Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Пояснительная записка; содержание учебных тем; календарно - тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа» в селе Каменка

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________   Исаева Л.В.

Протокол № ___ от

«____»_______________20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР филиала МОУ «Ерышовская СОШ» в с. Каменка

__________  Степанова Г.Н.

«____»_______________20___ г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Ерышовская СОШ»

_________   Березкина Л.А..

Приказ №___

от «____»______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Степановой Галины Николаевны

учителя II квалификационной категории

по учебному курсу

 «Русский язык»

5 класс

Базовый уровень

Принято на заседании

     педагогического совета школы

Протокол № __от «___»_________20___г.

2013- 2014  учебный год


Раздел 2.  Пояснительная записка 

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и  в соответствии с Программой по русскому языку  под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2009 г.) и методическими указаниями авторов учебника ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2009 г. Научный редактор академик РАО Н. М. Шанский).

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Раздел 3. Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ

Развитие речи

Язык – важнейшее средство общения

4

1

Повторение пройденного в 1-4  классах

27

2

6

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

32

2

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

20

2

4

Лексика. Культура речи.

13

4

Морфемика. Орфография. Культура речи.

29

2

6

Морфология. Орфография. Культура речи.

69

3

16

Повторение и систематизация пройденного.

10

1

2

ИТОГО

204

12

45

Раздел 4. Содержание тем учебного курса.

Язык - важнейшее средство общения

Повторение пройденного в 1 - 4 классах  

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе


Раздел 5. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата

                   Тема урока

                          Цель урока

                         Результат

План

Факт

1 полугодие (96 часов)

Язык и человек.

Сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения

Уметь пользоваться приемами из своей жизни доказывая, что язык – это средство человеческого общения

Язык и речь.

Познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения.

Уметь отличать устное общение от письменного.

Язык и его единицы.

Дать понятия о единицах языка.

Уметь составлять предложения из заданных словоформ и группировать по смыслу предложения в тексте.

Стили речи

Понятие «стиль речи». Признаки разговорного стиля. Речевой этикет.

Уметь отличать разговорный стиль от книжного; придерживаться правил ведения беседы.

Состав слова.

Повторить части слова.

Уметь разбирать слова по составу.

Орфограмма.

Освежить знания учащихся об орфограмме.

Уметь находить орфограммы.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне.

Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне.

Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Закрепить умение проверять безударные гласные путем изменения формы слова.

Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Повторить правило правописания звонких и глухих согласных в корне слова; ознакомить с графическим обозначением орфограммы  №3

Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Повторить орфограммы о правописании проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.

Уметь выделять орфограммы и делать графические обозначения.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Повторить правописание  непроизносимых согласных, ознакомить с графическим обозначением орфограммы  №4.

Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм.

Буквы И, У, А  после шипящих.

Повторить правило правописания букв и, у, а после шипящих; ознакомить со словами-исключениями.

Уметь объяснить данную орфограмму.

Разделительные  Ъ и Ь знаки.

Повторить правило о правописании Ъ и Ь; ознакомить учащихся с обозначением орфограммы  №6.

Уметь применять правило написания Ъ и Ь.

Раздельное написание предлогов.

Восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами; познакомить с графическим обозначением орфограммы  №7.

Уметь мотивировать выбор слитного или раздельного написания.

Закрепление материала.

Закрепить навыки учащихся; развивать умения распознавать орфограммы.

Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм.

Р. Р. Текст.

Сообщить о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.

Уметь составлять текст; владеть приемами озаглавливания текста.

Р. Р. Изложение «Хитрый заяц».

Сообщить учащимся, что значит подробное изложение.

Уметь составлять план, выделять опорные слова.

Р. Р. Изложение «Хитрый заяц»

Сообщить учащимся, что значит подробное изложение.

Уметь писать подробное изложение в соответствии с планом и с использованием опорных слов.

Части речи.

Повторить материал о частях речи, с которыми учащиеся познакомились в начальной школе.

Уметь различать части речи по их грамматическому значению.

Глагол.

Повторить известные признаки глагола; вспомнить какую роль в предложении может выполнять глагол.

Уметь распознавать глагол.

- ТСЯ   и – ТЬСЯ в глаголах.

Повторить правописание глаголов на –тся  и     –ться.

Уметь применять приемы написания –ться  и  -тся.

Р. р.Тема текста.

Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.

Уметь соотносить тему и содержание высказывания; различать понятия «узкая» и «широкая» тема.

Личные окончания глаголов.

Освежить в памяти учащихся о правописании е и и в личных окончаниях глаголов.

Уметь применять правило различения и и е в безударных окончаниях глаголов.

НЕ с глаголами.

Повторить написание НЕ с глаголами.

Уметь мотивировать выбор раздельного написания.

Имя существительное.

Повторить основные грамматические признаки имени существительного и типы склонения.

Уметь отличать имена существительные по их грамматическим значениям; определять тип склонения существительных.

Имя прилагательное.

Вспомнить изученное ранее о прилагательных; показать учащимся, что благодаря прилагательным наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Уметь отличать имена прилагательные по их грамматическим значениям; проверять окончания прилагательного по вопросу от главного слова.

Местоимение.

Повторить изученное о местоимении.

Уметь пользоваться местоимениями для связи предложений в тексте.

Р. Р. Основная мысль текста.

Развивать умение учащихся формулировать основную (главную) мысль текста.

Уметь формулировать основную (главную) мысль текста.

Контрольный диктант.

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Уметь применять полученные знания и умения.

Синтаксис.

Сообщить учащимся, что такое грамматика, что изучает данный раздел; развивать умения пользоваться научными терминами.

Уметь пользоваться научными терминами.

Пунктуация.

Сообщить учащимся, что такое пунктуация, что изучает данный раздел.

Уметь пользоваться научными терминами.

Словосочетание.

Совершенствовать умения учащихся находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; учить распознавать средства связи в словосочетаниях.

Уметь находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; распознавать средства связи в словосочетаниях.

Разбор словосочетания.

Учить правильно выделять словосочетания из предложения; закрепить умение разбирать словосочетания.

Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; разбирать словосочетания.

Проверочная работа.

Предложение. Грамматическая основа.

Закрепить и углубить имеющиеся у детей знания об основных признаках предложения; закрепить умение находить грамматическую основу предложения; сообщить сведения о простом предложении.

Уметь находить грамматическую основу предложения.

Виды предложений по цели высказываний. Вопросительные предложения.

Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; учить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации.

Уметь различать предложения по  цели высказывания и интонационно правильно читать их.

Восклицательные предложения.

Дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно читать их.

Уметь распознавать предложения по интонации и правильно читать их.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Сообщить о способах выражения подлежащего существительным, местоимением, словосочетанием; учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением.

Уметь находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением.

Члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое.

Познакомить учащихся со способами выражения сказуемого; учить находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным  в полной и краткой форме.

Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным  в полной и краткой форме.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Совершенствовать умения учащихся распознавать способы выражения подлежащего и сказуемого; сообщить об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

Дать понятие о делении предложений по строению (наличию главных и второстепенных членов).

Уметь устанавливать смысловые отношения в предложении и распространять предложения.

Дополнение.

Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения; ознакомить с дополнением и способами его выражения; учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение.

Уметь находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение.

Определение.

Познакомить с определением и способами его выражения; учить находить определения в предложении; употреблять в речи.

Уметь находить определения в предложении; употреблять в речи.

Обстоятельство.

Сообщить об обстоятельстве; ознакомить со способами его выражения; учить находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи.

Уметь находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами; учить грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Уметь находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Повторить сведения об обобщающих словах; учить находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.

Уметь находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.

Предложение с обращениями.

Ознакомить учащихся с особенностями обращения, выделением на письме; учить находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; тренировать в составлении предложений с обращениями.

Уметь находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки;  составлять предложения с обращениями.

Р. Р. Письмо.

Совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать различные типы речи.

Уметь выделять обращения в тексте;  использовать различные типы речи.

Синтаксический разбор простого предложения.

Ознакомить с порядком синтаксического разбора; закрепить умение производить синтаксический разбор; развивать умение самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме.

Уметь производить синтаксический разбор; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме.

Р. Р. Описание картины Ф. П. Решетникава «Опять двойка».

Показать значение деталей в художественном описании.

Уметь  применять детали в художественном описании.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Ознакомить учащихся с порядком пунктуационного разбора; учить производить пунктуационный разбор.

Уметь производить пунктуационный разбор.

Простые и сложные предложения.

Раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.

Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.

Прямая речь.

Учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

Прямая речь. Знакомство с косвенной речью.

Учить ребят различать предложения с прямой и косвенной речью; тренироваться в постановке знаков препинания.

Уметь различать предложения с прямой и косвенной речью; грамотно расставлять в них знаки препинания.

Диалог.

Учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

Уметь ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

Закрепление изученного по теме.

Закрепить знания по теме «Словосочетание и предложение».

Уметь отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами.

Контрольный диктант.

Проверить знания учащихся.

Уметь применять полученные знания и умения.

Фонетика. Звуки речи.

Сообщить, что изучает фонетика и графика; об отличии гласных и согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв.

Уметь выделять звуки речи и характеризовать их.

Гласные звуки. Согласные звуки.

Сообщить об образовании согласных знаков; развивать умение различать гласные и согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки.

Гласные звуки. Согласные звуки.

Сообщить об образовании согласных знаков; развивать умение различать гласные и согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки.

Позиционные чередования гласных и согласных.

Сообщить о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков; учить различать сильную и слабую позиции.

Уметь различать сильную и слабую позиции.

Р. Р. Повествование.

Сообщить учащимся,  что такое повествование.

Уметь определять в тексте начальную часть (вступление); определять последовательность событий, о которых повествуется в тексте.

Согласные твердые и мягкие.

Учить различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи.

Уметь различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи.

Согласные звонкие и глухие.

Учить различать звонкие и глухие согласные, повторить правило проверки орфограммы №3.

Уметь различать звонкие и глухие согласные.

Р. Р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Показать значение деталей в художественном описании.

Уметь  применять детали в художественном описании

Р. Р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Показать значение деталей в художественном описании.

Уметь  применять детали в художественном описании

Графика. Алфавит.

Повторить алфавит; закрепить понятия «буква» - «звук»; учить правильно располагать слова по алфавиту.

Уметь различать понятия «буква» - «звук»; правильно располагать слова по алфавиту.

Обозначение мягкости согласного с помощью  Ь.

Повторить сведения о роли мягкого знака (обозначение мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ.

Уметь применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Вспомнить, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука; повторить сведения о назначении ь и ъ.

Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Вспомнить, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука; повторить сведения о назначении ь и ъ.

Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих.

Орфоэпия.

Сообщить, что такое орфоэпия; что изучает орфоэпия; познакомить с орфоэпическим словарем и словарем ударений; учить правильному произношению, грамотной речи.

Уметь обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений.

Фонетический разбор слова.

Учить записывать звуковой состав слова; учить различать буквы и звуки.

Уметь записывать звуковой состав слова; различать буквы и звуки.

Повторение.

Повторение по теме «Фонетика»

Уметь различать понятия «буква» - «звук»; различать гласные и согласные звуки.

Повторение.

Выявить знания и умения учащихся.

Уметь записывать звуковой состав слова; обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений

Контрольный диктант.

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Уметь применять полученные знания и умения.

Слово и его лексическое значение.

Сообщить, что такое лексика, что изучает лексикология; информировать учащихся о важности расширения словарного запаса; учить различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем.

Уметь различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем.

Однозначные и многозначные слова.

Сообщить об однозначных и многозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарем.

Уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; пользоваться толковым словарем.

Прямое и переносное значение слов.

Сообщить о прямом и переносном значении слова; учить различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении.

Уметь различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении.

Омонимы.

Повторить определение омонимов, чем они отличаются от многозначных слов; развивать умение находить омонимы в словаре; познакомить со словарем омонимов.

Уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в словаре

Синонимы.

Сообщить, что такое синонимы; познакомить со словарем синонимов; учить использовать синонимы в речи.

Уметь подбирать синонимы и составлять синонимические ряды; пользоваться словарем синонимов.

Р. р. Изложение «Первый снег» (упр. 367).

 Показать значение деталей в художественном описании.

Уметь писать подробное изложение; применять детали в художественном описании

Антонимы.

Сообщить об антонимах, их роли в речи учить подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи.

Уметь подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи.

Р. Р. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358).

Сообщить, что такое сочинение – описание.

Уметь строить описание по картине и использовать слова с переносным значением.

Повторение.

Повторить пройденное по разделу.

Уметь применять полученные знания и умения.

Контрольный диктант.

Проверка знаний учащихся.

Уметь применять полученные знания и умения.

Морфема – наименьшая  значимая часть слова. Изменение  и образование слов.

Сообщить учащимся что фонема – наименьшая значимая часть слова. Дать понятие производных и непроизводных слов. Родственные слова и формы слова. Понятие «словообразование».

Уметь определять в слове морфемы; видеть производные слова. Отличать родственные слова от форм  данного слова.

Окончание.

Повторить изученное об окончании, о его роли в  образовании словоформ.

Уметь определять окончание посредством изменения форм слова.

Основа.

Дать понятие  основы слова.

Уметь определять основу слова.

Р. Р. Сочинение « Один из удачно проведенных вечеров».

Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание сочинения.

Уметь соотносить тему и содержание сочинения.

Корень слова.

 Сообщить, что корень это значимая часть слова.

Уметь находить, подбирать  и образовывать однокоренные слова и находить корень, подбирая родственные слова.

Корень слова.

Познакомить со  способа проверки слов с  орфограммой в корне.

Уметь видеть орфограмму в корне и проверять ее.

Р. р. Рассуждение (упр. 385).

Дать понятие о типе речи - рассуждении

Уметь строить рассуждение в качестве ответа на вопрос.

Суффикс.

Сообщить, что суффикс – значимая часть слова.

Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа.

Суффикс.

Познакомить с образованием слов путем прибавления суффиксов к корню слова.

Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа.

Приставка.

Сообщить, что приставка – значимая часть слова. Познакомить с образованием слов путем прибавления приставки.

Уметь выделять приставку путем словообразовательного анализа.

Закрепление пройденного

Систематизировать полученные учащимися знания.

Уметь основу слова; находить корень, подбирая родственные слова.

2 полугодие (108 часов)       

Закрепление пройденного.

Систематизировать полученные учащимися знания.

Уметь выделять приставку и суффикс путем словообразовательного анализа.

Р. р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр. 407).

Рассказать о приемах работы над выборочным изложение – описанием.

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

Чередование звуков.

Научить находить чередование гласных и согласных звуков.

Уметь выделять корни с чередующимися согласными звуками.

Беглые гласные.

Научить находить беглые гласные звуки.

Уметь выделять корни с беглыми гласными звуками.

Морфемный разбор слова.

Повторение частей слова.

Уметь выделять части слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Дать определение фонемному правилу. Сообщить о приставках первой группы.

Уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках.

Буквы з и с в приставках.

Сообщить о способе действия при выборе З – С на конце приставок.

Уметь владеть этими способами.

Буквы з и с в приставках.

Сообщить о способе действия при выборе З – С на конце приставок.

Уметь владеть этими способами.

Буквы а – о в корне – лаг- - лож -

Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях с чередующимися гласными.

Уметь владеть правилом выбора а – о в корнях с чередующимися гласными.

Буквы а – о в корне – раст- - рос -

Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях с чередующимися гласными.

Уметь обосновывать выбор гласных в данных корнях

Буквы ё – о  после шипящих в корне.

 Познакомить учащихся с правилом «О и Ё после шипящих в корне слова»

Уметь различать написание о  и  ё  в корне слова.

Буквы и – ы  после  ц

Познакомить учащихся с правилом написания И и  Ы после Ц.

Уметь применять данное правило на письме.

Повторение.

Повторить изученные орфограммы в частях слова (в корне и в приставке).

Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов.

Р. р. Сочинение. Описание картины Н. П. Кончаловского «Сирень».

Дать понятие натюрморта. Научить описывать натюрморт (в частности, натюрморт с изображением цветов).

Уметь построить  сочинение описание по картине, используя лексико – изобразительные средства.

Контрольный диктант.

Проверка знаний и умений по теме.

Уметь применять полученные знания и умения.

Самостоятельные и служебные части речи.

Познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи.

Уметь различать части речи по их грамматическим признакам.

Имя существительное как часть речи.

Сообщить учащимся о грамматическом значении имени существительного; о его роли в предложении.

Уметь определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам.

Имя существительное как часть речи.

Сообщить учащимся о грамматическом значении имени существительного; о его роли в предложении.

Уметь определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам.

Р. р.Доказательства в рассуждении (упр. 477).

Познакомить с составными частями сочинения – рассуждения.

Уметь строить рассуждение на грамматическую тему.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Сообщить учащимся о различии одушевленных и неодушевленных существительных.

Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Углубить знания о существительных собственных и нарицательных.

Уметь отличать собственные существительные от нарицательных.

Р. р. Сжатое изложение (упр. 496).

Познакомить со способами сокращения текста.

Уметь строить рассуждение и владеть способами его сокращения.

Морфологический разбор имени существительного.

Повторить виды разбора. Морфологический разбор имени существительного.

Уметь делать морфологический разбор имени существительного.

Род имен существительных.

Повторить и углубить знания по данной теме.

Уметь согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Вспомнить существительные, употребляемые только во множественном числе (углубление темы).

Уметь употреблять эти существительные в речи.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Вспомнить существительные ,имеющие форму только единственного числа (углубление темы).

Уметь употреблять указанные существительные в речи.

Три склонения имен существительных.

Повторить три склонения имен  существительных.

Уметь различать типы склонения имен существительных.

Падеж имен существительных.

Повторить падежи имени существительного.

Уметь определять падеж имени существительного.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Повторить способы проверки  и – е   в окончаниях существительных.

Уметь применять правила постановки и – е  в окончаниях существительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Повторить способы проверки  и – е   в окончаниях существительных.

Уметь применять правила постановки и – е  в окончаниях существительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Повторить способы проверки  и – е   в окончаниях существительных.

Уметь применять правила постановки и – е  в окончаниях существительных.

Р. р. Изложение (упр. 546).

Рассказать о приемах работы над подробным изложение – описанием.

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

Множественное число имен существительных.

Сообщить учащимся об особенностях образования и употребления форм множественного числа существительных.

Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Множественное число имен существительных.

Сообщить учащимся об особенностях образования и употребления форм множественного числа существительных.

Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Правописание о – е  после шипящих и  ц в окончаниях существительных.

Сообщить учащимся о способе действия при выборе написания  о – е  в окончаниях существительных после шипящих и  ц.

Уметь применять правило написания   о – е     после шипящих и  ц.

Написание о – е  в существительных после шипящих и  ц.

Сообщить о зависимости выбора написания  о – е – ё  после шипящих в существительных от морфемы  (корня, окончания).

Уметь применять правило написания о – е – ё  после шипящих и ц  в существительных.

Повторение пройденного.

Повторить способы проверки  и – е   в окончаниях существительных; особенности образования и употребления форм множественного числа существительных

Уметь применять правила постановки и – е  в окончаниях существительных; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Р. р. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»(Элементы рассуждения в написании) (упр. 564).

Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание сочинения.

Уметь соотносить тему и содержание сочинения, использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Проверить знания и умения по теме «Имя существительное».

Уметь применять полученные знания.

Контрольный диктант.

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Уметь применять полученные знания.

Имя прилагательное как часть речи.

Повторить морфологические признаки имени прилагательного.

Уметь отличать прилагательные от других частей речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Повторить морфологические признаки имени прилагательного.

Уметь отличать прилагательные от других частей речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Повторить морфологические признаки имени прилагательного.

Уметь отличать прилагательные от других частей речи.

Р. р. Описание животного. Изложение (упр. 587).

Рассказать о приемах работы над подробным изложение – описанием.

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

Правописание гласных в падежных  окончаниях прилагательных.

Повторить склонение имен прилагательных.

Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных.

Правописание гласных в падежных  окончаниях прилагательных.

Повторить склонение имен прилагательных.

Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных.

Правописание гласных в падежных  окончаниях прилагательных.

Повторить склонение имен прилагательных.

Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных.

Окончания имен прилагательных после шипящих и  ц.

Сообщить об условиях выбора о – е   после шипящих  и  ц в окончаниях имен прилагательных.

Уметь правильно  писать   окончания прилагательных    после    шипящих и ц.

Р. р. Сочинение – описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр. 599).

Сообщить учащимся как строится описание животного.

Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

Полная и краткая форма имен прилагательных.

Дать понятие о полных и кратких прилагательных.

Уметь определять краткие прилагательные.

Полная и краткая форма имен прилагательных.

Объяснить отсутствие  ь после шипящих на конце кратких прилагательных.

Уметь применять правило написания  ь после шипящих.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Повторить виды разбора. Морфологический разбор имени прилагательного.

Уметь делать морфологический разбор имени прилагательного.

Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 606).

Повторить, как строится описание животного.

Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 606).

Повторить, как строится описание животного.

Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

Обобщение изученного по теме.

Проверить знания и умения по теме «Имя существительное».

Уметь применять полученные знания.

Контрольный диктант.

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Уметь применять полученные знания и умения.

Глагол как часть речи.

Сообщить учащимся о грамматических значениях глагола.

Уметь использовать в речи глаголы разных значений.

Не с глаголами.

Повторить раздельное и слитное написание  не  с глаголами.

Уметь применять орфографическое правило написания  не  с глаголами.

Не с глаголами.

Повторить раздельное и слитное написание  не  с глаголами.

Уметь применять орфографическое правило написания  не  с глаголами.

Р. р. Рассказ.

Сообщить учащимся, что такое рассказ.

Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы.

Неопределенная форма глагола.

Освежить в памяти учащихся знания о  неопределенной форме глагола.

Уметь различать неопределенную форму  и личные формы.

Неопределенная форма глагола.

Освежить в памяти учащихся знания о  неопределенной форме глагола.

Уметь  правильно писать окончания глаголов неопределенной формы.

Неопределенная форма глагола.

Освежить в памяти учащихся знания о  неопределенной форме глагола.

Уметь различать неопределенную форму  и личные формы; правильно писать окончания глаголов неопределенной формы.

Правописание – тся и – ться в глаголах

Вспомнить формы глаголов на –ться   и   - тся.

Уметь употреблять в речи глаголы данных форм.

Правописание – тся и – ться в глаголах

Вспомнить формы глаголов на –ться   и   - тся.

Уметь употреблять в речи глаголы данных форм.

Правописание – тся и – ться в глаголах

Сообщить об условиях выбора написания  ться   и   - тся.

Уметь применять способ действия при выборе написания.

Правописание – тся и – ться в глаголах

Сообщить об условиях выбора написания  ться   и   - тся.

Уметь применять способ действия при выборе написания.

Контрольный диктант.

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Контрольный диктант.

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Уметь применять полученные знания и умения.

Виды глагола.

Дать понятие о видах глагола.

Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Виды глагола.

Дать понятие о видах глагола.

Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Буквы Е – И  в корнях с чередованием.

Сообщить о чередовании гласных е – и  в корнях; о способах действия при выборе орфограммы  е – и.

Уметь применять способы действия при выборе орфограммы  е – и.

Буквы Е – И  в корнях с чередованием.

Сообщить о чередовании гласных е – и  в корнях; о способах действия при выборе орфограммы  е – и.

Уметь применять способы действия при выборе орфограммы  е – и.

Буквы Е – И  в корнях с чередованием.

Сообщить о чередовании гласных е – и  в корнях; о способах действия при выборе орфограммы  е – и.

Уметь применять способы действия при выборе орфограммы  е – и.

Р. р. Невыдуманный рассказ (о себе).

Освежить в память учащимся, что такое рассказ.

Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий.

Время глагола.

Освежить знания учащихся о временах глагола.

Уметь различать времена глагола.

Время глагола.

Освежить знания учащихся о временах глагола.

Уметь различать времена глагола.

Прошедшее время.

Сообщить об образовании глаголов прошедшего времени.

Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом – л –,

Употреблять в речи (соблюдая орфоэпические нормы) глаголы прошедшего времени.

Настоящее время.

Сообщить об образовании глаголов настоящего времени.

Уметь распознавать глаголы настоящего времени, употреблять в устной и письменной речи, соблюдая орфоэпические нормы.

Будущее время

Сообщить об образовании глаголов будущего времени.

Уметь распознавать глаголы будущего времени, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы.

Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Сообщить о способах определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме).

Уметь владеть способом определения спряжения.

Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Сообщить о способах определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме).

Уметь владеть способом определения спряжения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Сообщить учащимся, что выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения.

Уметь различать глаголы I   и  II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Сообщить учащимся, что выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения.

Уметь различать глаголы I   и  II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания.

Морфологический разбор глагола.

Повторить виды разбора. Морфологический разбор глагола.

Уметь делать морфологический разбор глагола.

Правописание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Познакомить учащихся с написанием ь на конце глаголов 2-го лица.

Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи.

Правописание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Познакомить учащихся с написанием ь на конце глаголов 2-го лица.

Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи.

Употребление времен.

Сообщить о единстве времен в тексте. Использование глаголов прошедшего времени в значении настоящего; использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего.

Уметь правильно использовать прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении прошедшего.

Закрепление изученного по теме.

Проверить знания и умения по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания и умения по изученной теме.

Закрепление изученного по теме.

Проверить знания и умения по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания и умения по изученной теме.

Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку».

Освежить в память учащимся, что такое рассказ.

Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий.

Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку».

Освежить в память учащимся, что такое рассказ.

Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий.

Закрепление изученного по теме.

Проверить знания и умения по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания и умения по изученной теме.

Закрепление изученного по теме.

Проверить знания и умения по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания и умения по изученной теме.

Закрепление изученного по теме.

Проверить знания и умения по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания и умения по изученной теме.

Закрепление изученного по теме.

Проверить знания и умения по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания и умения по изученной теме.

Контрольный диктант

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Уметь применять полученные знания и умения.

Контрольный диктант

Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.

Уметь применять полученные знания и умения.

Разделы науки о языке.

Повторить в каких разделах науки о языке изучаются: звуки, лексическое значение слова, морфемы, части речи, словосочетания и предложения.

Уметь различать понятия науки о языке.

Орфограммы в приставках.

Повторить все изученные орфограммы в приставках.

Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках.

Орфограммы в окончаниях слов.

Повторить все изученные орфограммы в окончаниях.

Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в окончаниях.

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

Повторить все изученные орфограммы.

Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Уметь  грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Повторить  постановку  знаков препинания между частями сложного предложения; постановку тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Р.р.Сжатое изложение.

Рассказать о приемах работы над сжатым изложением.

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

Р.р.Сжатое изложение

Рассказать о приемах работы над сжатым изложением.

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

Контрольный диктант

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 5 классе.

Уметь применять полученные знания и умения.

Контрольный диктант

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 5 классе.

Уметь применять полученные знания.

Раздел 6. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарям

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература

  1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2008.
  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,  Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006 .

  1. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.:  Айрис пресс, 2000.
  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.

Ресурсы ИКТ

  1. Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
  2. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....