Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Пояснительная записка; содержание учебных тем; календарно - тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа» в селе Каменка
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ Исаева Л.В. Протокол № ___ от «____»_______________20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР филиала МОУ «Ерышовская СОШ» в с. Каменка __________ Степанова Г.Н. «____»_______________20___ г. | «Утверждено» Директор МОУ «Ерышовская СОШ» _________ Березкина Л.А.. Приказ №___ от «____»______________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Степановой Галины Николаевны
учителя II квалификационной категории
по учебному курсу
«Русский язык»
5 класс
Базовый уровень
Принято на заседании
педагогического совета школы
Протокол № __от «___»_________20___г.
2013- 2014 учебный год
Раздел 2. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и в соответствии с Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2009 г.) и методическими указаниями авторов учебника ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2009 г. Научный редактор академик РАО Н. М. Шанский).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;
- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;
- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Раздел 3. Учебно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Язык – важнейшее средство общения | 4 | 1 | |
Повторение пройденного в 1-4 классах | 27 | 2 | 6 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 32 | 2 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 20 | 2 | 4 |
Лексика. Культура речи. | 13 | 4 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 29 | 2 | 6 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 69 | 3 | 16 |
Повторение и систематизация пройденного. | 10 | 1 | 2 |
ИТОГО | 204 | 12 | 45 |
Раздел 4. Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Раздел 5. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Результат | |||
План | Факт | ||||||
1 полугодие (96 часов) | |||||||
Язык и человек. | Сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения | Уметь пользоваться приемами из своей жизни доказывая, что язык – это средство человеческого общения | |||||
Язык и речь. | Познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения. | Уметь отличать устное общение от письменного. | |||||
Язык и его единицы. | Дать понятия о единицах языка. | Уметь составлять предложения из заданных словоформ и группировать по смыслу предложения в тексте. | |||||
Стили речи | Понятие «стиль речи». Признаки разговорного стиля. Речевой этикет. | Уметь отличать разговорный стиль от книжного; придерживаться правил ведения беседы. | |||||
Состав слова. | Повторить части слова. | Уметь разбирать слова по составу. | |||||
Орфограмма. | Освежить знания учащихся об орфограмме. | Уметь находить орфограммы. | |||||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне. | Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки. | |||||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне. | Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки. | |||||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Закрепить умение проверять безударные гласные путем изменения формы слова. | Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки. | |||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Повторить правило правописания звонких и глухих согласных в корне слова; ознакомить с графическим обозначением орфограммы №3 | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. | |||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Повторить орфограммы о правописании проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. | Уметь выделять орфограммы и делать графические обозначения. | |||||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Повторить правописание непроизносимых согласных, ознакомить с графическим обозначением орфограммы №4. | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. | |||||
Буквы И, У, А после шипящих. | Повторить правило правописания букв и, у, а после шипящих; ознакомить со словами-исключениями. | Уметь объяснить данную орфограмму. | |||||
Разделительные Ъ и Ь знаки. | Повторить правило о правописании Ъ и Ь; ознакомить учащихся с обозначением орфограммы №6. | Уметь применять правило написания Ъ и Ь. | |||||
Раздельное написание предлогов. | Восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами; познакомить с графическим обозначением орфограммы №7. | Уметь мотивировать выбор слитного или раздельного написания. | |||||
Закрепление материала. | Закрепить навыки учащихся; развивать умения распознавать орфограммы. | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. | |||||
Р. Р. Текст. | Сообщить о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст. | Уметь составлять текст; владеть приемами озаглавливания текста. | |||||
Р. Р. Изложение «Хитрый заяц». | Сообщить учащимся, что значит подробное изложение. | Уметь составлять план, выделять опорные слова. | |||||
Р. Р. Изложение «Хитрый заяц» | Сообщить учащимся, что значит подробное изложение. | Уметь писать подробное изложение в соответствии с планом и с использованием опорных слов. | |||||
Части речи. | Повторить материал о частях речи, с которыми учащиеся познакомились в начальной школе. | Уметь различать части речи по их грамматическому значению. | |||||
Глагол. | Повторить известные признаки глагола; вспомнить какую роль в предложении может выполнять глагол. | Уметь распознавать глагол. | |||||
- ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. | Повторить правописание глаголов на –тся и –ться. | Уметь применять приемы написания –ться и -тся. | |||||
Р. р.Тема текста. | Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы. | Уметь соотносить тему и содержание высказывания; различать понятия «узкая» и «широкая» тема. | |||||
Личные окончания глаголов. | Освежить в памяти учащихся о правописании е и и в личных окончаниях глаголов. | Уметь применять правило различения и и е в безударных окончаниях глаголов. | |||||
НЕ с глаголами. | Повторить написание НЕ с глаголами. | Уметь мотивировать выбор раздельного написания. | |||||
Имя существительное. | Повторить основные грамматические признаки имени существительного и типы склонения. | Уметь отличать имена существительные по их грамматическим значениям; определять тип склонения существительных. | |||||
Имя прилагательное. | Вспомнить изученное ранее о прилагательных; показать учащимся, что благодаря прилагательным наша речь становится точной, выразительной, яркой. | Уметь отличать имена прилагательные по их грамматическим значениям; проверять окончания прилагательного по вопросу от главного слова. | |||||
Местоимение. | Повторить изученное о местоимении. | Уметь пользоваться местоимениями для связи предложений в тексте. | |||||
Р. Р. Основная мысль текста. | Развивать умение учащихся формулировать основную (главную) мысль текста. | Уметь формулировать основную (главную) мысль текста. | |||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Синтаксис. | Сообщить учащимся, что такое грамматика, что изучает данный раздел; развивать умения пользоваться научными терминами. | Уметь пользоваться научными терминами. | |||||
Пунктуация. | Сообщить учащимся, что такое пунктуация, что изучает данный раздел. | Уметь пользоваться научными терминами. | |||||
Словосочетание. | Совершенствовать умения учащихся находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; учить распознавать средства связи в словосочетаниях. | Уметь находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; распознавать средства связи в словосочетаниях. | |||||
Разбор словосочетания. | Учить правильно выделять словосочетания из предложения; закрепить умение разбирать словосочетания. | Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; разбирать словосочетания. | Проверочная работа. | ||||
Предложение. Грамматическая основа. | Закрепить и углубить имеющиеся у детей знания об основных признаках предложения; закрепить умение находить грамматическую основу предложения; сообщить сведения о простом предложении. | Уметь находить грамматическую основу предложения. | |||||
Виды предложений по цели высказываний. Вопросительные предложения. | Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; учить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. | Уметь различать предложения по цели высказывания и интонационно правильно читать их. | |||||
Восклицательные предложения. | Дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно читать их. | Уметь распознавать предложения по интонации и правильно читать их. | |||||
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Сообщить о способах выражения подлежащего существительным, местоимением, словосочетанием; учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением. | Уметь находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением. | |||||
Члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое. | Познакомить учащихся со способами выражения сказуемого; учить находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным в полной и краткой форме. | Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным в полной и краткой форме. | |||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | Совершенствовать умения учащихся распознавать способы выражения подлежащего и сказуемого; сообщить об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | |||||
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | Дать понятие о делении предложений по строению (наличию главных и второстепенных членов). | Уметь устанавливать смысловые отношения в предложении и распространять предложения. | |||||
Дополнение. | Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения; ознакомить с дополнением и способами его выражения; учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. | Уметь находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. | |||||
Определение. | Познакомить с определением и способами его выражения; учить находить определения в предложении; употреблять в речи. | Уметь находить определения в предложении; употреблять в речи. | |||||
Обстоятельство. | Сообщить об обстоятельстве; ознакомить со способами его выражения; учить находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи. | Уметь находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи. | |||||
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами; учить грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | Уметь находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | |||||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Повторить сведения об обобщающих словах; учить находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. | Уметь находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. | |||||
Предложение с обращениями. | Ознакомить учащихся с особенностями обращения, выделением на письме; учить находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; тренировать в составлении предложений с обращениями. | Уметь находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; составлять предложения с обращениями. | |||||
Р. Р. Письмо. | Совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать различные типы речи. | Уметь выделять обращения в тексте; использовать различные типы речи. | |||||
Синтаксический разбор простого предложения. | Ознакомить с порядком синтаксического разбора; закрепить умение производить синтаксический разбор; развивать умение самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме. | Уметь производить синтаксический разбор; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме. | |||||
Р. Р. Описание картины Ф. П. Решетникава «Опять двойка». | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь применять детали в художественном описании. | |||||
Пунктуационный разбор простого предложения. | Ознакомить учащихся с порядком пунктуационного разбора; учить производить пунктуационный разбор. | Уметь производить пунктуационный разбор. | |||||
Простые и сложные предложения. | Раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. | Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. | |||||
Прямая речь. | Учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. | Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. | |||||
Прямая речь. Знакомство с косвенной речью. | Учить ребят различать предложения с прямой и косвенной речью; тренироваться в постановке знаков препинания. | Уметь различать предложения с прямой и косвенной речью; грамотно расставлять в них знаки препинания. | |||||
Диалог. | Учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. | Уметь ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. | |||||
Закрепление изученного по теме. | Закрепить знания по теме «Словосочетание и предложение». | Уметь отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами. | |||||
Контрольный диктант. | Проверить знания учащихся. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Фонетика. Звуки речи. | Сообщить, что изучает фонетика и графика; об отличии гласных и согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв. | Уметь выделять звуки речи и характеризовать их. | |||||
Гласные звуки. Согласные звуки. | Сообщить об образовании согласных знаков; развивать умение различать гласные и согласные звуки. | Уметь различать гласные и согласные звуки. | |||||
Гласные звуки. Согласные звуки. | Сообщить об образовании согласных знаков; развивать умение различать гласные и согласные звуки. | Уметь различать гласные и согласные звуки. | |||||
Позиционные чередования гласных и согласных. | Сообщить о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков; учить различать сильную и слабую позиции. | Уметь различать сильную и слабую позиции. | |||||
Р. Р. Повествование. | Сообщить учащимся, что такое повествование. | Уметь определять в тексте начальную часть (вступление); определять последовательность событий, о которых повествуется в тексте. | |||||
Согласные твердые и мягкие. | Учить различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи. | Уметь различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи. | |||||
Согласные звонкие и глухие. | Учить различать звонкие и глухие согласные, повторить правило проверки орфограммы №3. | Уметь различать звонкие и глухие согласные. | |||||
Р. Р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь применять детали в художественном описании | |||||
Р. Р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь применять детали в художественном описании | |||||
Графика. Алфавит. | Повторить алфавит; закрепить понятия «буква» - «звук»; учить правильно располагать слова по алфавиту. | Уметь различать понятия «буква» - «звук»; правильно располагать слова по алфавиту. | |||||
Обозначение мягкости согласного с помощью Ь. | Повторить сведения о роли мягкого знака (обозначение мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ. | Уметь применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими. | |||||
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | Вспомнить, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука; повторить сведения о назначении ь и ъ. | Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих. | |||||
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | Вспомнить, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука; повторить сведения о назначении ь и ъ. | Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих. | |||||
Орфоэпия. | Сообщить, что такое орфоэпия; что изучает орфоэпия; познакомить с орфоэпическим словарем и словарем ударений; учить правильному произношению, грамотной речи. | Уметь обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений. | |||||
Фонетический разбор слова. | Учить записывать звуковой состав слова; учить различать буквы и звуки. | Уметь записывать звуковой состав слова; различать буквы и звуки. | |||||
Повторение. | Повторение по теме «Фонетика» | Уметь различать понятия «буква» - «звук»; различать гласные и согласные звуки. | |||||
Повторение. | Выявить знания и умения учащихся. | Уметь записывать звуковой состав слова; обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений | |||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Слово и его лексическое значение. | Сообщить, что такое лексика, что изучает лексикология; информировать учащихся о важности расширения словарного запаса; учить различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем. | Уметь различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем. | |||||
Однозначные и многозначные слова. | Сообщить об однозначных и многозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарем. | Уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; пользоваться толковым словарем. | |||||
Прямое и переносное значение слов. | Сообщить о прямом и переносном значении слова; учить различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. | Уметь различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. | |||||
Омонимы. | Повторить определение омонимов, чем они отличаются от многозначных слов; развивать умение находить омонимы в словаре; познакомить со словарем омонимов. | Уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в словаре | |||||
Синонимы. | Сообщить, что такое синонимы; познакомить со словарем синонимов; учить использовать синонимы в речи. | Уметь подбирать синонимы и составлять синонимические ряды; пользоваться словарем синонимов. | |||||
Р. р. Изложение «Первый снег» (упр. 367). | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь писать подробное изложение; применять детали в художественном описании | |||||
Антонимы. | Сообщить об антонимах, их роли в речи учить подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи. | Уметь подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи. | |||||
Р. Р. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358). | Сообщить, что такое сочинение – описание. | Уметь строить описание по картине и использовать слова с переносным значением. | |||||
Повторение. | Повторить пройденное по разделу. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Контрольный диктант. | Проверка знаний учащихся. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Сообщить учащимся что фонема – наименьшая значимая часть слова. Дать понятие производных и непроизводных слов. Родственные слова и формы слова. Понятие «словообразование». | Уметь определять в слове морфемы; видеть производные слова. Отличать родственные слова от форм данного слова. | |||||
Окончание. | Повторить изученное об окончании, о его роли в образовании словоформ. | Уметь определять окончание посредством изменения форм слова. | |||||
Основа. | Дать понятие основы слова. | Уметь определять основу слова. | |||||
Р. Р. Сочинение « Один из удачно проведенных вечеров». | Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание сочинения. | Уметь соотносить тему и содержание сочинения. | |||||
Корень слова. | Сообщить, что корень это значимая часть слова. | Уметь находить, подбирать и образовывать однокоренные слова и находить корень, подбирая родственные слова. | |||||
Корень слова. | Познакомить со способа проверки слов с орфограммой в корне. | Уметь видеть орфограмму в корне и проверять ее. | |||||
Р. р. Рассуждение (упр. 385). | Дать понятие о типе речи - рассуждении | Уметь строить рассуждение в качестве ответа на вопрос. | |||||
Суффикс. | Сообщить, что суффикс – значимая часть слова. | Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа. | |||||
Суффикс. | Познакомить с образованием слов путем прибавления суффиксов к корню слова. | Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа. | |||||
Приставка. | Сообщить, что приставка – значимая часть слова. Познакомить с образованием слов путем прибавления приставки. | Уметь выделять приставку путем словообразовательного анализа. | |||||
Закрепление пройденного | Систематизировать полученные учащимися знания. | Уметь основу слова; находить корень, подбирая родственные слова. | |||||
2 полугодие (108 часов) | |||||||
Закрепление пройденного. | Систематизировать полученные учащимися знания. | Уметь выделять приставку и суффикс путем словообразовательного анализа. | |||||
Р. р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр. 407). | Рассказать о приемах работы над выборочным изложение – описанием. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | |||||
Чередование звуков. | Научить находить чередование гласных и согласных звуков. | Уметь выделять корни с чередующимися согласными звуками. | |||||
Беглые гласные. | Научить находить беглые гласные звуки. | Уметь выделять корни с беглыми гласными звуками. | |||||
Морфемный разбор слова. | Повторение частей слова. | Уметь выделять части слова. | |||||
Правописание гласных и согласных в приставках. | Дать определение фонемному правилу. Сообщить о приставках первой группы. | Уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках. | |||||
Буквы з и с в приставках. | Сообщить о способе действия при выборе З – С на конце приставок. | Уметь владеть этими способами. | |||||
Буквы з и с в приставках. | Сообщить о способе действия при выборе З – С на конце приставок. | Уметь владеть этими способами. | |||||
Буквы а – о в корне – лаг- - лож - | Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях с чередующимися гласными. | Уметь владеть правилом выбора а – о в корнях с чередующимися гласными. | |||||
Буквы а – о в корне – раст- - рос - | Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях с чередующимися гласными. | Уметь обосновывать выбор гласных в данных корнях | |||||
Буквы ё – о после шипящих в корне. | Познакомить учащихся с правилом «О и Ё после шипящих в корне слова» | Уметь различать написание о и ё в корне слова. | |||||
Буквы и – ы после ц | Познакомить учащихся с правилом написания И и Ы после Ц. | Уметь применять данное правило на письме. | |||||
Повторение. | Повторить изученные орфограммы в частях слова (в корне и в приставке). | Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов. | |||||
Р. р. Сочинение. Описание картины Н. П. Кончаловского «Сирень». | Дать понятие натюрморта. Научить описывать натюрморт (в частности, натюрморт с изображением цветов). | Уметь построить сочинение описание по картине, используя лексико – изобразительные средства. | |||||
Контрольный диктант. | Проверка знаний и умений по теме. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Самостоятельные и служебные части речи. | Познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи. | Уметь различать части речи по их грамматическим признакам. | |||||
Имя существительное как часть речи. | Сообщить учащимся о грамматическом значении имени существительного; о его роли в предложении. | Уметь определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам. | |||||
Имя существительное как часть речи. | Сообщить учащимся о грамматическом значении имени существительного; о его роли в предложении. | Уметь определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам. | |||||
Р. р.Доказательства в рассуждении (упр. 477). | Познакомить с составными частями сочинения – рассуждения. | Уметь строить рассуждение на грамматическую тему. | |||||
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Сообщить учащимся о различии одушевленных и неодушевленных существительных. | Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные. | |||||
Имена существительные собственные и нарицательные. | Углубить знания о существительных собственных и нарицательных. | Уметь отличать собственные существительные от нарицательных. | |||||
Р. р. Сжатое изложение (упр. 496). | Познакомить со способами сокращения текста. | Уметь строить рассуждение и владеть способами его сокращения. | |||||
Морфологический разбор имени существительного. | Повторить виды разбора. Морфологический разбор имени существительного. | Уметь делать морфологический разбор имени существительного. | |||||
Род имен существительных. | Повторить и углубить знания по данной теме. | Уметь согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными. | |||||
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Вспомнить существительные, употребляемые только во множественном числе (углубление темы). | Уметь употреблять эти существительные в речи. | |||||
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | Вспомнить существительные ,имеющие форму только единственного числа (углубление темы). | Уметь употреблять указанные существительные в речи. | |||||
Три склонения имен существительных. | Повторить три склонения имен существительных. | Уметь различать типы склонения имен существительных. | |||||
Падеж имен существительных. | Повторить падежи имени существительного. | Уметь определять падеж имени существительного. | |||||
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных. | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. | |||||
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных. | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. | |||||
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных. | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. | |||||
Р. р. Изложение (упр. 546). | Рассказать о приемах работы над подробным изложение – описанием. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | |||||
Множественное число имен существительных. | Сообщить учащимся об особенностях образования и употребления форм множественного числа существительных. | Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. | |||||
Множественное число имен существительных. | Сообщить учащимся об особенностях образования и употребления форм множественного числа существительных. | Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. | |||||
Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Сообщить учащимся о способе действия при выборе написания о – е в окончаниях существительных после шипящих и ц. | Уметь применять правило написания о – е после шипящих и ц. | |||||
Написание о – е в существительных после шипящих и ц. | Сообщить о зависимости выбора написания о – е – ё после шипящих в существительных от морфемы (корня, окончания). | Уметь применять правило написания о – е – ё после шипящих и ц в существительных. | |||||
Повторение пройденного. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных; особенности образования и употребления форм множественного числа существительных | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. | |||||
Р. р. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»(Элементы рассуждения в написании) (упр. 564). | Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание сочинения. | Уметь соотносить тему и содержание сочинения, использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | |||||
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | Проверить знания и умения по теме «Имя существительное». | Уметь применять полученные знания. | |||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания. | |||||
Имя прилагательное как часть речи. | Повторить морфологические признаки имени прилагательного. | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. | |||||
Имя прилагательное как часть речи. | Повторить морфологические признаки имени прилагательного. | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. | |||||
Имя прилагательное как часть речи. | Повторить морфологические признаки имени прилагательного. | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. | |||||
Р. р. Описание животного. Изложение (упр. 587). | Рассказать о приемах работы над подробным изложение – описанием. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | |||||
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Повторить склонение имен прилагательных. | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. | |||||
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Повторить склонение имен прилагательных. | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. | |||||
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Повторить склонение имен прилагательных. | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. | |||||
Окончания имен прилагательных после шипящих и ц. | Сообщить об условиях выбора о – е после шипящих и ц в окончаниях имен прилагательных. | Уметь правильно писать окончания прилагательных после шипящих и ц. | |||||
Р. р. Сочинение – описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр. 599). | Сообщить учащимся как строится описание животного. | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | |||||
Полная и краткая форма имен прилагательных. | Дать понятие о полных и кратких прилагательных. | Уметь определять краткие прилагательные. | |||||
Полная и краткая форма имен прилагательных. | Объяснить отсутствие ь после шипящих на конце кратких прилагательных. | Уметь применять правило написания ь после шипящих. | |||||
Морфологический разбор имени прилагательного. | Повторить виды разбора. Морфологический разбор имени прилагательного. | Уметь делать морфологический разбор имени прилагательного. | |||||
Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 606). | Повторить, как строится описание животного. | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | |||||
Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 606). | Повторить, как строится описание животного. | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | |||||
Обобщение изученного по теме. | Проверить знания и умения по теме «Имя существительное». | Уметь применять полученные знания. | |||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Глагол как часть речи. | Сообщить учащимся о грамматических значениях глагола. | Уметь использовать в речи глаголы разных значений. | |||||
Не с глаголами. | Повторить раздельное и слитное написание не с глаголами. | Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами. | |||||
Не с глаголами. | Повторить раздельное и слитное написание не с глаголами. | Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами. | |||||
Р. р. Рассказ. | Сообщить учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы. | |||||
Неопределенная форма глагола. | Освежить в памяти учащихся знания о неопределенной форме глагола. | Уметь различать неопределенную форму и личные формы. | |||||
Неопределенная форма глагола. | Освежить в памяти учащихся знания о неопределенной форме глагола. | Уметь правильно писать окончания глаголов неопределенной формы. | |||||
Неопределенная форма глагола. | Освежить в памяти учащихся знания о неопределенной форме глагола. | Уметь различать неопределенную форму и личные формы; правильно писать окончания глаголов неопределенной формы. | |||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Вспомнить формы глаголов на –ться и - тся. | Уметь употреблять в речи глаголы данных форм. | |||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Вспомнить формы глаголов на –ться и - тся. | Уметь употреблять в речи глаголы данных форм. | |||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Сообщить об условиях выбора написания ться и - тся. | Уметь применять способ действия при выборе написания. | |||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Сообщить об условиях выбора написания ться и - тся. | Уметь применять способ действия при выборе написания. | |||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | ||||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Виды глагола. | Дать понятие о видах глагола. | Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. | |||||
Виды глагола. | Дать понятие о видах глагола. | Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. | |||||
Буквы Е – И в корнях с чередованием. | Сообщить о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе орфограммы е – и. | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. | |||||
Буквы Е – И в корнях с чередованием. | Сообщить о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе орфограммы е – и. | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. | |||||
Буквы Е – И в корнях с чередованием. | Сообщить о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе орфограммы е – и. | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. | |||||
Р. р. Невыдуманный рассказ (о себе). | Освежить в память учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. | |||||
Время глагола. | Освежить знания учащихся о временах глагола. | Уметь различать времена глагола. | |||||
Время глагола. | Освежить знания учащихся о временах глагола. | Уметь различать времена глагола. | |||||
Прошедшее время. | Сообщить об образовании глаголов прошедшего времени. | Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом – л –, Употреблять в речи (соблюдая орфоэпические нормы) глаголы прошедшего времени. | |||||
Настоящее время. | Сообщить об образовании глаголов настоящего времени. | Уметь распознавать глаголы настоящего времени, употреблять в устной и письменной речи, соблюдая орфоэпические нормы. | |||||
Будущее время | Сообщить об образовании глаголов будущего времени. | Уметь распознавать глаголы будущего времени, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. | |||||
Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | Сообщить о способах определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме). | Уметь владеть способом определения спряжения. | |||||
Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | Сообщить о способах определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме). | Уметь владеть способом определения спряжения. | |||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Сообщить учащимся, что выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения. | Уметь различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания. | |||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Сообщить учащимся, что выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения. | Уметь различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания. | |||||
Морфологический разбор глагола. | Повторить виды разбора. Морфологический разбор глагола. | Уметь делать морфологический разбор глагола. | |||||
Правописание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Познакомить учащихся с написанием ь на конце глаголов 2-го лица. | Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи. | |||||
Правописание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Познакомить учащихся с написанием ь на конце глаголов 2-го лица. | Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи. | |||||
Употребление времен. | Сообщить о единстве времен в тексте. Использование глаголов прошедшего времени в значении настоящего; использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего. | Уметь правильно использовать прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении прошедшего. | |||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | |||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | |||||
Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку». | Освежить в память учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. | |||||
Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку». | Освежить в память учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. | |||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | |||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | |||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | |||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | |||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Разделы науки о языке. | Повторить в каких разделах науки о языке изучаются: звуки, лексическое значение слова, морфемы, части речи, словосочетания и предложения. | Уметь различать понятия науки о языке. | |||||
Орфограммы в приставках. | Повторить все изученные орфограммы в приставках. | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках. | |||||
Орфограммы в окончаниях слов. | Повторить все изученные орфограммы в окончаниях. | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в окончаниях. | |||||
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | Повторить все изученные орфограммы. | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм. | |||||
Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | Уметь грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | |||||
Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторить постановку знаков препинания между частями сложного предложения; постановку тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | |||||
Р.р.Сжатое изложение. | Рассказать о приемах работы над сжатым изложением. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | |||||
Р.р.Сжатое изложение | Рассказать о приемах работы над сжатым изложением. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | |||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 5 классе. | Уметь применять полученные знания и умения. | |||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 5 классе. | Уметь применять полученные знания. |
Раздел 6. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарям
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
- Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
- Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006 .
- Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
Ресурсы ИКТ
- Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
- Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....