Разработка урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Анисовский»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413159 пос. Анисовский Энгельсского района Саратовской области

Комплексная работа с текстом

Урок развития речи, 5 класс

(интегрированный урок)

Учитель русского языка,

Ребро Любовь Вячеславовна.

Комплексная работа с текстом

Урок развития речи, 5 класс

(интегрированный урок)

У

Цели:

Обучающие:

- продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;

- повторить основные речеведческие понятия;

- формировать речевые навыки и умения учащихся.

Воспитывающая:

- развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Развивающая:

- развивать монологическую речь, внимание, умение слушать, мышление.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литература, русский язык.

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, текст «Звуки весны» И.С.Соколова-Микитова, портрет писателя, запись музыкального произведения Кенни Джи «Тихий шепот», звуки колокола, птичий гомон, гроза в города (записи МР3).

Подготовительная работа: в качестве домашнего задания все ребята получили черно-белые трафареты, на которых изображен лес. Детям было предложено раскрасить, чтоб ясно было видно, какое время года изображено на рисунке: зима, весна, лето или осень.

Двое учащихся учили стихи о весне.

Ход урока

- Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили не совсем обычное домашнее задание, приготовьте, пожалуйста, свои рисунки, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ребята показывают свои работы и прикрепляют их на доску, согласно надписям: зима, весна, лето, осень.  

- Какие краски вы использовали? (Каждое время года имеет свои цвета; зима – белый, голубой; весна – нежно-зеленый, синий, лазоревый;  лето – почти все яркие, насыщенные краски; осень – все оттенки желтого, красного…)

- Ребята, сейчас весна, на улице март, какие краски характерны для весны, мы видим на ваших рисунках.

- А какие звуки мы можем услышать ранним весенним утром, выйдя на улицу? Приглашаю вас совершить путешествие в мир звуков весны (тема урока, запись в тетрадь).

Включается запись перезвона колоколов и голоса птиц.

- Что вы услышали? (Колокола – вестники начала нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны).

- Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, легкости…)

- Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий …Пали морозы.  Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа просыпается. Послушайте, как просыпается природа. (Запись «утро в саду»).

- Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным!

Как слышат весну композиторы, писатели? Поэты? И самое интересное – как они рассказывают об этом? Чтение детьми стихов о весне. (Слайды 1, 2…)

- Весной пробуждается природа. А как весна поднимает настроение! Хочется жить, работать, радоваться и, кажется, что жизнь прекрасна.

- Многие композиторы в своем творчестве обращались к природе. Это П.И.Чайковский, С.Рахманинов, Вивальди и другие. Я предлагаю послушать вам композицию Кенни Джи, подумайте, как назвал композитор свое произведение? (Продолжение презентации).

- «Тихий шепот» - Кенни Джи. Почему так назвал композитор свою  композицию? Какое настроение передается мелодией?

- В каких еще произведениях вы читали о наступлении весны? Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.С.Соколова-Микитова, который так и называется: «Звуки весны».

Небольшое сообщение об авторе рассказа. У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в 1892 году в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям. Иван Сергеевич Соколов-Микитов умер в 1975г. Вот, что писал Иван Сергеевич о себе: «В мире старой деревни, охотничьих угодий, усадебной тишине вырос я. Деревенскому миру... окружавшим меня простым людям, русской родной природе обязан я лирическим свойством моего таланта!»

- Давайте вместе прочитаем рассказ И.С.Соколова-Микитова «Звуки весны».

Работа с текстом. Чтение рассказа (учителем).

Звуки весны

        Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички зорянки.

        Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

        В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полей поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.

(И.С.Соколов-Микитов.)

- О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в лесу в предрассветный час.)

- О чем рассказывается в тексте?

- Что отражено в заглавии? (Тема текста.)

- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение.  (К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)

- А к какому типу текста мы отнесем этот текст? (Это описание.)

- С чем сравнивает наступление утра? (С симфонией.)

- А вы знаете, что такое симфония?

Симфония, - и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. Перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжн.). Симфония красок. Симфония звуков.

- Услышали ли вы симфонию утра? С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание.)

На выданных детям распечатанных текстах ребята цветными фломастерами подчеркивают данные особенности:

- музыкальные термины…

- голоса каких  птиц звучат в симфонии утра…

- глаголы… В каком времени автор использует глаголы? Чего достиг автор, используя форму настоящего времени? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)

- сравнения…

- звукоподражание…

Подведение итогов.

- Какие же звуки весны вы сегодня слышали? ( Пение птиц, шепот первой листвы, шум ручьев, капели, гром.)

Наше путешествие подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну! И на основе своих наблюдений напишите сочинение, составьте презентацию или буклет, рукописную книгу (на выбор, по вашему желанию) на тему:

«А воздух уж весною дышит…»

«Весна, весна! И все ей радо…»

«Весна, весна! Шумит со всех сторон!»

Звуки и краски весны в произведениях русских писателей и художников.

        Спасибо за хорошую работу и помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...