацию текста, создавать сжатое изложение

8

8

Тестирование или контрольный диктант по теме «Повторение изученного»

Проверить умение учащихся находить орфограммы в словах, называть их вид, приводить примеры.

Проверить уровень усвоения изученного

№ 1

3нед

9

1

Основные единицы синтаксиса

5.1

Знать: основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; функции основных синтаксических единиц

Уметь: находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль

§6

стр.21-23

10

2

Текст как единица синтаксиса

Знать: основные признаки текста.

Уметь: определять тему текста, основную мысль, анализировать языковые средства, определять тип и средства грамматической связи предложений в тексте. Уметь: определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.

§6

стр.21-23

11

3

Предложение как единица синтаксиса

Знать: основные единицы синтаксиса, основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь: осознавать предложение как основную единицу синтаксиса, уметь употреблять в речи разные предложения по цели высказывания. Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложений и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной речи (знаки препинания конца предложения), использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания.

§6

стр.21-23

4нед

12

1

Словосочетание как единица синтаксиса

5.1

Знать: что такое словосочетание, виды словосочетаний по главному слову

Уметь: вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи.

§9

стр.28-31

13

2

Виды словосочетаний

5.1

Знать: виды словосочетаний

Уметь: вычленять словосочетание из предложения  

§10

стр.31-33

14

3

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

5.1

Уметь: определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова,

Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи.

§11

стр.33-36

5нед

15

4

Синтаксический разбор словосочетаний

5.1

Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксический разбор словосочетаний

Уметь: использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки,  соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. Обучение решению тестовых заданий типологии

§12

стр.36-38

16

1

Простое предложение. Грамматическая основа предложения

5.2

Знать и понимать структуру простого и сложного предложений.

Уметь: находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении

§13

стр.38-40

17

2

Порядок слов в предложении. Интонация.

Знать: прямой и обратный порядок слов в предложении, интонационные средства.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать  в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения, оценивать свою и чужую речь.

§14, 15

стр.40-44

6нед

18

3

Контрольная работа № 2 по теме «Словосочетание и предложение».

Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения, структуру простого предложения

Уметь: вычленять словосочетания из предложений; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительной речи; составлять словосочетания по заданным схемам.

№ 2

Повтор.

§9-15

19

4

Р.р. Что собой представляет сочинение – рассуждение?

Знать: особенности типа речи рассуждения, способы выражения и средства связи предложений в тексте.

Уметь: создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, высказывать своё мнение, отбирать нужные аргументы

20

5

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение по предложенной фразе

7нед

21

1

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

5.4

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом

Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

§17

стр.46-47

22

2

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

5.2

Знать: виды сказуемого.

Уметь: находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого

§19

стр.49-51

23

3

Составное глагольное сказуемое.

5.2

Знать: структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое.

Уметь: опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого.

§20

стр.51-53

8нед

24

4

Составное именное сказуемое. Способы его выражения.

5.2

Знать: структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять  предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

Уметь: определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого.

§21

стр.53-56

25

5

Тире между подлежащим и сказуемым

7.16

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике

Уметь:    определять способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения.

§22

стр.56-59

26

6

Тире между подлежащим и сказуемым (закрепление)

7.16

Знать:   условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике

Уметь:    определять способ выражения подлежащих и сказуемых,  интонационно правильно произносить предложения.

§22

стр.56-59

9нед

27

28

7-8

Контрольная работа № 3. Написание сжатого изложения по прочитанному тексту

Знать: приемы сжатия текста

Уметь: отбирать главную и второстепенную информацию, видеть основную мысль, сжато передавать содержание текста

№ 3

29

1

Второстепенные члены предложения. Определения

5.3

Знать: основные признаки и функции определения.

Уметь: различать определения, уметь использовать определения для характеристики предмета, а определения-эпитеты – как средства выразительности речи.

§23

стр.60-61

10нед

30

2

Определение согласованное и несогласованное.

5.3

Знать: основные признаки и функции определения

Уметь: различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения

§25

стр.68-73

31

3

Приложение как особый вид определения.

5.3

Знать: основные признаки и функции приложения.

Уметь: распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи.

§26

стр.73-74

32

4

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение

5.3

Знать: основные признаки и функции дополнения.

Уметь: различать прямое и косвенное дополнение

11нед

33

5

Виды обстоятельств

5.3

Знать: основные признаки и функции обстоятельства.

Уметь: различать  виды  обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах.

§27

стр.75-79

34

6

Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнит. оборота. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

7.15

Знать: знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом

Уметь: использовать сравнительный оборот в текстах разных типов

35

7

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

5.12

Знать: основные признаки и функции всех членов предложения.

Уметь: производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения.

§28

стр.79-80

12нед

36

8

Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Цель: проверить уровень усвоения изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения

Знать: главные и второстепенные члены предложения, способы выражения главных  и второстепенных членов предложения, синтаксический разбор двусоставного предложения

Уметь: на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы

№ 4

Повт.

§17 -28

37

9

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Уметь: анализировать орфографические и пунктуационные ошибки; ошибки в нахождении главных и второстепенных членов предложения

Повт.

§17 -28

13нед

38

1

Виды односоставных предложений.

5.4

Знать: структурные особенности односоставных предложений.

Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения.

§30

стр.84-85

39

2

Определенно-личные предложения.

5.4

Повторить тему «назывные предложения», дать понятие определенно-личных предложений. Научить находить определенно-личные предложения в тексте. Развивать умение создавать собственные определенно-личные предложения.

Знать: структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения.

§32

стр.89-91

40

3

Неопределенно-личные предложения.

5.4

Дать понятия неопределенно-личных предложений. Отработать на практике «узнавание» и применение предложений такого типа. Показать на примере различных типов речи использование неопределенно-личных предложений.

Знать: структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении.

Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

§33

стр.92-93

14нед

41

4

Обобщенно-личные предложения.

Инструкция

5.4

Знать: структурно-грамматические особенности обобщенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении.

Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

§34

стр.93-94

42

5

Безличные предложения.

5.4

Цель: знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях

Знать: различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь: находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными

§35

стр.94-96

43

6

Назывные предложения.

5.4

Знать: структурные особенности и особенности   употребления   назывных предложений.

Уметь: опознавать их в тексте, употреблять в    собственных    высказываниях как средство лаконичного изображения    фактов    окружающей действительности,   характеризовать сферу употребления назывных предложений.

§31

стр.86-89

15нед

44

7

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Тестирование

5.4

Знать: различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.

Уметь: определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам

Тест

стр.

101-102

45

8

Р.р. Алгоритм построения текста-рассуждения. Средства связи частей текста-рассуждения.

Знать: особенности типа речи рассуждения, способы выражения и средства связи предложений в тексте.

Уметь: создавать собственные высказывания, соблюдая  типологические особенности рассуждения, высказывать своё мнение, отбирать нужные аргументы

стр.96-98

46

9

Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Соч.

16нед

47

10

Особенности строения полных и неполных предложений.

5.6

Знать: особенности и функции неполных предложений.

Уметь: находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения.

§37

стр.98-100

48

11

Синтаксический разбор односоставного предложения

5.12

Закрепить навык грамотного рассуждения при синтаксическом разборе односоставного предложения. Отработать умение различать односоставные предложения от двусоставных. Продолжать изучение синтаксиса на морфологической основе (контроль за умениями видеть в каждом члене предложения определенную часть речи.)

Знать: особенности и функции односоставных предложений.

Уметь: проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ и использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений

§38

стр.100-101

49

12

Контрольная работа № 5 по теме «Односоставные и неполные предложения»

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать: виды односоставных предложений, распознавать неполные предложения

Уметь: применять изученный материал при решении грамматических задач

№ 5

стр.102

17нед

50

13

Анализ контрольной работы по теме «Односоставные и неполные предложения»

Уметь: осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки

51

1

Простое осложнённое предложение

5.7

Цель: дать понятие осложненного предложения, его виды. Отработать на практике навыки узнавание осложненного предложения. Развивать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность.

Уметь: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами.

§39

стр.104

52

2

Однородные члены предложения.

7.9

Повторить и обобщить сведения об однородных темах предложений, изученных ранее. Сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов. Закрепить навык определения однородных членов в предложении. Повторить тему «Союзная и бессоюзная связь однородных членов». Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах предложения.

Знать: особенности и функции однородных членов предложения.

Уметь: опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

§40

стр.105-110

18нед

53

3

Однородные члены предложения (продолжение)

7.9

Уметь: опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

§40 стр.105-110

54

4

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них.

Знать: однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.

Уметь: опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

§41

стр.110-113

55

5

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них.

Отработать навык постановки запятой при однородных членах, связанных перечислительной интонацией. Закрепить умение учащихся составлять схемы к предложениям. Научить составлять предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью.

Знать: однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.

Уметь: опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

§41

стр.110-113

19нед

56

6

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

7.9

Закрепить навыки постановки знаков препинания при бессоюзной и союзной связи однородных членов предложения. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость при работе с предложениями.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания.

§43

стр.117-124

57

7

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них (продолжение)

Продолжить формировать навык постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Познакомить учащихся с фразеологическими оборотами с повторяющимися союзами, с пунктограммой «разделение запятыми однородных членов, соединенных повторяющимися союзами».

Уметь: пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах

§43

стр.117-124

58

8

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них (продолжение)

7.9

Уметь: пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах.

§43

стр.117-124

20нед

59

9

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Повторить понятие обобщающего слова как члена предложения, разъяснить его синтаксическую роль. Отработать умение грамотно ставить знаки препинания при обещающем слове, составлять схемы предложений с обещающими словами. Развить орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

§44

стр.125-128

60

10

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Познакомить с синтаксическим разбором предложения, осложненного однородными членами. Развивать речь учащихся при работе с составлением текстов.

Уметь: различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов.

§45

стр.129-130

61

11

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

5.12

7.9

Закрепить умение и навыки учащихся анализировать постановку пунктуационных знаков в предложениях с однородными членами. Развивать связную речь учащихся при устном  рассуждении во время пунктуационного разбора предложения.

Знать: грамматические и пунктуационные нормы.

Уметь: производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов

§46

стр.130-132

21нед

62

12

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Закрепить навыки по изучаемой теме. Убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаком препинания и союзов при однородных членах предложения. Повторить правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Уметь: опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

§46

стр.132-135

63

13

Контрольный диктант № 6 по теме «Однородные члены предложения»

Уметь: на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы

6

64

14

Работа над ошибками диктанта.

65

1

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании.

Уметь: характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

66

2

Обособленные определения. Выделительные знаки при них.

Знать: условия обособления и функции согласованных определений.

Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных  причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста.

67

3

Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения.

Знать: условия обособления согласованных и несогласованных определений.

Уметь: опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов

68

4

Р.р. Текст-рассуждение (обучающее сочинение)

Уметь: создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение.

69

5

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Знать: основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

70

6

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение)

Уметь: опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания,  интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи.

71

7

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Знать: условия обособления и функции обстоятельств.

Уметь: определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями.

72

8

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы)

Знать: условия обособления и функции  обстоятельств.

Уметь: определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи

73

9

Контрольный диктант № 6 по теме «Обособленные обстоятельства»

Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

№ 6

74

1

Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знать: основные признаки и функции уточняющих членов предложения.

Уметь: опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.

75

2

Обособленные уточняющие члены предложения (продолжение)

Уметь: производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами  предложения, соблюдать интонацию при уточнении

76

3

Р.р. Сочинение повествовательного характера с элементами описания

77

4

Синтаксический разбор предложения с обособленными  членами.

Знать: основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

78

5

Пунктуационный разбор предложения с обособленными  членами.

Знать: основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

79

6

Урок-зачёт по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения»

Знать: отличие в обособлении согласованных определений и приложений, различие в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлении обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их.

Уметь: определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений.

80

7

Контрольный диктант. № 7 по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения»

Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

7

81

8

Работа над ошибками диктанта.

Знать: особенности и функции обособленных членов предложения.

Уметь: опознавать обособленные члены предложения, правильно ставить выделительные знаки препинания.

82

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

83

2

Распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении.

Знать: способы выражения обращений в речи, условия выделения обращений в письменной речи.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

84

3

Употребление обращений

Знать: особенности употребления обращений в речи.

Уметь: интонационно  правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

85

4

Вводные и вставные конструкции

Знать: группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

86

5

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Знать: группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции.

Уметь: употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.

87

6

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложений.

Знать: значения вводных слов, их стилистические функции.

Уметь: употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями

88

7

Вставные слова, словосочетания и предложения

Знать: особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции.

Уметь: опознавать вставные конструкции,  правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.

89

8

Р.р. Сочинение-рассуждение публицистического характера

Знать: основные средства связи  предложений в тексте.

Уметь: использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций.

90

9

Междометия в предложении.

Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме

91

10

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения 

Знать: порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными и вставными конструкциями

92

11

Урок-зачёт по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Уметь: производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей.

93

1

Чужая речь. Понятие о чужой речи.

Знать: основные способы передачи чужой речи.

Уметь: выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.

94

2

Прямая и косвенная речь 

Знать: понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи, знать понятие «косвенная речь»

Уметь: различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи; опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи.

95

3

Прямая речь 

Знать: понятие «прямая речь».

Уметь: различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи

96

4

Диалог

Знать: понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге.

Уметь: выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.

97

5

Р.р. Рассказ

Знать: типологические особенности текста повествовательного характера.

Уметь: составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы.        

98

6

Цитата

Знать: правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.

Уметь: опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них.

99

7

Синтаксический разбор предложений с чужой речью,  пунктуационный разбор, повторение по теме «чужая речь».

Знать: структурные особенности и функции предложений с чужой речью.

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

100

8

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания

101

9

Итоговый контрольный диктант.

8

101

10

Работа над ошибками диктанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...