Методическая разработка
материал по русскому языку по теме

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx56.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература».


Тема: «Двойники» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Охонько Татьяна Ивановна. преподаватель русского языка и литературы.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка.
2. План открытого урока.
З. Конспект урока.
4. Список использованной литературы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая цель открытого урока: показать коллегам методику лекции-беседы.
Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения студентов к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться - цель преподавателя на данной лекции. Применение иллюстративного материала (иллюстрации «Лужин», «Свидригайлов») для того, чтобы дать студенту опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, затем задаются вопросы, заполняется таблица.
Студент должен знать систему персонажей, окружающих Раскольникова
Студент должен уметь показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании «двойников».


Дидактические единицы урока 

  • Кто такие двойники?
  • Определение значения образов Лужина и Свидригайлова для понимания образа главного героя;
  • Поиск “сознательно-героической” натуры как ответ на противоречия эпохи.

 Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения. Определение объёма оптимально - необходимого материала, с соблюдением баланса «необходимо и достаточно» исходя из реалий отведённого на лекцию времени, заполнение таблицы (теория Раскольникова; теория Лужина; отрицательные, положительные стороны Лужина, Свидригайлова).
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение. Студенты учатся монологическому высказыванию.
Методами обучения на данном уроке являются словесные (слово преподавателя), проблемно-поисковые (что будет если кто посмеет помешать Лужину?),
проверочная работа.

Методическая разработка открытого урока.


Тема урока: « Двойники» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

 
Цели урока:


Образовательная:
- углубить представление о художественном мире Достоевского посредством изучения текста романа.

 
Развивающая:
- совершенствование информационных и коммуникативных понятий.


Воспитательная:
- расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;
- формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и т.п.).


Задачи: 


- познакомить с двойниками Раскольникова;
- познакомиться с принципами создания образа персонажа;
- совершенствование навыка анализа художественного текста;
- совершенствование навыка поиска информации;
- совершенствование навыка презентации полученной информации (реферирование, конспектирование, говорения;
- воспитание уважения к человеку;
- уважение к духовным ценностям.


Тип урока: изучение нового материала.


Вид: комбинированный.


Методы: беседа, самостоятельная работа.

Структура урока

№п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность
студентов

Время
мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся.
Объявление темы.
Постановка целей и
задач

Построение, приветствие.
Подготовка к уроку

3

2.

Повторение ранее изученного материала

Задаются вопросы, контроль ответов

Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку

10

3.

Изучение нового материала

Рассказ преподавателя, прерываемый вопросно-ответным диалогом

Слушают, читают роман “Преступление и наказание” (эпизоды). Заполняют таблицу (теория Раскольникова, теория Лужина), положительные и отрицательные стороны Свидригайлова и Лужина.

65

4.

Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы, выполнение проверочной работы (раздаточный материал).

Проверяет запись таблицы, даёт наводящие вопросы для того, чтобы и слабые студенты смогли написать проверочную работу

Отвечают на вопросы, выполняют проверочную работу в форме письменного ответа

10

5.

Итоги урока

Подводит итог занятия, объявляет оценки

1

6.

Задание на дом

Объявляет домашнее задание, срок сдачи

1

План урока.

 
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
З. Фронтальная беседа (закрепление ранее изученного материала).
4. Изучение нового материала: работа с эпиграфом урока, словарная работа, работа с раздаточным материалом.
5
. Закрепление нового материала (реализация домашнего задания): выборочное чтение, эвристическая беседа, пересказ текста, анализ отдельных эпизодов текста; решение проблемной ситуации; оценка точек зрения исследователей романа; работа с иллюстрациями; просмотр отрывков видеофильма.
6. Подведение итогов.
7. Комментированное выставление оценок.
8. Домашнее задание.

Ход урока


1. Организационный момент:
Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку. Проверка явки учащихся. Объявление цели, задач (этапы).
Сегодня на уроке мы начнем с вами рассматривать систему персонажей, окружающих Р.; определим значение образов Лужина и Свидригайлова для понимания образа главного героя; покажем, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Р. отражаются в сознании «двойников».
 Определить, что их сближает с Р., а в чем отличны, какова их роль в романе.

 
2. Вступительное слово учителя.
        Сегодня на уроке мы продолжаем работу по роману Ф.М. достоевского «Преступление и наказание. И начать урок я бы хотела с чтения отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа.
- не убий;
- возлюби ближнего своего, как самого себя;
- кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
- просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.


        Я не зря начала наш урок с чтения Вечной книги. Это Нагорная проповедь Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум. Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном — любви и милосердии к человеку.
        Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней.


3. Повторение предыдущего материала. 

4. Изучение нового материала.


5. Закрепление пройденного материала.

Основные вопросы для повторения (закрепление раннее изученного материала)


        На предыдущем уроке мы говорили о преступлении Раскольникова, совершенном по его же теории.
-
Под влиянием чего родилась теория? (Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожать других).
-
Откуда читатели узнают о теории? (В одном журнале Раскольников, еще будучи студентом, опубликовал свою статью «О преступлении», в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. . .людей, имеющих дар или талант в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради разрушения настоящего во имя лучшего. Он верит, что великая личность не подсудна).
- Как поделил людей? Уже с первых страниц романа главный герой его, студент Петербургского университета Родион Раскольников, погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей-страстью, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников приходит к мысли, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет страданий, жертв и даже крови, что человечество извечно делится на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятым большинством, - «сильные мира сего».

 
- Что характеризует «тварь», а что Наполеона? «Твари дрожащие» ничем не примечательные и не наделенные талантом. Они необходимы в качестве «материала» для реализации целей, их удел — страдание и повиновение. Великие личности — Наполеон — не останавливается перед жертвами ради осуществления своих идей. Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами. Таких очень мало, единицы, но они избранные. Такие люди могут вершить чужие судьбы и двигать историю. Благая цель таких людей может оправдать любые средства.
-
К кому Раскольников относит себя? Поделив людей на две категории Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?». Убийство старухи-процентщицы — это самопроверка героя. «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного...». Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя — кто он? Убийство — своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять, и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.
        В результате бесчеловечная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.
        Но в последствии совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Раскольников мучается больше, от того что переступить-то он переступил, да на этой строке и остался, т.е. оттого, что он обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников понимает, что он — как все — вошь, тварь дрожащая (ч.4, гл. 4,7.8; ч.
5, гл. 4, эпилог).
        Итак, поступок Раскольникова — испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Раскольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).
-
Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница?
(обратимся к приложению № 1).
        (Нет, поскольку в заповедях говорится о том, что запрещено делать, что греховно. Они удерживают людей от зла. Заповеди даны, чтобы показать людям, какие душевные расположения должны иметь, чтобы приблизиться к Богу).
        А Раскольников увлекает антихристианская идея «сверхчеловека», которому «все позволено». Раскольников впадает в грех самообожествления. Он полагает, что законодателем нравственности является не Бог, а человек. Раскольников сам берет на себя право определить границы добра и зла, дозволенного и недозволенного и менять их по своему усмотрению.)


«Они сами миллионами людей изводят, да ещё за добродетель почитают. Плуты и подлецы они»


Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

 
        Так говорит Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.
        Теория Раскольникова доказывающая «тварь ли» он или «право» имеет, предполагала следующие практические восприятия:
- убить старуху- процентщицу, жизнь которой значит не больше чем жизнь «вши»;
- взять её деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
- на эти деньги сделать много хороших дел.

В романе герой смог воплотить только первый шаг.


Изучение новой темы. 
        Тема сегодняшнего урока: «Двойники» Раскольникова (запись
 в тетрадь).
- Кто такие двойники?
- в словаре русского языка С.И. Ожегова слово «двойник» - это человек, имеющий полное сходство с другим.
На предыдущем уроке мы говорили с вами о том, что опровержение теории Р. происходит за счет столкновения с другими персонажами романа.
- «Двойниками» Р. называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Р. и
 которые тоже считают возможным распоряжаться жизнью других людей. Это Лужин Петр Петрович, Аркадий Иванович Свидригайлов.


Самостоятельная работа студентов.
Характеристика двойников Раскольникова по плану:
- имя
- предыстория
- теория
- отношения с Раскольниковым.


6. Подведение итогов. 


С какой целью автор показывает нам «двойников»  Раскольникова?
(«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова - это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь).
Прослушивание песни С.Никитина «каждый выбирает для себя...».

 
Заключительное слово учителя.


Вот и вы должны сделать в своей жизни правильный выбор, не ошибиться в нем. Вы должны помнить, что слепое желание иметь материальные блага может привести к преступлению. Это актуально во все времена.
Комментированное выставление оценок.


Домашнее задание. 
Приложение № З (это интересно!)
Приложение № 4 (письменный ответ на вопрос)
Учебник с.235 —238.
Составить характеристику Сони Мармеладовой (устно).

Приложение № 1

Приложение 1.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (изречения)

Теория Раскольникова

Теория Лужина

* Не убий!

*Возлюби ближнего своего как самого себя

*Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

* Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению

*Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради спасения многих

*«Необыкновенные» могут «для своей идеи перешагнуть... через кровь»

*«Необыкновенные» люди — господа будущего, они двигают мир и ведут его к цели

*Мне жизнь однажды дается, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья

* Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

*Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её

*Возлюби прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано

*Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел

*Чем более в обществе устроенных частных дел и…целых кафтанов, тем более для него твердых оснований

*Приобретая единственно и исключительно себе, я…приобретаю и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана

* Мысль эта раньше была заслонена мечтательностью и восторженностью, а сейчас реализуется

*В жены взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение;... муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за благодетеля

«По вашей же вышло теории! А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» (реплика Раскольникова)

Приложение № 2

Отрицательные стороны

Положительные стороны

Пользуясь своим положением пытается обольстить Дуню.  Делает пребывание в его доме невыносимым.

Сам отдал Марфе Петровне обличавшие его письма Дуни. Пожалел ее, восстановил ее честь.

Смерть Марфы Петровны на его совести

Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает.

По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова

Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня.

Но к Свидригайлову является призрак Филиппа. На напоминание Раскольникова об этой истории он реагирует злобно, стало быть грех на душе есть. (Часть 6, глава З)

Это не доказательство. Возможно, просто игра воображения.

Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все-таки совесть не чиста.

Это не доказательство.

Нервы. Свидригайлов на грани срыва. Он решился на самоубийство.

Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком.

Приносит деньги для Дуни (10 тысяч), понимая необходимость “спасти” ее от Лужина.

Попытка жениться почти на ребенке. “Грязный” брак.

Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету

Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви.

Но все-таки отпустил.

Сам о себе говорит: “Я человек развратный и праздный”

“Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести”

Он откровенен.

Технологическая карта №1


Цель работы: охарактеризовать Лужина, приемы создания образа, теорию, композиционную роль.


- Каким мы видим Лужина? Какие эпитеты использует автор, описывая Лужина?


- За что Лужин изгнан от Раскольникова? 


- Для чего Лужин пытается опорочить Раскольникова в глазах семьи? 


- Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?


- Что превыше всего ценил Лужин в жизни в почему его раздражал разрыв с Дуней?


- Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на поминках у Мармеладовых). 


- Почему Лужина мы называем “двойником” Раскольникова?

Технологическая карта №1


Цель работы:
охарактеризовать Лужина, приемы создания образа, теорию, композиционную роль.

 
-
Каким мы видим Лужина? Какие эпитеты использует автор, описывая Лужина?

 (Лужин — нувориш, блестит, как начищенный медный грош, и не только потому, что был «женихом». А почему? Лужин только начал выходить из грязи в князи и внешним блеском пытался подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение. Поэтому Достоевский главное внимание уделяет одежде и тому, что явилось предметом парикмахерского искусства. В Лужине всё аккуратно, складно, солидно, моложаво, и всё в нём неприятно и отталкивающе. В портрете его есть деталь, подчеркивающая пристрастие к вещам — “бакенбарды в виде двух котлет”. Кажется, что Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина, но, вчитавшись, замечаем явный сарказм автора. И, описав все детали портрета и наряда Лужина, Достоевский подытоживает  «если же и было что-нибудь...действительно неприятное, то происходило это от других причин». На какой детали вообще не остановился писатель? (Глаза.)


В приложение №3 дана сравнительная характеристика Лужина и Раскольникова.
- На каком принципе построено описание двух героев?
(антитеза, противопоставление)
- Лужин знал к кому идет. Так зачем же он так разоделся?
(показать свое превосходство).


- Обратимся к теории Лужина (опережающее задание. Учащийся рассказывать о теории Лужина. (работа с приложением №1).


(Каково главное положение его теории? возлюби прежде всех самого себя. Какую христианскую заповедь намеренно коверкает Лужин? Достоевский отрицает личную выгоду. Верите ли вы ему, когда он говорит, что и он «возлюбил, и рвал кафтан пополам, и оба они оставались наполовину голыми»? Он даже бричку для невесты и её матери нанять не захотел, они  90 верст тащились на телеге).


-
За что Лужин изгнан от Раскольникова? (Знакомство с братом своей невесты Лужин начинает с того, что в глазах Раскольникова пытается опорочить его родных: когда Раскольников спрашивает, правда ли, что «. . .в тот самый час, как от нее (Дуни) согласие получили, что всего больше рады тому... что она нищая... потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать... и попрекать...?»,  Лужин неуважительно отзывается о матери Раскольникова. На это Раскольников произносит: «Убирайтесь к черту!»).


-
Для чего Лужин пытается опорочить Раскольникова в глазах семьи? (он понимает, что Раскольников имеет влияние на мать и сестру, которые его очень любят. При этом считает, что «любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату»).

 
-
Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери? («Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля»;
Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей, что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст...», усиливаю! складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном и расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).

Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?
(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни - искренность, большое чувство такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «...если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

 
- Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?
(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь. ..а он-то будет безгранично. ..владычествовать»...)
Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на поминках у Мармеладовых).
(Итак. Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина - деньги.
Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).


- Почему Лужина мы называем «двойником» Р.?
(У обоих в теории главное - Я., Но если для Р. преступление — способ, добывая средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленнее и пошлее: им движет исключительно корысть. Эгоизм Лужина не менее опасен, чем эгоизм Р. Он рождает
равнодушие, оправдывает подлость и жестокость. Поэтому у нас в приложении и объединены Л.и Р. Но есть существенное различие: у Лужина испорчено сердце, а у Р. — разум., поэтому Р. может возродиться, а Л. — никогда. Не зря Достоевский этому герою не позволяет— причем
единственному! — совершить ни одного положительного поступка. Про Л мы можем сказать, что он мертвая душа. Потому что мир духовных ценностей для него не существует).


        Запись в тетрадь краткого вывода:
Образ Лужина — это возможное завершение пути Р. Схожесть в мотивах поступков Лужина и Р. пугают последнего, и он «не хочет так жить».

Технологическая карта №2


Цель работы: охарактеризовать Свидригайлова, приемы создания образа, теорию, композиционную роль.


1. ФИО персонажа
2. Его сюжетно-композиционная роль
3. Теория
4. Роль раскрытия образа Раскольникова

 
- Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?
        (Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер и что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою последнюю цель - добиться расположения Дуни. Проснувшаяся совесть и раскаяние приводят его к самоубийству).
- Прав ли Свидригайлов, утверждай, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?
        (Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по совести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей - «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию).


-
Проверка индивидуального задания — сообщение ученика по карточке 1 на тему: «Смысл фамилии Свидригайлова».
1. Анализ сцены 4 ч., 1 гл. визит Свидригайлова к Раскольникову.
а) для чего Свидригайлов идет к Раскольникову? (Просит помочь увидеться с Дуней.)
б) Что мы узнаем о Свидригайлове? (Чтение описания внешности.)
в) Что у них с Раскольниковым общего? (Ответ на вопрос домашнего задания.)
(С первых минут встречи Раскольников испытывает «некоторое любопытство» к Свидригайлову, то же происходит и со Свидригайловым.
Свидригайлов о Раскольникове: «..что-то в вас есть; и именно теперь, то есть не собственно в эту минуту, а вообще теперь...»
Раскольников о Свидригайлове: «Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком».
Оба они больны, у них расстроены нервы, им являются призраки. «Отчего я так и думал, что с вами непременно что-нибудь в этом роде случается?» проговорил вдруг Раскольников и в ту же минуту удивился, что это сказал. Он был в сильном волнении».
“Во-от? Вы это подумали? с удивлением спросил Свидригайлов, да неужели? Ну не сказал ли я, что между нами есть какая- то точка общая, а?”)
- Анализ сцены 4 ч., 3, 4,
5, гл. — визит Раскольникова к Свидригайлову. Встреча в трактире.
а) Почему Раскольникова тянет к Свидригайлову? Что предшествовало этой встрече героев? (Их встрече предшествовала встреча с Порфирием.  Для Раскольникова Свидригайлов — «загадка».)

б) Чем притягивает Раскольников Свидригайлова? («Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его».)
- Что нового узнаем мы о Свидригайлове из его слов? (Его историю. При этом в рассказе Свидригайлова промелькнуло характерное слово: «стали известны все эти сказки, которые мне приписывают».  Действительно, многое, что мы узнаем по слухам, предположениям, «сказкам».)
- Понимает ли Свидригайлов Раскольникова. «Понимаю (вы, впрочем, не утруждайте себя: если и не говорите); понимаю, какие у вас вопросы в ход что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы и они вам теперь-то?.. А коли так, так и соваться не за свое дело браться...» — говорит Свидригайлов Раскольникову после преступления. Он предлагает денег, чтобы бежать «куда-нибудь поскорее в Америку.
- Понимает ли Раскольников Свидригайлова? остается для Раскольникова по-прежнему «загадкой» отвращение влекло прочь от Свидригайлова. “И я мо вение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея,страстного развратника и подлеца!»... Достоевский «Правда, что суждение свое Раскольников произнес спешно и легкомысленно».)
- Как ведет себя Свидригайлов во время свидания (Чтение последнего абзаца 5 главы.)
- В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? 

Ваши версии.
Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Достоевский этим сопоставлением ниспровергает в герое теоретика и возвышает в нем человека;
У всех - у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова - бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живут по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над «сильными мира сего».

-Следующий двойник, «прогрессист» Лебезятников, в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!» Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному герою, желающему «взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к чёрту». Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Технологическая карта №2


Цель работы: охарактеризовать Свидригайлова, приемы создания образа,

теорию, композиционную роль.


ФИО персонажа 


Его сюжетно-композиционная роль


Теория


Роль раскрытия образа Раскольникова


- Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?


- Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть «точка общая»? 


- Проверка индивидуального задания — сообщение ученика по карточке 1 на тему: «Смысл фамилии Свидригайлова».


Анализ сцены 4 ч., 1 гл. — визит Свидригайлова к Раскольникову.


а) для чего Свидригайлов идет к Раскольникову? (Просит помочь увидеться с Дуней.)
б) что мы узнаем о Свидригайлове? (Чтение описания внешности.)


в) что у них с Раскольниковым общего? (Ответ на вопрос домашнего задания.)
- Почему Раскольникова тянет к Свидригайлову? Что предшествовало этой встрече героев?


- Чем притягивает Раскольников Свидригайлова?

 
- Что нового узнаем мы о Свидригайлове из его слов?


- Понимает ли Свидригайлов Раскольникова?


- Понимает ли Раскольников Свидригайлова?

 
- Как ведет себя Свидригайлов во время свидания?


- В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Приложение № 1

Приложение 1.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (изречения)

Теория Раскольникова

Теория Лужина

* Не убий!

*Возлюби ближнего своего как самого себя

*Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

* Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению

*Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради спасения многих

*«Необыкновенные» могут «для своей идеи перешагнуть... через кровь»

*«Необыкновенные» люди — господа будущего, они двигают мир и ведут его к цели

*Мне жизнь однажды дается, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья

* Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

*Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её

*Возлюби прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано

*Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел

*Чем более в обществе устроенных частных дел и…целых кафтанов, тем более для него твердых оснований

*Приобретая единственно и исключительно себе, я…приобретаю и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана

* Мысль эта раньше была заслонена мечтательностью и восторженностью, а сейчас реализуется

*В жены взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение;... муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за благодетеля

«По вашей же вышло теории! А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» (реплика Раскольникова)

Приложение № 2

Отрицательные стороны

Положительные стороны

Пользуясь своим положением пытается обольстить Дуню.  Делает пребывание в его доме невыносимым.

Сам отдал Марфе Петровне обличавшие его письма Дуни. Пожалел ее, восстановил ее честь.

Смерть Марфы Петровны на его совести

Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает.

По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова

Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня.

Но к Свидригайлову является призрак Филиппа. На напоминание Раскольникова об этой истории он реагирует злобно, стало быть грех на душе есть. (Часть 6, глава З)

Это не доказательство. Возможно, просто игра воображения.

Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все-таки совесть 1 не чиста.

Это не доказательство.

Нервы. Свидригайлов на грани срыва. Он решился на самоубийство.

Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком.

Приносит деньги для Дуни (10 тысяч), понимая необходимость “спасти” ее от Лужина.

Попытка жениться почти на ребенке. “Грязный” брак.

Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету

Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви.

Но все-таки отпустил.

Сам о себе говорит: “Я человек развратный и праздный”

“Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести”

Он откровенен.

Приложение 3

Это интересно!


1. С.В. Белов. Роман Ф.М.  Достоевского «Преступление И наказание». Комментарий.— М.: Просвещение, 2005
2. В.М. Мещеряков, М.П. Сербул. «Дела давно минувших дней...». Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики ХVIII- ХIХ в. — М.: Дрофа, 2003
3. Художественный фильм «Преступление и наказание» 2 серии (1969 г.). Сценарий, постановка — Л. Кулиджанов. В ролях: Г. Тараторкин. Е. Лебедев, Е. Копелян, В. Басов, И. Смоктуновский, Т. Бедова

Приложение 4


Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского?»


Ф.М. Достоевский: «... Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего «я», — это как бы уничтожить это «я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...